Основы рационального питания Современные взгляды на вопросы питания детей Принципы организации лечебно-профилактического питания Федеральная служба по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рациональное, здоровое питание детей и подростков в школах является необходимым условием сохранения их здоровья. Правильно организованное питание: - обеспечивает.
Advertisements

физические упражнения, спорт питание свежий воздух труд и отдых гигиена режим дня здоровье.
Настроение, самочувствие и успеваемость ребенка зависят от того, что он ест. Основной принцип питания школьников – полноценное разнообразное меню, богатое.
Питание – одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья, силы и работоспособности. В век НТП человек при более низких затратах.
Рациональное питание Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть. чтобы есть.
КИСЕЛЬ – лечебно- профилактический продукт от компании АРТЛАЙФ.
«Пища, которую мы едим. Вред или польза.». Цель проекта: изучение рациона питания школьника; определение качества продуктов быстрого приготовления.
Рекомендации для школьников и их родителей МКОУ Манушкинская СОШ Чеховского муниципального района Московской области Педагогическая мастерская «Учитель.
Здоровое питание – здоровый школьник Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого.
создание условий, направленных на обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием гарантирование качества и безопасности питания, пищевых.
«Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся»
Р ЕДКО КТО ВОСПИТАННЫМ РОЖДАЕТСЯ, К АЖДЫЙ В ВОСПИТАНИИ НУЖДАЕТСЯ, Н О ЧУР - СНАЧАЛА ПИ - ПИ - ПИ, П И - ПИ - ПИ - ПИ - ПИТАНИЕ ! А УЖ ПОТОМ - ВОСПИ - ПИ.
Выполнила: ученица 11Б класса ГОУ СОШ 769 Лузикова Марья. Руководитель: учитель химии Розовик С.Ю.
Это нужно знать! Правильное питание – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Сестра медицинская старшая ДУУ 407 Хрустицкая Е.В.
Оптимальное питание как важнейший фактор обеспечения здоровья на всю жизнь Профессор Конь И.Я. НИИ питания РАМН Отдел детского питания.
Значение пищи. Основные и дополнительные вещества пищи: Из тысяч веществ, поступающих в организм с пищей, основными являются белки, жиры, углеводы, минеральные.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение.
Диета Рациональная диета Режим питания здорового человека, соответствующий профессии, полу, возрасту и др., составляет предмет изучения гигиены питания.
Транксрипт:

Основы рационального питания Современные взгляды на вопросы питания детей Принципы организации лечебно-профилактического питания Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГУН «ЕМНЦ Охраны здоровья рабочих промпредприятий» Уральский Федеральный центр оздоровительного питания

Ежегодно в стране впервые получают инвалидность около человек, что составляет 0,8% трудоспособного населения У % инвалидность обусловлена алиментарно-зависимыми заболеваниями. По данным Министерства здравоохранения США: 68% всех случаев смерти в 1988 г. явились следствием заболеваний, связанных с неправильным питанием Мюррей М.Е г.

Причины роста алиментарно обусловленных заболеваний Индустриализация сельского хозяйства Модернизация технологий пищевых продуктов Возросший полиморфизм генов, сваязанных с пищевым статусом человека - индивидуальная реакция организма на особенности пищевого рациона Нарушение кишечной микробной экологии

Продукты питания – то, что мы потребляем Питание – то, что потребляют наши клетки Основы рационального питания

Принципы рационального питания РАЦИОНАЛЬНЫМ называется питание, организованное в соответствии с реальными потребностями человека и обеспечивающее оптимальный уровень обмена веществ.

Основные группы продуктов питания мясо и мясопродукты рыба и рыбопродукты молоко и молочные продукты яйца, птица и дичь овощи и фрукты хлеб и хлебобулочные изделия крупы, макаронные изделия и бобовые сахар и кондитерские изделия

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ МР от г.

Основные положения Концепции оптимального питания (МР –08 «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ) энергетическая ценность рациона человека должна соответствовать энерготратам организма; величины потребления основных пищевых веществ – белков, жиров и углеводов - должны находиться в пределах физиологически необходимых соотношений между ними. В рационе предусматриваются физиологически необходимые количества животных белков – источников незаменимых аминокислот, физиологические пропорции ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, оптимальное количество витаминов; содержание макроэлементов и эссенциальных микроэлементов должно соответствовать физиологическим потребностям человека; содержание минорных и биологически активных веществ в пище должно соответствовать их адекватным уровням потребления

Только пища является единственным усвояемым источником энергии, необходимой для: поддержания структурной целостности органов и тканей и предотвращения их распада обеспечения постоянного функционирования жизненно важных внутренних органов (головного мозга, сердца, почек и др.) выполнения различных форм физической и умственной работы, включая процесс обучения детей всех возрастов обеспечения роста и развития детей

Пища является единственным источником пластического материала необходимого для построения, созревания и функционирования всех без исключения органов и систем организма

Пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма в качестве которых выступают прежде всего витамины, некоторые минеральные соли и микроэлементы, а также отдельные аминокислоты, жирные кислоты и сахара «нутриенты» биологически активные вещества эссенциальные пищевые вещества

Под незаменимыми (эссенциальными) пищевыми веществами понимают соединения, которые не синтезируются в организме (или синтезируются в недостаточном количестве), но являются необходимыми компонентами физиологических или метаболических систем, и отсутствие которых неизбежно ведёт к нарушению функционирования этих систем.

Регуляторные эффекты некоторых пищевых веществ у человека Пищевые вещества Объект регуляции Физиологические эффекты Тиамин (В1)Ферменты Пируватдегидрогеназа и транскетолаза Регуляция ключевых этапов важнейших процессов метаболизма углеводов гликолиза и пентозного цикла Рибофлавин (В2) Ниацин (РР) Флавиновые ферменты и дегидрогеназы Регуляция процессов клеточного окисления Витамины Е, А, С, микроэлемент селен, серосодержащие аминокислоты и др. Антиоксидантные системы крови и тканей Регуляция процессов перекисного окисления липидов и других биополимеров Витамины А, Е, ККлеточные и субклеточные мембраны Поддержание структурной целостности и регуляция функционирования биомембран Микроэлемент йодГормоны щитовидной железыРеализация гормональных эффектов тироксина и других гормонов щитовидной железы Полиненасыщенные жирные кислоты(ПНЖК) ω-6 и ω-3 семейств Эйкозаноиды (простагландины,тромбоксаны,проста циклины и др.) Синтез эйкозаноидов и реализация их многосторонних эффектов Ароматическая аминокислота триптофан СеротонинОбразование серотонина и реализацияего эффектов (например, как медиатора торможения в ЦНС) МоносахаридгалактозаКлеточные рецепторыПостроение рецепторов и их функциони-рование (например, удаление из кровя­ного русла трансферрина)

Как следствие сложившейся структуры питания, на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит белка, достигающий 15-20% от рекомендуемых величин; дефицит полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) на фоне избыточного потребления животных жиров; дефицит большинства витаминов, выявляемый у более половины населения: 60-70% витамина С, 30-40% витаминов группы В и фолиевой кислоты, 30-40% ß-каротина; недостаточность ряда минеральных веществ и микроэлементов, таких как кальций, железо, йод, цинк; дефицит пищевых волокон; недостаточная обеспеченность организма минорными биологически активными компонентами пищи. ведущим по степени негативного влияния на здоровье населения является дефицит микронутриентов витаминов, микроэлементов, отдельных ПНЖК и др., приводящий, прежде всего, к резкому снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды из-за нарушения функционирования систем антиоксидантной зашиты и развития иммунодефицитных состояний

В то же время пища может служить носителем различных контаминантов как микробного, так и химического происхождения КонтаминантыНаиболее распростра­ненные продукты, загрязняемые данными контаминантами Патологические состояния, вызываемые контаминантами Бактериальные (возбудители дизентерии, брюшного тифа, ботулизма, бруцеллеза, сальмонеллы, стрептококки, стафилококки, условно-патогенные микроорганизмы: (Cl. Perfringens, B. cereus, Klebsielea pneumoniae и др.) Вирусные (возбудители гепатита А) Микотоксины (афлатоксины В1, М1, Т-2 токсин, дезоксиниваленол, зеараленон, патулин и др.) Биологические Скоропортящиеся продукты (молочные, кондитерские, мясные;салаты,винегреты, паштеты, яйца и др.) Все виды продуктов, посуда Молоко и молочные продукты, зерно и продукты его переработки, яблоки, груши, рыба Шигеллезы, брюшной тиф, ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез, стафилококковые, стрептококковые и другие пищевые токсикоинфекции Гепатит А Микотоксикозы (в том числе афлатоксикоз, фузариоз и др. Токсичные элементы: тяжелые металлы (свинец, кадмий, цинк, медь и др.) ртуть мышьяк Пестициды Нитраты Химические Овощи и другие продукты Рыба, морепродукты, молоко Молоко и молочные продукты, водоросли, морепродукты Молоко и молочные продукты, зерно и зернопродукты, рыба, мясо, овощи и др. Овощи (свекла, морковь, бахчевые, кабачки и др.) Острые и хронические интоксикации свинцом,кадмием (болезнь Итаи-Итаи) и др. Хроническая интоксикация ртутью, болезнь Минамото Хроническая интоксикация мышьяком Острые и хронические интоксикации, гепатиты, иммунодефицитные состояния и др. Острые и хронические интоксикации, метагемоглобинемия (у детей первого года жизни)

Пища – протекторный фактор в отношении инфекций и неблагоприятных влияний внешней среды алиментарный фактор необходим для формирования и адекватного функционирования всех защитных систем организма (кожи, слизистых оболочек, в том числе пищеварительного тракта, иммунной системы, антиоксидантной системы, ферментных систем детоксикации чужеродных веществ и др.) пища является неспецифическим антидотом в отношении многих контаминантов и оказывает неспецифическое канцеро- и радиопротекторное действие

Безопасность продуктов питания = пищевая ценность + собственно гигиеническая безопасность

Режим питания не менее 4 приемов пищи завтрак, обед, полдник, ужин, три из них обязательно должны включать горячее блюдо

Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов

Основные физиологические функции алиментарного фактора для детей и подростков: питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой им энергией и всей суммой заменимых, условно-незаменимых и незаменимых пищевых веществ в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического развития и другими индивидуальными особенностями, в том числе переносимостью тех или иных продуктов; алиментарный фактор является необходимым условием поддержания физического и психического здоровья детей и подростков.

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ бронхо-легочной (белок, ПНЖК, фосфолипиды, витамины А и Е) сердечно-сосудистой (ω-3 и ω-6, ПНЖК, АО, кальций, калий, магний) пищеварительной (белок, углеводы, в том числе растительные волокна, ПНЖК, витамины А, Е, С, В, и др., селен) мышечной (белок, углеводы, кальций) кроветворной (белок, железо, медь, витамины Е, С, В6, В12, фолиевая кислота) Адекватное созревание и функционирование различных органов и систем: Гармоничный рост (оптимальный уровень энергии и белка, ПНЖК, витамина А, цинка)

Формирование головного мозга (белок, фолиевая кислота, ПНЖК) Обеспечение адекватного метаболизма в тканях нервной системы (углеводы, витамин В6, триптофан) Профилактика утомления (витамины А, С, В, В6, и др.) ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Система возрастной адаптации к меняющимся условиям жизни и обучения Дошкольники Незрелость иммунной системы, пищеварительных органов и жевательного аппарата. Младшие школьники Адаптация к обучению в школе, изменение образа жизни, связанного с обучением, новым кругом общения и социальным статусом накладывает отпечаток как на организацию питания школьников, так и на индивидуальные привычки и навыки; возрастание физиологических потребностей в энергии, основных пищевых веществах, макро- и микронутриентах в связи с ростом размеров тела Дети лет Пубертатный период Старшеклассники (14-18 лет) Переутомление, нагрузка на зрительный анализатор, вредные привычки, гиподинамия

Особенности развития организма детей в школьном возрасте: завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры происходит резкая нервно- гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков возникают качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессами обучения

которые являются критическими алиментарными факторами Особенности организации питания детей: питание детей школьного возраста

Критические алиментарные факторы для школьников разного возраста Белок с высокой биологической ценностью, витамины В1,В6, омега-3 ПНЖК, про- и пребиотики лет Адекватный гликемический индекс, кальций, магний, железо, медь, фолиевая кислота, витамин В лет Белок с высокой биологической ценностью, витамины В1,В6,В2,РР, С, пищевые антиоксиданты, омега-3 ПНЖК, про- и пребиотики 7-10 лет

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены Режим питания школьника зависит от учебной нагрузки, занятий спортом, трудовой деятельности и других моментов. Можно рекомендовать следующие типовые режимы питания школьников, обучающихся в первую и вторую смены Завтрак дома Обед дома (перед уходом в школу) Горячее питание в школе Ужин дома Вторая Завтрак дома Горячий завтрак в школе Обед дома или в школе Ужин дома Первая Вид и место питанияЧасы приема пищи Смена

В дошкольном возрасте вероятна недостаточность Железа Кальция Витамина С Витамина В6 Йода Приоритетные нутриенты для подростков: КальцийВитамин А ЖелезоВитамин С ЦинкВитамин В6 Фолацин Йод Основные нарушения связанные с фактором питания

Болезни нарушения питания у детей: А) Недостаточность Анемия Кариес Задержка роста Йодная недостаточность Б) Ожирение

Особенности подросткового периода: наибольшая как абсолютная, так и относительная (на единицу массы тела) потребность в энергии и всех пищевых веществах (в этот период прибавка в росте составляет 20 % от роста взрослого человека, а прибавка в массе тела – около 50 % массы тела взрослого) Процессы активного роста охватывают 5-7 летний период, а срок, продолжительностью около 2 лет с наивысшей скоростью роста называется период спрута роста

На питании подростков отражаются: оценка своего социального статуса и самосознание взаимоотношения со сверстниками забота и заинтересованность в формировании тела и внешнего вида.

Медико-биологические требования к продуктам детского питания должны предусматривать Требования к показателям пищевой ценности Требования к показателям безопасности - санитарно-химические; - санитарномикробиоло- -гические; -радиологические - органолептические, включая консистенцию, скорость растворения смеси, вкус; - белки, жиры; - витамины, минеральные соли и микроэлементы; - кислотность ГММ и ГМО

Система гигиенической экспертизы продуктов школьного питания: детальный анализ ингредиентного состава и пищевой ценности продуктов; предпочтение продуктов, изготовленных из высококачественного сырья и являющихся хорошими источниками белка с высокой биологической ценностью, ПНЖК, эссенциальных микронутриентов; ограничение продуктов с невысокой пищевой ценностью (некоторые виды кондитерских изделий, обезжиренные молочные продукты, попкорн, жевательная резинка и др.); исключение продуктов, содержащих большое количество искусственных красителей, ароматизаторов и стабилизаторов; ограничение жиров с высоким содержанием транс-изомеров и продуктов на их основе; исключение продуктов, содержащих алкоголь.

Основные проблемы питания населения области Низкое потребление основных видов продуктов питания по сравнению с рекомендуемыми физиологическими потребностями, кроме хлеба и хлебобулочных изделий. Дефицит белка, в том числе животного происхождения. Высокое потребление животного жира. Дефицит сложных углеводов Недостаточное поступление минеральных веществ, микроэлементов, в частности кальция, фосфора, железа, йода, фтора, селена, Дефицит витаминов А, С, В, РР, Е Загрязнение продуктов питания токсичными элементами (свинец, кадмий, ртуть)

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ В ПОСТРОЕНИИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НЕДОСТАТОЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПИТАНИИ: ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, РЫБЫ, КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ ИЗБЫТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ: СОЛИ, СПЕЦИЙ, САХАРОВ И ВЫСОКОЖИРОВЫХ ПРОДУКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ТРАНС-ИЗОМЕРЫ ЖИРНЫХ КИСЛОТ

Негативные изменения состояния здоровья школьников в РФ: Рост хронических заболеваний Рост психических отклонений и пограничных состояний Нарушения физического развития

Формула здорового питания доступность продуктов по экономическим возможностям возможность выбора широкого ассортимента продуктов повышение уровня образования в вопросах рационального питания

Основные направления гигиены детского питания Безопасность продуктов детского питания Пищевая ценность продуктов детского питания Организация питания детей Обучение рациональным основам здорового питания детей 1 год жизни ранний возраст дошкольники школьники

Результаты: Здоровье Устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам Способность к обучению

Пути оптимизации школьного питания Соблюдение правильного режима питания Максимальное увеличение числа детей, получающих горячее питание в школах за счет средств бюджета, а также за счет средств, привлекаемых из других источников (родители, спонсоры и др.) Улучшение органолептических свойств пищи Повышение витаминной ценности рационов питания учащихся

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МИКРОНУТРИЕНТАМИ ОПТИМИЗАЦИЯ РАЦИОНОВ И МЕНЮ С ВКЛЮЧЕНИЕМ В НИХ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПРОДУКТОВ - НОСИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МИКРОНУТРИЕНТОВ ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЦИОНЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ, ОБОГАЩЕННЫХ МИКРОНУТРИЕНТАМИ ОБОГАЩЕНИЕ МИКРОНУТРИЕНТАМИ ГОТОВЫХ БЛЮД С ПОМОЩЬЮ ГОТОВЫХ ПРЕМИКСОВ («ПРЕМИКСИЗАЦИЯ» БЛЮД - ПО АНАЛОГИИ С ВИТАМИНИЗАЦИЕЙ) ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЦИОНЫ ВИТАМИННО- МИНЕРАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ (В ВИДЕ ДРАЖЕ, ПАСТИЛОК, НАПИТКОВ И Т.П.)

Школа должна не только учить детей основам здорового питания, но и их конкретной реализации в жизни (Snyder at al, 1999) При этом нужно не только учить детей, но и обеспечивать возможность повышения знаний учителей (ВОЗ, 2006)

Последствия нарушения питания в раннем возрасте Снижение резистентности, иммунодефициты Нарушения физического и нервно- психического развития Болезни обмена веществ: ожирение сахарный диабет гипертония Сердечно- сосудистые заболевания Снижение ожидаемой продолжительности жизни Функциональные нарушения желудочно- кишечного тракта Частые ОРВИ Бронхиты Бронхиальная астма Болезни желудочно- кишечного тракта 2,5 года -2,5 года

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди школьников способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение

Принципы организации лечебно-профилактического питания О внедрении в практику ЛПУ приказа МЗ РФ 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации"

Современная диетология это поиск алиментарных путей лечения и вторичной профилактики алиментарно- зависимых заболеваний и нарушений метаболизма, вызванных той или иной патологией

Основные задачи современной диетологии: диагностика нарушений структуры питания, пищевого статуса и метаболизма; алиментарная коррекция нарушений питания, пищевого статуса и метаболизма; создание рационов для различных категорий больных; разработка и включение в пищевой рацион продуктов функционального, специализированного и диетического питания; реабилитация и восстановление индивидуального здоровья.

Последние годы характеризуются резко возросшим вниманием к вопросам организации диетического (лечебного и профилактического) питания Это связано с пониманием тех негативных последствий для здоровья, к которым приводят повсеместно выявляемые и широко распространенные среди населения нарушения структуры питания и пищевого статуса

Потребность в пищевых веществах и энергии как основа моделирования химического состава и энергетической ценности диеты в условиях стационара В основу официальных рекомендаций величин потребления основных пищевых веществ и энергии для различных категорий населения, действующих в настоящее время в Российской Федерации, положены физиологические нормы питания, которые не только служат критерием оценки фактического питания, но и используются при организации диетического (лечебного и профилактического) питания в различных учреждениях

Потребность в пищевых веществах и энергии как основа моделирования химического состава и энергетической ценности диеты в условиях стационара Для пациентов, получающих лечение в условиях стационара, исходной позицией при расчете величин потребности в энергии является уровень энерготрат, включающий: расход энергии на основной обмен (в среднем 1 ккал/кг х час) усвоение пищи (составляет примерно 5- 10% от общих энерготрат) физическую активность

Основные принципы организации питания в ЛПУ Диетическое (лечебное и профилактическое) питание строится на основе физиологических потребностей здорового человека в пищевых веществах и энергии, которые корригируются исходя из особенностей патогенеза, клинического течения, стадии болезни, выраженности метаболических нарушений, факторов риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у каждого конкретного пациента

Основные принципы организации питания в ЛПУ До 2003 года диетическое (лечебное и профилактическое) питание в Л ПУ строилось по нозологическому принципу в виде диетических рационов, разработанных ГУ НИИ питания РАМН и утвержденных приказами Министерства здравоохранения СССР, применительно к каждому конкретному заболеванию, которые обозначались номерами от 1 до 15 Номерная система диет, основанная М.И. Певзнером, включала 15 основных рационов и многочисленные их модификации в зависимости от особенностей течения другого заболевания В общей сложности было разработано более 60 вариантов диетических столов. В практической диетотерапии при всем разнообразии нозологии, в основном, применялись пять вариантов диет 1,5,7, 9 и 15

Основные принципы организации питания в ЛПУ Номерная система была удобной для организации коллективного, а не индивидуализированного (персонифицированного) питания

Основные принципы организации питания в ЛПУ Для совершенствования организации лечебного питания и повышения эффективности его применения в комплексном лечении больных МЗ РФ издан приказ от 5 августа 2003 г. N 330 (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.) "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации "

с целью разъяснения ряда положений приказа МЗ РФ от 5 августа 2003 г. 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» изданы: письмо МЗ СР РФ от г. N 2510/ «О применении приказа Мин­здрава России N 330 от г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации»; письмо МЗ СР РФ от г. N 3237-ВС «О применении приказа Минздрава России N 330 от г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации"; методическое письмо МЗ СР РФ от г. «Способ определения пищевого статуса больных и методы его коррекции специализированными продуктами лечебного питания в условиях стационарного и санаторно-курортного лечения»; методические рекомендации МЗ СР РФ от г. «Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях».

Приказ определил роль и значение лечебного питания в комплексной терапии больных Регламентированы основные положения об использовании в лечебном питании специализированных смесей и диетических продуктов Установлены нормы натуральных продуктов питания Расширены возможности самостоятельного включения в состав диет специализированных смесей и диетических продуктов питания

Клиническое питание Искусственное питание Парентеральное питание Растворы для парентерального введения Энтеральное питание Смеси для энтерального питания Лечебное питание Натуральные продукты питания Специализированные диетические продукты и блюда Собственно диетические продукты Специализированные смеси с направленными изменениями химического состава

Лечебное питание основным видом нутритивной поддержки для больных, находящихся на лечении в лечебно - профилактических учреждениях является лечебное питание

Лечебное питание С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством, в соответствии с приказом, в лечебно-профилактических учреждениях вводится новая номенклатура диет (система стандартных диет), отличающихся по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточному набору продуктов

В основу принципов построения стандартных диет заложены следующие показатели: среднесуточный набор продуктов; количественный и качественный состав основных пищевых веществ; энергетическая ценность лечебного рациона; содержание в составе диеты белка; технология приготовления диетических блюд

система стандартных диет строится по принципу адаптации химического состава и энергетической ценности к индивидуальным клинико- патогенетическим особенностям болезни Ранее применявшиеся диеты номерной системы (диеты NN 1-15) объединяются или включаются в систему стандартных диет, которые назначаются при различных заболеваниях в зависимости от стадии, степени тяжести болезни или осложнений со стороны различных органов и систем

Система стандартных диет п п Варианты стандартных диет Обозначения стандартных диет в документации пищеблока Ранее применяемые диеты номерной системы 1. Основной вариант стандартной диеты ОВД 1,2,3,5,6,7,9, 10, 12, 13, 14, Вариант диеты с механическим и химическим щажением (щадящая диета) ЩД 16, 46, 4в, 5п ( I вариант) 3. Вариант диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая диета) ВБД 4э, 4аг, 5п (II вариант), 7в, 7г, 9б, 106, 11, R- I, R - II 4. Вариант диеты с пониженным количеством белка (низкобелковая диета) НБД 76, 7а 5. Вариант диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета) НКД 8, 8а, 8о, 9а, 10с

Рекомендуемые для введения в ЛПУ стандартные диеты (5 вариантов) являются основой для построения диетических рационов Лечебное питание и стандартные диеты

Лечебное питание Организация диетического (лечебно- профилактического) питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий в ЛПУ всех типов

Спасибо за внимание !