ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ классицизм реализмромантизмсентиментализм
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ объединяет писателей объединяет писателейписателей одной исторической эпохи, связанных одной исторической эпохи, связанныхисторической эпохиисторической эпохи общим пониманием жизненных ценностей общим пониманием жизненных ценностейжизненных ценностейжизненных ценностей и эстетического идеала, и эстетического идеала,эстетического идеалаэстетического идеала создаёт свой тип героя, создаёт свой тип героя,тип героятип героя имеет характерные сюжеты, имеет характерные сюжеты,характерные сюжетыхарактерные сюжеты свой стиль речи и свой стиль речи и излюбленные жанры, излюбленные жанры,жанры перекликается с другими видами искусства. перекликается с другими видами искусства.другими видами искусства.другими видами искусства. классицизм реализм романтизм сентиментализм Завершить показ Завершить показ
сентиментализм романтизм классицизм реализм ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ Н. Буало Н.М.Карамзин Байрон А.С.Пушкин А.Н.Радищев Г.Р.Державин Д.И.Фонвизин М.В.Ломоносов Мольер В.А.Жуковский Л.Н.ТолстойА.Н.Островский Ф.М.Достоевский И.С.Тургенев Н.В.Гоголь М.Ю.Лермонтов К.Ф.Рылеев
Классицизм конец XVII – начало XIX века Сентиментализм вторая половина XVIII – начало XIX века Романтизм конец XVIII – начало XIX века Реализм с 30-х годов XIX века ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ Утверждение абсолютной монархии Народно-освободительные войны в Европе, Америке. войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая Буржуазия – новаяобщественнаясила Великая французская революция и разочарование в её итогах Осмысление итогов революций, поиск реальных поиск реальных путей пересоздания действительности В России Пугачёвский бунт и его подавление и его подавление В России противостояние дворянской и дворянской иразночинно-демократической культур культур В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. В России XVIII век Пётр I Елизавета Петровна 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади Екатерина II
Утверждаемые жизненные ценности Классицизм главенство государственных интересов над личными; культ нравственного долга; культ разума, рационализм Сентиментализм главенство чувства, а не разума; высшая ценность – человек, а не государство; природа – мерило всех ценностей; идея нравственного равенства людей Романтизм Sentimental (англ.) - чувствительный Classicus (лат.) - образцовый Romantique(фр.)–таинственное, нереальное неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; утверждение самоценности духовно- творческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; свобода Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный стремление к познанию человека и мира; открытие законов существования человека и общества
Строгое следование разумным правилам, вечным законам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы Естественность, Естественность, преданность «натуре», органическая связь с природой Изображение желаемого – мира мечты Верностьдействительности,передача сущности жизни, значительность идей Классицизм Простота, стройность, логичность композиции произведения произведения Правило «трёх единств» в драматургии: в драматургии: места (1 дом) времени (1 день) действия (1 конфликт) Искренность, простота, Искренность, простота, поэтичность, поэтичность,растроганность, умиление и грусть Сентиментализм Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв бурный порыв Романтизм Изображение жизни в её развитии ПринциписторизмаПринципнародностиПсихологизм;высокаяхудожественность Реализм Эстетическийидеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы
Т ТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯ 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели 3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец) (скупец, хвастун, глупец) КЛАССИЦИЗМКЛАССИЦИЗМКЛАССИЦИЗМКЛАССИЦИЗМ 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – обыкновенный человек СЕНТИМЕНТАЛИЗМСЕНТИМЕНТАЛИЗМСЕНТИМЕНТАЛИЗМСЕНТИМЕНТАЛИЗМ Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Печорин, Обломов); тип «нового» героя (нигилист Базаров) РЕАЛИЗМРЕАЛИЗМРЕАЛИЗМРЕАЛИЗМИсключительность романтического героя: 1. Сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе 2. Внутренняя раздвоенность 3. Одиночество 4. Трагическая судьба 5. Поиски идеала и мечты 6. Воплощение романтического бунта против действительности РОМАНТИЗМРОМАНТИЗМРОМАНТИЗМРОМАНТИЗМ Митрофан и Простакова из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» О.А.Кипренский. Бедная Лиза 1827 К.Брюллов. Гадающая Светлана Кукрыниксы.Иллюстрация к повести «Шинель» Н.В.Гоголя П.Соколов. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Иллюстрация к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» М.Врубель. Демон Л.Пастернак. Исповедь Мцыри
Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. и долга.Классицизм Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Реализм Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах). Сентиментализм Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, нецивилизованные народы, потусторонний мир Романтизм А.Г.Венецианов. На пашне. Весна К.Брюллов. Последний день Помпеи И.Айвазовский. Радуга СЮЖЕТЫ А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773 И.Шишкин. Сосновый бор И.Е.Репин. Бурлаки на Волге
Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия трагедия Средние: научная поэзия, элегия, сонет, послание элегия, сонет, послание Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира эпиграмма, сатираКЛАССИЦИЗМ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1-ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира)РЕАЛИЗМ Роман, повесть, роман в письмах, роман в письмах, элегия, идиллия, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ ЖАНРЫ
Живописный портрет Д.Левицкий. Екатерина II В.Боровиковский. Екатерина II В.А.Жуковский И.Репин. Портрет А.Рубинштейна классицизм реализм романтизм сентиментализм
Классицизм конец XVII – начало XIX века Утверждение абсолютной монархии В России XVIII век Пётр I Елизавета Петровна Екатерина II ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Утверждаемые жизненные ценности Классицизм главенство государственных интересов над личными; культ нравственного долга; культ разума, рационализм Classicus (лат.) - образцовый
Эстетическийидеал Строгое следование разумным правилам, вечным законам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы Простота, стройность, логичность композиции произведения произведения Правило «трёх единств» в драматургии: в драматургии: места (1 дом) времени (1 день) действия (1 конфликт) Классицизм
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Н. Буало Г.Р.Державин Д.И.Фонвизин М.В.Ломоносов Мольер
ТИП ГЕРОЯ 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели 3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец) (скупец, хвастун, глупец) КЛАССИЦИЗМКЛАССИЦИЗМКЛАССИЦИЗМКЛАССИЦИЗМ Митрофан и Простакова из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Д.Левицкий. Екатерина II
Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. и долга.КлассицизмСЮЖЕТЫ А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773
Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия трагедия Средние: научная поэзия, элегия, сонет, послание элегия, сонет, послание Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира эпиграмма, сатираКЛАССИЦИЗМ ЖАНРЫ
Сентиментализм вторая половина XVIII – начало XIX века ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Народно-освободительные войны в Европе, Америке. войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая Буржуазия – новаяобщественнаясила В России Пугачёвский бунт и его подавление и его подавление
Сентиментализм главенство чувства, а не разума; высшая ценность – человек, а не государство; природа – мерило всех ценностей; идея нравственного равенства людей Sentimental (англ.) - чувствительный В.Боровиковский. Екатерина II Утверждаемые жизненные ценности
Естественность, Естественность, преданность «натуре», органическая связь с природой Искренность, простота, Искренность, простота, поэтичность, поэтичность,растроганность, умиление и грусть Сентиментализм Эстетическийидеал
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Н.М.Карамзин А.Н.Радищев
1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – обыкновенный человек СЕНТИМЕНТАЛИЗМСЕНТИМЕНТАЛИЗМСЕНТИМЕНТАЛИЗМСЕНТИМЕНТАЛИЗМ О.А.Кипренский. Бедная Лиза 1827 ТИП ГЕРОЯ
Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах). Сентиментализм А.Г.Венецианов. На пашне. Весна СЮЖЕТЫ
Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1-ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЖАНРЫ
Романтизм конец XVIII – начало XIX века Великая французская революция и разочарование в её итогах В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Утверждаемые жизненные ценности Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; утверждение самоценности духовно- творческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; свобода Байрон В.А.Жуковский М.Ю.Лермонтов К.Ф.Рылеев
Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв бурный порыв Эстетическийидеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы Романтизм
Т ТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯ Исключительность романтического героя: 1. Сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе 2. Внутренняя раздвоенность 3. Одиночество 4. Трагическая судьба 5. Поиски идеала и мечты 6. Воплощение романтического бунта против действительности РОМАНТИЗМРОМАНТИЗМРОМАНТИЗМРОМАНТИЗМ К.Брюллов. Гадающая Светлана М.Врубель. Демон Л.Пастернак. Исповедь Мцыри
Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, нецивилизованные народы, потусторонний мир Романтизм К.Брюллов. Последний день Помпеи И.Айвазовский. Радуга СЮЖЕТЫ
Роман, повесть, роман в письмах, роман в письмах, элегия, идиллия, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ ЖАНРЫ
Реализм с 30-х годов XIX века Осмысление итогов революций, поиск реальных поиск реальных путей пересоздания действительности В России противостояние дворянской и дворянской иразночинно-демократической культур культур ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Утверждаемые жизненные ценности Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный стремление к познанию человека и мира; открытие законов существования человека и общества А.С.Пушкин Л.Н.ТолстойА.Н.Островский Ф.М.Достоевский И.С.Тургенев Н.В.Гоголь
Верностьдействительности,передача сущности жизни, значительность идей Изображение жизни в её развитии Принциписторизма Принципнародности Психологизм;высокаяхудожественность Реализм
Т ТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯ Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Печорин, Обломов); тип «нового» героя (нигилист Базаров) РЕАЛИЗМРЕАЛИЗМРЕАЛИЗМРЕАЛИЗМ Кукрыниксы.Иллюстрация к повести «Шинель» Н.В.Гоголя П.Соколов. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Иллюстрация к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. РеализмСЮЖЕТЫ И.Шишкин. Сосновый бор И.Е.Репин. Бурлаки на Волге
Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира)РЕАЛИЗМ ЖАНРЫ