Тема : Тема : Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. 1 Д/З § 24,25 вопросы (задачи) Учитель биологии МБОУ СОШ 10 п.Раздольное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Законы Грегора Менделя. Формулировка 1 закона Менделя Закон единообразия первого поколения гибридов, или первый закон Менделя. При скрещивании двух гомозиготных.
Advertisements

Тема урока: Законы Менделя Учитель биологии Осинцева Т.М.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ Грегор Иоганн Мендель (20 июля июня 1884) С древних времен люди на интуитивном уровне подозревали что.
2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В. История развития генетики. Гибридологический метод.
Грегор Мендель ( г. г.). Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных.
I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ То, что мы знаем - ограничено, то чего мы не знаем - бесконечно. (П. Лаплас)
Грегор Иоганн Мендель родился 22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Основные закономерности наследственности и изменчивости Законы Г. Менделя Теория постигается через практику.
Решение генетических задач. Первый закон Менделя При скрещивании гомозиготных родительских форм в первом поколении потомства (F1) проявляются только доминантные.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Прзентация к уроку: "Закономерности наследования, установленные Г.Менделем
Повторение. Дайте определение следующим терминам: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак.
Основы Генетики. Кто такой Грегор Мендель? Грегор Мендель ( )-выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование.
«СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМО МУ, И Я НАУЧУСЬ»
Транксрипт:

Тема : Тема : Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. 1 Д/З § 24,25 вопросы (задачи) Учитель биологии МБОУ СОШ 10 п.Раздольное Надеждинского района Приморского края Бурнатова Л.А.

Цель : 1. Раскрыть цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Грегор Иоганн Мендель Разработал гибридологический метод в основе которого лежит скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими - либо признаками. Родился - 22 июля 1822 года.

Гибридологический анализ. В его основе лежит метод скрещивания организмов, отличающихся друг от друга какими - либо признаками ( альтернативными ) – взаимоисключающими. Н - р : окраска цветков – белая и красная ; окраска плодов ( гороха ) – желтая и зеленая ; форма плодов ( гороха ) – гладкая и морщинистая. Правила генетики ( скрещивания ): 1. Скрещиваемые организмы должны принадлежать к одному виду ; 2. Скрещиваемые организмы должны четко различаться по отдельным признакам ; 3. Изучаемые признаки должны быть постоянными – прослеживаться в ряду поколений ; 4. Необходим количественный учет всех полученных результатов скрещивания.

Моногибридное скрещивание Г. Мендель проводил скрещивание растений гороха, при котором родительские формы анализировались по одной паре альтернативных признаков. Такое скрещивание называется моногибридным. Прежде чем проводить опыты, были получены чистые линии ( однородное генетическое потомство ) растений гороха с альтернативными признаками : Гомозиготные доминантные ( АА, с желтыми семенами ) и гомозиготные рецессивные ( аа, с зелеными семенами ) особи, которые в дальнейшем скрещивались друг с другом. См. рис 43,42 с

Типы моногибридного скрещивания : 1. Полное доминирование – при котором проявляется только доминантный признак. I закон Менделя – закон единообразия гибридов 1-го поколения. (При скещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей.) II закон Менделя - закон расщепления. (При скрещивании гибридов первого поколения наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 – по генотипу. 2. Неполное доминирование - при котором проявляется признак имеющий промежуточное значение между доминантным и рецессивным.

Запись скрещивания. Запись скрещивания. Закон доминирования. P( родители ) G ( гаметы ) F1 ( потомки ) PАА х аа АА - желтые G аа - зеленые F1 Аа ( желтые ) » При скрещивании двух чистых линий у F1 будет проявляться лишь один альтернативный признак. А а

Моногибридное скрещивание у растений

Моногибридное скрещивание у животных

Кроме нормальных доминантных и рецессивных признаков у человека известно большое количество аномальных признаков. Аномалии могут быть как рецессивными, так и доминантными. Примером доминантной аномалии – наследственная близорукость. Близорукость имеет много проявлений и наследуется различно.

Цвет волос у человека определяется взаимодействием нескольких генов. Признак рыжих волос является рецессивным по отношению к нерыжим волосам и проявляется только в гомозиготном состоянии. На картине Гане Эворта « Семейство Кобхем » все члены этой семьи имеют рыжие волосы, т. е. являются гомозиготными по рецессивному признаку окраски волос.

Неполное доминирование – доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, а оба аллеля проявляют своё действие. Но F1 характеризуется одинаковым проявлением исследуемого признака. При скрещивании 2-х гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды F1 будут единообразны. (Правило единообразия гибридов 1-го поколения.)

Задачи по генетики. Моногибридное скрещивание 1. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. 1) сколько типов гамет образуется у женщины ? 2) Сколько типов гамет образуется у мужчины ? 3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами ( в %)? 4) Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары ( назовите их )? 2. У собак висячее ухо доминирует над стоячим. От скрещивания гетерозиготных собак с висячим ухом с гомозиготными собаками, имеющими висячее ухо, получено 245 щенков. 1) Сколько типов гамет может образоваться у гомозиготной собаки ? 2) Сколько различных генотипов и сколько фенотипов может быть в первом поколении ?

3. Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок с сахарным диабетом. 1) Сколько типов гамет может образоваться у отца ? 2) Сколько типов гамет может образоваться у матери ? 3) Какова вероятность ( в %) рождения здорового ребенка в данной семье ? 4) Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары ? 5) Какова вероятность ( в %), что второй ребенок в этой семье тоже будет страдать сахарным диабетом ?

Неполное доминирование 4. У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак : у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с чем, эти люди, имеющие ген серповидной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг ? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары ? 3) Какова вероятность ( в %) рождения в семье ребенка с тяжелой формой анемии ? 4) Какова вероятность ( в %) рождения ребенка, устойчивого к малярии ? 5) Какова вероятность ( в %) рождения в семье ребенка, неустойчивого к малярии ? 5. От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F 2 ) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 – с розовыми и 1000 – с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F 1 ? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F 2 с розовыми ягодами ? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F 1 с белоплодным сортом ? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида F 1 с белоплодным сортом ? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибридов F 1 с красноплодным сортом ?

Использкуемая литература : 1. Учебник « Общая биология 9 класс ». Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова ; под редакцией Д. И. Трайтака и Н. Д. Андреевой.( изд. Мнемозина 2009 г.) 2. Карточки - задания по общей генетики. ( методическое пособие ). Владивосток. Издательство ПИППКРО 2007 г. 3. Диск - визуальная школа Кирилла и Мефодия ( по биологии ).