1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Д.м.н., проф. Степанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Здоровьесберегающие возможности организации обучения как важный фактор формирования уклада жизни.
Advertisements

ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва.
1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ Член-корр.РАМН, проф.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Зарегистрировано в Минюсте РФ N
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего образования Требования к условиям реализации образовательных программ начального.
1 СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ М.И.Степанова 20 апреля 2010 г.
1 СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ М.И.Степанова 12 марта 2010 г.
Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС.
Организация деятельности ОУ в рамках СанПиН Краснодар 18 августа 2011 г. 18 августа 2011 г. Департамент образования и науки Краснодарского.
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Кучма Владислав Ремирович Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Проект «Государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
СанПин С 1 сентября 2011г.. X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2013 ГОДУ 28 октября 2013 ГОДА 1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ МОУ гимназия 2 города Вышний Волочек города Вышний Волочек Тверской области.
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
Организация питания школьников города Иванова в учебном году. Проблемы и пути решения.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Транксрипт:

1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Д.м.н., проф. Степанова М.И.

2 Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

3 Л.С.Выгодский Создание условий – основа для воспитания»

4 Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов– совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду: материальные ресурсы, организация учебного процесса, организация питания, медицинское обеспечение.

5 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в школе 1. СанПиН «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».

6 Современная нормативная база 2. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

7 Современная нормативная база 3. СанПиН / «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» 4. СанПиН / «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно- вычислительным машинам и организация работы»

8 СанПиН «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов»

9 Современная нормативная база 5. СанПиН –10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Изменения 1 к СанПиН –10

10 Современная нормативная база 6. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

11 Что нового в новых санитарных правилах? Исключены: - «избыточные» нормы; - требования к технике безопасности, профилактике травматизма; - положения, которые находятся в компетенции Минздрава.

12 Что нового в новых санитарных правилах? Уточнены некоторые нормативы; Включены новые показатели и требования; Появились требования – рекомендации; Добавлена новая глава – требования к соблюдению санитарных правил.

13 Выполнение этих требований должно гарантировать условия обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.

14 Приказ Минбразования и науки Российской Федерации от N 2106 « Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Нерациональные педагогические технологии и расписание занятий Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Гиподинамичный характер обучения Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Нездоровье педагога

16 Вклад факторов школьной среды ( Сухарев А.Г.,2009 ) Непосредственное влияние факторов внутришкольной среды на формирование здоровья учащихся достигает 40%

Особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативных расстройств, нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

18 Наибольший прирост заболеваемости происходит в 1-х, 5-8-х и старших классах. В эти же периоды наблюдается и снижение умственной работоспособности учащихся.

19 Динамика показателей патологической пораженности школьников в процессе обучения

20 Распространенность нарушений осанки у детей ( гг, %)

21 Распределение классов начальной школы по уровню оборудованных рабочих мест в соответствии с длиной тела учащихся

ПАРТА И КОМПЛЕКТ СТОЛ-СТУЛ

23 Современные виды ученической мебели

24 РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТОРОК (для обучения в позе стоя)

25 Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей Не должен превышать для учащихся: 1-2-х классов – 1,5 кг, 3-4-х классов –2 кг; 5-6-х классов - 2,5 кг, 7-8-х – 3,5 кг, 9-11-х –4,0 кг.

26 ВЕС РАНЦА Вес ранца не должен превышать 700 г. С физиологической точки зрения, вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.

Основные компоненты организации учебного процесса в школе Объем образовательной нагрузки Продолжительность учебного дня и недели Расписание учебных занятий Стиль преподавания (авторитарный, демократический, либеральный) Возраст начала школьного обучения Чередование учебы и отдыха на уроке, в течение дня, недели, года Программы, методы, технологии и технические средства обучения Комлектация и наполняемость классных коллективов

2828 Оценка педагогами нагрузки учащихся (по данным Е.И.Степанова и С.В. Баныкиной, 2006) Результаты социологического опроса учителей школ Подмосковья показали: - треть (33,7%) расценивает учебную нагрузку учащихся как чрезмерную; - свыше 16,0% чрезмерной считает психическую нагрузку; - почти половина (49,1%) недостаточной считает физическую нагрузку школьников.

29 Причины школьного стресса по мнению родителей (Рубцов В.В., 2007)

30 Динамика объема суммарной образовательной нагрузки старшеклассников Суммарная образ-ная нагрузка Занятия в школе Подготовк а домашних заданий Дополнительные занятия (в основном связанные с подготовкой в вуз)

31 Состояние здоровья старшеклассников в зависимости от объема образовательной нагрузки показатели здоровья общеобр- ные классы профильны е классы (ПК) ПК с максимальны м объемом образовательн ой нагрузки функциональные изменения 2859,03009,63335,7 хронические болезни 884,6969,01050,0 общая патологическая пораженность 3743,63978,64385,7 группы здоровья I 2,0-- II 50,042,935,0 III 48,057,165,0

3232 Сравнение реального объема школьного образования Юго- Восточная Азия Западная Европа США и Канада Россия Число лет обучения Число учебных недель Число учеб. дней Число уроков

33 Гигиенические требования к максимально допустимой образовательной нагрузке 5-дневка 6-дневка 5 класс класс класс класс 33 36

34 Недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков; для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков

35 Объем домашних заданий (по всем предметам) Затраты времени на его выполнение не должны превышать: во 2-3 классах - 1,5 часов в 4-5 классах – 2,0 часов в 6-8 классах - 2,5 часов в 9-11 классах – 3,5 часов.

36 Уроки физкультуры Не зависимо от возраста учащихся следует проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

37 Шкала трудности учебных предметов для учащихся 5-9 классов Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) 5 кл6кл7кл8кл9кл Химия Геометрия Физика Алгебра Экономика Черчение---54 Мировая худ. культура (МХК) Биология Математика Иностранный язык Русский язык Краеведение7955-

38 Продолжение таблицы Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) 5 кл6кл7кл8кл9кл Природоведение78--- Этикет75--- География-7665 Граждановедение История Ритмика Труд43214 Литература46447 ИЗО3313- Физкультура34222 Экология33361 Музыка2111- Информатика ОБЖ12333

39 Инновационный – модульный принцип составления расписания учебных занятий заключается в использовании единого временного модуля продолжительностью 30 минут сдваивание уроков по одному предмету и последующего их разделения на равноценные по времени модули, позволяет изучать учебный материал укрупненными блоками. сохраняется общепринятая продолжительность учебного дня и перерывов между модульными блоками. В средней школе: каждый блок включает три 30-минутных занятия (30мин х 3) с обязательной переменой после каждой 30-минутки. В начальной школе: (начиная со 2 класса) два 30-минутных занятия (30мин х 2).

40 Модульная методика составления расписания составления расписания позволила: позволила: Сократить многопредметность в течение многопредметность в течение учебного дня и недели при учебного дня и недели при сохранении всех изучаемых дисциплин Сократить дневные маршруты учащихся по перемещению из одного кабинета в другой Обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке Сократить объем и время подготовки домашних заданий Создать условия для личностно-ориентированного личностно-ориентированного подхода к ученику Уменьшить вес ежедневного комплекта учебных пособий

41 Влияние модульной организации расписания уроков на функциональное состояние учащихся 5-9 классов

42 При модульной методике составления расписания Уменьшение числа ежедневно изучаемых предметов позволило снизить вес комплекта учебников учащихся: до 3,5 кг у 5-классников до 4,0 кг у 6-классников Вес ежедневного учебного комплекта учащихся 5-6 классов учащихся 5-6 классов Модульное расписание Традиционное расписание

43 Показатели умственной работоспособности при новом расписании уроков (на примере учащихся 2-х классов) Инновационное расписание Традиционное расписание пороговый уровень

44 Показатели ФСО учащихся профильных классов (%) Комплексный показатель раб-ти пороговый уровень однопрофильные классы - однопрофильные классы - «школа-вуз» - мультипрофильные классы

45 Внеурочная деятельность (не обязательна для ученика!!!) 1. Занятия по выбору. 2. Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки секции, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.). 3. Баланс между занятиями двигательного и статического характера.

46 Динамика уровня функциональной неготовности к обучению детей 7-го года жизни мальчики 48,6% девочки 28,6%

47 Адаптация к учебной нагрузке в зависимости от степени «школьной зрелости» частота случаев сильного и выраженного утомления зрелые условно зрелые 28,7% 46,3%

48 Различия психомоторики и когнитивных функций у детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») Надеждин Д.С. с соавтр., 2008 Латентный компонент простой сенсомоторной реакции на световые раздражители (мс) Скорость извлечения информации из памяти (число верных ответов в секунду)

49 Индекс положительного социометрического статуса (доля лиц, давших положительную оценку данному субъекту, %) Результаты социометрических исследований для детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») («младшие» и «старшие») (Надеждин Д.С. с соавтр., 2008) Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности (доля группы, которая выбрана субъектом со знаком «минус», %) р

50 Распространенность функциональных отклонений у младших школьников в динамике обучения в зависимости от возраста поступления в школу % Костно-мышечная система Часто болеющие дети

51 Патологическая пораженность 11-классников в зависимости от возраста (хронические болезни) () Органы и системы МальчикиДевочки 16 лет лет17-18 Органы пищеварения Опорно-двигательный аппарат Нервно-психическая сфера Органы зрения (миопия средней и высокой степени) ВСЕГО

52 Влияние разной наполняемости классов на функциональное состояние учащихся % усл. ед. наполняемость класса чел-кнаполняемость класса > 25 чел-к

53 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового (ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул

54 Здоровьесберегающий эффект нового календаря каникул определяется: снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; повышением учебной успеваемости повышением учебной успеваемости

По данным социологических исследований последних лет в России насчитывается порядка 10 млн. пользователей компьютера в возрасте в России насчитывается порядка 10 млн. пользователей компьютера в возрасте до 14 лет Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией всех сфер человеческой деятельности

56 НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЦЕЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) УЖЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

классы Компьютерная занятость 2 и более часа учащихся 1-9-х классов, %

9 класс Компьютерная занятость учащихся х классов в выходные дни, % 1 класс 5 класс

9 класс Компьютерная занятость учащихся х классов в каникулы, % 1 класс 5 класс

60 Мама: «Прекрасный день. Я хочу, чтобы ты вышел на улицу и поиграл».

61 Работают за компьютером в ночное время, %

62 Дискомфортные состояния, связанные с работой за компьютером, % Жалобы1кл5кл9кл Общее утомление от занятий за ПК 48,864,667,6 Головные боли 14,021,728,6 Усталость спины 23,329,335,6

63 Жалобы1кл5кл9кл Усталость глаз 54,859,760,0 Прочие дискомфортные. состояния глаз 18,628,446,7* Близорукость (по субъективной оценке) 9,317,728,9 * - р0,05 Дискомфортные состояния, связанные с работой за компьютером, %

Лидирующее место в глазной патологии у детей и подростков занимают аномалии рефракции (до 75% всех выявленных случаев). Среди них доминирует миопия – 80% случаев. (Сидоренко Е.И., 2006)

65 За годы школьного обучения количество детей с нарушениями зрениями увеличивается в 2-3 раза. В школах с повышенными нагрузками потеря зрения более существенна, чем в традиционных (50 против 35%).

66 Дискомфортные состояния при работе с ПК Усталость глаз Общее утомление Головные боли, чувством тяжести в голове Боли в области глаз, расплывчатость изображения

Результаты фотохронометражных наблюдений на уроках с использованием ноутбука (динамика зрительной дистанции, см) Начало урока 5 мин работы 10 мин работы 15 мин работы ученик1ученик1 ученик2ученик2

68 Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

69 Оценка использования интерактивных досок (результаты опроса учителей) Внедрение в учебный процесс ИД значительно повышает информационную емкость урока

70 12,5-55,0% учащихся жалуются на утомление, головную боль, зрительное утомление, боли в области глаз

71 Факторы риска (по опросу учителей): Яркий световой поток от проектора; Электро-магнитные излучения (в пределах ПДУ); Статическое электричество; Неприятный запах и шум от работающего проектора

72 Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания - авторитарный педагог -доброжелательный

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Степанова Марина Исааковна Д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН р.т