Питание, дыхание, выделение, кровообращение физическое Психологическое Психическое Социальная активность, Трудоспособность, Нравственное здоровье личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано, что: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия,
Advertisements

Купить здоровье нельзя, его можно только зарабатывать своими собственными постоянными усилиями/ Поль Брэг/
Школьная служба здоровья ГОУ СОШ лет лет.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе..
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Здоровье – это: состояние полного физического, психического и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека; социального.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Педагогические чтения. «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
МОУ Красинская оош СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» Декабрь 2009 года.
Тема: Создание здоровьесберегающего пространства в школе. Цели: -Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья ; - Содействие укреплению здоровья;
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ МОУ гимназия 2 города Вышний Волочек города Вышний Волочек Тверской области.
Транксрипт:

Питание, дыхание, выделение, кровообращение физическое Психологическое Психическое Социальная активность, Трудоспособность, Нравственное здоровье личности душевноесоциальное 3

11

Семья Мир общения (двор, улица) Школа Дополнительные образовательные учреждения Место проживания (город, село) СМИ, социокультура 12

ЗДОРОВЬЕ предполагает (предусматривает) условия оптимального существования организма в окружающей среде. АДАПТАЦИЯ к новым условиям жизни достигается мерой затрат внутренних (функциональных) резервов организма, т.е. «физиологической» ценой. КАЧЕСТВЕННАЯ МЕРА ЗДОРОВЬЯ это возможность организма адаптироваться к различным условиям жизни. 13

Сравнение представлений о здоровье в экспериментальных и контрольных школах

Наш Забота о здоровье учащихся – обязанность каждой школы, каждого учителя. Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников не меньше, чем врач!

5. Охрана профессионального здоровья педагогов 1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы 2. Обучение здоровью, воспитание культуры здоровья учащихся 3.Психология здоровья как учебный предмет и практическая деятельность школы 3.Психология здоровья как учебный предмет и практическая деятельность школы 4. ОБЖ и физическая культура как ресурс формирования здоровья учащихся в учебной программе школы

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗДОРОВЬЕРАЗРУШАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ Невротизация личности школьников Деформации характера Снижение адаптационных возможностей Повышение риска хронических и инфекционных заболеваний Формирование беспечного отношения к своему здоровью Снижение иммунитета И многие другие…

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ и УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ Условия, соответствующие СанПиНам Оптимальная учебная нагрузка Рациональный двигательный режим Эффективные технологии обучения Рациональный режим обучения Сбалансированное питание Психологическая и социальная поддержка Охрана психического здоровья Своевременные медицинские услуги

Дифференциально-диагностические критерии в арсенале учителя Темперамент Характерологические особенности Учебные возможности, способности Работоспособность, утомляемость Характерные дезадаптационные состояния Нейро-психологические особенности Социально-психологические особенности ребенка и его окружения, факторы влияния Психолого-педагогические «зацепки» Состояние здоровья, основные факторы риска

8. Работа с родителями учащихся («Здоровье каждой семье!») 1. Грамотная забота педагога о своем профессиональном здоровье 2. Рефлексия своего состояния на уроке 3. Предупреждение переутомления учащихся 4. Формирование и оптимизация эмоционально-психологического климата на уроке 5. Обеспечение здоровьесберегающего результата своей работы 7. Воспитание у учащихся культуры здоровья 6. Профилактика дистрессов, дидактогений, фрустраций учащихся ЗАДАЧИ и СФЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ

Основные направления изменения поведения в психологии здоровья 1.Изменение адаптации 2.Повышение качества жизни 3.Уменьшение аддиктивного поведения 4.Повышение форм физической активности 5.Улучшение психического здоровья 6.Уменьшение дорожного и бытового травматизма 7.Уменьшение насилия 8.Укрепление здоровья в организованных коллективах 9.Повышение частоты диспансерных осмотров 10.Уменьшение ВИЧ-инфекции и ИППП 11.Повышение прошедших иммунизацию

Модель Precede - Proceed (L.Green 1984) Содействие здоровью Содействие здоровью Обучение здоровью Организация управления Предрасполагаю щие факторы Подкрепляющие факторы Подкрепляющие факторы Облегчающие факторы Облегчающие факторы Поведение и образ жизни Поведение и образ жизни Среда Здоровье Фаза 1 Социальная диагностика Фаза 2 Эпидемиологическая диагностика Фаза 3 Поведенческая и средовая диагностика Фаза 4 Образовательная диагностика Фаза 5 Организационная диагностика Фаза 6 Выполнение программы Фаза 7 Оценка процесса Фаза 8 Оценка влияния Фаза 9 Оценка результата Качество жизни Качество жизни

Предрасполагающие факторы Знание Убеждения Ценности Установки Достоверность Предрасполагающие факторы Знание Убеждения Ценности Установки Достоверность Подкрепляющие Факторы Наличие и доступность ресурсов Правительство Законы, приоритетность Навыки, связанные со здоровьем Подкрепляющие Факторы Наличие и доступность ресурсов Правительство Законы, приоритетность Навыки, связанные со здоровьем Облегчающие факторы Семья Ровесники Учителя Специалисты Лидеры Принимающие решения Облегчающие факторы Семья Ровесники Учителя Специалисты Лидеры Принимающие решения Среда обитания (состояние жизнеобеспечен ия) Среда обитания (состояние жизнеобеспечен ия) Специфическое поведения индивидов или организаций Здоровье Факторы, влияющие на поведение

Пять шагов в диагностике поведения, связанного со здоровьем 1.Разделить поведенческие и неповеденческие факторы здоровья 2.Разработать диагностику поведения 3.Рейтинг поведения по степени важности 4.Рейтинг поведения по степени изменяемости 5.Выбор поведенческих целей

Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (L.Green, M.Kreuter 1991) Неповеденческ ие ПоведенческиеСвязанные с поведением ВозрастКурениеВысокое кровяное давление Пол«Жирная» диетаПовышенное содержание холестерина Семейный анамнез заболевания Злоупотребление алкоголем Стресс Сахарный диабетСидячий образ жизни Ожирение

Факторы негативно влияющие на здоровье человека: - не поддающиеся корректировке - частично корректируемые - подвластные человеку

Воздействие социальной среды По показателям благосостояния и удовлетворенности жизнью, наша страна в числе самых неблагополучных

Основные причины смерти и заболеваний реальные (1990) и расчетные (2020) показатели (ВОЗ) Инфекции дыхательных путей 2.Диарея 3.Состояния, возникающие в перинатальный период 4.Униполярная депрессия 5.Ишемическая болезнь сердца 6.Инсульт 7.Туберкулез 8.Корь 9.Дорожные травмы 10.Врожденные аномалии Ишемическая болезнь сердца 2.Униполярная депрессия 3.Дорожные травмы 4.Инсульт 5.Хронические обструктивные заболевания легких 6.Инфекции дыхательных путей 7.Туберкулез 8.Война 9.Диарея 10.ВИЧ

Продолжительность жизни в России в конце XIX, середине XX и начале XXI вв ГодыОжидаемая продолжительность жизни, лет Выигрыш по сравнению с гг., лет МужчиныЖенщиныМужчиныЖенщины * 29,431, ,673,435,241, ,672,329,240,6

Самоубийства на планете Более человек ежегодно кончают жизнь самоубийством Среди них: тысяч китайцев, - 30 тысяч американцев, - 25 тысяч японцев, - 20 тысяч французов, - 50 тысяч русских (2,7% умерших в стране - суициденты)

Суицидальная статистика СтранаМужчиныЖенщины Азербайджан1,20,4 Армения2,50,7 Иран0,30,1 Китай23,014,8 Япония36,514,1 Франция26,19,4 Литва75,616,1 Россия70,611,9 США17,64,1

Два подхода к деятельности школ, содействующих здоровью Субъект- обектный Субъект- обектный Субъект- субъектный Субъект- субъектный Обучение здоровому образу жизни Обучение здоровому образу жизни Многокомпонентные программы, содействующие здоровью в школе Многокомпонентные программы, содействующие здоровью в школе Медико-профилактические программы ЛФК Улучшение санитарно- гигиенических и бытовых условий в школе Медико-профилактические программы ЛФК Улучшение санитарно- гигиенических и бытовых условий в школе

Особенно актуальны здоровьесберегающие технологии при: Особенно актуальны здоровьесберегающие технологии при: н еблагоприятной экологической ситуации в регионе численности учащихся более 20 человек работе учителя более, чем на 1 ставку 2-х сменном обучении слабой работе системы здравоохранения, медиков низком культурном уровне населения данного района социально-экономическом неблагополучии данного района

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Формирование ценностного отношения к своему здоровью Формирование потребности в здоровом образе жизни 34

Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно- методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе. 6

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Технология обучения дошкольников здоровью (самооздоровление, взаимосвязь здоровья с окружающей средой) и воспитания навыков здорового образа жизни Технология обучения младших школьников здоровью и формирования потребности в здоровом образе жизни Технология обучения здоровью и формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся основной школы (обучение активным формам поведения с ориентацией на здоровье ) Технология преемственности между ДОУ и начальной школой 9

Технологии сохранения здоровья в образовательном учреждении направлены на сохранение адаптационных возможностей школьников и включают: медицинский блок – проведение физкультурно-оздоровительной работы, увеличение недельной двигательной активности, курсы массажа и физиотерапии, фитотерапия, аэрофитотерапия и т.п. психологический блок – индивидуальные и групповые тренинги, профилактика стресса, развитие коммуникативных навыков и умений. педагогический блок – нормализация школьной и общей учебной нагрузки, включая самоподготовку; исключение стрессовых воздействий на организм учащихся; рациональная организация дополнительного образования. 10

Особенности педагогических технологий При проведении уроков используется от 4 до 7 видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т.д.); регулярное (через 7-10 минут) чередование видов деятельности; использование ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и др.); персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Профилактика возникновения нарушений опорно- двигательного аппарата и оздоровление учащихся с подобными нарушениями; - Профилактика утомления и нарушений нервно- психического здоровья учащихся; - Профилактика нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией; - Оздоровление учащихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции; - Оздоровление учащихся с избыточной массой тела; - Рациональное питание в профилактике нарушений обмена веществ и оздоровлении учащихся; - Рекомендации родителям по оздоровлению учащихся в домашних условиях.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОЗВОЛЯЮТ: добиться улучшения состояния здоровья у 10-15% учащихся с хроническими болезнями органов пищеварения, а в 75-80% случаев достичь стабилизации патологических процессов. улучшить состояние опорно-двигательного аппарата у 60% школьников, снизить заболеваемость ОРВИ у часто болеющих детей в 4 раза при сокращении продолжительности каждого случая заболевания в среднем на 2 дня, а также способствует снижению в 2-3 раза числа повторных ОРВИ, уменьшению частоты осложнений; сократить число учащихся с психосоматическими и вегетативными расстройствами; нормализовать зрение или достичь стабилизации патологических процессов более чем у 30% учащихся с нарушениями зрения.