Презентация к уроку истории (8 класс) по теме: Общественные движения при Николае I

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественная жизнь России при Николае I,. ПЛАН: 1. Классификация общественных движений во второй четверти XIX века. 2. Кружки х гг. XIX века.
Advertisements

Общественное движение в годы правления Николая I Урок истории в 8 классе. Учитель МОУ БСОШ 97 Суслина С.Н.
Общественная жизнь в России при Николае 1. Вопросы стоящие перед Россией во второй четверти 19 века -Каково настоящее и будущее России? -По какому пути.
Задание на урок Сформулировать и записать особенности общественного движения г.г. XIX в.в.
Общественное движение в годы правления Николая I Выполнил: Евграфов Роман Ученик 8 А класса МБОУ «СОШ 39»
Общественные движения в гг. XIX века С.С. Уваров Т.Н. Грановский А.С. Хомяков А.И. ГерценВ.Г. Белинский.
Общественные движения в гг. XIX века С.С. Уваров Т.Н. Грановский А.С. Хомяков А.И. ГерценВ.Г. Белинский.
Общественные движения в России при Николае I. Общественные движения в Европе Из курса истории Нового времени вспомните, какие общественно политические.
Общественные движения –х гг. Автор проекта: Бондаренко Л.Д. учитель истории.
Общественное движение в годы правления Николая I 1. Основные черты общественного движения 30-х – 40-х годов XIX века 2. Общая характеристика основных идейных.
Домашнее задание Прочитать §12. Выучить: – понятия: мюридизм, имам, имамат, восточный вопрос – даты: , , , – личности:
Общественное движение в России в 30 – 50 годы Основные направления консервативное (самодержавно – охранительное) либеральноереволюционное (социалистическое)
«Общественное движение в годы правления Николая I» урок истории, 8 класс Автор: Бережная Марина Михайловна, истории и обществознания ГБОУ ЦО 1048 Г. Москвы.
1. Перечислите особенности промышленного переворота в России? 2.Какие новые черты появились в введении помещичьего и крестьянского хозяйства? 3. В чем.
Общественное движение в годы правления Николая I Потоловская Т.М. ГОУ лицей 150 Калининского района Санкт-Петербурга.
Общественные движения –х годах. Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?»
План урока: 1.Особенности общественного движения 3050-х гг. XIX в. 2.Консервативное движение. 3.Либеральное движение. Западники и славянофилы. 4.Кружки.
Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. А. Г. Венецианов.
Презентация к уроку по истории (8 класс) на тему: Общественное движение в годы правления Николая I
Транксрипт:

Общественная жизнь России при Николае I, учитель истории и обществознания Кирилина Н.А. МОУ Опоченская СОШ Дубенского района Тульской области

Аннотация Презентация предназначена для проведения урока в 8 классе по теме «Общественная жизнь в России при Николае I. При подготовке презентации были использованы материалы Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2007г., тематические схемы по истории России (А.Ф. Кузьменко), Отечественная история в схемах и таблицах (В.В. Кириллов). Размер: 1,50 МБ. Количество слайдов: 20.

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи. Образовательные: познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи. Развивающие: развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Развивающие: развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого. Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.

ПЛАН: 1. Классификация общественных движений во второй четверти XIX века. 2. Теория официальной народности. 3. Кружки х гг. XIX века. 4. Славянофилы и западники. 5. Полемика славянофилов и западников. 6. Петрашевцы. Русский социализм.

Вопросы стоящие перед Россией во второй четверти XIX века Каково настоящее и будущее России? Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия? По какому пути в своем развитии должна идти Россия?

Общественное движение Основные идейные течения Консервативное Либерально- оппозиционное Революционно- социалистическое

Консервативное (самодержавно-охранительное) течение Теория официальной народности С.С. Уваров, Н.И. Греч, М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин, С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник, М.П. Загоскин и другие Православие Народность Самодержавие

Проанализируйте текст Шевырев Степан Петрович ( ) литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета с 1837 года. Член Петербургской академии наук. Шевырев Степан Петрович ( ) литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета с 1837 года. Член Петербургской академии наук. «… Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию. «… Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию. Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом.»

Просветительские кружки х годов Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, гг., Москва Петр, Михаил, Василий Критские, всего 6 человек. Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. Литературное общество 11-го нумера, гг., Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.

Революционные кружки Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, гг., Москва А.И. Герцен, Н.П.Огарев Н.М. Савин, М.И. Сазонов Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок петрашевцев, гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов М.П. Буташевич- Петрашевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Необходимость свержения самодержавия, введения демократических свобод.

Либерально-оппозиционное общественное течение Либеральное течение СлавянофилыЗападники

СлавянофилыА.С.ХомяковИ.С.Аксаков И.В.КиреевскийЮ.Ф.Самарин

Западники С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Т.Н. Грановский И.С. Тургенев

Идейные воззрения западников и славянофилов Различия 1. Взгляды на историческое развитие России. 2. Взгляды на государственный строй СХОДСТВА Необходимость изменений в российской действительности. Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти. Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность движения России к процветанию. Вера в возможность движения России к процветанию.

Анализ стихотворения Петру I. Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе и сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в отчизне, Ты всю отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил… Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла. (К.С.Аксаков) (К.С.Аксаков) Попытайтесь определить, к какому общественному лагерю принадлежал автор стихотворения. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. Попытайтесь определить, к какому общественному лагерю принадлежал автор стихотворения. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

Петрашевцы Кружок "петрашевцев" объединял интересующихся социальными учениями и их применением к преобразованию России. В этот кружок входили поэт А.Г. Майков, писатель Ф.М. Достоевский. О всей деятельности кружка систематически доносил вошедший в него провокатор Антонелли. 22 апреля 1849 г. начались аресты членов кружка, по поводу 122 человек начато следствие, вынесен приговор 28- ми, 21 были приговорены к смертной казни. Расстрел производился 22 декабря 1849 г. на Семеновской площади в Петербурге, в последний момент приговор был заменен ссылкой. Кружок "петрашевцев" объединял интересующихся социальными учениями и их применением к преобразованию России. В этот кружок входили поэт А.Г. Майков, писатель Ф.М. Достоевский. О всей деятельности кружка систематически доносил вошедший в него провокатор Антонелли. 22 апреля 1849 г. начались аресты членов кружка, по поводу 122 человек начато следствие, вынесен приговор 28- ми, 21 были приговорены к смертной казни. Расстрел производился 22 декабря 1849 г. на Семеновской площади в Петербурге, в последний момент приговор был заменен ссылкой.

Русский социализм Герцена Лидерство в революционном переустройстве мира переходит к России, сохранившей много нетронутых, свежих сил. В то время, как в Европе возобладало стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных фор жизни и труда. Община та ячейка, на основе которой могло быть построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике. Лидерство в революционном переустройстве мира переходит к России, сохранившей много нетронутых, свежих сил. В то время, как в Европе возобладало стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных фор жизни и труда. Община та ячейка, на основе которой могло быть построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике. На пути осуществления социалистического идеала стояли два серьезных препятствия: На пути осуществления социалистического идеала стояли два серьезных препятствия: 1. «немецкая» монархия; 2. Патриархальный строй общины. Для преодоления этих препятствий необходима революция. Для преодоления этих препятствий необходима революция.

Работа с документом Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1.«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

Заключение Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Напротив, во второй четверти XIX века основным центром интеллектуальной жизни России становится Москва. За внешней неспешностью и бытовой консервативностью второй столицы скрывался напряженный идейный поиск, ведущийся представителями «образованного меньшинства». Почти каждый день собирались «друзья» - «враги» западники и славянофилы, чтобы скреститься в очередном идейном споре. Разгром декабристских организаций существенно ослабил революционное движение в России, но оно не было полностью уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя наследниками идей и продолжателями дела декабристов. Разгром декабристских организаций существенно ослабил революционное движение в России, но оно не было полностью уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя наследниками идей и продолжателями дела декабристов. Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль». Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».

Урок окончен Спасибо за работу