АОУ СПО РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж» «Медико-социальное досье семьи, как форма организации самостоятельной работы студентов» Обобщение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль сестринского персонала в первичном здравоохранении Вуколова Анастасия Михайловна, Медицинская сестра отделения медико-социальной службы ММАУ «Городская.
Advertisements

Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года 597н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. КАБИНЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА . КОТЛУКОВ В.К. К.м.н., доцент кафедры детских болезней Российского университета.
Медицинское обеспечение обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений Московской области Консультант отдела медико-социальных проблем детства.
«О предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста»
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Структура приказа 1. Приказ 2. Приложения (10) Приказ МЗ РФ от 30 сентября н « Об утверждении Порядка …»
Роль центров здоровья для детей в формировании здорового образа жизни Гарина Елена Владимировна – заведующая отделом ГУЗ «Тульский областной центр восстановительной.
Тема: Создание здоровьесберегающего пространства в школе. Цели: -Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья ; - Содействие укреплению здоровья;
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Центр здоровья Курортного района: Функции, структура, организация работы (на основании приказа Минздравсоцразвития 597н). Руководитель Центра Здоровья.
Практическая реализация Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология" Национальная Ассоциация клинического питания Вице-президент.
Дипломированная медицинская сестра Дипломированная участковая медицинская сестра Профессиональные характеристики Паулиина Аарва Райя Пало Руководитель.
Система ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя Общеобразовательная.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Государственное профессиональное образовательное учреждение «Воркутинский медицинский колледж» Практическая подготовка.
ШКОЛЬНЫЕ МОДЕЛИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ: ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ Медицинский информационно – аналитический центр.
Организация офтальмологической службы. Офтальмологическая помощь вид медицинской помощи, оказываемой профильными врачами в специально предназначенных.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Транксрипт:

АОУ СПО РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж» «Медико-социальное досье семьи, как форма организации самостоятельной работы студентов» Обобщение опыта работы Петровой Татьяны Григорьевны Петровой Татьяны Григорьевны преподавателя семейной медицины преподавателя семейной медицины

Направление государственной политики Одним из основных направлений государственной политики является развитие первичного здравоохранения. Одним из основных направлений государственной политики является развитие первичного здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь Обеспечивает комплексное медицинское обслуживание отдельных граждан, семей; Обеспечивает комплексное медицинское обслуживание отдельных граждан, семей; Направлена на решение основных проблем охраны здоровья; Направлена на решение основных проблем охраны здоровья; Включает мероприятия по укреплению здоровья, профилактике, реабилитации. Включает мероприятия по укреплению здоровья, профилактике, реабилитации.

Подготовка специалистов по семейной медицине в Петрозаводском базовом медицинском колледже осуществляется: с 1998 года на отделении повышения квалификации (специализация); с 1998 года на отделении повышения квалификации (специализация); с 1999 года на базовом уровне отделения «Сестринское дело» (специализация); с 1999 года на базовом уровне отделения «Сестринское дело» (специализация); с 2002 года по специальности «Лечебное дело» углубленной подготовки СПО с 2002 года по специальности «Лечебное дело» углубленной подготовки СПО в году по специальности «Сестринское дело» углубленной подготовки СПО (10 мес.) в году по специальности «Сестринское дело» углубленной подготовки СПО (10 мес.)

Медицинская сестра общей практики В соответствии с Государственным образовательным стандартом, кроме общих знаний и умений должна владеть специальными: провести, совместно с врачом общей практики, анализ состояния здоровья контингента населения, выделить группы населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска; провести, совместно с врачом общей практики, анализ состояния здоровья контингента населения, выделить группы населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска; организовать и провести санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни; организовать и провести санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни;

дать рекомендации по вопросам вскармливания, воспитания, закаливания, подготовке детей к дошкольным и школьным учреждениям, профориентации; дать рекомендации по вопросам вскармливания, воспитания, закаливания, подготовке детей к дошкольным и школьным учреждениям, профориентации; оказать консультативную помощь по медико- социальным аспектам жизни семьи, планированию семьи; организовать медико-психологическую поддержку членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей; оказать консультативную помощь по медико- социальным аспектам жизни семьи, планированию семьи; организовать медико-психологическую поддержку членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей; выполнять профилактические, лечебные, диагностические, реабилитационные мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому; выполнять профилактические, лечебные, диагностические, реабилитационные мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому;

Практические занятия организованы в кабинетах доклинической практики, на базах различных ЛПУ, в том числе в отделении врачей общей практики городской поликлиники 5, в центрах социальной помощи.

Медико-социальное досье Итоговой работой по дисциплине является обследование семьи и составление Итоговой работой по дисциплине является обследование семьи и составление медико-социального досье, в котором медицинская сестра (фельдшер): в котором медицинская сестра (фельдшер): оценивает здоровье и психологический климат семьи, оценивает здоровье и психологический климат семьи, выявляет проблемы и факторы риска, выявляет проблемы и факторы риска, определяет потребность в медико - социальной помощи, определяет потребность в медико - социальной помощи, планирует профилактическую работу. планирует профилактическую работу.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ДОСЬЕ СЕМЬИ 1. СОСТАВ СЕМЬИ Глава семьи (Ф.И.О., возраст) _____________________________________ Члены семьи (Ф.И.О., возраст, степень родства по отношению к гл. семьи) 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ Для студентов - указать учебное заведение Для школьников - указать год обучения Для дошкольников - указать посещение д/сада и с какого возраста. 3. СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ Имеются ли одинокие матери, вдовы, разведенные, состоящие в повторном браке, наличие сводных и общих детей.

4. МЕСТО РАБОТЫ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ Для работающих - работает ли по специальности или нет. Их ожидания при получении специальности, степень воплощения ожиданий. 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕНСИОНЕРОВ И РАБОТАЮЩИХ Особо обратить внимание на работу в тяжелых климатических условиях, работу с профессиональными вредностями, наличие производственных травм, стрессов. 6. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ТАКОВОЙ Соблюдение религиозных обрядов, постов. Если члены семьи принадлежат к разным религиозным вероисповеданиям, то как это влияет на уклад их жизни.

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЬИ Среднемесячный доход на 1 члена семьи. Его соотношение со стоимостью производственной корзины на момент обследования (ниже, выше). Помогает ли семья материально другим родственникам? Помогают ли материально родственники семье? 8. БЮДЖЕТ СЕМЬИ Из чего он складывается. Имеются ли другие материальные ресурсы - пособия, дополнительные заработки, льготы, возможность получения продуктов питания и т.п. Расходование бюджета: - продукты питания (% бюджета); - оплата коммунальных услуг (% бюджета); - приобретение сезонной одежды (скольким членам семьи и на какую сумму); - возможности оплаты летнего отдыха, пребывания на курорте, отдыха детей); - возможность получения платных медицинских услуг, заключение договора о добровольном медицинском страховании; - возможность развлечений, посещения театров, приобретения книг, посещения музеев и т.п.

8. КТО В СЕМЬЕ ПЛАНИРУЕТ РАСХОДЫ И РАСПОРЯЖАЕТСЯ БЮДЖЕТОМ? 9. ПИТАНИЕ СЕМЬИ Охарактеризовать обычный рацион семьи, по калорийности, по наличию основных нутриентов. Диетические привычки и пристрастия. Различается ли дневное меню членов семьи, и если да, то почему? Оценка примерного дневного меню семьи в соответствии с принципами рационального питания (по наличию основных групп продуктов) 10. БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ СЕМЬИ Характеристика жилища (дом, квартира в многоквартирном доме). Объем жилой площади, сколько квадратных метров приходиться на 1 члена семьи? Этажность, планировка, санитарно-гигиеническое состояние, возможность организации индивидуальных зон, общие коммунальные удобства - лифт, мусоропровод, горячее и холодное водоснабжение, отопление и т.д.) Характеристика прилегающей территории к дому, наличие крупных транспортных магистралей, промышленных предприятий, нефтехранилищ, мусорных свалок, парковых зон и водоемов и т.п.).

11.НАЛИЧИЕ ДАЧИ, САДОВОГО УЧАСТКА, ОГОРОДА 12. НАЛИЧИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 13. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ Уборка, стирка, приготовление пищи. Кто этим занимается? Имеется ли разделение труда в семье? Обязанности каждого члена семьи. 14. КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ- ХРОНИКАМИ, ДЕТЬМИ, ИНВАЛИДАМИ? (если таковые есть в семье). 15. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СЕМЬЮ В ЦЕЛОМ 16. ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ Где занимаются? Какие виды спорта? Влияют ли занятия спортом на бюджет семьи? 17. ДРУГИЕ УВЛЕЧЕНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ 1. Генеалогическое дерево семьи (не менее 4 поколений) с указанием наследственных заболеваний. 2. Анамнез каждого члена семьи: жизни, акушерский, наследственный, аллергический, эпидемиологический, фармакологический. 3. Осмотр. 4. При необходимости - рекомендация для осмотра врача, лабораторных и инструментальных методов обследования. 5. Оценка результатов последней диспансеризации. 6. Оценка полученных данных. 7. В зависимости от стадии развития семьи провести анализ состояния здоровья ее членов (данные сведения можно включить в анамнез и осмотр.)

7.1. Семья в стадии формирования: - здоровье будущих родителей; - заболевания, связанные с репродуктивной функцией; - физическое развитие будущих родителей; - эндокринная патология; - хронические заболевания; - знание вопросов планирования семьи; - психологическая готовность к рождению ребенка, желанность его; - отношение других членов семьи к перспективе появления нового члена; - течение беременности, соблюдение режима; - систематичность медицинских осмотров; - питание беременной; - потребность в обучении методам ухода за ребенком.

7.2. Семья с грудным ребенком-первенцем. - состояние ребенка при рождении и во время пребывания в родильном доме; - здоровье матери после родов; - физические и психические показатели развития ребенка; - вскармливание ребенка, введение прикорма и докорма; - одежда ребенка: уголок ребенка; - уровень санитарно-гигиенических знаний родителей, потребность в обучении Семья с детьми дошкольного возраста. - показатели физического и психического развития; - наличие дефектов зрения и слуха; - заболеваемость и структура; - отставание в психическом или физическом развитии и меры, принимаемые семьей; - питание ребенка; - игрушки и их подбор; - общение ребенка со взрослыми и детьми; - закаливание ребенка; - организация безопасности быта для ребенка; - потребность родителей в знаниях по уходу и воспитанию детей дошкольного возраста.

7.4. Семья с детьми школьного возраста. - показатели занятия физкультурой (основная, подготовительная, специальная); - наличие отставания, утомляемости; - отношение к школе ребенка и родителей; - заболеваемость, ее структура, методы лечения; - мероприятия по оздоровлению; - реабилитационные мероприятия; - данные последнего диспансерного обследования; - подростковые психологические реакции, девиантное поведение; - вредные привычки; - подготовка подростков к службе в рядах Российской армии; - профориентация подростков; - нуждаются ли родители и дети в консультативной помощи по вопросам полового воспитания, формирования здорового образа жизни, рационального питания, профориентации.

7.5. Семья, имеющая больных-хроников и инвалидов. - показатели последнего диспансерного обследования; - данные последнего диспансерного обследования; - частота обострений; - стационарное и санитарно-курортное лечение, эффективность; - консультация врачей-специалистов; - организация безопасного быта, диетического питания; - реабилитационные мероприятия; - профориентация инвалидов и больных-хроников; - психологическая поддержка семьи, реакция членов семьи на появление больного-хроника или инвалида; - потребности члена семьи, ухаживающего за больным-хроником или инвалидом и возможность их удовлетворения; - потребность семьи в консультативной помощи по вопросам организации диетического питания, безопасность быта, реабилитации, ухода за больным или инвалидом.

7.6. Семья, имеющая престарелых. - показатели физического и психического состояния пациента; - данные последнего диспансерного обследования; - заболеваемость; - активность, физические нагрузки; - психологический комфорт; - особенности питания и фармакотерапии; - коррекция зрения и слуха; - потребность в консультации врача-специалиста; - потребности члена семьи, ухаживающего за престарелым и возможность их удовлетворения; - возможность обеспечения пациенту развлечений, занятий любимым делом, общение со сверстниками; - потребность семьи в знаниях по особенностям герогигиены и геропсихологии, особенности питания и фармакотерапии.

8. Психологический климат семьи. - взаимопонимание или конфронтация; - психологическая готовность семьи к принятию нового члена, рождение ребенка; - отношение членов семьи к больным и инвалидам; - психологический комфорт или дискомфорт от необходимости совместного проживания; - стрессы и роль семьи в борьбе с ними; - потребности семьи в квалифицированной психологической помощи. 9. Характеристика семьи по Петленко. 10. Анализ результатов обследования семьи и определение: а) основных проблем семьи, связанных со здоровьем; б) потенциальных проблем. 11. Выявление социально-психологических проблем семьи и факторов риска, влияющих на здоровье ее членов.

12. Рекомендации семье по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Планирование мероприятий по решению проблем семьи, связанных со здоровьем (консультация специалистов, госпитализация, санаторно-курортное лечение, диетическое и лечебное питание, реабилитационные мероприятия, повышение уровня санитарно-гигиенических знаний и т.п.). 13. Определение роли семейной медицинской сестры (семейного фельдшера) в реализации этих рекомендаций.

Итоговая квалификационная работа Студенты углубленной подготовки СПО Студенты углубленной подготовки СПО защищают квалификационные работы. защищают квалификационные работы. Практическая часть квалификационной работы – медико-социальное досье семьи. Практическая часть квалификационной работы – медико-социальное досье семьи. Защищено более 70 квалификационных работ по семейной медицине (около 30 тем). Защищено более 70 квалификационных работ по семейной медицине (около 30 тем).

Примеры тем квалификационных работ Роль семейной сестры в подготовке семьи к рождению ребенка. Роль семейной сестры в подготовке семьи к рождению ребенка. Питание и здоровье семьи. Роль семейной сестры в консультировании семьи по вопросам питания. Питание и здоровье семьи. Роль семейной сестры в консультировании семьи по вопросам питания. Семья с ребенком дошкольного возраста. Роль семейной сестры в воспитании здорового ребенка. Семья с ребенком дошкольного возраста. Роль семейной сестры в воспитании здорового ребенка. Роль семейной сестры в формировании здорового образа жизни семьи. Роль семейной сестры в формировании здорового образа жизни семьи. Климактерический период в жизни женщины. Роль семейной сестры в профилактике климактерического синдрома. Климактерический период в жизни женщины. Роль семейной сестры в профилактике климактерического синдрома. Курение и здоровье. Роль семейной сестры в отказе от курения. Курение и здоровье. Роль семейной сестры в отказе от курения.

Примеры тем квалификационных работ Пожилой в семье. Роль семейной сестры в консультировании семьи по вопросам сохранения здоровья. Пожилой в семье. Роль семейной сестры в консультировании семьи по вопросам сохранения здоровья. Роль семейной сестры в обучении больного сахарным диабетом. Роль семейной сестры в обучении больного сахарным диабетом. Семья с подростком. Роль семейной сестры в консультировании семьи по вопросам сохранения здоровья. Семья с подростком. Роль семейной сестры в консультировании семьи по вопросам сохранения здоровья. Роль семейной сестры в обучении больного, страдающего ожирением. Роль семейной сестры в обучении больного, страдающего ожирением. Семья с ребенком дошкольного возраста. Роль семейной сестры в подготовке ребенка к школе. Семья с ребенком дошкольного возраста. Роль семейной сестры в подготовке ребенка к школе.

Профессиональные компетенции по семейной медицине Формируются при изучении профессиональных модулей; Формируются при изучении профессиональных модулей; Соответствуют основным видам профессиональной деятельности: Соответствуют основным видам профессиональной деятельности: Диагностическая деятельность, Диагностическая деятельность, Лечебная деятельность, Лечебная деятельность, Профилактическая деятельность, Профилактическая деятельность, Медико-социальная деятельность, Медико-социальная деятельность,

Заключение: Медико-социальное досье семьи позволяет организовать самостоятельную работу студентов; Медико-социальное досье семьи позволяет организовать самостоятельную работу студентов; Способствует формированию основных общих и профессиональных компетенций выпускников; Способствует формированию основных общих и профессиональных компетенций выпускников; Позволяет оценить степень освоения компетенций; Позволяет оценить степень освоения компетенций;

Заключение: Планирую продолжить внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс. Планирую продолжить внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс.

Спасибо за внимание!