ГАЙН ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, ДИРЕКТОР МБОУ «ГИМНАЗИЯ 45» Г. БАРНАУЛ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров
Основные вопросы: Представить анализ проектных и исследовательских работ учащихся МБОУ «Гимназия 45»; Рассмотреть проблему развития и формирования исследовательских умений в образовательной программе ООО; Представить основные направления работы педагога по формированию исследовательских умений учащихся ООО.
Процесс формирования исследовательской компетенции у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей, внедрение проектной деятельности в урочную и внеурочную деятельность; мониторинг формирования ключевых компетентностей.
Педагог должен обладать определенными компетентностями: должен сам быть творческой личностью; должен постоянно заниматься самообразованием; занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности; должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности обучающегося; должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать творческие способности обучающихся в определенной области.
В результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности: 1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: -МОТИВАЦИЯ (СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ); -ИССЛЕДОВАНИЕ (МОЖЕТ БЫТЬ В МАЛЫХ ГРУППАХ); -ОБМЕН ИНФОРМАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ; -СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ; -ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ; -ПОСТАНОВКА НОВЫХ ВОПРОСОВ; -ПРИМЕНЕНИЕ.
Учащиеся учатся: -Ставить исследовательские вопросы; -Формулировать проблемы; -Выдвигать гипотезы; -Составлять план работы; -Вести наблюдения; -Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; -Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, схемы, модели и т.п.); -Организовывать (систематизировать) информацию; -Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.).
Прогноз положительных результатов в процессе системного подхода по формированию исследовательской компетенции: 1) повышение качества обучения за счёт: - увеличения количества учащихся, занимающихся на "4" и "5"; - увеличения количества победителей олимпиад; - увеличения количества победителей и участников исследовательских конференций, конкурсов; - увеличения количества членов школьного научного общества; 2) создание положительной мотивации обучения; 3) формирование культуры мышления, исследовательских умений; 4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках сотрудничества; 5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться: - в сознательном владении основами библиотечной грамотности; - в активном применении новых информационных технологий. 6) самореализация личности обучающихся.
Сильные стороны:Слабые стороны: Высокая квалификация педагогов; Высокая работоспособность коллектива; Положительная динамика показателей успешности участия в конкурсах; Имеется опыт вовлечения родителей в образовательный процесс; Наличие традиций исследовательской деятельности; Профильное обучение; Улучшение МТБ. Низкая внутренняя мотивация педагогов Отсутствие индивидуальной траектории развития; Проблема организации психолого- педагогического сопровождения исследовательской деятельности Снижение интеллектуальной продуктивности – кризис интеллектуальности; Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда – кризис мотива достижений; Количество привлекаемых детей; Сохранение физического и психического здоровья; Недостаточно высокая инициативность, активность педагогов.
Возможности:Угрозы и ограничения: Внимание государства (гранты); Система муниципальных, краевых и всероссийских (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся; Интернет. Отсутствие связей с ВУЗами; Финансирование; Низкая заинтересованность и некомпетентность части родителей; Дефицит времени руководителей исследовательской деятельности; Исследовательская компетенция не является показателем для оценивания выпускника в ходе итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ) и при поступлении в ВУЗ.
ПараметрыСтадии организации 1. Мотивационно-ориентационная Приоритетные цели Создание положительного отношения к проектно-исследовательской деятельности. Формирование устойчивого интереса к проектированию в различных областях научного знания. Содержание Общие гуманитарные дисциплины и общие математические и естественнонаучные дисциплины Методы и средства Анкетирование, беседа с целью изучения познавательных предпочтений Демонстрация достижений, успехов сверстников в проектной, исследовательской деятельности Формы организации учебной деятельности Лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа Планируемые изменения Наличие устойчивого положительного интереса к проектной и исследовательской деятельности. Сформированность не ниже, чем на среднем уровне общих компетенций Наличие основных знаний о проектировании, его принципах, методах, этапах, инструментарии и т.п.
2. Формирующая Приоритетная цельФормирование готовности к участию в проектной, исследовательской деятельности Содержание Дисциплины элективных курсов Изучение спецкурса «Юный исследователь» Методы и средстваАдекватные цели Проекты (тип)Исследовательские и практико-ориентированные Формы организации учебной деятельности Проблемные лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа Формы внеучебной деятельности Кружковая работа Работа в проблемных группах Деятельность НОУ Работа с тьюторами Научно-практические конференции Проектные недели Планируемые изменения Сформированность выше среднего уровня ключевых компетентностей; Прочное владение системой знаний о проектировании; Сформированность таких групп компетенций, как: компетенции проектирования развития и результатов развития объекта или процесса, проектировочные компетенции, связанные с решением теоретических и практических проблем, компетенции проектирования рационального использования исследовательского инструментария, материально-технической базы, ресурсов и т.п.; Готовность к самостоятельной реализации проектной исследовательской деятельности на основе сформированных компетентностей
3. «Я-концепция» Приоритетные цели Формирование собственной позиции к проектно-исследовательской деятельности и осознание ее ценности в дальнейшем самоопределении и самореализации Содержание Дисциплины предпрофильного и профильного обучения и цикла факультативных дисциплин Методы и средстваАктивные методы обучения Проекты (тип)Исследовательские и творческие Формы организации учебной деятельности Интерактивные лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа, исследовательская работа Формы организации внеучебной деятельности Мастер-класс, Тренинговые занятия: «Ступени самопознания» «Реализуй себя» Клубы по интересам: «Интеллект», «Лидер», «Эстет», «Здоровье», «Пресс-Центр» Планируемые изменения Сформированность таких групп компетенций, как: проектирования на основе предметных знаний конкретных процессов и объектов, самоопределения, самосовершенствования, Готовность к реализации проектно-исследовательской компетентности в самостоятельной деятельности и ее рефлексии
Возрастная периодизация формирования исследовательской компетенции ЭтапКлассыСодержание Подготовительный 2 – 6 классы Формирование основ практических навыков научной организации труда Развивающий 7 – 9 классы Развитие творческих способностей. Формирование основ исследовательской деятельности Завершающий 10 – 11 классы Развитие умений и навыков исследовательской деятельности
Педагогические условия: содержание образования ориентировано на формирование готовности учащихся к исследовательской деятельности и удовлетворяет принципам проблемности; организация образовательного процесса ставит учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания исследовательской деятельности; учитель осуществляет руководство исследовательской деятельностью учащихся и психолого-педагогическую поддержку ее на основе сформированной у него готовности к такой работе.