ГАЙН ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, ДИРЕКТОР МБОУ «ГИМНАЗИЯ 45» Г. БАРНАУЛ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Advertisements

Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии Автор : учитель географии МОУ «Гимназия 1» г. Чебоксары Михайлова Г.Г.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Стратегия успеха в образовательной области «Технология»
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«Исследовательская деятельность на уроках информатики – один из способов познания окружающего мира» Серпутько Алеся Александровна учитель информатики МОУ.
Исследовательская деятельность - основа организации процесса обучения КРФМЛИ Каракчиева И.В. (зам. дир. по НМР КРФМЛИ)
Презентация практических достижений профессиональной деятельности.
Развитие исследовательских умений младших школьников Развитие исследовательских умений младших школьников МОУ «СОШ с.Горнозаводска» Составитель; учитель.
Программа повышения качества образования в БМАОУ « Лицей 7» Августовский педагогический совет
Создание целостной системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время 1.
«Личность успешная по образовательному маршруту»..
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Транксрипт:

ГАЙН ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, ДИРЕКТОР МБОУ «ГИМНАЗИЯ 45» Г. БАРНАУЛ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров

Основные вопросы: Представить анализ проектных и исследовательских работ учащихся МБОУ «Гимназия 45»; Рассмотреть проблему развития и формирования исследовательских умений в образовательной программе ООО; Представить основные направления работы педагога по формированию исследовательских умений учащихся ООО.

Процесс формирования исследовательской компетенции у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей, внедрение проектной деятельности в урочную и внеурочную деятельность; мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Педагог должен обладать определенными компетентностями: должен сам быть творческой личностью; должен постоянно заниматься самообразованием; занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности; должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности обучающегося; должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать творческие способности обучающихся в определенной области.

В результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности: 1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: -МОТИВАЦИЯ (СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ); -ИССЛЕДОВАНИЕ (МОЖЕТ БЫТЬ В МАЛЫХ ГРУППАХ); -ОБМЕН ИНФОРМАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ; -СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ; -ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ; -ПОСТАНОВКА НОВЫХ ВОПРОСОВ; -ПРИМЕНЕНИЕ.

Учащиеся учатся: -Ставить исследовательские вопросы; -Формулировать проблемы; -Выдвигать гипотезы; -Составлять план работы; -Вести наблюдения; -Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; -Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, схемы, модели и т.п.); -Организовывать (систематизировать) информацию; -Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.).

Прогноз положительных результатов в процессе системного подхода по формированию исследовательской компетенции: 1) повышение качества обучения за счёт: - увеличения количества учащихся, занимающихся на "4" и "5"; - увеличения количества победителей олимпиад; - увеличения количества победителей и участников исследовательских конференций, конкурсов; - увеличения количества членов школьного научного общества; 2) создание положительной мотивации обучения; 3) формирование культуры мышления, исследовательских умений; 4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках сотрудничества; 5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться: - в сознательном владении основами библиотечной грамотности; - в активном применении новых информационных технологий. 6) самореализация личности обучающихся.

Сильные стороны:Слабые стороны: Высокая квалификация педагогов; Высокая работоспособность коллектива; Положительная динамика показателей успешности участия в конкурсах; Имеется опыт вовлечения родителей в ­ образовательный процесс; Наличие традиций исследовательской деятельности; Профильное обучение; Улучшение МТБ. Низкая внутренняя мотивация педагогов Отсутствие индивидуальной траектории развития; Проблема организации психолого- педагогического сопровождения исследовательской деятельности Снижение интеллектуальной продуктивности – кризис интеллектуальности; Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда – кризис мотива достижений; Количество привлекаемых детей; Сохранение физического и психического здоровья; Недостаточно высокая инициативность, активность педагогов.

Возможности:Угрозы и ограничения: Внимание государства (гранты); Система муниципальных, краевых и всероссийских (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся; Интернет. Отсутствие связей с ВУЗами; Финансирование; Низкая заинтересованность и некомпетентность части родителей; Дефицит времени руководителей исследовательской деятельности; Исследовательская компетенция не является показателем для оценивания выпускника в ходе итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ) и при поступлении в ВУЗ.

ПараметрыСтадии организации 1. Мотивационно-ориентационная Приоритетные цели Создание положительного отношения к проектно-исследовательской деятельности. Формирование устойчивого интереса к проектированию в различных областях научного знания. Содержание Общие гуманитарные дисциплины и общие математические и естественнонаучные дисциплины Методы и средства Анкетирование, беседа с целью изучения познавательных предпочтений Демонстрация достижений, успехов сверстников в проектной, исследовательской деятельности Формы организации учебной деятельности Лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа Планируемые изменения Наличие устойчивого положительного интереса к проектной и исследовательской деятельности. Сформированность не ниже, чем на среднем уровне общих компетенций Наличие основных знаний о проектировании, его принципах, методах, этапах, инструментарии и т.п.

2. Формирующая Приоритетная цельФормирование готовности к участию в проектной, исследовательской деятельности Содержание Дисциплины элективных курсов Изучение спецкурса «Юный исследователь» Методы и средстваАдекватные цели Проекты (тип)Исследовательские и практико-ориентированные Формы организации учебной деятельности Проблемные лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа Формы внеучебной деятельности Кружковая работа Работа в проблемных группах Деятельность НОУ Работа с тьюторами Научно-практические конференции Проектные недели Планируемые изменения Сформированность выше среднего уровня ключевых компетентностей; Прочное владение системой знаний о проектировании; Сформированность таких групп компетенций, как: компетенции проектирования развития и результатов развития объекта или процесса, проектировочные компетенции, связанные с решением теоретических и практических проблем, компетенции проектирования рационального использования исследовательского инструментария, материально-технической базы, ресурсов и т.п.; Готовность к самостоятельной реализации проектной исследовательской деятельности на основе сформированных компетентностей

3. «Я-концепция» Приоритетные цели Формирование собственной позиции к проектно-исследовательской деятельности и осознание ее ценности в дальнейшем самоопределении и самореализации Содержание Дисциплины предпрофильного и профильного обучения и цикла факультативных дисциплин Методы и средстваАктивные методы обучения Проекты (тип)Исследовательские и творческие Формы организации учебной деятельности Интерактивные лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа, исследовательская работа Формы организации внеучебной деятельности Мастер-класс, Тренинговые занятия: «Ступени самопознания» «Реализуй себя» Клубы по интересам: «Интеллект», «Лидер», «Эстет», «Здоровье», «Пресс-Центр» Планируемые изменения Сформированность таких групп компетенций, как: проектирования на основе предметных знаний конкретных процессов и объектов, самоопределения, самосовершенствования, Готовность к реализации проектно-исследовательской компетентности в самостоятельной деятельности и ее рефлексии

Возрастная периодизация формирования исследовательской компетенции ЭтапКлассыСодержание Подготовительный 2 – 6 классы Формирование основ практических навыков научной организации труда Развивающий 7 – 9 классы Развитие творческих способностей. Формирование основ исследовательской деятельности Завершающий 10 – 11 классы Развитие умений и навыков исследовательской деятельности

Педагогические условия: содержание образования ориентировано на формирование готовности учащихся к исследовательской деятельности и удовлетворяет принципам проблемности; организация образовательного процесса ставит учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания исследовательской деятельности; учитель осуществляет руководство исследовательской деятельностью учащихся и психолого-педагогическую поддержку ее на основе сформированной у него готовности к такой работе.