Эмануэль Ю.В., Эмануэль Т.С. ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ: Саногенетическое сопровождение образовательного процесса Научно-методический центр Выборгского района Санкт-Петербурга,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование саногенетического мониторинга в создании здоровьесберегающей среды в ГОУ ЦО Педагог-организатор ЭД Медведева Е.Г. Государственное образовательное.
Advertisements

Городская программа «Здоровыйшкольник». Курортный р-н СПб: 6 ГОУ Выборгский р-н СПб: 17 ГОУ Невский р-н СПб: 1 ГОУ Петроградский р-н СПб: 1 ГОУ Адмиралтеский.
Отдел образования администрации Выборгского района Научно-методический центр Выборгского района Отдел образования администрации Выборгского района Научно-методический.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Здоровьесбережение в школе. Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я. соматического социального психологического интеллектуального.
ГОУ гимназия 528 Невского района г. Санкт-Петербурга Программа «Здоровье школьника»
«Здоровый школьник» школьник». Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я. соматического социального психологического интеллектуального.
Медведева Н.Ю. – зам. директора ГБОУ ЦО 1865 Боголюбова Н.Г. - к.ф.н., профессор, руководитель научного проекта Бурденюк Е.В. – педагог-психолог Зеленкова.
2011 – 2012 г.. Проект «Расширение пространства самореализации обучающихся в области информационно- коммуникационной культуры» Цель: формирование интеллектуально.
Сроки реализации: годы.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Здоровье – богатство на все времена (проект построен на основе программы Касаткина В.Н.) 1«Б» класс Медведева С.В.
1 Проект «Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ» к.м.н., А.В. Рубинский к.б.н., В.Д. Ловицкий.
FokinaLida.75 Инновационный проект развития МОУ «Верх – Марушинская оош» по здоровьесбережению «Новая школа – школа здоровья» на 2011 – 2013гг. «Новая.
Модель здоровьесберегающей среды ОУ Условия, обеспечивающие здоровьесберегающий характер учебного процесса Повышение культуры здоровья участников образовательного.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
FokinaLida.75 Инновационный проект развития по здоровьесбережению « Быть здоровыми хотим » на 2013 – 2014 гг. Ключникова В.В. учитель математики МКОУ «Солнечная.
Семинар-практикум для учителей начальных классов. Тема: «Развитие речевых процессов у детей с билингвизмом» Форма проведения: семинар-практикум. Цель:
Транксрипт:

Эмануэль Ю.В., Эмануэль Т.С. ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ: Саногенетическое сопровождение образовательного процесса Научно-методический центр Выборгского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское представительство Института новых технологий

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность. Социальный запрос. 1. Ухудшение показателей состояния здоровья детей. (данные медицинских учреждений) 2. Отсутствие мотивации к сохранению и укреплению здоровья (данные Федеральной службы статистики)

«Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся» Закон РФ «Об образовании», статья 51 «Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги». (Д.А. Медведев, из послания Федеральному Собранию Р.Ф., 5 ноября 2008 г.). Актуальность. Правительственная программа

Введение в школьную программу обязательной компоненты «Здоровьесбережение школьников» Проблема 2: нехватка подготовленных кадров и их мотивации к инновационной деятельности Актуальность. Нововведения в программе ГОУ (ФГОС) Проблема 1: отсутствие общего понимания содержания здоровьесберегающей деятельности (день здоровья и дополнительный урок физкультуры – НЕ здоровьесбережение)

Например, ребенок плохо отвечает у доски. психологический страх публичных выступлений и усиленная тахиаритмия, нарушение дыхания, недостаточное развитие определенных структур головного мозга, головокружение при запрокидывании головы и т.д. Актуальность. физиологическая обусловленность школьных трудностей

Экология 20 % Уровень медицинского обслуживания 10 % Генетика 10 % Факторы, определяющие здоровья человека: Актуальность. Значение ЗОЖ (ВОЗ) ОБРАЗ ЖИЗНИ 60 %

Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я. соматического социального психологического интеллектуального духовного творческого

САНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Саногенетический мониторинг (СГМ) - комплексная оценка функционального состояния основных здоровьесберегающих систем организма школьника и формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Министерство здравоохранения РФ Министерством образования РФ, Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Примечание: программа успешно ведется на территории РФ на протяжении более 10 лет.

Составляющие СГМ Психофизиологическое обследование Культура здоровья Адресные рекомендации

Составляющие саногенетического мониторинга: психофизиологическое обследование

Топограф компьютерный оптическибесконтактный для определения деформации позвоночника - ТОДП Аппаратная база саногенетического мониторинга Спектрометр лазерный корреляционный для биологических жидкостей - ЛКС Устройство экспресс-оценки психомоторной активности человека по двигательным тестам - УПМД Спироартериокардиоритмограф - САКР

Саногенетический мониторинг осуществляется «в динамике»!! ОДНОВРЕМЕННАЯ оценка следующих параметров : Росто-весовые характеристики; осанка Базовые функции нервной системы Состояние дыхательной, сердечно –сосудистой и опорно - двигательной систем

Отличительные особенности приборной базы Одновременная регистрация параметров сердечного ритма и артериального давления на различных стадиях дыхательного цикла Получение данных по функциональному резерву вышеуказанных систем и скоррелированность их работы Анализ данных производится в сравнении с индивидуальной нормой ребенка, а не с популяционной

Выдача результатов осуществляется автоматически – посредством экспертной системы обработки данных, полученных на приборах СГМ. данные Экспертная система САНОТИП ученика, класса, школы

Составляющие саногенетического мониторинга: выдача адресных рекомендаций выдача адресных рекомендаций

Адресная физическая коррекция возможна даже в случаях освобождения от физкультуры. Адресные рекомендации Индивидуализация здорового образа жизни : -физическая коррекция, - психологическая коррекция, - рационально-сбалансированное питание, - объем и интенсивность учебных нагрузок, - режим дня, - организация внеурочных занятий во второй половине дня, досуга Организация корректирующих занятий физической культурой Отличительные особенности: комплексы упражнений для детей с различными нарушениями адаптации, адресный характер комплексов, возможность выполнения упражнений как в школе, так и дома, оформление каждого блока упражнений в виде иллюстрированной сказки.

Ведь мы НЕ носим все одни и те же очки?! «Дети – цветы жизни» Как разным растениям нужен специальный уход, так и каждому ребенку необходим адресный подход к коррекции выявленных функциональных отклонений

Отрывок из адресных рекомендаций

Составляющие саногенетического мониторинга: идеологическое воспитание культуры здоровья

Идеологическое воспитание культуры здоровья Дневник здоровья Интерактивный курс для школьников Внутришкольные мероприятия по здоровьесбережению Школьные проекты по здоровьесбережению

Дневник здоровья – рабочая тетрадь, ведение которой позволяет школьнику задуматься о своем здоровье как о ценности. медики педагоги ученики родители Идеологическое воспитание культуры здоровья: Дневник здоровья

Работа со старшими школьниками по разработке и реализации проектов по здоровьесбережению

Тренинги по основам здоровьесбережения для младших школьников

Схема внедрения саногенетического мониторинга в ГОУ СПб Образовательно-воспитательная деятельность: фестивали, круглые столы и др Организационные собрания с: администрацией образовательных учреждений (в НМЦ), педагогическими коллективами школ-участников программы, родителями учеников классов-участников программы Обучение сотрудников ГОУ (на местах и в Научно-методическом центре района) Тренинги по здоровьесбережению для школьников Помощь в проведении мониторинга здоровья детей Поставка приборов, помощь в написании заявок на статус школы-лаборатории

Здоровьесбережение в ОУ: ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ Научно-методический центр Выборгского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское представительство Института новых технологий

Основные и наиболее легко внедряемые технологии здоровьесбережения 6. конкурсы и фестивали по здоровьесбережению 2. пальчиковая гимнастика 3. курс «Основы здоровьесбережения» 4. проектная деятельность 5. организация переменок 1. физкультминутки 7. интерактивность материала 8. «здоровье» в учебной программе

ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ 1. Пальчиковая гимнастика

Описание: Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.

Описание: четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Флажок Я в руке - флажок держу И ребятам им машу.

ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ 2. Курс для школьников «Основы здоровьесбережения»

Основные разделы 1. Понятие и составляющие здоровья 2. Питание 3. Физическая активность 4. Закаливание 5. Эффективные коммуникации 6. Психологическое самочувствие 7. Здоровье от ОКУЛОРа: уши и глаза 8. Режим дня. Тайм-менеджмент

Зачем нужно правильно питаться? Напишите 5 причин Примеры заданий

Жили-были клеточки. Из было много. Они регулярно и верно питались, занимались зарядкой и все вместе составляли Организм школьника Если вы поели вредную пищу, клетка заболеет и родит больную клетку, а та, в свою очередь, еще более больную Что же станет с организмом?? Но однажды к ним стали поступать несъедобные продукты: чипсы, лимонад.. Те, кто съедали их, сразу заболевали и порождали больные клетки.. Те, кто держался, умирали с голоду… Примеры заданий

Задание: изобразите дедушку. -Если человек правильно питается, - Занимается зарядкой (по утрам делает упражнения, бегает по вечерам), - Занимается умственным трудом (читает, учится, работает, думает), То даже в пожилом возрасте он молод и здоров!!!! Примеры заданий

Разминка для ума «ДРУДЛЫ» Задание: предложить варианты трактовки картинок – Друдлов и объяснить их связь со здоровьем Примеры заданий

Виды ассоциаций (тематика здоровья): По смежности: По времени В пространстве По сходству: По форме По цвету По функции По эмоциям По контрасту: По форме По цвету По функции По эмоциям гора - ущелье инь - янь витамин - сигарета подарок - потеря улей - пчелы зима - мороз гриб - дом карандаш - ноги тигр - покрывало встреча – праздник Примеры заданий

Задание: глядя на картинку, произнести вслух как можно быстрее цвета, КОТОРЫМИ НАПИСАНЫ слова. ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ БЕЛЫЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЕЛТЫЙ КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕРНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ Примеры заданий

ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ 3. Проектная деятельность

Примеры тематик школьных проектов по здоровьесбережению: Фотопропаганда как метод формирования моды на здоровый образ жизни Социальная адаптация школьников, больных сахарным диабетом Ученическая служба здоровья в школе Здоровые школьные СМИ Основные прописываемые аспекты: Цель, идея, миссия, видение проекта, Исследование проблемы, Этапы и задачи проекта, SWOT-анализ проекта, Ресурсы проекта, Ожидаемые результаты, эффективность, Планируемые мероприятия, План развития, Отчет о реализации

Генерирование идей проектов. Метод фокальных объектов

Алгоритм МФО 5. Нахождение и домысливание идеи 1. Выбор объекта Пример: фонарь 2. Определение 2х или 3х случайных слов Пример: ворона, кролик, бумага 4. Проецирование свойств случайных слов на исходный объект Пример: фокусный фонарь, злопамятный, всеядный, гибкий, детский, шуршащий, теплый фонарь Пример: Кролик: фокусник Ворона: злопамятная, всеядная, природная. Бумага: гибкая, детская, шуршит, теплая 3. Выявление и фиксация свойств случайных слов или ассоциаций

фонарь-зонт (фокусный кролик), фонарь, работающий на любой энергии (всеядная ворона), фонарь-обогреватель (теплая бумага), антиветровой гнущийся фонарь (гибкая бумага), фонарь-очиститель воздуха (природная ворона), фонарь-видеонаблюдение (злопамятная ворона) Примеры идей:

Умение видеть скрытое. Не воспринимать поверхностно.

ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ 4. Фестивали по здоровьесбережению

1. Концепция: здоровьесбережение, секции 2. Планирование человеческого ресурса: педагоги, школьники, дополнительные специалисты 3. Организационные вопросы: согласование с руководством ОУ 4. Привлечение дополнительных участников: волонтеры, пресса и т.д. 5. Планирование и составление расписания секций 6. Оповещение участников 7. Проведение фестиваля 8. Подведение итогов, благодарности, рефлексия, анализ, улучшения ФЕСТИВАЛЬ

Тренинг творческих способностей, Видео-мастер-класс, Корректирующие физические упражнения в сказках, Проектная деятельность, Основы здоровьесбережения, Пантомима, Старинные вальсы, Психологические игры, Викторины, Секции (станции)

Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я.. соматического социального психологического интеллектуального духовного творческого

5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс 1 Корректирующая физическая культура в сказках Основы здоровьесбе режения Сенсорная комната Проектная деятельность Интеллектуальные викторины Творческие способности 2Арт-педагогика Корректирующая физическая культура в сказках Основы здоровье- сбережения Психологические игры Проектная деятельность Интеллектуальные викторины 3 Арт-педагогика Корректирующая физическая культура в сказках Основы здоровье- сбережения Психологические игры Проектная деятельность 4Дебаты Интеллектуаль- ные викторины Арт-педагогикаТанцы Основы здоровье- Сбережения Психологические игры 5Сенсорная комнатаДебаты Интеллектуаль- ные викторины Творческие способности Танцы Основы здоровье- сбережения 6 Основы здоровье- сбережения Сенсорная комната Дебаты Интеллектуальные викторины Творческие способности Танцы Фестиваль. Расписание. 6 аспектов здоровья

Учим детей уметь видеть реальную ситуацию.

Учим детей Примерять на себя разные роли, ПРИ ЭТОМ НЕ ТЕРЯЯ СЕБЯ…

Главная школьная проблема – перегрузки?!?! На самом деле – это НЕДОГРУЗКИ! Любая функциональная недогрузка вызывает активную деятельность другого вида (как правило, негативного), а неработающий орган атрофируется. Почему?

Школа получает научно обоснованные подтверждения оптимальности нагрузок и применяемых технологий Таким образом, на основании саногенетического мониторинга Определяется «Маршрут здоровья» ученика, класса, школы. Выявляются требующие корректировки аспекты, формируются индивидуальные рекомендации при выявленной необходимости Формируется культура здоровья участников образовательного процесса Составляется ОБЪЕКТИВНАЯ картина состояния здоровья ученика, класса и школы в целом.

Научим беречь здоровье с детства!

Сконсолидируем усилия!

Построим систему!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Эмануэль Татьяна (Научно-методический центр Выборгского района СПб, ИНТОКС – представительство Института новых технологий в СПб)