Методы налаживания конструктивного межкультурного диалога на Северном Кавказе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международная научно - практическая конференция « Толерантность и право » 2012 год.
Advertisements

Лидерство Задачи Формирование и продвижение молодого успешного россиянина. Поддержка и продвижение способной, инициативной и талантливой молодежи. Создание.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Программа развития воспитания в системе образования Хабаровского края на годы Постановление Правительства Хабаровского края 253-пр от
Сопровождение деятельности педагогов в ДОУ Система работы.
Заведующий МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовский район Доброходова Н.С «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Оперативное совещание, проводимое губернатором Тульской области 2013 года 06 мая 2013 года.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Критерии оценки качества работы учителей. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИННОВАЦИОННАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Красноярский педагогический колледж 2. Опыт работы по проблеме адаптации мигрантов на территории Красноярского края С 2008 г. по 2011 г. Колледж – участник.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Транксрипт:

Методы налаживания конструктивного межкультурного диалога на Северном Кавказе

Особенности Северо-Кавказского федерального округа СКФО – создан 19 января 2010 г Полномочный представитель СКФО - Александр Хлопонин (наделен одновременно полномочиями заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Полномочного Представителя Президента) Географически территория Северного Кавказа включает в себя Республика Дагестан (г. Махачкала), Республика Кабардино-Балкария (г. Нальчик), Республика Северная Осетия – Алания (г. Владикавказ), Республика Карачаево- Черкессия (г. Черкесск), Республика Ингушетия (г. Магас), Чеченская Республика (г. Грозный). Политически – в СКФО входит и Ставропольский край (Ставрополь), который географически скорее относится к Предкавказью.

Особенности Северо-Кавказского федерального округа СКФО - СКФО - единственный федеральный округ, в котором этнические русские составляют меньшинство населения по сравнению со всеми остальными вместе взятыми. Русские чел. (32,9 %) Чеченцы чел. (13,9 %) Аварцы чел. (8,6 %) Кабардинцы чел. (5,7 %) Даргинцы чел. (5,2 %) Осетины чел. (5,2 %) Кумыки чел. (4,4 %) Ингуши чел. (4,4 %) Лезгины чел. (3,9 %) Карачаевцы чел. (2,1 %) Армяне чел. (2,0 %) Лакцы чел. (1,6 %) Азербайджанцы чел. (1,5 %) Табасараны чел. (1,3 %) Балкарцы чел. (1,2 %)

Особенности Северо-Кавказского федерального округа СКФО занимает п СКФО занимает 1-е место в стране по показателям рождаемости Доля детей в общей численности населения самая большая, а также высокая доля молодежи в общей численности лиц трудоспособного возраста (2,8 млн - более одной трети общей численности населения). Доля детей в общей численности населения самая большая, а также высокая доля молодежи в общей численности лиц трудоспособного возраста (2,8 млн - более одной трети общей численности населения). Показатель смертности в Северо-Кавказском федеральном округе самый низкий по Российской Федерации. Показатель смертности в Северо-Кавказском федеральном округе самый низкий по Российской Федерации. В целом в регионе низкий уровень экономического развития и слабый инновационный фон В целом в регионе низкий уровень экономического развития и слабый инновационный фон

Особенности Северо-Кавказского федерального округа Вооруженные противостояния и общественная безопасность. Вооруженные противостояния и общественная безопасность. В годах наиболее ярко вооруженное противостояние силовых структур и экстремистского подполья на Северном Кавказе проявилось на территории трех республик - Чечни, Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии В годах наиболее ярко вооруженное противостояние силовых структур и экстремистского подполья на Северном Кавказе проявилось на территории трех республик - Чечни, Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии Неспокойна ситуация и в других регионах округа. В результате противостояния силовых структур и вооруженного подполья на территории Карачаево-Черкесии в прошедшем году не менее двух человек погибли и столько же были ранены. В течение 2010 года на территории Республики Северная Осетия - Алания в результате террористических актов, подрывов и обстрелов в целом были убиты и ранены более 182 человек из числа сотрудников правоохранительных органов, боевиков и мирных жителей. Неспокойна ситуация и в других регионах округа. В результате противостояния силовых структур и вооруженного подполья на территории Карачаево-Черкесии в прошедшем году не менее двух человек погибли и столько же были ранены. В течение 2010 года на территории Республики Северная Осетия - Алания в результате террористических актов, подрывов и обстрелов в целом были убиты и ранены более 182 человек из числа сотрудников правоохранительных органов, боевиков и мирных жителей. В Ставропольском крае, ставшем центром округа, в 2010 году было совершено три широкомасштабных преступления террористической направленности. В Ставропольском крае, ставшем центром округа, в 2010 году было совершено три широкомасштабных преступления террористической направленности.

Особенности Северо-Кавказского федерального округа Северо-Кавказский федеральный округ отличается сложным, разнообразным этническим составом, сконцентрированным на относительно небольшой территории, что обусловливает прямую зависимость состояния общественно-политической обстановки от ситуации в сфере межнациональных отношений. Северо-Кавказский федеральный округ отличается сложным, разнообразным этническим составом, сконцентрированным на относительно небольшой территории, что обусловливает прямую зависимость состояния общественно-политической обстановки от ситуации в сфере межнациональных отношений. Современная общественно-политическая и этнополитическая обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе характеризуется рядом выраженных негативных социальных тенденций, проявлениями этнополитического и религиозного экстремизма, а также высоким конфликтогенным потенциалом. Современная общественно-политическая и этнополитическая обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе характеризуется рядом выраженных негативных социальных тенденций, проявлениями этнополитического и религиозного экстремизма, а также высоким конфликтогенным потенциалом.

Особенности Северо-Кавказского федерального округа В СКФО доминирует вынужденная миграция. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье, сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические условия, с другой стороны, делают эту территорию перекрестком миграционных потоков. В СКФО доминирует вынужденная миграция. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье, сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические условия, с другой стороны, делают эту территорию перекрестком миграционных потоков. В 2008 году в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу миграционная убыль составила 11,9 тыс. человек, в том числе в Республике Дагестан - 9,8 тыс. человек, Кабардино-Балкарской Республике - 2,9 тыс. человек, Республике Северная Осетия - Алания - 2,7 тыс. человек, Карачаево-Черкесской Республике - 1,9 тыс. человек и Чеченской Республике - 1 тыс. человек. В 2008 году в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу миграционная убыль составила 11,9 тыс. человек, в том числе в Республике Дагестан - 9,8 тыс. человек, Кабардино-Балкарской Республике - 2,9 тыс. человек, Республике Северная Осетия - Алания - 2,7 тыс. человек, Карачаево-Черкесской Республике - 1,9 тыс. человек и Чеченской Республике - 1 тыс. человек. Миграционный прирост отмечался в Ставропольском крае (5,5 тыс. человек) и Республике Ингушетия (0,9 тыс. человек) Миграционный прирост отмечался в Ставропольском крае (5,5 тыс. человек) и Республике Ингушетия (0,9 тыс. человек)

Особенности Северо-Кавказского федерального округа Общий образовательный уровень экономически активного населения в Северо-Кавказском федеральном округе несколько ниже средних показателей по Российской Федерации. Общий образовательный уровень экономически активного населения в Северо-Кавказском федеральном округе несколько ниже средних показателей по Российской Федерации. Все субъекты, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеют низкие показатели качества жизни населения. Все субъекты, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеют низкие показатели качества жизни населения. Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики являются высоко дотационными. Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики являются высоко дотационными. В СКФО самый высокий уровень безработицы (лидирует Чечня и Ингушетия) В СКФО самый высокий уровень безработицы (лидирует Чечня и Ингушетия)

Результаты некоторых исследований Изучение ценностей на индивидуальном уровне Изучение ценностей на индивидуальном уровне Наиболее высокие значения имеют такие ценности: Безопасность (4,548), Конформизм (4,367) и Благожелательность (4,358) Наиболее высокие значения имеют такие ценности: Безопасность (4,548), Конформизм (4,367) и Благожелательность (4,358) Наиболее низкие - – Гедонизм (3,676), Власть (3,272), Стимуляция (3,08) Наиболее низкие - – Гедонизм (3,676), Власть (3,272), Стимуляция (3,08) Наиболее выражены в регионе ценности блока Сохранение (ценности сохранения традиции, поддержания стабильности общества), Наиболее выражены в регионе ценности блока Сохранение (ценности сохранения традиции, поддержания стабильности общества), Наименее выражены ценности блока Самоутверждение (стремление к доминированию над другими). Наименее выражены ценности блока Самоутверждение (стремление к доминированию над другими).

Изучение социального капитала и религиозной идентичности населения СКФО Из показателей социального капитала наиболее выражен показатель «Воспринимаемый социальный капитал» – 3,45, наименее выражен – «Уровень межличностного доверия» (2, 61). сила религиозной идентичности высокая (3,91), позитивность также очень высокая – 3,61 Также высокие показатели позитивности и силы гражданской идентичности Также высокие показатели позитивности и силы гражданской идентичности

Изучение инновативных качеств У жителей региона наиболее выражен показатель креативность, наименее – риск ради успеха. У жителей региона наиболее выражен показатель креативность, наименее – риск ради успеха. Индекс инновативности имеет среднее значение Индекс инновативности имеет среднее значение Показатель – ориентация на будущее (3, 036) –низкий Показатель – ориентация на будущее (3, 036) –низкий

Исследование экономических представлений В СКФО наиболее выражен показатель экономической самостоятельности – 3,87, наименее выражен – показатель удовлетворенности материальным положением – 2,63. В СКФО наиболее выражен показатель экономической самостоятельности – 3,87, наименее выражен – показатель удовлетворенности материальным положением – 2,63. Экономический патернализм в СКФО имеет высокий показатель– 3,37. Экономический патернализм в СКФО имеет высокий показатель– 3,37. Удовлетворенность материальным благосостоянием в СКФО имеет низкий показатель – 2,63 Удовлетворенность материальным благосостоянием в СКФО имеет низкий показатель – 2,63

Исследование доверия между сотрудниками ОВД и активной молодежью Исследование проводилось на территории Ставропольского края (Курской район), Чеченской республики (Наурский и Надтеречный районы), а также республики Северная Осетия – Алания (г.Моздок). Всего в исследовании было задействовано 88 сотрудников милиции и 67 активистов из числа молодежи общественных организаций. Исследование проводилось на территории Ставропольского края (Курской район), Чеченской республики (Наурский и Надтеречный районы), а также республики Северная Осетия – Алания (г.Моздок). Всего в исследовании было задействовано 88 сотрудников милиции и 67 активистов из числа молодежи общественных организаций. Задачи Задачи 1. определение характера и уровня контактов представителей ОВД и молодых членов общественных организаций; 1. определение характера и уровня контактов представителей ОВД и молодых членов общественных организаций; 2.определение степени взаимной компетентности сотрудников ОВД и молодых представителей общественных организаций в плане знания организационной структуры, целей и задач, технологий их выполнения партнерами по взаимодействию; 2.определение степени взаимной компетентности сотрудников ОВД и молодых представителей общественных организаций в плане знания организационной структуры, целей и задач, технологий их выполнения партнерами по взаимодействию; 3.определение степени взаимной толерантности и доверия сотрудниками ОВД и молодых членов общественных организаций. 3.определение степени взаимной толерантности и доверия сотрудниками ОВД и молодых членов общественных организаций.

Частота деловых контактов Часто ли Вам приходится иметь деловые контакты с представителями общественных организаций по служебным вопросам? Часто ли Вам приходится иметь деловые контакты с представителями общественных организаций по служебным вопросам? Часто ли Вам приходится иметь деловые контакты с сотрудниками органов внутренних дел? Часто ли Вам приходится иметь деловые контакты с сотрудниками органов внутренних дел?

Представления о целях и задачах партнера по взаимодействию Знакомы ли Вам внутренняя структура, цели и задачи органов внутренних дел, с представителями которых Вам приходится взаимодействовать? Знакомы ли Вам внутренняя структура, цели и задачи органов внутренних дел, с представителями которых Вам приходится взаимодействовать? Знакомы ли Вам внутренняя структура, цели и задачи общественных организаций, с представителями которых Вам приходится взаимодействовать по службе? Знакомы ли Вам внутренняя структура, цели и задачи общественных организаций, с представителями которых Вам приходится взаимодействовать по службе?

Оценка эффективности деятельности партнера Как бы Вы оценили эффективность деятельности всех правоохранительных структур? Как бы Вы оценили эффективность деятельности всех правоохранительных структур? Как бы Вы оценили социальную значимость деятельности всех известных Вам общественных организаций? Как бы Вы оценили социальную значимость деятельности всех известных Вам общественных организаций?

Степень доверия Как Вы оцениваете уровень Вашего личного доверия членам общественных организаций, с которыми приходится взаимодействовать по служебным вопросам? Как Вы оцениваете уровень Вашего личного доверия членам общественных организаций, с которыми приходится взаимодействовать по служебным вопросам? Как Вы оцениваете уровень Вашего личного доверия сотрудникам ОВД, с которыми приходится взаимодействовать в рамках деятельности организации? Как Вы оцениваете уровень Вашего личного доверия сотрудникам ОВД, с которыми приходится взаимодействовать в рамках деятельности организации?

Степень готовности к более тесному взаимодействию Готовы ли Вы лично к более тесному и разноплановому взаимодействию с представителями органов внутренних дел? Готовы ли Вы лично к более тесному и разноплановому взаимодействию с представителями органов внутренних дел? Готовы ли Вы лично к более тесному и разноплановому взаимодействию с представителями общественных организаций в процессе выполнения оперативно-служебных задач? Готовы ли Вы лично к более тесному и разноплановому взаимодействию с представителями общественных организаций в процессе выполнения оперативно-служебных задач?

Исследование проблемы насилия На первом этапе был использован метод фокус- группы, в котором приняли участие старшеклассники Чеченской Республики 2-х школ (общее количество – 62 человека, 5 групп – 2 группы – девушек, 2 групп юношей, 1 группа – гетерогенная по полу). На первом этапе был использован метод фокус- группы, в котором приняли участие старшеклассники Чеченской Республики 2-х школ (общее количество – 62 человека, 5 групп – 2 группы – девушек, 2 групп юношей, 1 группа – гетерогенная по полу). На втором этапе - опрос старшеклассников и студентов (общее количество респондентов – 400 человек), экспертные интервью (10 респондентов).

В целом по итогам фокус-групп можно отметить, что участники актуализировали проблему насилия, как психологического (давление мужа на жену, унижение ее прав и достоинств), так и физического мужей в отношении жен. Мнения участников часто носили безапелляционный, категоричный характер. Они не были готовы к обсуждению данной проблемы с разных сторон, в целом они, как правило, даже не видели других сторон. Немногие (это, как правило, девушки) смогли выйти на проблему несправедливого отношения мужчин к женщинам, подчиненного положения, низкого статуса женщин. В целом по итогам фокус-групп можно отметить, что участники актуализировали проблему насилия, как психологического (давление мужа на жену, унижение ее прав и достоинств), так и физического мужей в отношении жен. Мнения участников часто носили безапелляционный, категоричный характер. Они не были готовы к обсуждению данной проблемы с разных сторон, в целом они, как правило, даже не видели других сторон. Немногие (это, как правило, девушки) смогли выйти на проблему несправедливого отношения мужчин к женщинам, подчиненного положения, низкого статуса женщин.

Как часто, по-вашему, в современных семьях встречается насилие Как часто, по-вашему, в современных семьях встречается насилие 1.Часто 38% 1.Часто 38% 2. Иногда 46% 2. Иногда 46% 3. Редко 13% 3. Редко 13% 4.Никогда 0% 4.Никогда 0% 5. Затрудняюсь ответить 3% 5. Затрудняюсь ответить 3% Кто чаще всего, на Ваш взгляд, является жертвой насилия в семье Кто чаще всего, на Ваш взгляд, является жертвой насилия в семье 1.Мужчины 0% 1.Мужчины 0% 2.Женщины 87% 2.Женщины 87% 3. Дети 74% 3. Дети 74% 4. Старики 2% 4. Старики 2% Причины насилия Причины насилия 1. Низкий уровень образования 3% 1. Низкий уровень образования 3% 2. Наличие психического расстройства 37% 2. Наличие психического расстройства 37% 3. Безнравственность 21% 3. Безнравственность 21% 4. Формальное отношение к религиозным канонам 12 % 4. Формальное отношение к религиозным канонам 12 % 5. Несоблюдение национальных обычаев и традиций 8% 5. Несоблюдение национальных обычаев и традиций 8% 6. Неумение управлять своим эмоциональным состоянием 63% 6. Неумение управлять своим эмоциональным состоянием 63% 7.Привычка 17% 7.Привычка 17% 8.Недостаток воспитания 15% 8.Недостаток воспитания 15%

К кому, по вашему мнению, может обратиться за помощью, человек, пострадавший от насилия в семье (укажите наиболее подходящие варианты ответа) К кому, по вашему мнению, может обратиться за помощью, человек, пострадавший от насилия в семье (укажите наиболее подходящие варианты ответа) 1. В органы правопорядка 0% 1. В органы правопорядка 0% 2.К авторитетным членам своей семьи 63% 2.К авторитетным членам своей семьи 63% 3.К специалистам (психологам, психотерапевтам и др.) 42% 3.К специалистам (психологам, психотерапевтам и др.) 42% 4. К религиозным авторитетам 14% 4. К религиозным авторитетам 14% 5. К друзьям 89% 5. К друзьям 89% 6. В общественные организации 10% 6. В общественные организации 10% 7. Ни к кому не должен обращаться, а должен решать свои проблемы сам 2% 7. Ни к кому не должен обращаться, а должен решать свои проблемы сам 2%

Изучение исламского образования на Северном Кавказе Можно отметить, что религия на Северном Кавказе начинает играть большую роль не только в воспитании подрастающего поколения, но в социальной и личной жизни каждого человека. Более того, возникает ситуация, когда исполняемая социальная роль «мусульманина» становится той призмой, через которую воспринимается исполнение других социальных ролей: профессионала, родителя, госслужащего и др. Религия начинает пронизывать не только общественную жизнь, но и политические, государственные отношения. Можно отметить, что религия на Северном Кавказе начинает играть большую роль не только в воспитании подрастающего поколения, но в социальной и личной жизни каждого человека. Более того, возникает ситуация, когда исполняемая социальная роль «мусульманина» становится той призмой, через которую воспринимается исполнение других социальных ролей: профессионала, родителя, госслужащего и др. Религия начинает пронизывать не только общественную жизнь, но и политические, государственные отношения.

Принципы, используемые при разработке форм, методов налаживания эффективного межкультурного диалога Особый контакт этнических групп. (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002) Особый контакт этнических групп. (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002) наличие общей цели для групп, наличие общей цели для групп, создание ситуации взаимозависимости, создание ситуации взаимозависимости, равный статус групп, равный статус групп, дружеская обстановка, дружеская обстановка, налаживание неформальных контактов между членами группы, налаживание неформальных контактов между членами группы, создание условий для поддержания норм равенства. создание условий для поддержания норм равенства.

Учет факторов, снижающих этническую интолерантность и повышающих этническую толерантность В рамках проектов подбирали методы, теоретический материал, выстраивали логику занятий исходя из того, что формирование этнической толерантности взаимосвязано с позитивной этнической иден¬тичностью; общей надэтнической идентич¬ностью на основе «пересекающегося» членства в группе; личной открытостью; знаниях о себе; создаваемыми условиями для социальной интеграции. В рамках проектов подбирали методы, теоретический материал, выстраивали логику занятий исходя из того, что формирование этнической толерантности взаимосвязано с позитивной этнической иден¬тичностью; общей надэтнической идентич¬ностью на основе «пересекающегося» членства в группе; личной открытостью; знаниях о себе; создаваемыми условиями для социальной интеграции. Содержание проектов было ориентировано на снижение межгруппового сравнения; стереотипизации; негативных чувств, связанных с групповой принадлежностью и межгрупповым взаимодействием и др. Содержание проектов было ориентировано на снижение межгруппового сравнения; стереотипизации; негативных чувств, связанных с групповой принадлежностью и межгрупповым взаимодействием и др.

Используемые методы Совместное профессиональное обучение и повышение квалификации Совместное профессиональное обучение и повышение квалификации Совместная межрегиональная деятельность Совместная межрегиональная деятельность Совместные межрегиональные мероприятия, встречи, определенным образом организованные Совместные межрегиональные мероприятия, встречи, определенным образом организованные Социальное проектирование Социальное проектирование Тренинги этнической толерантности, эффективного разрешения конфликтов Тренинги этнической толерантности, эффективного разрешения конфликтов Методы арт-терапии Методы арт-терапии Форум-театр Форум-театр Создание сетей Создание сетей Создание совместного сайта Создание совместного сайта

Проект «Расширение и укрепление потенциала институтов образования, обеспечивающих межкультурное взаимодействие и предотвращение межэтнических конфликтов» Направлен на развитие системных горизонтальных связей между сотрудниками отделов и учреждений образования соседних районов Северного Кавказа в сфере формирования этнокультурной компетентности и этнической толерантности. Направлен на развитие системных горизонтальных связей между сотрудниками отделов и учреждений образования соседних районов Северного Кавказа в сфере формирования этнокультурной компетентности и этнической толерантности. Проект был рассчитан на 2 года ( гг.). Проект был рассчитан на 2 года ( гг.). Внедрялся в 5 районах: Курском районе Ставропольского края; Надтеречном, Наурском и Шелковском районах Чеченской республики, Моздокском районе республики Северная Осетия – Алания. Внедрялся в 5 районах: Курском районе Ставропольского края; Надтеречном, Наурском и Шелковском районах Чеченской республики, Моздокском районе республики Северная Осетия – Алания. В проекте прияли участие отделы образования и дошкольные образовательные учреждения. В проекте прияли участие отделы образования и дошкольные образовательные учреждения.

Проект «Расширение и укрепление потенциала институтов образования, обеспечивающих межкультурное взаимодействие и предотвращение межэтнических конфликтов» Первый этап - проведение диагностики профессиональной компетентности руководителей ДОУ; используемых образовательных программ и технологий, основных направлений деятельности ДОУ и отделов образования. Выделены основные тенденции, потребности, проблемы и потенциал системы дошкольного образования вышеназванных районов Ставропольского края, РСО-А, ЧР. Первый этап - проведение диагностики профессиональной компетентности руководителей ДОУ; используемых образовательных программ и технологий, основных направлений деятельности ДОУ и отделов образования. Выделены основные тенденции, потребности, проблемы и потенциал системы дошкольного образования вышеназванных районов Ставропольского края, РСО-А, ЧР. Второй этап. Разработана программа совместных действий, обеспечивающая развитие межрегиональных горизонтальных связей, с одной стороны, а с другой – программа краткосрочного повышения квалификации педагогов, руководителей ДОУ и специалистов отделов образования: (104 часа с выдачей свидетельства государственного образца СГУ. Второй этап. Разработана программа совместных действий, обеспечивающая развитие межрегиональных горизонтальных связей, с одной стороны, а с другой – программа краткосрочного повышения квалификации педагогов, руководителей ДОУ и специалистов отделов образования: (104 часа с выдачей свидетельства государственного образца СГУ.

Проект «Расширение и укрепление потенциала институтов образования, обеспечивающих межкультурное взаимодействие и предотвращение межэтнических конфликтов» Третий этап. Реализация системы повышения квалификации педагогов и руководителей ДОУ, специалистов отделов образования. Третий этап. Реализация системы повышения квалификации педагогов и руководителей ДОУ, специалистов отделов образования. Учебный план кроме управленческих и психолого-педагогических дисциплин включал в себя дисциплину «Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов в системе образования». По итогам проекта было написано методическое пособие «формирование этнической толерантности у старших дошкольников». Учебный план кроме управленческих и психолого-педагогических дисциплин включал в себя дисциплину «Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов в системе образования». По итогам проекта было написано методическое пособие «формирование этнической толерантности у старших дошкольников». Устойчивость проекта. Устойчивость проекта. По окончанию проекта участники самостоятельно создали свой проект в форме мастер-классов для руководителей ДОУ, в котором принимали участие специалисты отделов образования, руководители и педагоги ДОУ указанных районов Ставропольского края, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики. Мастер-классы проводились на базе ДОУ участников проекта. По окончанию проекта участники самостоятельно создали свой проект в форме мастер-классов для руководителей ДОУ, в котором принимали участие специалисты отделов образования, руководители и педагоги ДОУ указанных районов Ставропольского края, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики. Мастер-классы проводились на базе ДОУ участников проекта. Внедрение этого проекта способствовало не только изменению профессионального уровня сотрудников отделов образования, педагогов и руководителей ДОУ, но и повышению уровня взаимодействия и сотрудничества между отделами и учреждениями образования из целевых районов реализации инициативы; повышению уровня сформированности этнокультурной компетентности и этнической толерантности. Внедрение этого проекта способствовало не только изменению профессионального уровня сотрудников отделов образования, педагогов и руководителей ДОУ, но и повышению уровня взаимодействия и сотрудничества между отделами и учреждениями образования из целевых районов реализации инициативы; повышению уровня сформированности этнокультурной компетентности и этнической толерантности.

Проект «Повышение профессиональной компетенции психологов подразделений ОВД» Реализовывался в гг. Реализовывался в гг. Целевыми районами реализации проекта были: Наурский, Надтеречный район Чеченской Республики, Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, Курский район Ставропольского края. Целевыми районами реализации проекта были: Наурский, Надтеречный район Чеченской Республики, Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, Курский район Ставропольского края. Участники: психологи РОВД, руководители психологических служб ГУВД и МВД республик. Участники: психологи РОВД, руководители психологических служб ГУВД и МВД республик.

Проект «Повышение профессиональной компетенции психологов подразделений ОВД» Первый этап - диагностика. С помощью экспертных интервью, фокус-групп и наблюдения были выявлены условия (кадровых, материальных, технических), обеспечивающие эффективное выполнение психологами ОВД профессиональных функций. Первый этап - диагностика. С помощью экспертных интервью, фокус-групп и наблюдения были выявлены условия (кадровых, материальных, технических), обеспечивающие эффективное выполнение психологами ОВД профессиональных функций. Второй этап. На основе выделенных наиболее значимых проблем были разработаны программы обучающих семинаров. Наряду с профессиональными проблемами (техники и технологии эффективного разрешения конфликтов в системе работы с личным составом ОВД, технология посредничества, посттравматические расстройства: диагностика и коррекция и др. также рассматривались темы, связанные с социальным проектированием. Второй этап. На основе выделенных наиболее значимых проблем были разработаны программы обучающих семинаров. Наряду с профессиональными проблемами (техники и технологии эффективного разрешения конфликтов в системе работы с личным составом ОВД, технология посредничества, посттравматические расстройства: диагностика и коррекция и др. также рассматривались темы, связанные с социальным проектированием. Формат семинаров предполагал обмен опытом участников по актуальным проблемам профессиональной деятельности. Формат семинаров предполагал обмен опытом участников по актуальным проблемам профессиональной деятельности. По окончанию проекта участники разработали совместные межрегиональные проекты (турнир по футболу в честь чествования погибших сотрудников ОВД, пост в ст. Ищерской). По окончанию проекта участники разработали совместные межрегиональные проекты (турнир по футболу в честь чествования погибших сотрудников ОВД, пост в ст. Ищерской).

Диагностика

Проект «Повышение компетенции членов НКО» Реализовывался в гг. Реализовывался в гг. Участники: члены НКО Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия-Алания Участники: члены НКО Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия-Алания Первый этап - диагностика. С помощью экспертных интервью, фокус-групп и наблюдения были выявлены проблемы (Пиар, фандрайзинг, социальное проектирование), обеспечивающие эффективную работу. Первый этап - диагностика. С помощью экспертных интервью, фокус-групп и наблюдения были выявлены проблемы (Пиар, фандрайзинг, социальное проектирование), обеспечивающие эффективную работу. Второй этап. На основе выделенных наиболее значимых проблем были разработаны программы обучающих семинаров. Второй этап. На основе выделенных наиболее значимых проблем были разработаны программы обучающих семинаров. Формат семинаров предполагал обмен опытом участников по актуальным проблемам профессиональной деятельности. Формат семинаров предполагал обмен опытом участников по актуальным проблемам профессиональной деятельности. По окончанию проекта участники разрабатывали совместные межрегиональные проекты. По окончанию проекта участники разрабатывали совместные межрегиональные проекты.

Проект «Взаимодействие правоохранительных органов, учреждений образования, общественных организаций в профилактике вредных привычек» Ориентирован на развитие горизонтальных профессиональных межкультурных контактов, на интеграцию различных социальных институтов и социальных групп. Ориентирован на развитие горизонтальных профессиональных межкультурных контактов, на интеграцию различных социальных институтов и социальных групп. Целью проекта являлось: повышение эффективности воспитательного воздействия на молодежь посредством интеграции усилий правоохранительных органов, образовательных учреждений, общественных организаций. Целью проекта являлось: повышение эффективности воспитательного воздействия на молодежь посредством интеграции усилий правоохранительных органов, образовательных учреждений, общественных организаций. Участники реализации проекта: учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги; участковые милиционеры, инспектор по делам несовершеннолетних, психологи ОВД, представители общественных организаций. Участники реализации проекта: учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги; участковые милиционеры, инспектор по делам несовершеннолетних, психологи ОВД, представители общественных организаций. Целевые районы: Наурский, Надтеречный район Чеченской Республики, Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, Курский район Ставропольского края. Целевые районы: Наурский, Надтеречный район Чеченской Республики, Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, Курский район Ставропольского края.

Проект «Интеграция деятельности правоохранительных органов, учреждений образования, социальной защиты, общественных организаций, органов власти в воспитании молодежи Северного Кавказа» Ориентирован на развитие горизонтальных профессиональных межкультурных контактов, на интеграцию различных социальных институтов и социальных групп. Ориентирован на развитие горизонтальных профессиональных межкультурных контактов, на интеграцию различных социальных институтов и социальных групп. Целью проекта являлось: повышение эффективности воспитательного воздействия на молодежь посредством интеграции усилий правоохранительных органов, образовательных учреждений и учреждений социальной защиты, общественных организаций, органов власти Целью проекта являлось: повышение эффективности воспитательного воздействия на молодежь посредством интеграции усилий правоохранительных органов, образовательных учреждений и учреждений социальной защиты, общественных организаций, органов власти Участники реализации проекта: учащаяся молодежь, педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги; участковые милиционеры, инспектор по делам несовершеннолетних, психологи ОВД, представители органов власти, работающие с молодежью, представители общественных организаций. Участники реализации проекта: учащаяся молодежь, педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги; участковые милиционеры, инспектор по делам несовершеннолетних, психологи ОВД, представители органов власти, работающие с молодежью, представители общественных организаций. Целевые районы: Наурский, Надтеречный район Чеченской Республики, Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, Курский район Ставропольского края. Целевые районы: Наурский, Надтеречный район Чеченской Республики, Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, Курский район Ставропольского края.

Проект предполагал Проект предполагал - проведение совместных семинаров для участников по выработке интегративного плана деятельности; - проведение совместных семинаров для участников по выработке интегративного плана деятельности; - проведение совместных тренингов для участников проекта, ориентированных на повышение профессиональной компетенции в работе с детьми и интеграцию; - проведение совместных тренингов для участников проекта, ориентированных на повышение профессиональной компетенции в работе с детьми и интеграцию; - проведение тренингов для детей и молодежи различной направленности; - проведение тренингов для детей и молодежи различной направленности; - проведение различных совместных форм деятельности (спортивные мероприятия, КВН, фестивалей, слетов, турниров); - проведение различных совместных форм деятельности (спортивные мероприятия, КВН, фестивалей, слетов, турниров); - создание единого информационного поля с помощью единого банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении и др. - создание единого информационного поля с помощью единого банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении и др. В рамках обучающих семинаров рассматривались проблемы социального проектирования. В рамках обучающих семинаров рассматривались проблемы социального проектирования. В итоге: 5 совместных межрегиональных проектов. 2 уже реализовались: «Работа с гиперактивными детьми» (Курский район, Надтеречный район), «Связь поколений» (встреча ветеранов ОВД и молодых сотрудников Курского района, Надтеречного района, Наурского района). В итоге: 5 совместных межрегиональных проектов. 2 уже реализовались: «Работа с гиперактивными детьми» (Курский район, Надтеречный район), «Связь поколений» (встреча ветеранов ОВД и молодых сотрудников Курского района, Надтеречного района, Наурского района).

Проект «Расширение образовательных возможностей детей «группы риска» посредством повышения компетентности педагогов» Цель - повышение компетентности педагогов, работающих с детьми «группы риска», посредством освоения ими инновационных технологий и обмена передовым опытом с последующей трансляцией их в педагогическом сообществе Цель - повышение компетентности педагогов, работающих с детьми «группы риска», посредством освоения ими инновационных технологий и обмена передовым опытом с последующей трансляцией их в педагогическом сообществе Задачи Задачи Объединить усилия консорциума и других социальных институтов в процессе повышения компетентности педагогов, работающих с детьми «группы риска». Объединить усилия консорциума и других социальных институтов в процессе повышения компетентности педагогов, работающих с детьми «группы риска». Повысить компетентность и сформировать у педагогов современные знания, представления и умения работы с детьми «группы риска». Повысить компетентность и сформировать у педагогов современные знания, представления и умения работы с детьми «группы риска». Осуществить обмен и трансляцию педагогического опыта в вопросах работы с детьми «группы риска» через создание сети психолого- педагогических объединений в Чеченской Республике. Осуществить обмен и трансляцию педагогического опыта в вопросах работы с детьми «группы риска» через создание сети психолого- педагогических объединений в Чеченской Республике. Создать в республике банк данных инновационных технологий и других разработок по работе с детьми «группы риска». Создать в республике банк данных инновационных технологий и других разработок по работе с детьми «группы риска». Время реализации 2009 – 2011 гг. Время реализации 2009 – 2011 гг.

Целевая группа и целевая территория 20 воспитателей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и в дальнейшем обучающих своих коллег на местах 20 воспитателей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и в дальнейшем обучающих своих коллег на местах 500 педагогов, вовлеченных в сеть психолого- педагогических объединений и обучающихся в республике на местах 500 педагогов, вовлеченных в сеть психолого- педагогических объединений и обучающихся в республике на местах

Мероприятия по проекту Организация групп обучающихся из числа педагогов, социальных педагогов, психологов. Организация групп обучающихся из числа педагогов, социальных педагогов, психологов. Разработка и реализация программы повышения квалификации педагогов, включающая в себя теоретическое (лекции) и практическое обучение (семинары, мастер-классы, тренинги, стажировки) с привлечением профессорско-преподавательского состава факультета повышения квалификации СГУ. Разработка и реализация программы повышения квалификации педагогов, включающая в себя теоретическое (лекции) и практическое обучение (семинары, мастер-классы, тренинги, стажировки) с привлечением профессорско-преподавательского состава факультета повышения квалификации СГУ. 4. Создание банка данных инновационных технологий и других разработок по работе с детьми «группы риска». 4. Создание банка данных инновационных технологий и других разработок по работе с детьми «группы риска». 5. Организация в республике сети психолого-педагогических объединений, развивающих и транслирующих опыт работы с детьми «группы риска». 5. Организация в республике сети психолого-педагогических объединений, развивающих и транслирующих опыт работы с детьми «группы риска». 6. Организация и проведение семинаров, мастер-классов, конференций по обмену опытом в области работы с детьми «группы риска». 6. Организация и проведение семинаров, мастер-классов, конференций по обмену опытом в области работы с детьми «группы риска». 7. Осуществление педагогами, вовлеченными в проект, обучения своих коллег инновационным технологиям работы с детьми «группы риска» в созданных методических центрах. 7. Осуществление педагогами, вовлеченными в проект, обучения своих коллег инновационным технологиям работы с детьми «группы риска» в созданных методических центрах. 8. Консультирование и супервизия представителями консорциума педагогов, работающих с детьми «группы риска». 8. Консультирование и супервизия представителями консорциума педагогов, работающих с детьми «группы риска».

Формирование толерантности в молодежной среде Северного Кавказа Проекты, связанные с проведением тренингов этнической толерантности и этнокультурной компетентности (например, «Налаживание конструктивного осетино-ингушского взаимодействия в молодежной среде», «Формирование навыков эффективного разрешения конфликтов», «Интеграция детей из семей мигрантов» и др.) Проекты, связанные с проведением тренингов этнической толерантности и этнокультурной компетентности (например, «Налаживание конструктивного осетино-ингушского взаимодействия в молодежной среде», «Формирование навыков эффективного разрешения конфликтов», «Интеграция детей из семей мигрантов» и др.) Проект «Молодежная миротворческая сеть» Проект «Молодежная миротворческая сеть» Участники: школьники и студенты Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания. Участники: школьники и студенты Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания.

Проект «Творчество – основа межкультурного диалога» Цель проекта: формирование между детьми Северного Кавказа конструктивного межкультурного диалога, позитивного отношения к себе и к другим посредством творческой деятельности Цель проекта: формирование между детьми Северного Кавказа конструктивного межкультурного диалога, позитивного отношения к себе и к другим посредством творческой деятельности Целевая группа Целевая группа Первая подгруппа – это непосредственно дети (свыше 500 человек в возрасте от 6 до 18 лет из Ставропольского края, Чеченской Республики и Республики Северная Осетия-Алания, Республики Ингушетия), с которыми будут организованы занятия в рамках творческих мастерских различной направленности (театральные, изо, анимационные, вокальные, танцевальные, технические и пр.), индивидуальных и групповых внешкольных творческих занятий, классных часов, коллективных творческих дел и др. Первая подгруппа – это непосредственно дети (свыше 500 человек в возрасте от 6 до 18 лет из Ставропольского края, Чеченской Республики и Республики Северная Осетия-Алания, Республики Ингушетия), с которыми будут организованы занятия в рамках творческих мастерских различной направленности (театральные, изо, анимационные, вокальные, танцевальные, технические и пр.), индивидуальных и групповых внешкольных творческих занятий, классных часов, коллективных творческих дел и др. Вторая подгруппа – это 20 специалистов (воспитатели, учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), осуществляющие профессиональную деятельность в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях социальной защиты Ставропольского края, Чеченской Республики и Республики Северная Осетия – Алания, Республики Ингушетия, которые первоначально будут повышать свою компетентность в области развития творческих способностей, а затем реализовывать полученные компетенции в работе с детьми «группы риска». Вторая подгруппа – это 20 специалистов (воспитатели, учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), осуществляющие профессиональную деятельность в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях социальной защиты Ставропольского края, Чеченской Республики и Республики Северная Осетия – Алания, Республики Ингушетия, которые первоначально будут повышать свою компетентность в области развития творческих способностей, а затем реализовывать полученные компетенции в работе с детьми «группы риска».

Проектная деятельность Разработка учеными и практиками ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» программы обучения педагогов в области использования творческой деятельности в работе с детьми «Использование творческой деятельности в развитии у детей Северного Кавказа умений и навыков конструктивного межкультурного диалога». Программа была рассчитана на 104 часа, предполагала выдач свидетельства о повышении квалификации. Разработка учеными и практиками ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» программы обучения педагогов в области использования творческой деятельности в работе с детьми «Использование творческой деятельности в развитии у детей Северного Кавказа умений и навыков конструктивного межкультурного диалога». Программа была рассчитана на 104 часа, предполагала выдач свидетельства о повышении квалификации. Программа включала следующие модули: Программа включала следующие модули: Модуль 1. «Развитие креативности и творчества у детей» Модуль 1. «Развитие креативности и творчества у детей» Модуль 2.«Развитие творческой индивидуальности детей средствами арт- терапии» Модуль 2.«Развитие творческой индивидуальности детей средствами арт- терапии» Модуль 3. «Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы, направленная на решение проблем межкультурного взаимодействия» Модуль 3. «Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы, направленная на решение проблем межкультурного взаимодействия» Модуль 4.«Игровое взаимодействие в творческой деятельности детей и подростков» Модуль 4.«Игровое взаимодействие в творческой деятельности детей и подростков» Модуль 5. «Этнокультурные особенности и их учет в формировании эффективного межкультурного диалога методами творческой деятельности» Модуль 5. «Этнокультурные особенности и их учет в формировании эффективного межкультурного диалога методами творческой деятельности»

Проектная деятельность Содержание программы ориентировано на повышение квалификации в вопросах Содержание программы ориентировано на повышение квалификации в вопросах развития творческих способностей детей, использования творческой деятельности в социальной адаптации и социализации детей, развития творческих способностей детей, использования творческой деятельности в социальной адаптации и социализации детей, развития умений и навыков конструктивного межкультурного диалога и др. развития умений и навыков конструктивного межкультурного диалога и др. Также в программе описаны различные формы проведения занятий: мастер- классы, кейс-стади, ролевые и деловые игры, тренинг. Также в программе описаны различные формы проведения занятий: мастер- классы, кейс-стади, ролевые и деловые игры, тренинг. Также были разработаны: учебный план, цель, задачи, компетенции, описаны модули и все представленные темы, список литературы, вопросы к итоговой аттестации. Также были разработаны: учебный план, цель, задачи, компетенции, описаны модули и все представленные темы, список литературы, вопросы к итоговой аттестации.

Проектная деятельность Организация группы (20 человек) из числа педагогов, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования Ставропольского края (4 человека), Республики Северная Осетия- Алания (4 человека), Чеченской Республики (9 человек), Республики Ингушетия (3 человека) для обучения по использованию творческой деятельности для эффективной социальной адаптации детей и их конструктивному межкультурному диалогу. Организация группы (20 человек) из числа педагогов, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования Ставропольского края (4 человека), Республики Северная Осетия- Алания (4 человека), Чеченской Республики (9 человек), Республики Ингушетия (3 человека) для обучения по использованию творческой деятельности для эффективной социальной адаптации детей и их конструктивному межкультурному диалогу. Проведение обучения педагогов. Проведение обучения педагогов. Разработка педагогами совместно с координаторами проекта программ творческих мастерских Разработка педагогами совместно с координаторами проекта программ творческих мастерских Отбор детей в творческие мастерские Отбор детей в творческие мастерские Внедрение в деятельность специалистов программ творческих мастерских, позволяющие осуществлять, с одной стороны, социальную адаптацию и самореализацию детей, а с другой – формировать у них навыки конструктивного межкультурного диалога Внедрение в деятельность специалистов программ творческих мастерских, позволяющие осуществлять, с одной стороны, социальную адаптацию и самореализацию детей, а с другой – формировать у них навыки конструктивного межкультурного диалога

Проектная деятельность Создано 20 мастерских. В них получаю развитие более 400 детей в возрасте от 7 до 18 лет Создано 20 мастерских. В них получаю развитие более 400 детей в возрасте от 7 до 18 лет Направленность мастерских Направленность мастерских - изо деятельность («Палитра души», «ИЗО-дизайн») - изо деятельность («Палитра души», «ИЗО-дизайн») - литературная деятельность («Проба пера») - литературная деятельность («Проба пера») - компьютерное творчество («Компьютерный дизайн») - компьютерное творчество («Компьютерный дизайн») - декоративно-прикладное творчество («Радуга») - декоративно-прикладное творчество («Радуга») - шитье («Объединение Стиль») - шитье («Объединение Стиль») - психокоррекционная деятельность («Поверь в себя» «Краски моей души», «Сказочная страна», Арт – терапевтическая студия «Созвездие», арт- терапевтическая студия «Волшебная радуга», «Солнышко», «ЛЭВИС», «Арт- студия», «Детство») - психокоррекционная деятельность («Поверь в себя» «Краски моей души», «Сказочная страна», Арт – терапевтическая студия «Созвездие», арт- терапевтическая студия «Волшебная радуга», «Солнышко», «ЛЭВИС», «Арт- студия», «Детство») - социально-психологическая («Путешествие», «Лидеры 21 века», «Применение психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности и жизни») - социально-психологическая («Путешествие», «Лидеры 21 века», «Применение психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности и жизни»)

Проектная деятельность Создание сайта (transcrea.ru) Создание сайта (transcrea.ru) Организация тематических межрегиональных творческих встреч для детей (передвижные выставки, мастер-классы, виртуальные форумы и пр.), создающие условия для эффективного межкультурного диалога (темы: «Моя семья», «Моя малая родина», «Мой народ», «Моя страна», «Мир»). Организация тематических межрегиональных творческих встреч для детей (передвижные выставки, мастер-классы, виртуальные форумы и пр.), создающие условия для эффективного межкультурного диалога (темы: «Моя семья», «Моя малая родина», «Мой народ», «Моя страна», «Мир»). Проведение открытой творческой площадки для детей. Проведение открытой творческой площадки для детей. Осуществление обмена и трансляция педагогического опыта в вопросах использования творческой деятельности как средства развития успешного межкультурного диалога между детьми Северного Кавказа Осуществление обмена и трансляция педагогического опыта в вопросах использования творческой деятельности как средства развития успешного межкультурного диалога между детьми Северного Кавказа