Проектирование и реализация программы воспитания и социализации школьников в условиях внедрения ФГОC Церабаева Светлана Владимировна, зам.директора МБОУ СОШ 13 г. Сургута
Место программы воспитания и социализации в образовательной программе школы Система условий, в том числе учебный план Программы отдельных предметов ( ориентированы на интегративный результат в развитии личности) Программа развития универсальных учебных действий ( отражает их взаимосвязь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельности ) Программа воспитания и социализации (ориентирована на интегративный результат в развитии личности) Цель образовательной программы учреждения Базовые ценности Личностные результаты Программа должна обеспечить: формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества» ФГОС ООО, с. 33
Портрет выпускника Начальная школа Основная школа Владеющий основами умения учиться Способный к организации собственной деятельности Самостоятельно действует и отвечает за свои поступки перед семьёй и обществом Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности Способный применять полученные знания на практике Социально активный, уважает закон и правопорядок, умеет соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознаёт свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством
Программа воспитания и социализации Пояснительная записка включает: Цель Ценности Принципы Ожидаемые результаты Система оценки результатов Духовно – нравственное воспитание ( урок, ключевые дела, мероприятия в параллели, общешкольные, коллектив класса) – все виды Социализация и профориентация (внеурочная деятельность по предмету, профориентационные мероприятия, проекты, самоуправление, детские и молодежные организации, участие в конкурсах, летний лагерь, музей) Экологическая культура и ЗОЖ ( ЗОЖ на уроке, общешкольные дела, спорт, целевые программы, благотворительность - волонтеры, «Антитеррор»,и т.п.), акции экологические, клубы, формы по ПДД, ориентации на безопасное поведение в экстр. ситуациях Работа с родителями ППМС служба поддержки Образовательная программа учреждения Программа воспитания и социализации На примере направления « Гражданско-патриотического воспитания»
Гражданско- патриотическое воспитание Патриотичес- кие качества Нравственные качества Эстетические качества Правовые качества Физические качества Трудовые качества Интеллек- туальные качества
Содержательный блок, направление: Моё Отечество (гражданско-патриотическое воспитание - изучение политического устройства российского государства, символики Российской Федерации, воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся на национальных традициях, на боевых традициях народа, историко-краеведческая работа) Урочная деятельностьНа уроках обществознания, истории, литературы – дискуссии, диспуты по теме раздела. Уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края. Внеурочная деятельность Ключевые дела. Экскурсии в детские клубы, Центр детского творчества, учреждения дополнительного образования с целью популяризации сети творческих объединений, клубов, спортивных секций. Экскурсии в школьный музей, краеведческий, художественный музеи, «Купеческую усадьбу», галерею «Стерх», ИКЦ «Старый Сургут», Музейный центр, Центр патриотического наследия, выставочные залы. Проведение фестиваля военно-патриотической песни, военно – спортивных соревнований: смотр строя и песни, «Богатырские игрища», межшкольной эстафеты, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам. Организация средыШкольный музей – центр гражданско-патриотического воспитания. Военно- патриотический поисковый отряд «Орион». В рекреациях – законы школы, символика. Школьная газета «13- й портал». Управление и самоуправление Органы управления постоянные (совет класса, совет старшеклассников, Управляющий совет школы) и временные (оргкомитет, совет дела). Проведение семинара «Формирование гражданина и патриота». Работа с родителямиРабота родительских комитетов класса. Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Родительское собрание «Растить гражданина». Круглый стол для родителей «Законодательство РФ «О воинском учёте». Психолого- педагогическая поддержка Школьные лектории (встречи с представителями психолого-педагогической службы, медработниками). Индивидуальные и групповые консультации всех субъектов (психолог, педагог-организатор, зам директора, директор).
5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс Изучение политического устройства российского государства, символики Российской Федерации. Герб и гимн России как произведения искусства. Герб округа, история создания и его символы. Экскурсия по родному городу. Загадки Российской символики. Уроки истории Отечества. Литературная гостиная «Овеян славой флаг Российский» Диспут «Роль Российских пространств» Составление альбома «Россия самая, самая…» Дебаты «Необъятные Пространства Росси: «зло» подрывающее её жизненные силы или основа безопасности и Перспективного развития» Конкурс социальных проектов «Каждый правый имеет право» Система мероприятий
Формирование правовых знаний. Изучение правил поведения в школе и общественных местах. Библиотечный урок "Ваши права, дети" Мы и закон (разбор ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Конституция – основной закон нашей жизни. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» Выборы в Управляющий совет. Выборы в ученическое соуправление. Школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками). Участие в празднике «День народного единства». Работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Родительское собрание «Растить гражданина»Круглый стол для родителей «Законодательство РФ «О воинском учёте». Проведение методического семинара в педагогическом коллективе школы «Формирование гражданина и патриота». Система мероприятий
5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс Историко-краеведческая работа. Конкурс рисунков «Мой город» Музейные уроки «Юные герои войны» Праздник «Мы твои друзья, природа!» Походы «Край родной, на век любимый». Конкурс рисунков «Югра: вчера, сегодня, завтра» «По земле Югорской» Игра «Что? Где? Когда?» Музейные уроки «Сургутяне в годы войны» Викторина «Кто лучше знает свой город» Поэтически й час «Только доблесть живет вечно». Дискуссия «Природа и мы» Конкурс презентаций «Моя малая Родина», «Листая страницы истории» Благоустройство школьной территории. Оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью" Оказание помощи ветеранам, труженикам тыла, старожилам. Проведение социальных акций «Забота», «Доброе сердце» Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей. Уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края. Выездные экскурсии по живописным местам края. Система мероприятий