Гигиена детей и подростков

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Advertisements

Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Зарегистрировано в Минюсте РФ N
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Структура приказа 1. Приказ 2. Приложения (10) Приказ МЗ РФ от 30 сентября н « Об утверждении Порядка …»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
ЛЕКЦИЯ 1 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Доцент Жмакин И.А.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
1 Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности - это критический, переломный, переходный возраст, возраст.
Организация деятельности ОУ в рамках СанПиН Краснодар 18 августа 2011 г. 18 августа 2011 г. Департамент образования и науки Краснодарского.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Федеральный Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года.
Транксрипт:

Гигиена детей и подростков Основные понятия и определения В лекции использованы материалы проф. Оглезнева Современные проблемы гигиены детей и подростков России Подходы к оптимизации профилактики болезней детей и подростков

Удельный вес детского населения (в возрасте 0-14 лет) в Омской области На г. общая численность населения в Омской области - 2 млн. 26 тыс., в РФ – в т.ч лет – , лет – , 5-9 лет

Здоровье детей в РФ Болезни пищеварения - у 60 % Курит - каждый 10-й школьник Употребляют наркотики - 2/3 от общего числа наркоманов Гиподинамия- у 80 % школьников Туберкулез- 18,7 на 100 тыс. Число самоубийств- > на 40 % ж и 70 % м Детская смертность- 11,0 на 1000 родившихся живими Казначеев и др., 2005, «Ноосферная экология» «Приобретенная программа приспособления и выживания на счет реализации биохимических возможностей, ДНК и генетического материала уже оказывается недостаточной» (с.40) 2007 год Дефицит мест в ДДУ - 0,5 млн. Число школ - < на 738 Не принято- 3281, 5 % из-за несоответствия санитарным нормам В ЛОУ - 8 вспышек инф. заболеваний, Пострадавших – 477 человек

Удельный вес школьников г. Омска, отнесенных к третьей группе здоровья по ступеням обучения (в%)

Инвалидность детей

Основные закономерности потерь здоровья Увеличение темпа потерь Изменения структуры потерь Рост социально-значимых последствий Причины и следствия

Гигиена детей и подростков - наука, изучающая закономерности взаимодействия растущего организма и среды обитания его, для обеспечения оптимальных условий, сохранения жизни и здоровья на всех возрастных этапах. Объект, предмет, методы, задачи, и взаимосвязи

Научные проблемы ГДиП Рост, развитие, здоровье ( био- социальные основы) Деятельность (физиолого-гигиенические основы) Строительство и благоустройство зданий и сооружений (всех типов) Питание ( физиолого-гигиенические основы) Формирование личности, коррекция качеств (аномальных)

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ Эрисман Фридрих Фридрихович ( ) Лесгафт Петр Францевич ( ) Гундобин Николай Петрович ( ) Мо'льков Альфред Владиславович ( )

Лесгафт П.Ф.- основоположник науки о физическом воспитании; «курс теория телесных движений»: ОС и естественные движения с постепенным усложнением- решающее условие развития организма «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста»

Гундобин Н.П.- зав.кафедрой детских болезней ВМА. «Детский врач должен быть воспитателем и гигиенистом». Познание течения физиологических и патологических процессов в детском возрасте и особенности профилактики должны опираться на точное знание возрастных особенностей: «…Ребенок резко разнится от взрослого и заслуживает изучения специального» Работы: «школьная гигиена», «Гигиена детства», «Современные задачи школьной гигиены»

Мольков А.В.- основатель кафедр гигиены воспитания во II МГУ (1925) и I МГУ (1926) Первый учебник «Школьная гигиена» З научных центра: Кабинет по физическому развитию детей и подростков Экспериментальный класс с лучистым отоплением и климатической камерой Кабинет ФР и здоровья детей и подростков

История развития ГДиП: Эмпирический этап Первые письменные источники, выделение науки Развитие ГДиП в 20 веке: НИИ ГДиП: С.М. Громбах, Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, В.Р. Кучма

Достижения ГДиП Конец 19 века XX век Проблемы: Критерии оценки новых образовательных технологий, методология Коррекция и разработка ГН Коррекция режимов с учетом индивидуальных особенностей хронотипов Разработка унифицированной базы для оценки здоровья детей и подростков на основе универсальных механизмов адаптации Совершенствование законодательства по охране жизни и здоровья и ответственности гражданских и государственных институтов за подрастающее поколение, смена лозунгов на дело Разработка гигиенических основ системы реабилитации детей и подростков в целом и детей инвалидов в частности Концентрация усилий всех звеньев медицинской науки по проблеме: научные основы жизнедеятельности здорового и больного организма в условиях глобального экологического неблагополучия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ Конституция РФ (1993 г) ФЗ 52 «О санэпидблагополучии населения» (1999 г) ФЗ 30 «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ» (1998 г) Основы законодательства об охране окружающей природной среды (2002 г) ФЗ 12 «Об образовании» (1996 г)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей 1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. 2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. 3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей 4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей 5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей- инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: 1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Тема: Здоровье, система медобслуживания детей и подростков.

Здоровье, понятия, функции ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). ЗДОРОВЬЕ - такое состояние человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ). ЗДОРОВЬЕ - состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифичные социальные функции (Г.И. Царегородцев).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ значительное ухудшение демографической ситуации интенсивный рост и изменение структуры патологии значительный экономический ущерб вследствие потерь здоровья

JAMA 1, «Самые высокие в невоюющей стране»; «УМ, родившихся в США, Великобритании в возрасте 20 лет. 9 из 10 доживут до 60 лет, а в России 1 из 2»; «Самое большое снижение продолжительности жизни в группах с низким уровнем образования»

Закономерности формирования здоровья детей и подростков 2.1. динамика состояния (хронизация) 2.2. динамика распространенности (> в 2 раза за 5 лет) 2.3. патологическая пораженность (> от 1 класса к 11 кл.)

Динамика распространенности нервно- психических нарушений и заболеваний () ГодыФункциональные отклонения Хронические заболевания ,259, ,330, ,147, ,5149,5

Патологическая пораженность школьников и темпы ее прироста в и гг. Классы Возраст Годы наблюдений гг. 2240,03651,32647,82846, гг. 2903,74023,83622,33516,6 Темп прироста % +29,6+10,2+36,8+23,5

Изменение структуры хронической патологии у школьников в 40-летней динамике Годы Ранговое место IIIIIIIV 60-е ЛОР 34,7 ССС 13,3 Нервно- психические болезни 10,4 Болезни обмена веществ 5,7 70-е ЛОР 37,7 ССС 6,8 Нервно- психические болезни 6,7 Болезни обмена веществ 5,0 80-е Органы пищеварения 26,0 ЛОР 22,4 Нервно- психические болезни 21,0 ССС 3,7 90-е Органы пищеварения 52,7 Нервно- психические болезни 29,1 ЛОР 27,7 Аллергические болезни 19,4

Динамика уровня здоровья учащихся старших классов (данные комплексной оценки, %) Группы здоровья Годы наблюдений Начало 60-х Начало 70-х Начало 80-х Начало 90-х I36,531,822,610,68,62,3 II23,323,725,436,136,028,7 III - IV40,244,552,053,355,469,0

Общая заболеваемость детей (0-14 лет) и подростков (15-17 лет) за последние пять лет (в расчете на человек) (по данным Минздравсоцразвития России) годы

Изменения длины и массы тела у 8-летних школьников г. Москвы в последние десятилетия (см, кг) смкг

Изменения силы сжатия кисти первоклассников г. Москвы в последние десятилетия (кг) кг

Частота встречаемости повышенного и высокого стресса у современных младших школьников, % (обследовано 1066 школьников) I классII классIII классIV класс 30,132,026,321,5

Изменения распространенности хронических заболеваний среди учащихся 9-11 классов ( в ) годы

Изменения распространенности функциональных отклонений среди учащихся 9-11 классов () годы

Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учащихся младших классов (в ) годы

54 ч 00 мин 62 ч 30 мин 64 ч 45 мин 56 ч 30 мин 60 ч 45 мин Динамика объема недельной суммарной образовательной нагрузки учащихся 9-11-х классов

Медико-демографическая ситуация в Омской области за период гг.

Распределение территорий Омского региона по уровням болезненности йоддефицитными состояниями в гг. (на 100 тысяч населения)

Распределение территорий города Омска по величине относительного эпидемиологического риска общей заболеваемости детского населения

Распределение территорий города Омска по величине относительного эпидемиологического риска болезней крови и кроветворных органов у детского населения

Распределение территорий города Омска по величине относительного эпидемиологического риска болезней органов пищеварения у детского населения

. Распределение территорий города Омска по уровню среднемноголетней заболеваемости детского населения болезнями кожи и подкожной клетчатки

. Распределение территорий города Омска по уровню среднемноголетней заболеваемости детского населения болезнями органов дыхания

Территориальное распределение районов Омской области по среднемноголетнему уровню детской инвалидности за годы (на 10 тыс. детей)

Данные о состоянии здоровья детского населения Данные о состоянии здоровья детского населения это основа для планирования общих медико- профилактических мероприятий, для разработки целевых оздоровительно-реабилитационных программ для детей. Динамика показателей здоровья на обслуживаемой территории используется также для оценки проводимых профилактических мероприятий и является одним из критериев эффективности деятельности врача-гигиениста. Изучение состояния здоровья детей и подростков ведется в двух направлениях: на индивидуальном и на популяционном уровне.

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр. Все дети независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра, результаты комплексной оценки состояния здоровья могут помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей отнесение к определенным группам для занятий физиче­ской культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении проф.выбора, военной службы

Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для: характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп; сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях; оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей; выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей; определения потребности в специализированных службах и кадрах

Распределение детей и подростков на группы здоровья информативно при изучении и оценке динамики здоровья, при сравнении здоровья детской популяции разных городов, районов с разной степенью загрязненности атмосферного воздуха, при изучении влияния на детей учебной нагрузки, влияния на подростков некоторых производственных факторов и т.д.

Уровни здоровья с позиций социально гигиенических Биологический – совершенство регуляций, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация; Социальный – мера социальной адаптации; Психологический – способность к преодолению болезни.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ индивидуума (Е.Н. Громбах) Отсутствие в момент обследования хронических заболеваний Высокий уровень функционального состояния основных систем, органов Высокая степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям Соответствие физического и психического развития возрасту

Группы здоровья 1.Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций 2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения 3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации 4.Дети, больные хр. заболеваниями в состоянии субкомпенсации 5.Дети, больные хр. заболеваниями в состоянии декомпенсации

Факторы формирования здоровья

Взаимосвязь здоровья и социально-гигиенических условий (по рангам) Факторы риска ( – )Оздоровительные ( + ) 1 Гипо- гипердинамияОптимальный двигательный режим 2 Нарушение учебного режима Закаливание 3 Нарушение гигиенических условий Сбалансированное питание 4 Недостаточность питаниеРациональный суточный режим 5 Вредные привычки, отсутствие гигиенических навыков Оптимальные условия среды 6 Неблагоприятный психологический климат коллектива Здоровый образ жизни

Общие критерии оценки здоровья населения в системе здравоохранения РФ: Медико-демографическая ситуация; Заболеваемость; Инвалидность; + для детей и подростков физическое развитие, группы здоровья. Показатели: интенсивный (уровень), экстенсивный (структура), наглядности (сравнение). Методы изучения: демография, обращаемость за медицинской помощью (общая заболеваемость), по причинам смерти, по данным профилактических медосмотров.

Профилактические осмотры Возрастной период СкринингПедиатрПедагог, Психолог Специали-сты Перед ДДУ + Группа здоровья Режим адаптации Невропато- лог, окулист, хирург- ортопед, стоматолог, логопед, психиатр За год до школы + Зрелость Функциональ ная готовность Перед школой + Медгруппа группы ФК Конец 1 года + Рекомендации по оздоровлению Оценка адаптации Предмет. Обучение + Биолог.= паспорт. возрасту + гинеколог 11 – 12 + профконсультация Оценка психологичес кого статуса + эндокрино- лог, андролог 14 – 15 + профконсультация Передача сведений на юношей в ВК

Организационно-распорядительные документы по медобслуживанию детей и подростков Приказ МЗ РФ и МП РФ 186/272, 1992 «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»; Приказ МЗ РФ 60, 1995 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико- экономических нормативов»; Приказ МЗ РФ 154, 1999 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»; Приказ МЗ РФ 241, 2000 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений 026/ у -2000»; Приказ МЗ РФ 371, 2001 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник в городах свыше 25 тыс. населения»; Приказ МЗ РФ 487, 2005 «Порядок организации оказания медико-санитарной помощи».

СИСТЕМА МЕДОБСЛУЖИВАНИЯ Поликлиника (ЛПУ) ДКБ (ЦРБ) Педиатрический кабинет Организационный кабинет отделения (кабинеты) педиатрическое: организации медпомощи образоват. учреждениям медико-социальной помощи восстановительного лечения КЭК и другие службы Задачи Помощь, в т.ч. на дому Диспансеризация Профилактическая работа Оценка здоровья Разработка программ (профилактики, коррекции) Контроль эффективности Задачи Организация работы во всех типах образовательных учреждений Взаимодействие с ВК Профориентация Профконсультация

Медико-социальный кабинетОсновные формы документации: Учетные – 112/у; 025-1/у; 063/у; 026/у Отчетные – 9,10,11,12,31. Задачи Определение факторов риска (индивидуальные, семейные, социальные и др.) Медико- психологическая помощь. Правовая помощь Гигиеническое воспитание Штаты Заведующий (врач) Психолог Педиатр Терапевт (подростковый.) Социальный работник

ОБЯЗАННОСТИ МЕДРАБОТНИКОВ Организация медицинского обеспечения: - оценка здоровья и эффективности профилактический мероприятий - организация осмотров Первичная профилактика (контроль за) - условиями - расписанием и режимом Питание (контроль за) - фактическим питанием качеством - санитарным состоянием пищеблока - меню, бракеражем блюд - натуральными нормами Физическое воспитание - распределение на группы - оценка эффективности и физической подготовленности - контроль за организацией Трудовое обучение и профориентация - профконсультация - профпригодность - контроль за трудовым обучением Гигиеническое воспитание - формирование навыков ЗОЖ - организация профилактики основных нарушений - рекомендации по организации Обеспечение адаптации - рекомендации - контроль, проведение мероприятий Анализ состояния здоровья, разработка мер

План оздоровительных мероприятий Разделы: Организационные Общие и специальные оздоровительные Специальные лечебно-профилактические Оздоровление средовых факторов

Тема: Закономерности роста и развития

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 1. внутренние факторы (тип конституции, темпы физического развития (ФР), пол, возраст, БВ), 2. факторы окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских или сельских условиях, занятий спортом и др.). 1.1.ФР-совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процессы роста и развития. К данным признакам относятся соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки) и соматоскопические (осанка, форма тела. Развитие подкожно-жировой клетчатки) признаки. К функциональным - физиометрическим признакам относятся ЖЕЛ, мышечная сила рук, становая сила. Уровень биологического развития (БВ) ребенка, степень соответствия его биологического и паспортного возраста. Морфологическими признаками, характеризующими биологический возраст являются: процессы оссификации отдельных частей скелета, прорезывание и смена зубов, развитие вторичных половых признаков, длина тела, годовые приросты.

Рост- количественное увеличение размеров и массы тела. Развитие- качественное совершенствование структуры и функций организма. Едины, взаимосвязаны и взаимообусловлены от оплодотворения до 21 года, зависят от биологических и социальных факторов. Био- до-, социо- после рождения.

Периоды Возрастной период- время необходимое для завершения морфофункционального развития на конкретном этапе и достижения готовности к определенной деятельности – решающее условие в организации деятельности, здоровья и надзора.

Возрастные периоды роста и развития Период новорожденности (первые 4-5 недель) Преддошкольный возраст: а) грудной или мл. ясельный от 4-5 недель до 1 года б) старший ясельный от 1 года до 3 лет Дошкольный возраст от 3 до 7 лет Школьный возраст: а) младший от 7 до 11 лет б) средний от 12 до 14 лет в) старший от 15 до 18 лет

Закономерности роста и развития Неодновременность ( чем меньше, тем интенсивнее) Неравномерность ( 5 раз ноги, 4 раза руки, 3 раза туловище) Половой диморфизм ( девочки > мальчиков в 11 – 14 лет, мальчики > девочек при рождении и в 15 – 16 лет) Взаимосвязь с био и социо.

Оценка темпов роста и развития

Типы соматического развития 2RЗамедлены темпы роста и развития 9% 3RЗамедлены темпы развития11% MСредний темп роста и развития60% 3AУскоренный темп развития11% 4AУскоренный темп роста и развития 9%

Отличия функциональных возможностей подростков при акселерации и ретардации 1.Меньшая приспособленность к физическим нагрузкам и низким температурам 2.Повышенная утомляемость и низкая работоспособность в пубертатный период 3.Частые отклонения функции сердечно- сосудистой системы 4.Отставание темпов психического развития 5.Повышенные возбудимость, реактивность, лабильность эндокринного аппарата

Гигиенические и социальные проблемы акселерации и ретардации, гипотезы Гигиенические: начало всех видов деятельности ( обучение, спорт, труд), нагрузки, режим, ГН ( предметы обихода, питание и пр); адаптация, здоровье. Социальные: гражданские права и ответственность ( репродукция, семья, правонарушения, избирательное право пр.)

Физическое развитие- совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития

Основные показатели ФизразвитиеФизподготовленность Антропометрия Физиометрия Соматоскопия (осанка, стопа, ноги и пр.) Силовые Скоростные Выносливость Координация и др.

Методы изучения физического развития и требования Генерализующий Индивидуализирующий ( лонгитудинальный) Представительность ( репрезентативность) выборки здоровых Однородность по всем признакам Одномоментность исследования во времени комплексность использования методик Предварительная подготовка средств (объективность, точность, чувствительность инструмента, форма протокола и пр) Своевременность разработки стандартов и оперативная оценка

Критерии оценки уровня развития

Физическое развитие Хронологический возраст - период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеет четкую возрастную границу - день, месяц, год. Биологический возраст - совокупность морфо-функциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Биологическая зрелость – это достигнутый уровень морфологической дифференцировки организма в соответствии с паспортным возрастом. Критерии оценки биологической зрелости. 1. Уровень оссификации - ядра окостенения - прорезывание, смена, число постоянных зубов 2. Признаки полового созревания: Д. Axillaris M.Axillaris PubisPubis MammaeVoix Menarche Larings Facialis 3. Погодовые прибавки 4. Длина тела 5. Показатели зрелости формы

Методы исследования ФР 1. Генерализующий (массовое исследование больших групп за короткий срок) 2. Индивидуализирующий Для индивидуальной оценки физического развития детей используются разные методы: a. метод сигмальных отклонений. Сущность его заключается в сравнении физического развития индивидуума с физическим развитием той группы, членом которой он является. b. Метод шкал регрессии. В связи с существующей зависимостью между основными показателями физического развития С этой целью вычисляют коэффициенты корреляции и регрессии, сигму регрессии и составляют оценочные таблицы в виде шкал регрессии c. методом центильного анализа. Все варианты изучаемого признака располагают в ряду по классам от минимального до максимального значения и весь ряд делят на 100 частей; от Р25 до Р75средние (входит 50% всех случаев) d. оценка физического развития ребенка по комплексной схеме Методы сбора информации по ФР Антропометрический Физиометрический Соматоскопический

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПО КОМПЛЕКСНОЙ СХЕМЕ 1-й этап. определение уровня биологического развития ребенка (биологический возраст), его соответствия календарному возрасту осуществляется: по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела,степени развития вторичных половых признаков, "филиппинский тест" для дошкольников. оценка уровня биологической зрелости ребенка проводится при сопоставлении показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом: б=п. показатели биологического развития соответствуют средним возрастно - половым значениям б>п, показатели биологического развития превышают средние возрастно - половые значениям его - опережающее бр, б

Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме группы риска: дети нуждаются в лдм: 1 – углубленное обследование (уо), 2 - уо+дн (диспансерное наблюдение); 3. – уо+дн+сл (стационарное и амбулаторное лечение). МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Ф.Р. КОЛЛЕКТИВОВ: Определение различий по арифметическим взвешенным или относительным величинам основных признаков в однородных стат. совокупностях с определением достоверности их различий по критерию Стьюдента; Хи- квадрат и др. м–ф статусБиологический уровень развития соответствуетопережаетотстает гармоничное -11 дисгармоничное за счет снижения мт 122 дисгармоничное за счет избытка мт 222 резко дисгармоничное за счет дефицита и избытка мт 333

Тема: Гигиенические основы нормирования деятельности и режима дня детей и подростков

Виды деятельности, общее и отличия (И.М. Сеченов) Зависимость от состояния внутренней среды и ОС «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению – мышечному движению»

Основа: формирование навыка – рефлекса как результата воздействия ОС на организм; умений – закрепившихся условных рефлексов, имеющих характер автоматизированного акта; привычек – динамического стереотипа деятельности. И.П. Павлов - учение об условных рефлексах; Н.И. Красногорский – о типах ВНД у детей; А.А. Ухтомский – о доминанте; Н.Е. Введенский – о парабиозе; И.М. Сеченов – об активном отдыхе; П.К. Анохин – о функциональных системах.

Условия выработки условного рефлекса: 1.Наличие условного раздражителя; 2.Систематическое повторное воздействие его на органы чувств; 3.Наличие оптимальной возбудимости в центрах коры головного мозга; 4.Постепенность увеличения интенсивности раздражителя, длительности воздействия; 5.Учет ритмичности; 6.Периодичность.

Типы ВНД детей по Красногорскому: I.Оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый II. Оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный III. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный IV. Слабый, понижено возбудимый

Отличия формирования: Быстрота образования; Прочность закрепления; Трудность переделки. Крылатые фразы: «…поперек лавки…» «…лепить, гнуть, ломать…» «…каждый последующий воспитатель…»

Утомление. Переутомление. Признаки, стадии, выбор методов исследования

Утомление – это вызванное интенсивной (или длительной) работой временное уменьшение работоспособности. (В.В.Розенблат) Работоспособность - способность организма к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных параметров и моментов. (Загрядский, Егоров)

Работоспособность учащихся в течение дня

Типы дневной периодики физиологических функций I. тип - Двухвершинный 80% II. тип - Одновершинный 80% III. тип - Неустойчивый % IV. тип - Инертный % V. тип - Инвертированный 6%

Гигиенические принципы организации деятельности. дифференцированный подход (возраст, функция, здоровье, пол) рациональная организация среды медконтроль в динамике (среда, здоровье, функция)

Гигиенические требования к режиму: определенная длительность, рациональное чередование видов деятельности; достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание; гигиенически полноценный сон; достаточный удельный вес двигательной активности; индивидуальный подход к организации режима с учетом состояния здоровья.

Тема: Физиолого- гигиенические принципы организации педагогического процесса

Система образования (ст.8) - программы и стандарты - сеть учреждений - органы управления Образовательные программы (ст.9) Общеобразовательные: Дошкольного образования Начального общего образования Основного общего образования Среднего (полного) общего образования Профессиональные: Начального Высшего Среднего Послевузовского

98 Типы образовательных учреждений - дошкольные - общеобразовательные - профессиональные - специальные (коррекционные) - дополнительного образования - для детей-сирот и без попечения - другие учреждения Органы управления образованием Государственной власти - федеральные, ведомственные и др. Местного самоуправления - городские - районные - иные (населенные пункты) Образовательного учреждения - учредитель - совет - руководитель

99 Типы дошкольных учреждений 1. По назначению: общего типа специального назначения - для детей слепых - глухих - ослабленных - с tвs - с хроническим заболеванием дома ребенка, детдом 2. По возрастному составу: ясли - от 2 мес. до 3 лет д/сады- от 3 до 7 лет я/сады-от 2 мес. до 7 лет 3. По длительности пребывания: дневные -с 9 – 12 час. круглосуточные – ( недельные ) сельские сезонные- летние дачи

100 Типы и виды образовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) (Постановление Правительства РФ от ) детский сад: - общеразвивающего вида - компенсирующего вида - присмотра и оздоровления - комбинированного вида центр развития ребенка ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства РФ от ) - начальная школа-детсад - начальная школа-детсад компенсирующего вида - прогимназия Общеобразовательные учреждения (Постановление Правительства РФ от ) начальная школа основная школа средняя школа школа с углубленным изучением отдельных предметов лицей гимназия вечерняя (сменная), в т.ч. при ИТУ и ВТК центр образования открытая (сменная)

101 Общеобразовательные школы- интернаты (Постановление Правительства РФ от ) начального общего образования основного образования среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов гимназия лицей кадетская школа (П. Пр. РФ от ) с первоначальной лётной подготовкой (П. Пр. РФ от )

102 Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Постановление Правительства РФ от ) коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования коррекционное общеобразовательное учреждение коррекционное учреждение начального профессионального образования

103 Специальное (коррекционное) ОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. ( Постановление Правительства РФ от ) для неслышащих, слабослышащих, позднооглохших незрячих, слабовидящих, поздноослепших с тяжелыми нарушениями речи с нарушениями опорно-двигательного аппарата с задержкой психического развития для умственно отсталых

104 ОУ для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи (Постановление Правительства РФ от ) центр диагностики и консультирования центр психолого – медико - социального сопровождения центр психолого-педагогической реабилитации и сопровождения центр социально трудовой адаптации и профориентации центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др.

105 ОУ дополнительного образования (утв. Постановлением Правительства РФ от ) центр (профиль) дворец (профиль) дом (профиль) клуб (профиль) станция (профиль) школа (профиль) детский оздоровительно-образовательный лагерь детская студия (профиль) детская база (профиль) детский стадион детская комната школьника (профиль) парк

106 Общеобразовательные учреждения для детей сирот ( Постановление Правительства РФ от ) детский дом детский дом-школа школа-интернат специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии

107 Оздоровительные (общеобразовательные учреждения) санаторного типа (Постановление Правительства РФ от ) санаторно-лесная школа санаторная школа-интернат санаторный детский дом

108 Учебный план Количество часов предельное 22/36 (6 дней), 20/33 (5 дней); с углубленным изучением, лицей, гимназия только 6 дней/неделю Режим: урок – 45 минут, ступенчатый – (1-я четверть 35/3 урока, 2-я – 35/4 урока, затем 3-я обычный) В классах компенсирующего обучения – 40 минут Плотность урока по основным предметам – 80% ДА – не менее 2 часов для БП. Начало не ранее 8 часов, нет «нулевых» уроков Распределение по сменам: I-начальная школа, пятые, выпускные и классы компенсирующего обучения ТСО от 7 до 20 мин – начальная школа (3-4 урока/неделю) мин старшие классы (4-6 уроков/неделю)

109 Расписание: Отдельно обязательные / факультативные виды Сдвоенные уроки 5-9 классы, только после урока физкультуры или 30 мин динамической паузы; классы – любые предметы Перемена: min-10 мин, max-50 мин; большая мин Домашнее задание: 1кл – со II полугодия – 1 час ; 9-11кл до 4 часов Группы продленного дня: по возрастным группам; горячее питание; сон; прогулки не менее 2 часов для младших и 1,5 часа для 5-8 классов. Самоподготовка с 16 часов.

110 Организация внеучебного времени I период – до выполнения домашних заданий – активный отдых II период – после выполнения домашних заданий – пассивный (спокойный) отдых Внешкольная деятельность в учреждениях дополнительного образования – по общим требованиям к ОУ.

111 Гигиенические основы использования ПЭВМ (КВТ) Факторы: быстрое переключение внимания в условиях дефицита времени Большая нагрузка на зрительный анализатор в условиях его значительного напряжения Вынужденная статическая нагрузка Воздействие ЭМП от СЭП до R-го излучения в диапазоне от 10 кГц до 30 мГц с энергией от 8 кэВ до 100 кэВ Шум, тепло (для вычислительных центров)

112 Действие ЭМИ на организм Облучение общее, местное, изолированное, сочетанное (> 2 источников), постоянное, прерывистое Эффекты: соматический (остр. и хр. формы лучевой, катаракта, незлокачественные повреждения кожи); сомато-стохастический (снижение продолжительности жизни, лейкозы, опухоли различных органов и тканей); генетический (мутации, хромосомные абберации)

Требования к КВТ площадь на рабочее место, интерьер, расстановка, оборудование рабочего места, мебель, условия среды, режим работы, технические характеристики (допустимые визуальные параметры, напряженность электрического и магнитного полей, плотность магнитного потока, электростатический потенциал монитора) 113

Требования к условиям назначение помещений характер деятельности климатический район анатомо-физиологические особенности здоровье

Соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка Гигиенические требования к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно- двигательного аппарата. Требования к мебели

СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

Санэпиднадзор за оборудованием (мебелью) образовательных учреждений включает: соответствие мебели ГОСТу, характеру Учебно-воспитательного процесса, определение размеров мебели и наличие маркировки, определение числа предметов каждого размера и соответствие его списочному составу детей, оценку расстановки мебели в помещениях, оценку правильности рассаживания детей в соответствии с их длиной тела, состоянием зрения, слуха и склонности к простудным заболеваниям, оценку положения тела детей при пользовании мебелью

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели Санэпиднадзор за оборудованием (мебелью) образовательных учреж- дений включает: определение соответствия мебели ГОСТу, характеру Учебно-воспитательного процесса, определение размеров мебели и на­личие маркировки, определение числа предметов каждого размера и соответствие его списочному составу детей, оценку расстановки мебели в помещениях, оценку правильности рассаживания детей в соответствии с их длиной тела, состоянием зрения, слуха и склонности к простудным заболеваниям, оценку положения тела детей при пользо­вании мебелью.

Правильная поза ребенка во время учебных занятий Соблюдение правильной позы ребенка зависит от правильности соотношения основных элементов мебели (крышки стола, сиденья и спинки стула), которые нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки. Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее длине тела ребенка, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу, которая характеризуется небольшим наклоном головы и верхней части туловища вперед, расстояние от глаз ребенка до стола равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (в среднем 3035 см). Предплечья свободно лежат на столе, корпус от­ стоит от края стола на 23 см, ноги согнуты в тазобедренных и колен­ных суставах под прямым углом, ступни опираются на пол, не менее 2/3 и не более 3Д бедра лежит на сиденье, туловище имеет основную опору на ягодицах и в поясничной части позвоночника.

мебель Дифференция расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья, равняется разности высоты сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего ребенка с добавлением 56 см. Дистанция спинки расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула, не должно превышать передне-задний диаметр грудной клетки ребенка более чем на 5 см. Дистанция сиденья расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья, должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола у стульев 1-й группы на 4 см, у 2-й 3- й группы на 56 см, у 46-й группы на 78 см

Гигиеническая оценка мебели Расстановка мебели и рассаживание учеников Для детей с пониженной остротой слуха и зрения, независимо от размеров парт ставятся впереди Школьников часто болеющих с ОРЗ рассаживают дальше от окон Не менее двух раз школьники 1 и 3 рядов меняются местами Между наружной стеной и первым рядом парт 0,6-0,7 м; между внутренней стеной и задней стеной и партами 0,5- 0,4; ширина проходов 0,6-0,7 м; Оценка посадки: Расстояние до глаз равно длине предплечья + кисти Дистанция сиденья д.б. отрицательной 7-8 см Ширина стола д.б. равна сумме длины двух предплечий с кистями см Глубина стула не менее 2/3 бедра Дифференция = разности высоты сиденья и локтя свободно опущенной руки+ 5-6 см

Основные размеры столов и стульев для детей дошкольного и школьного возраста

Требования к ПЭВМ (СанПиН / ) Напряженность электрического поля2,5 – 25 В/м Напряженность электростатического поля15 кВ/м Плотность магнитного потока25 – 250 нТл Электростатический потенциал монитора500 В ДОПУСТИМЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ Яркость белого поляне < 35 кд / м2 Неравномерность яркости рабочего поляне > ± 20% Контрастность (монохромный режим)не < 3 : 1 Временная нестабильность изображенияне должно быть Пространственная нестабильность изображенияпо формуле Площадь на 1 место6 м 2 (до 4,5) Интерьер (коэффициент отражения, min) и от рабочего стола 0,7-0,5-0,3 и 0,5 Расстояние ( тыл, линия, м)2,0 ; 1,2 Мебельпо действующим ГОСТ Микроклиматt С при R =62-55% и V

124 Требования к режиму биоритмы возраст (моменты, чередование, длительность) назначение (общие, специальные, оздоровительные) здоровье (общий, щадящий)

125 Требования к условиям назначение помещений характер деятельности климатический район анатомо-физиологические особенности здоровье

Ранговая шкала трудности предметов Математика, русский язык (для нац-х школ) 11 Иностранные языки10 Физика, химия9 История, обществоведение, право8 Родной язык, литература7 Биология, география, природоведение6 Физкультура, военная подготовка5 Труд4 Черчение3 Рисование2 Музыка1

Гигиеническое неблагополучие воздушной среды школьных помещений Токсиканты% проб > ПДК Аммиак18 Формальдегид18 Стирол18 Фенол14 Псевдокумол14 Этилбензол6 Двуокись азота5 Хлороформ4 Суммарные углеводороды2 Бензол2 П-ксилол1,5 О-ксилол1,5 М-ксилол1,5 Нафталин1 4-хлортолуол1 Бромоформ0,5 Изопропилбензол (Кумол)0,5 1,3,5 Триметилбензол0,5 1,1,2 Трихлорэтан0,5 Тетрахлорэтилен0,5

128 Обучение детей 6 лет Требования к режиму: Только 1 смена с 9.00 с гимнастикой «до». Ступенчатый, комбинированный с физкультпаузами через 10 мин. 20 часов/неделю (5 или 6 дней), вторник, среда – 4 урока с учетом рангов, остальные дни – 3, письменные виды – 1 половина недели Уроки ручного труда не более 20 мин с тремя перерывами через 5 мин Урок ФК – мин игры и пр. по желанию детей, затем мин организованная игра средней подвижности Домашних заданий – нет в течение года Продленный день; Дополнительные каникулы (февраль-III неделя).

129 Требования к организму Предварительная подготовка детей к школе (комплексная оценка здоровья (2р/год), диагностика школьной зрелости, прогнозирование исхода адаптации, работа с родителями и персоналом) Требования к условиям: отдельный блок, полный набор помещений с групповой и спальней, оптимальные условия

130 Обучение в школах и классах с углубленным изучением предметов и языковых (12 лет) Только 6 дней, снижение объема домашних заданий, строгое соблюдение всех режимных моментов, проведение уроков ФК на свежем воздухе, рационализация расписания Условия – отдельный блок или новое здание (гимназия, колледж, лицей)

Обучение в ОУ оздоровительного характера Основа – щадящий режим: 1.Уменьшение всех видов обязательной нагрузки (неделя, день; нет контрольным в понедельник и субботу, четверг – облегченный день, увеличение длительности перемен) 2.Увеличение длительности отдыха, сна, дневной сон на открытом воздухе 3.Усиленное питание (частота, качество, витамины, ферменты, соли, органич. кислоты, пектины) 4.Выделение времени на лечебно-профилактические процедуры в полном объеме 5.Приближение условий (среда, оборудование, одежда, внимание) к домашним 6.Индивидуальный подход, контроль за САН 7.Тщательный в динамике медконтроль 131

Обучение в специализированных школах (с дефектами физического и умственного развития) Учебно – воспитательный режим Продолжительность всех элементов режима в соответствии с возрастом Сон дневной для всех, гигиенически полноценный Отдых эмоционально насыщенный 2,5-3 часа на воздухе Расширенный и спецнаправленный (Ds) объем ФК (ЛФК) индивидуально Сбалансированное и полноценное питание (4-5) Жесткая регламентация всех видов нагрузки Полноценный объем лечебно-профилактических мероприятий Е лк выше на 2 ступени по шкале 132

Обучение несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Приют – оптимум на 30, допустим.– 50 мест, другие на 60 мест, допустим. - не более 100 В группе дневной не более 10, круглосуточной – не более 7 чел. (по возрасту от 3-6 до лет) Участок – вблизи с ОУ, 40 кв.м./на 1, игровые с теневыми навесами; ФК; спортивная; хозяйственная. Здание – общие принципы + приемное отделение, общевоспитательного назначения, психологической коррекции и социальной реабилитации, дополнительных занятий (музыка, труд и пр.). Приемное отделение: санпропускник, изолятор, буфет, санузел. Отд. соц. реабилитации: общий набор с учетом возраста (см. ДДУ и школа) + комнаты индивидуальных занятий (логопед, психолог) Остальное все по общим требованиям к ОУ 133

Задачи СЭС Надзор за проектированием, строительством, приемкой в эксплуатацию, оформление санэпидзаключения при выдаче лицензии; Согласование режимов Контроль за условиями 134

135 Алгоритм оценки учебного режима Наличие лицензии (проектная вместимость, сменность, уставные принципы). Распределение классов по сменам. Расписание звонков (начало, окончание, длительность, перемены большие, малые). Предметное расписание (максимальная недельная нагрузка, распределение, дневная; стабильность в полугодии, четверти; ранг трудности; труд и ФК; контрольные работы). Функциональное состояние школьников. Оценка внеучебного режима (продленный день, задания, дополнительное образование).

Требования к режиму биоритмы возраст (моменты, чередование, длительность) назначение (общие, спец., оздоровит.) здоровье (общий, щадящий) Требования к условиям назначение помещений характер деятельности климатический район анатомо-физиологические особенности здоровье 136

Требования к ПЭВМ (СанПиН / ) Напряженность электрического поля2,5 – 25 В/м Напряженность электростатического поля15 кВ/м Плотность магнитного потока25 – 250 нТл Электростатический потенциал монитора500 В ДОПУСТИМЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ Яркость белого поляне < 35 кд / м2 Неравномерность яркости рабочего поляне > ± 20% Контрастность (монохромный режим)не < 3 : 1 Временная нестабильность изображенияне должно быть Пространственная нестабильность изображенияпо формуле Площадь на 1 место6 м 2 (до 4,5) Интерьер (коэффициент отражения, min) и от рабочего стола 0,7-0,5-0,3 и 0,5 Расстояние ( тыл, линия, м)2,0 ; 1,2 Мебельпо действующим ГОСТ Микроклиматt С при R =62-55% и V

Критерии уровня санитарного благополучия объекта - УСБО 1. Учреждение построено по типовому проекту, соотв. санитарным нормам 2. Наполняемость с превышением не более 10% 3. Расположение в районе с загрязнением атмосф. воздуха в пределах ПДК 4. Результаты лабор.- инстр. исследований соответствуют сан.нормативам 5. Отсутствуют вспышки острых кишечных заболеваний 6. Низкий уровень неинфекционных заболеваний и пропусков по болезни 7. Организация ФК соответствует программе 8. Обеспеченность мед. перс. 100%, тех. персон. 80% 9. Полноценное питание 10. Соблюдение режима труда и отдыха.

Основные школьно-обусловленные факторы риска формирования здоровья школьников Несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях Неполноценное питание Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок Интенсификация процесса обучения Несоблюдение гигиенических нормативов сна и пребывания на воздухе Низкая двигательная активность Распространенность вредных привычек

Тема: Гигиеническая оценка предметов детского обихода Общие требования: безопасность для здоровья соответствие возрасту, Р и Р организма современные эстетические решения все зависят - от функциональных возможностей - характера деятельности - назначения - климатогеографических особенностей

Одежда: выделяют 3 слоя: 1- белье. 2- легкая весеннего – осеннего – зимнего ассортимента. 3- верхняя одежда ( пальто, шубы, комбинезон) требования распространяются на материалы и конструкцию одежды.

Гигиенические требования к одежде ( А.В. Мольков, 1934 г.) соответствие размера, покроя, массы особенностям организма; внешний вид и окраска должны обеспечивать положительные эмоции; доступность очистке, возможность привития навыков (самообслуживание, личная гигиена) прочность и доступность по цене безопасность для здоровья, оптимум комфорта с ОС.

Гигиенические требования к обуви соответствие анатомо- физиологическим особенностям и функции стопы; создание тепло- влажностного оптимума в любых условиях ОС; безопасность для здоровья и жизни.

НТД СанПиН 2.4.7/ – 03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».

Тема: Медико- физиологические аспекты профориентации и профконсультации.

Медицинская профессиональная ориентация (МПО) является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы и условий обучения, места работы подростками с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к формированию и прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии.

Врачебное профессиональное консультирование (ВПК) - помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии (специальности), учебного заведения и места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия профессионально- производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию имеющихся функциональных нарушений и хронической патологии, развитию осложнений вплоть до инвалидизации.

Социальные проблемы Право выбора, конституция РФ Экономика: производительные силы, потери Демография Новые, совмещённые профессии Престиж и рынок Здоровье

Личностные проблемы Удовлетворение интересов Обеспечение перспектив экономических и нравственно- этических Соответствие психо - физиологических особенностей и здоровья

Задачи Удовлетворение потребностей в кадрах, их подготовка и использование труда Подготовка к сознательному, свободному выбору профессии

Составляющие системы Профессиональное просвещение Предварительная профдиагностика (психо - физиологические особенности, здоровье) Профконсультация - психо - физиологическая -медико – физиологическая Профотбор Профадаптация

Психофизиологическая ПК – комплекс мер по прогнозированию успешности освоения и адаптации к профессии: Индивидуально – типологические особенности Характер требований профессии к личности Этапы: Предварительная ПК (формирующая) – диагностика уровня развития ключевых профессионально-значимых функций; Заключительная ПК (у выпускников).

КПЗФ – функции без развития которых успешное освоение профессии и адаптация невозможны. Для массовых профессий это: Сила-слабость НС, её подвижность и лабильность, характер взаимоотношений коры и подкорки; Скорость зрительного различения Порог слуховой чувствительности; Тактильная чувствительность; Мышечная чувствительность; Точность кинестезии; Зрительно-моторная координация; Устойчивость и переключение внимания; объем механической и смысловой памяти.

Медико-физиологическая ПК Отклонения здоровья: 1 группа – болезни, склонные к прогрессированию. Важен прогноз (ревматизм, ХНЗЛ и др.) 2 группа – так называемые физические дефекты, клинически не осложненные, важны компенсаторные возможности организма (да, нет)

Профпригодость – наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям профессии без ущерба для здоровья. «Тяжёлые профессии» - с выраженным отрицательным воздействием одного или ряда факторов, с жёсткими некомпенсируемыми требованиями к психо-физиологии личности. «Средней тяжести»- с умеренным воздействием факторов среды и трудового процесса на организм, компенсируемые требования. «Лёгкие»- не требующие значительного напряжения физического и не связаны с отрицательным влиянием условий на организм.

Организация работы, этапы (приказы МЗ 186/272, 92, 154) Кабинет профориентации Центр профориентации Отделение организации мед. помощи –Переход к предметному обучению - оценка нервно-психического развития, ФР, биологического возраста; –Пубертатный период и завершающий этап обучения с оформлением ВПК заключения (констатирующая, резолютивная, рекомендательная части по сборникам 1-9); –Этап профессионального обучения.

Принципы составления заключения о ВПК минимальное ограничение при максимальной охране здоровья; обязательный учет всей информации о здоровье (от анамнеза до ретроспективных данных); комплексная оценка функционального состояния, с пробами; уточнение формы, стадии и активности процесса и функциональной недостаточности (DS хрон.); профессиональная пригодность только после оценки эффективности лечения; учет всего комплекса факторов обучения.

Схема санитарной характеристики профессии 1. Название; 2. Отрасль; З. Цех, отдел; 4. Описание работы (технология, приемы, материалы, особенности с позиций возможного влияния на организм; 5. Характер производства (индивидуальное, массовое, конвейерное, автоматизированное). Свободный или вынужденный темп работ; 6. Рабочая поза. Длительность и выраженность статического напряжения; 7. Характер физической нагрузки. Габариты, масса, расстояние, продолжительность подъёма и переноса тяжестей. Стереотипные движения (раз в смену); 8. Производственные факторы (класс, степень, соответствие доп. величинам); 9. Освещении 10. Требования к органам, системам, функциональному состоянию (от внимания до ФР) 11. Другие особенности; 12. Опасность травматизма; 13. На какие системы, функции следует обратить особое внимание; 14. Наличие профессиональной или производственно обусловленной патологии у работающих; 15. Наличие ограничений при приеме на работу.

Регламенты для ВПК 1. Трудовой кодекс РФ утв. ГД Законодательство о труде подростков 2. Перечень тяжелых работ (профессий), профессий (работ) с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использование труда лиц моложе 18 лет. Пост. Пр.РФ от г. З. СанПиН «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков». Утв , Постановление Пр МУ «Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков». Утв. Пост. ГГСВ РФ 5. Перечень абсолютных медицинских противопоказаний к обучению в учреждениях профессионального образования 6. Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску к работам в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторам. Приложение 1 и 2 Пр. МЗ 90 от «О порядке проведения предварительных и периодических медосмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» 7. Об утв. Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров. Пр. МЗ и СМ РФ от Перечень профессиональных производственных факторов и виды работ, противопоказанных подросткам с хроническими болезнями и функциональными расстройствами здоровья (МКБ-10). 9. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. P – 05.

ВОЗ предложила рассматривать вопросы эффективности и качества медицинской помощи с учетом трех основных критериев: адекватности, экономичности, научно-технического уровня. При этом под адекватностью медицинской помощи понимают необходимость достижения приемлемого для больного «качества жизни» КЖ может служить показателем, на основе которого возможна разработка программ мониторинга состояния здоровья пациента после проведенного лечения в ранние и отдаленные сроки. Критерий качества жизни используют для определения эффективности лечения в медицинских программах, для определения преимуществ метода лечения при равноценных эффектах как медикаментозных терапевтических воздействий, так и хирургических пособий. Исследование КЖ a)дополняет традиционную методологию обследования больного. b)является чувствительным инструментом, раскрывающим субъективное восприятие больным состояния своего здоровья. c)обеспечивает – преемственность ведения больного, d) повышает эффективность амбулаторно-диспансернго наблюдения, e)устраняет межцентровые и межнациональные различия в работе с больными, f)позволяет изучать с новых позиций влияние различных хронических заболеваний на человека, g)упрощает экспертизу новых подходов к лечению хронических заболеваний. Исследование КЖ связанного со здоровьем – новая методология в здравоохранении XXI века.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЕГО МНОГОМЕРНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ. – МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА. Качество жизни (КЖ) – интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии. КЖ – СВЯЗАНО СО ЗДОРОВЬЕМ, ОНО МНОГОМЕРНО, ТАК КАК ВКЛЮЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ СНОВНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ФИЗИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ, ДУХОВНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. РАЗДЕЛЫ МЕДИЦИНЫ, В КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ КЖ: ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ, ГЕМАТОЛОГИЯ, ГЕРОНТОЛОГИЯ, ГИНЕКОЛОГИЯ, ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ, КАРДИОЛОГИЯ, ЛОР- ПАТОЛОГИЯ, НЕВРОЛОГИЯ, НЕФРОЛОГИЯ, ОНКОЛОГИЯ, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, ПЕДИАТРИЯ, ПСИХИАТРИЯ, ПУЛЬМОНОЛОГИЯ, РЕВМАТОЛОГИЯ, ТРАВМАТОЛОГИЯ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ, УРОЛОГИЯ, ХИРУРГИЯ, ЭНДОКРИНОЛОГИЯ

Возможности применения исследования КЖ для стандартизации методов лечения; при экспертизе новых методик лечения; для обеспечения индивидуального мониторинга состояния здоровья с оценкой ранних и отдаленных результатов лечения; для разработки прогностических моделей течения и исхода заболевания; для проведения социально-медицинских популяционных исследований с выделением групп риска; для обеспечения динамического наблюдения за группами риска и оценки эффективности профилактических программ; для повышения качества экспертизы новых лекарственных препаратов; для экономического обоснования методов лечения с учетом таких показателей как «цена – качество», «стоимость – эффективность». Требования к исследованию КЖ: Наличие протокола исследования. Наличие апробированной национальной версии опросника. Наличие подготовленных исследователя и коллектива, осуществляющих ведение базы данных, шкалирование опросника и статистическую обработку результатов.

Преимущества и недостатки использования общего и специального опросников. Типы опросников. Преимущества. Недостатки. Общий опросник SF-36. Позволяет сравнивать КЖ в популяционных группах как здоровых людей, так и пациентов с другими хроническими заболеваниями. Может учитывать неспецифические эффекты. Сложны в применении и обработке. Может не учитывать важные клинические изменения. Специальный опросник GSRS. Отражает проблемы наиболее важные для конкретной нозологической формы. Учитывает динамику заболевания. Сложен в применении и обработке. Может не учитывать неспецифические эффекты.

2. Основы методологии исследования качества жизни. Методология КЖ включает: 1.Разработку протокола исследования. 2.Выбор инструмента исследования (опросника). 3.Опрос (интервьюирование) больных. 4.Шкалирование опросника и формирование базы данных. 5.Статистическую обработку, анализ и интерпретацию результатов исследования. Разработка протокола исследования осуществляется до начала исследования. Протокол исследования КЖ не меняется по ходу исследования. В протоколе исследования КЖ должны быть включены: Определение целей и задач исследования; Критерии исключения больных из исследования; Разработка дизайна исследования; Разработка клинической карты; Описание инструмента исследования; Обоснование объема выборки, выбора метода рандомизации, требования по мониторингу; Таблица учета данных; Рекомендации для проводящих исследование КЖ.

1.должны быть выполнимы в сроки, отведенные для исследования. 2.С учетом возраста больных, 3.Разработка дизайна с указанием способа, заполнения опросника (выдается ли он больному для самостоятельного заполнения дома, высылается ли по почте, либо заполняется путем телефонного интервьюирования). Клиническая карта с демографической и клинической характеристикой больных. W. SpitzeE и соавт. выделяют 10 необходимых условий, которые должны удовлетворять методики оценки качества жизни: простота (краткость, ясность для понимания); широта охвата аспектов качества жизни; соответствие содержания методик реальным общественным условиям количественная оценка показателей качества жизни; отражение качества жизни пациентов с одинаковой эффективностью независимо от их возраста, пола, профессии и вида заболевания; валидность (точность) методики; удобство использования методики высокая чувствительность методики; различия данных о качестве жизни у разных групп пациентов; корреляция результатов оценки качества жизни с помощью специальных методик с результатами других методов исследования пациентов. Цели и задачи

4. Опросник MOS SF-36. Опросник SF-36 (автор – J.Е.Ware, 1992) опросник должен измерять общее здоровье, не специфичное для возрастных групп, определенных заболеваний или программ лечения. Его методика предназначена для изучения всех компонентов качества жизни. Они представляют собой составные характеристики здоровья, включающие функцию и дисфункцию, стресс и благополучие, объективные и субъективные оценки, положительные и отрицательные самооценки общего состояния здоровья. опросник SF-36 является общим опросником здоровья и может быть использован для оценки КЖ здоровых и больных различными заболеваниями.

Опросник SF-36 Опросник имеет следующие шкалы: 1.Физическое функционирование (PF). Отражает ограничение PF здоровьем. 2.Ролевое (физическое) функционирование (RР). Влияние RР на работу и повседневную деятельность. 3.Боль (P). Влияние Р на работу и повседневную деятельность. 4.Общее здоровье (GH). Оценка. 5.Жизнеспособность (VT). Ощущение жизненной активности. 6.Социальное функционирование (SF). Влияние на общение физического и эмоционального состояния. 7.Эмоциональное функционирование (RE). 8.Психологическое здоровье (MH). Психическое благополучие, тревога, депрессия.

Шкала КЖ студентов ОмГМА

Гигиеническое образование - Средства: устные (слово, запись), печатные (листовка - журнал), изобразительные (кукла - плакат). - Формы: индивидуальные (беседа, инструктаж), групповые (дискуссия - курсы), массовые (лекция - вечер). - Методы: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения. - Методические требования: доступность, наглядность, научность, эмоциональность, организация среды, воздействие на сознание, убеждённость и настойчивость, самодеятельность. Оценка эффективности: сан.-гигиеническое обследование - выполнение СанПиН, телесный осмотр - опрятность, анкетирование - знания, здоровье - положительная динамика. Юридические основы: «Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан», 93г. в ред. 98г., 30- ФЗ, ст. 6.3., 7.11., 8.12., 13, 19, 24.3; Закон «Санитарно-эпидемиологическое бла гополучие населения»: 99, 52-ФЗ,. ст.: 2, 6, 28, 36. Существенный компонент гигиенического воспитания личная гигиена. Личная гигиена важнейшее средство активного отношения человека к своему здоровью

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА -система мер индивидуума, направленная на соблюдение требований гигиены тела, его покровов и поведения в реальных условиях жизнедеятельности -ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЕ -комплекс мер государства, общества и личности по формированию знаний, навыков, умений и привычек, обеспечивающих гигиенически обоснованное поведение и потребность в ЗОЖ индивидуума и популяции в целом. -Гигиенически обоснованное поведение - поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Самоконтроль и медконтроль - способ оперативной и прогностической оценки и коррекции всей системы мер Л.Г., направленной на повышение эффективности ее. СГПР Зубные пасты, гели, зубные порошки Средства для отбеливания зубов Эликсиры, дезодоранты, полоскания Зубные щетки, флоссы, ирригаторы. таблетки для обработки Жевательная резинка

Современный образ жизни населения в России обусловлен чрезвычайным снижением доходов населения, отсюда : ухудшение питания ухудшение жилищных условий нарушения в психоэмоциональной сфере изменение института семьи снижение мотивации к труду пренебрежение здоровьем во имя работы у работников и работодателей

Здоровый образ жизни Комплекс мер личности, государства и общества, обеспечивающий оптимальные условия жизнедеятельности человека на всех этапах, сохранение и укрепление здоровья Здоровый образ жизни – категория общего понятия "образ жизни" включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

М.Я. Мудров: « Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней..., предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем первая его обязанность »

Образ жизни человека Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей.

Качество жизни Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Стиль жизни Стиль жизни – особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни – это признак индивидуальности, самостоятельности, способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.

ЗОЖ ЗОЖ – рычаг первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально- психологических ситуаций.

Некоторые вредные привычки (факторы риска, обусловленные нездоровым образом жизни) ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН, кафедра общей гигиены ММА им.. И.М. Сеченова Стран а Потреблен ие табачных изделий, штук/год Численност ь Населения, чел. ВВП/д ушу населе ния, долл. сигарет/ч ел. в год Смертно сть на 100 тыс. жителей Китай170 млрд ,09694 США480 млн ,62825 Япон ия 316 млн ,48895 Росси я 230 млн , Индо незия 199 млн ,83625 Ведущие страны по потреблению табачных изделий

Вредные привычки Вклад курения в общую смертность оценивается в 12%. По некоторым оценкам ежегодно от курения погибает в России около 300 тыс. человек. Пассивное курение (табачный дым в окружающей среде) является причиной смерти от рака легких 3000 человек среди 100 млн. некуряших.

Некоторые вредные привычки (факторы риска, обусловленные нездоровым образом жизни) Национальной угрозой России является распространение наркотиков. В 2003 г. от них погибло 70 тысяч человек (9 из 10 из них от героина). Для примера с 1990 г. от терактов в нашеq стране погибло около 2500 человек В мире критический показатель 8 литров алкоголя на человека в год, дальше - физическая деградация. У нас литров. Потребление алкоголя увеличивает риск смерти от цирроза печени и панкреатита, а также рака полости рта, горла, пищевода, желудка, прямой кишки, легких, молочной железы и печени Алкоголь увеличивает вероятность умереть от ишемической болезни сердца, повышенного кровяного давления, инсульта, аритмии, кардиомиопатии и тромбоза. Огромен вклад алкоголя в смертность от внешних причин : отравления алкоголем, убийств, самоубийств, ДТП, травм, несчастных случаев

Гигиенически обоснованное поведение Поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье.

Гигиенически обоснованное поведение Пути формирования: Создание, развитие, активизация позитивных для здоровья факторов. Преодоление, уменьшение факторов риска

ПУТИ РЕШЕНИЯ Изложение, усвоение навыков гигиены Обучение и воспитание в повседневной жизни Создание соответствующих гигиенических условий Привлечение к различным формам самодеятельности

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ВОСПИТАНИЕ) Комплекс мер государства, общества и личности по формированию знаний, навыков, умений и привычек, обеспечивающих гигиенически обоснованное поведение и потребность в ЗОЖ индивидуума и популяции в целом.

СОЗДАНИЕ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ Удовлетворенность трудом Высокая медицинская активность Гармоничное развитие физических и интеллектуальных способностей Высокий культурный уровень Экологическая активность Физическая активность Рациональное питание Здоровый быт и семейные отношения

Самоконтроль и медицинский контроль Способ оперативной и прогностической оценки и коррекции всей системы мер личной гигиены, направленной на повышение эффективности ее.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Система мер индивидуума, направленная, на соблюдение требований гигиены тела, его покровов и поведения в реальных условиях жизнедеятельности

Задачи гигиенического воспитания: Усвоение гигиенических знаний, выработка и закрепление гигиенических навыков, умений и привычек. Формирование представления о ЗОЖ и убежденность в его необходимости.

Пути формирования: Создание, развитие, активизация позитивных для здоровья факторов. Преодоление, уменьшение факторов риска

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА Все перечисленное со знаком (-) или частицей «не». ЗОЖ – жизнедеятельность человека, соответствующая медико- гигиеническим нормам. Для оценки используют физиологические, биологические, физиолого-клинические, экспериментальные, психологические, клинические методы в реальных условиях.

Ст.36 ЗСЭБН гласит: « Гигиеническое воспитание и обучение граждан …. осуществляется в процессе воспитания и обучения, при подготовке и повышении квалификации работников …, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством ….. пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

ФЗ 52 от г. « … СЭБН обеспечивается посредством мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде ЗОЖ» (ст.2) Полномочия субъектов РФ (ст.5) « реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде ЗОЖ»

ФЗ 30 от г. Санитарно-гигиеническое образование населения предусмотрено в ст. 7.11, 7.15, 8, 8.12, 13,19,24 (ч.3,5), 30 (ч.3), 38,68 касающихся компетенции РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и отдельных задач: охрана семьи, материнства, отцовства и детства, санитарно-гигиенического образования населения, прав граждан на информацию об ОС и распространении заболеваний, правонарушений несовершеннолетних.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан», 93г. В ред. 98г. 30 ФЗ ст.6.3, 7.11, 8.12, 13, 19, 24.3 Закон «Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» 52 ФЗ, ст. 2, 6, 28, 36.

ЗОЖ - система целенаправленных действий личности, общества и государства обеспечивающая оптимальные условия жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья индивидуума и популяции. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИИ. 1.1.Основные корригируемые факторы, определяющие здоровье Образ жизни (Россия без табака; улучшение привычек питания; физическая активность, психо-социальные факторы риска; злоупотребление алкоголем; употребление наркотических и других одурманивающих средств) кружающая среда (качество питьевой воды; промышленные отходы; чистый воздух; безопасное использование химических веществ; обеспечение безопасными продуктами питания; производственная среда. безопасные и здоровые рабочие места; защита от радиации; защита от шума; социальная среда, способствующая поддержанию здоровья при неблагоприятных условиях окружающей среды) Выявление и лечение лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление; нарушения липидного обмена (дислипидэмии); ожирение; сахарный диабет, комбинация факторов риска; генетическая предрасположенность) Специальные контингенты населения-объекты профилактического воздействия Младенцы Дети и подростки Пожилые Работающие во вредных и опасных условиях труда Социально неблагополучные группы.

Корреляционная связь курения и отдельных групп функциональных нарушений, хронических болезней у подростков Функциональные нарушения ССС КУРЕНИЕ Аллергические болезни Болезни органов дыхания Болезни ЛОР-органов Нарушения менструального цикла Функциональные нарушения ЖКТ Хронические болезни ЖКТ Нервно-психические болезни Эндокринно- обменные болезни p < 0,05 p < 0,01 p < 0,001

Корреляционная связь употребления алкоголя и отдельных групп функциональных нарушений, хронических болезней у подростков Функциональные нарушения ССС УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ Аллергические болезни Болезни органов дыхания Болезни ЛОР-органов Нарушения менструального цикла Функциональные нарушения ЖКТ Нервно-психические болезни p < 0,05 p < 0,01 p < 0,001 Эндокринно- обменные нарушения

Взаимосвязь здоровья и социально- гигиенических условий (по рангам) п/пФакторы риска (-) Оздоровительные (+) 1.Гипо- гипердинамия Оптимальный двигательный режим 2.Нарушение учебного режима Закаливание 3.Нарушение гигиенич. условий Сбалансированное питание 4.Недостаточное питание Рациональный суточный режим 5.Вредные привычки, отсутствие гигиенич. Навыков Оптимальные условия среды 6.Неблагоприятный психологический климат коллектива Здоровый образ жизни

201 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ