Организация работы с одаренными детьми Н.В.Останина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Advertisements

Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
« Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Индивидуальная траектория обучения 6 ноября 2012 лицей 144.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Транксрипт:

Организация работы с одаренными детьми Н.В.Останина

Дидактический аспект работы с одаренными детьми Особенности организации обучения одаренных детей: 1) диагностика уровня одаренности и ее развития; 2) создание особого образовательного пространства; 3) современный подход к изменению содержания образования; 4) использование наиболее эффективных образовательных технологий в работе с одаренными детьми.

2. Создание особого образовательного пространства: 1) Классификация моделей обучения одаренных детей А.И.Савенкова: - раздельное обучение; - совместно-раздельное обучение; - совместное обучение.

Раздельное обучение предполагает: - создание специальных школ (с углубленным изучением предметов, музыкальные, спортивные и др.); - критерий отбора детей в школы: по видам одаренности (общая одаренность, специальная одаренность и т.д.)

Совместно-раздельное обучение предполагает: - наличие классов на одной параллели с разным уровнем и характером обучения: гимназических, лицейских, классов с углубленным изучением отдельных предметов. Совместное обучение предполагает: - обучение детей в "естественной образовательной среде" (совместно с другими сверстниками, в одних школах)

3. Современный подход к изменению содержания образования Стратегии обучения одаренных детей: 1) "Стратегия ускорения": - увеличение темпа прохождения учебного материала всем классом одновременно; - перескакивание ребенка через класс; - преимущество: оптимизация собственного темпа обучения; - недостаток: сложности в общении со сверстниками, запаздывание в физическом развитии.

2) "Стратегия интенсификации": - увеличение объема, НЕ ТЕМПА!!! обучения; - подходит для детей, которые опережают сверстников только по уровню умственного развития, - по уровням социального и физического развития эти дети находятся в норме или отстают от сверстников.

3.2. Современный подход к изменению содержания образования: - стратегии обучения могут быть обозначены одним термином - "обогащение"; - "горизонтальное обогащение": дополнение учебного плана специальными, интегрированными курсами, а) формирующими социальную компетентность ("Твоя профессиональная карьера", "Экономика и право"); б) направленные на обучение и развитие мышления ("Учись учиться"); в) решение задач физического воспитания ("Ритмика", "Здоровье").

- "вертикальное обогащение": не столько модернизация учебного плана (!), сколько изменение в содержании предметных занятий как основного, так и дополнительного образования: а) работа не по унифицированным, "общим" программам, а по авторским; б) выделение сфер когнитивного, творческого, аффективного развития; в) рассаматривается организационно- педагогическая сфера.

Сфера когнитивного развития: - преобладание развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Отсюда одна из проблем: выбор учителем УМК по истории и обществознанию; - усложнение содержания за счет углубления и большей абстрактности учебного материала (проблемное изложение вопросов о судьбах русской интеллигенции, особенностях национального- освободительного и общественного движения, особенностях российской цивилизации и т.п.); -осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей (организация обучения по индивидуальным учебным планам и программам; выбор технологий, методик (методов и приемов) обучения одаренных детей; обоснование и апробация моделей уроков для изучения школьных предметов одаренными детьми и т.п.); - практикоориентированная направленность учебного материала (работа с источниками, проектная технология и создание кейсов).

Сфера аффективного развития: - максимально глубокая проработка изучаемой темы; - высокая самостоятельность учебной деятельности; - формирование способности к критичности в оценке идей; - соревновательность и актуализация лидерских возможностей. Средство реализации - ИОП, проектная деятельность.

Сфера творческого развития: - Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; - интеллектуальная инициатива; - неприятие конформизма.

Организационно-педагогическая сфера: - информационное обогащение среды; - сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

4. Использование наиболее эффективных образовательных технологий в работе с одаренными детьми. Образовательные технологии - это - система педагогических действий, - обеспечивает желательный эффект в обучении и развитии обучающихся; - содержит концептуальное единство цели и способа обучения и развития детей.

Некоторые аспекты работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.

1. Проблемы и возможные пути их решения, которые должны войти в сферу преподавания истории. 1. Отбор материала для элективных и интегрированных курсов проблемного характера. - методологический принцип - в каждом профиле должна происходить компановка материала и расстановка акцентов в преподавании. а) в естественно-биологическом профиле важен принцип материально-пространственной среды: - целостное изучение природно-материальных факторов как основы развития общества; - представления о ландшафте, климате, природных богатствах, демографических ресурсах, времени, временах года, мобильности, путешествиях, а также биологических факторах (представления о питании, болезнях, эпидемиях, стихийных бедствиях и войнах).

б) в технологических, технических и экономических классах - принцип материально-пространственной среды будет носить иную окраску: - техническое оснащение того или иного исторического периода, материалах и механизмах, - занятия людей и уровень производства; технологии и тенденции развития отраслей хозяйства (сельского хозяйства, ремесел, промышленности, обмена и торговли), источниках энергии, - экономическая ситуация в обществе, способы материального существования людей и стабильность материальной жизни.

в) в лингвистическом (филологическом) профиле - принцип дифференциации культур и страноведческий подход: - взаимодействие цивилизаций, диалога культур, взаимовлияния "Восток-Запад", - этнонациональные и этнорегиональные процессы и проблемы, - социокультурные компоненты развития общества; - этимология исторических терминов и названий; - социальные образы и типажи эпох, которые, как правило, отражены в произведениях художественной литературы конкретной эпохи;

г) в гуманитарных классах - использование проблемно-исторических и источниковедческих принципов: - критический анализ различных подходов и точек зрения, - изучение исторического опыта в оценках современников и их потомков, - выявление нерешенных проблем периода, - нравственные идеалы и духовные ценности эпохи; - вопросы быта, морали, политики, психологии в историческом контексте, - изучение центров социальной и интеллектуальной жизни, традиций, ментальности общества.

2. Выбор методик (методов и приемов) обучения одаренных детей на уроках истории и обществознания. а) в гуманитарном профиле: - лабораторно-практических занятиях по работе с документами, - дискуссии структурированного и регламентированного типов по решению историографических проблем, - деловые игры-обсуждения и т.д. ;

б) в технологическом, техническом и экономическом профилях: - уроки-дебаты, проведение экспертиз, споров-диалогов, - проектные дискуссии, конференции, аналитические практикумы и тренинги; в) в лингвистическом ( филологическом) и культурологическом профилях: - языковые практикумы, исторические диктанты, - споры "художников", "поэтов", "очевидцев", "историков", - написание рецензий и отзывов; - образная стилизация исторической информации в виде составления собственных "источников".

3. Проблема обеспечения учебно-методическим комплексом по истории для разных профилей (для разных индивидуальных образовательных программ). а) актуальность выбора не только учебника, но и рабочих тетрадей, хрестоматий, задачников и дидактических материалов: - для гуманитарного профиля - подробные хрестоматии; пособия и программы "Народонаселение", "Культура повседневности", "Азы источниковедения", "Культурные очаги русской истории", "Легенды и лица", "Начала философии истории"; - в лингвистическом профиле - рабочие тетради тренингового типа; пособия "Народонаселение", "Культура повседневности" и др.; - в технологическом, естественно-математическом профиле - тетради с практическим моделированием; пособия "Люди науки", "Глобальные проблемы человечества".

б) Наименования курсов (основных и элективных), которые могут быть предложены обучающимся в зависимости: - от их мотивации, - интересов, склонностей, - профиля обучения.

Естественно-математический профиль А. возможные элективные курсы (содержание которых может быть положено в основу ИОП): 1. "Природа и человек в историческом контексте" 2. История мировых открытий. 3. "Люди науки и культуры". 4. "Глобальные проблемы человечества".

Б. Задачи изучения: - учет геополитического фактора, выявления взаимодействия человечества с окружающей средой, прослеживания взаимосвязи географии, техники, технологии и культуры; - изучение эволюции политических и социальных институтов в различные эпохи, взаимодействие идей, материальных условий и моральных ценностей, на их роль в эволюции общества; - изучение причин войн, условий их предотвращения, установление связей между внешней и внутренней политикой, разные подходы к установлению мира и устранению конфликтов.

В. Результаты изучения: - знать основные вехи (этапы) истории российской цивилизации; - понимать ее отличительные особенности от других мировых цивилизаций; - осознавать постепенное усиление взаимодействия народов с прогрессом средств коммуникации и транспорта; - знать основные вехи в использовании природной среды и технологическом развитии общества; - знать основные религиозные и идеологические течения; - знать и понимать различные направления культурного наследия российской цивилизации; - понимать основные различия доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, различные их модели, уметь сравнивать их; - приводить яркие примеры исторического успеха или поражения исторических персоналий (в освоении природной среды, технике, насилии и войнах, политических деяниях, культуре)

Гуманитарный профиль (в том числе лингвистический профиль) А. возможные элективные курсы (курсы, содержание которых может быть положено в основу ИОП): 1. "История и культура малых народов" 2. "Народоведение" ("Россиеведение") 3. "История русской культуры" 4. История мировой культуры" 5. "Культура посведневности" 6. История русского (зарубежного - английского и т.п.) быта и нравов. 7. "Легенды и лица" (отечественной или всеобщей истории) 8. Историческое религиоведение" 9. "История глазами современников и потомков" 10. "Азы источниковедения"; 11. "Культурно-исторические очаги (монастырь, город, усадьба, двор и т.д.) русской истории; 12. "Исторический путь русского народа

Б. Задачи изучения: - обеспечение углубленного знания о многовековом пути отечественной истории, роли России в мировом сообществе, о факторах, определявших судьбу страны; - раскрытие новых содержательных аспектов предмета путем постановки проблем; - анализ проблем, связанных с современными реалиями (становление государственности и развитие этносов, этноконфессиональные вопросы, духовное развитие общества, национальные обычаи и традиции; условия и быт сословий); - расширение, обобщение и систематизация знаний о российской государственности, становлении социальных институтов, политических партий, общественных движений; - изучение влияния Востока и Запада на Российскую цивилизацию; процессов взаимодействи я и взаимовлияния цивилизаций; - освоение метода работы с историческими источниками

В. Результаты обучения: - знать ключевые и частные проблемы трех основных разделов курса (Русь средневековая, Россия новая, Россия в новейший период); - осознавать место России во всемирной истории в каждый из периодов; - представлять историю России в системе географических, социальных, языковых и других факторов, соотнося их с другими гуманитарными предметами; - свободное оперирование историческим источником; - оперирование элементами историографических знаний в дискуссии, споре и т.п.; - умение различать мнения историков, философов, современников событий, зарубежных деятелей и других.

Экономико-технологический профиль А. возможные элективные курсы (содержание которых может быть положено в основу ИОП): 1. "Проблемы экономического развития России в историческом контексте" 2. Технологические открытия России и мира" 3. Глобальные проблемы человечества".

Б. Задачи изучения: - развитие знаний обучающихся по истории России и всеобщей истории в более четком выделении доминантных проблем экономического и технического развития; раскрытии многомерности исторического процесса; - развитие аналитической деятельности обучающихся для усвоения социального опыта, осознания экономико-технологического наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций; - формирование гражданственности и патриотизма на основе усвоения значимости России в мировой истории, деяний соотечественников, нравственно-политических проблем, экономического и культурного богатства страны; - раскрытие своеобразия экономической местной истории на общероссийском фоне; - развитие представлений о "простом человеке" как субъекте истории, его повседневном бытии, экономических и технических проблемах, ценностных ориентациях и поведенческой культуре;

- изучение зависимости коллективных представлений этнической общности от культурных традиций и социальных условий; - формирование представлений об экономической, социальной и сословной истории России, осознание обучающимися своих корней, принадлежности их предков к определенной социальной группе; - изучение технического оснащения того или иного исторического периода, материалов и механизмов, занятий людей, уровня производства, технологий, тенденций развития сельского хозяйства, ремесел, промышленности, торговли, источников энергии; - изучение экономической ситуации в обществе, способов материального существования людей и стабильности материальной жизни.

В. Результаты обучения: - знать сквозные линии доминантного плана в отечественной истории; - иметь активную нравственную позицию по поводу событий всеобщей и отечественной истории; - разбираться во взаимосвязях исторического процесса, понимать его противоречивость и многообразие, интерпретировать события и процессы всеобщей и российской истории; - иметь целостное понимание и избегать эклектичности в изучении истории (в том числе отечественной) на основе знания экономических, технологических и культурных традиций и религиозных (в том числе православных) основ российского общества; - понимать частные проблемы, затрагивающие важнейшие сферы человеческой деятельности (экономику, технологию, духовную сферу, политические процессы, социальные проблемы, быт и др.); - выявлять особенности развития России и делать необходимые выводы для современного понимания ее состояния и развития.

5. Обоснование и апробация моделей уроков для изучения школьных предметов одаренными детьми. Некоторые из возможных моделей уроков при изучении истории одаренными детьми "Выпуск исторического журнала". В качестве проекта ученикам предлагается "выпустить" номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в "журнале". Группы учеников: - "Редакторы". На основе изучения материалов учебного пособия пишут "передовицу", где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят "презентацию" номера журнала; - "Информационный отдел". Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, "репортаж с места события", "интервью" с очевидцем или специалистом и т.п.;

- "Аналитический отдел". Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п.; - отдел, отвечающий за подготовку развлекательно- познавательного материала под рубриками "Это интересно", "Неизвестное об известном", "В зеркале юмора" и т.п. Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме; - "художники-оформители" отбирают или создают свои иллюстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с "редакторами" оформление обложки номера. После того, как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют "презентацию" журнала.

5.2. "Рукописный учебник истории". На основе изучения комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме ученикам предлагается самостоятельно создать параграф (или страничку) учебника истории. 1 этап. Учитель формулирует тему, проблему урока и объясняет задание. 2 этап. Ученики делятся на малые учебные группы и на основе изучения дополнительной литературы и источников отбирают материал для "учебника истории". При этом ученики могут работать в школьной библиотеке, в компьютерном кабинете или в классе с материалами, предложенными учителем. Алгоритм работы групп может быть следующим: - сформулировать заголовок и план параграфа: какие подпункты надо рассмотреть, чтобы раскрыть тему; - написать небольшой авторский текст; - раскрыть событийно-хронологический ряд (в любой форме); - отобрать, если считают целесообразным материал для рубрик "словарик", "источник", "исторический портрет"; - придумать иллюстрации. 3 этап. Каждая группа представляет свой параграф или страничку учебника классу.

5.3. "Создание "диафильма" (видеофильма). Последовательность работы учеников: - в группе обсуждается и определяется сюжет, последовательность "кадров"; - ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько "кадров". Каждый кадр - это рисунок или коллаж на отдельном листе с кратким текстом - комментарием; - листы-"кадры" соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа; - происходит презентация групповых проектов: "премьера" диафильмов. Результаты проектной деятельности школьников отражаются в "портфолио достижений" и делают это портфолио более представительными, интересными. В описанных выше моделях уроков акцент переносится с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Решение хотя бы части обозначенных выше проблем позволит, на наш взгляд, достичь индивидуально-личностных результатов одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению.

6. Образовательные технологии Интегральная технология. 3 уровня педагогической интеграции (А.Э.Багдасаров): 1 - интеграция - высшая форма проявления и развития межпредметных связей. 2 - развитие творческих способностей через углубленное изучение гуманитарных предметов и межпредметные связи; 3 - восприятие взаимосвязи всего окружающего мира, его бесконечного многообразия.

Принципы интегрированного изучения предметов гуманитарного и художественно- эстетического циклов: 1) Модульная интеграция предметов (А.Я.Данилюк). Механизм реализации принципа - межпредметное согласование содержания учебных программ при их разработке, позволяющее синхронно изучать темы.

2) Погружение в культуру: - либо через интенсивное изучение предмета (И.А.Зимняя, Р.М.Грановская); - либо как длительное изучение одного или нескольких предметов (М.П.Щетинин) Механизм реализации принципа - а) включение в содержание вечных проблем бытия человека, рассмотрение их с позиций разных предметов; б) синхронное изучение близких по содержанию тем, обеспечивающих расширение и углубление знаний; в) схема обучения: вводно-обзорный урок (ознакомление) - детальная проработка материала на последующих уроках (углубление) - интегрированный обобщающий урок (обобщение); г) проблемные задачи.

3) Диалог культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов): - многообразие культур ("карнавал ощущений" - М.М.Бахтин) существует в индивидуальном сознании человека в форме внутреннего диалога; - диалог обеспечивает полифоническое восприятие окружающего мира; - современное мышление построено на диалоге с исторически сложившимися культурами. Условия реализации принципа - а) конструирование содержания образования с учетом организации диалога культур на уроках (культура Древнего Египта с позиции древних египтян и современного человека, традиции майя с позиций майя и современного человека и т.п.); б) использование дискуссионных форм обучения.

4) Проживание культуры через ценностные оценки и эмоциональные переживания в процессе творческой деятельности. Условия реализации принципа - а) творческие задания (ролевые игры, исполнительство и др.); б) приемы драматизации, стилизации; в) методы исторической реконструкции изучаемых событий.

5) Творческое усвоение культуры (научное, философское, религиозно-мифологическое, художественно-творческое). Условия реализации принципа - а) учебные задания можно выполнить через разные способы деятельности (учебно-поисковую, творческую, коммуникативную); б) использование знаний о художественно-творческих методах изучения культуры. Модели "погружения": - параллельная система обучения; - интегрированные уроки; - интегрированные дни.

6.2. Личностно-ориентированное обучение. ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА"

Индивидуальная образовательная программа (ИОП)- это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на определенный период обучения. Индивидуальный учебный план - совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. ИУП предполагает учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ (Даутова О.Б.)

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации ИОП и ИУП. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской)

Структура индивидуальной образовательной программы: 1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля) 2. Учебно-тематический план. 1 вариант: - п/п; - дата; - тема; - форма занятий (самостоятельная работа; консультация); - формы контроля (контролльные работы; тесты; зачеты; творческая работа); - домашнее задание; - отметка о выполнении.

2 вариант: - п/п; - дата; - тема; - количество часов; - форма занятий; - формы контроля; - образовательный продукт; - домашнее задание; - самооценка; - отметка о выполнении.

3. График контроля. 4. Содержание 5. Список литературы (основной и дополнительной) 6. Диагностика и ее результаты. 7. Методическое обеспечение. Приложения.

Переход обучающегося на ИОП предусматривает: оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП; желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения; согласие родителей.

Показатели уровня готовности ученика: 1. Обучающийся четко формулирует образовательный запрос (может определить, какой предмет ему интересен). Определяет смысл изучения предмета: углубление по темам, расширение изучаемого содержания; темп изучения и др. 2. Умеет ставить перед собой цели, в том числе цели своего обучения. 3. Сам выбирает формы и способы изучения учебного материала ( в том числе с учителем или самостоятельно).

Алгоритм проектирования ИОП школьников: знакомство с предлагаемыми учебными планами и образовательными программами предметов различных профилей; определение своих образовательных потребностей и возможностей на основе тестирования базового уровня знаний, психологического тестирования, консультаций с педагогами и психологами; выбор профиля, составление (корректировка) и утверждение ИОП.

В учебном процессе ИОП может быть реализована следующими способами: 1) Занятия в коллективе. Наряду с помещением занятий по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано обучение в другом классе, в том числе и в другом образовательном учреждении. 2) Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий). 3) Самостоятельное изучение. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения. 4) Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, чтобы показать ребенку, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения. 5) Самостоятельная практика в больших объемах и разнообразных формах.

Возможности использования ИОП: изучение дополнительного (расширенного, углубленного) содержания учебного предмета в рамках урочной системы. ИОП элективных и факультативных курсов; ИОП подготовки к поступлению в ВУЗы; ИОП подготовки к участию в олимпиадах, конкурсах, концертах и т.п.; ИОП организации исследовательской деятельности способных и одаренных обучащихся; интегрированные и межпредметные ИОП; ИОП для одаренных обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

6.3. Проблемное обучение. 1. Основные понятия проблемного обучения Суть проблемного обучения - - решение особого рода познавательных задач учащимися в совместной деятельности; - овладение новыми знаниями, преимущественно теоретического характера, и способами действия, формирующими их творческие способности: продуктивное мышление, воображение, интеллектуальные эмоции, познавательную мотивацию, а также опыт творческой деятельности.

1.2. Две точки зрения на проблемное обучение. Первая – это высший и наиболее сложный этап учебной работы, базирующийся на запасе знаний и умений, накопленных учениками в репродуктивной и преобразующей деятельности. Вторая – это целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности. Это особый тип обучения, противопоставляемый традиционному, информативному. В основе проблемного обучения лежит процессуальная ориентация, учебное исследование, выдвижение и проверка гипотез, эксперимент, рефлексивное, творческое мышление, моделирование, поиск личностных смыслов и т.п.

1.3. Значение основных понятий. Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Научные проблемы – противоречивые ситуации, выступающие в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов, объектов и требующие адекватной теории для их разрешения. Ответы на научные проблемы в момент их постановки действительно никому не известны. Учебными проблемами – сложными вопросами, построенными на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи.

Структура учебной проблемы: - данные (условия), - требования и - искомое (неизвестное). Функцию требования в проблемной задаче может выполнять проблемный вопрос, но он может выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблемное высказывание, требующее ответа. Далеко не каждый вопрос является проблемным.

Различия логической и проблемной задач: 1. Логическая задача: В условии нет прямого ответа на поставленный вопрос. Проблемная задача: В условии нет ответа на поставленный вопрос 2. Логическая задача: В условии может содержаться информация, достаточная для решения задачи, ее также можно обнаружить в учебнике и других источниках. Проблемная задача: В условии недостаточно исходных данных для решения задачи. В учебнике и других пособиях сложно найти готовые ответы.

3. Логическая задача: В содержании задачи прямо или косвенно заданы логические операции, с помощью которых решается данная задача (сравнение, доказательство, обобщение, анализ и др.). Проблемная задача: условие задачи не предлагает способов ее решения, расчет на то, чтобы ученики самостоятельно догадались, выбрали мыслительные стратегии. 4. Логическая задача: Ответ на вопрос задания однозначен, точен. Для его оценки можно разработать четкие критерии, дать эталон. Проблемная задача: Ответ носит творческий, индивидуальный характер. Для его проверки можно составить только примерные требования к содержанию и оценить оригинальность способа решения.

Пример: 1. По словам Н.А.Бердяева, «в России в начале 20 столетия был настоящий культурный ренессанс». Какое объяснение вы можете дать этому феномену и в чем конкретно он проявился? Ответ подтвердите фактами. (логическая задача). 2. По словам Б.Н.Чичерина, Николаю 1 «не было ни малейшего дела ни до науки, ни до образования, которые он в России старался подавить». Если бы это было так, смогли бы во времена его царствования творить Пушкин, Лермонтов, Гоголь? (проблемная задача).

Таким образом, проблемные задачи и проблемные вопросы порождают в сознании учащихся проблемные ситуации – сложные психические состояния, затрагивающие познавательную и мотивационно-эмоциональную сферу. К возникновению проблемной ситуации приводят два условия: - гносеологическое – разница между имеющимся у школьника запасом знаний и умений, с одной стороны, и требующимся для решения этой задачи, с другой; - мотивационное – содержание задачи способно затронуть душевные струны ученика, вызвать эмоциональный отклик и побудить школьника к раздумьям, поискам ответа.

2. Способы разрешения проблемных ситуаций и прогнозируемые результаты их использования в обучении истории Проблемное изложение – монологическое изложение исторических фактов без объяснения их сущности.. Внешне этот прием напоминает сюжетный рассказ или образное повествование и может остаться на эмпирическом уровне, если не будут поставлены вопросы проблемного теоретического характера.

2.2. Эвристическая беседа – диалоговая форма общения учителя и учащихся. В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов ученикам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный материал. В отличие от аналитической беседы учитель рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, озарение, творчество.

2.3. Индивидуальное (групповое) исследование включает все этапы проблемного обучения: - формулирование учебной проблемы, - определение рабочей гипотезы; - поиск оптимальных приемов решения и дополнительного материала; - решение проблемной задачи; - оформление результата и его обсуждение.

2.4. Проектная деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, особенностями которого являются: - осмысление самостоятельно добытой информации через призму личного отношения к ней, - перспективная ориентация, практико- направленное исследование и - оценка результатов в конечном материализованном продукте.

6.4. Сократовский метод: - предполагает рождение знаний вместо их "передачи"; - организация диалога: обнаружение факта незнания - уточнение того, что именно человек не знает - "опредмечивание" незнания - фиксация объекта незнания - освоение объекта незнания - истина открывается и ученику, и учителю. Принципы метода Сократа: - "ничье мнение не бывает ложным" (принцип относительности знаний); - "я знаю, что ничего не знаю" (принцип "знающего незнания").

Дидактические элементы системы Сократа: 1) ирония, уличающая ученика, да и самого учителя в незнании; 2) формулирование возникающих противоречий; 3) индукция (восхождение от частных представлений к общим понятиям); 4) конструирование дефиниций понятий от поверхностных к более глубоким; 5) предложение собеседнику на выбор двух и более вариантов решения возникшей проблемы; 6) привлечение собственного опыта для решения задачи (получения знания); 7) рефлексия происходящего обсуждения через соотнесение исходных предпосылок или суждений и полученного знания.

6.5. Кейс-метод Общая характеристика метода Основные определения. - Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE). - Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. - Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". Кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. - Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) - техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - "случай").

Отличительной особенностью кейс- метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кресельные" (вымышленные) кейсы.

Формы организации познавательной деятельности: - индивидуальная, парная и групповая работа, - применяются исследовательские проекты, ролевые игры, - работа с документами и различными источниками информации, - используются творческие работы.

Навыки, развиваемые CASE Аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.) Практические навыки (использования на практике академических теории, методов и принципов) Творческие навыки (Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем)

Коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет) Социальные навыки. (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.) Самоанализ.(осознание и анализ мнения других и своего собственного).

Приемы и методы, которые применяются в кейсе: 1) «м о з г о в о й ш т у р м» 2) Метод моделирования 3) Д е л о в а я и г р а. 4) Дискуссия

7. Портфель ученика - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности. - это комплект документов, самостоятельных работ ученика. - коллекция работ, отобранная в "Портфель" учеником должна продемонстрировать учебные результаты, усилия, приложенные к их достижению, очевидный прогресс в ЗУНах.

Типы портфелей: 1. "Папка достижений": - отражает успехи ученика - грамоты, благодарственные письма родителям, табель успеваемости, медали конкурсов и т.п. 2. Рефлексивный "портфель" : - раскрывает динамику личностного развития ученика; - помогает отследить результаты его деятельности как в количественном, так и в качественном аспекте; - это все контрольные и зачетные работы, творческие работы (сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, результаты исследования) - все, что делалось в течение определенного срока.

3. Проблемно-исследовательский: - написание реферата, научной работы, подготовку к выступлению на конференции; - набор материалов по определенным рубрикам: варианты названий тем реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения; план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы.

4. Тематический: - создается в процессе изучения какой-либо темы, раздела, учебного курса; - учащимся предлагаются на выбор 25 заданий различного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания; - ученики выбирают не менее 10 заданий. Публичная защита "портфеля" (модель "ИТОГ"): И - интересные моменты "Портфеля". Что понравилось в нем особенно Т - Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже) О - Оценка "Портфеля" на основании собственных критериев Г - Главный вывод по всему "Портфелю"