Раздел «Духовная культура». Раздел 3 Ответы на задания части А отвотвотвотв 1363113163 2273122173 3182131184 4293144192 54103153201.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Advertisements

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
Рекомендации по выполнению задания С5 ЕГЭ обществознание.
Тема урока: Что такое общество.. ПЛАН УРОКА План урока. 1. Общество как совместная жизнедеятельность людей. 2. Общество и природа. 3. Общество и культура.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Обществознание 7 класс. Регулирование поведения людей в обществе
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера» Обществознание 9 класс.
СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
К функциям науки не относится: 1) мировоззренческая 2) производственная 3) регулирующая 4) прогностическая.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Воспитание как педагогический процесс.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
ЕГЭ тренинг. A 1 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную.
Духовная культура. Духовная жизнь общества Урок для учащихся 11 класса (профильный уровень) Подготовила Ларина Виктория Георгиевна, учитель истории и обществознания.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
Транксрипт:

Раздел «Духовная культура»

Раздел 3 Ответы на задания части А отвотвотвотв

Типичные ошибки Ошибки в АОшибки в В оценка Конспект по обществу По истории Чепрасова А Малышева А Григорян Максимова Кириллова Андреева Ли Алюкова нет

1)мораль 2)наука 3)культура 4)религия Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные? А1

1)наука 2)образование 3)религия 4)искусство П. исследует старинные летописи,рукописи древних авторов. При работе в одном из архивов, П удалось обнаружить ранее неизвестные источники, рассказывающие о жизни и деятельности князя Андрея Боголюбского. Деятельность М. относится к такой сфере культуры как А3А3

А8 1) отображение в искусстве, прежде всего, чувственной, иррациональной стороны познания мира 2) представление предметов и явлений объективного мира в субъективной образной форме 3) природосообразность произведений искусства, использование природных объектов 4)особый символизм и знаковость, проявляющаяся при создании произведений искусства Российский поэт и философ М.А. Волошин писал: «Художник – это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем». Какую специфическую черту искусства подчеркивает автор?

Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых? А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности. Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо. А10

Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением? 1)Руководством страны одобрена комплексная программа модернизации образования «Наша новая школа». 2) Она предусматривает введение новой системы финансирования образовательных учреждений и новых подходов к аттестации педагогических кадров. 3) Многие положения программы обновления, однако, весьма спорны и неоднозначны по своим последствиям. 4) Учителя опасаются, что в результате перехода на новую систему оплаты труда, они утратят самостоятельность и будут полностью зависеть от решения директора школы. А11

А 14 В гг. социологическая служба страны В. проводила опрос среди населения. Респондентам - родителям было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к возможности введения в базисный учебный план школы в качестве обязательного религиозного предмета и разделению учащихся по конфессиональному признаку на группы?» В результате опроса получены следующие данные (в %), представленные в таблице:

А 14 Варианты ответа Допускаю возможность преподавания подобного предмета только в рамках факультативного курса по желанию выпускника и при согласии родителей 3831 Предпочтительным считаю светское образование, осуществление нравственного воспитания и образования посредством увеличения доли социальных и гуманитарных предметов 4052 Поддерживаю идею введения религиозного курса, так как он поможет укрепить в обществе нравственные начала 2217

А 14 1) На протяжении двух опросов, большинство опрошенных высказалось в пользу того, что свобода совести не актуальна, и важнее излагать основы вероучения в рамках обязательных курсов. 2) Существенно увеличилось количество тех, кто полагает, что религиозные предметы должны изучаться факультативно. 3) Возросло количество родителей, полагающих, что религиозное образование в большей степени, чем светское, способно повлиять на нравственный облик молодежи. 4)Незначительно возросло число сторонников светского образования, отделения школы от церкви.. Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся М.? 1)начальное профессиональное образование 2)основное общее образование 3)полное (среднее) общее образование 4)среднее профессиональное образование А16

А19 1) мировоззренческую 2) социальную 3) прогностическую 4)объяснительную Современная наука, активно опирающаяся на биотехнологии, научилась создавать новые вещества с заранее заданными свойствами. Следствием развития генной инженерии стало производство генномодифицированных продуктов, которые, казалось, способны избавить человечество от проблемы голода. Но само употребление подобных продуктов в пищу вызвало противоречивые последствия в жизни людей. Какую функцию науки можно проиллюстрировать подобным примером?

В1 Понятия и взаимосвязи между ними Ценности, идеалы, нравственны е принципы Поведенчески е стандарты, правила и нормы Структурные элементы _______________________

Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: ПРИМЕРЫФУНКЦИИ 1) океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб на сезон путины А)социальная 2) ученые провели исследование средневековых церковных чудес, объяснив многие из них с материалистической точки зрения Б) прогностическ ая 3) ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом шельфе В) мировоззренч еская 4) учеными-генетиками созданы новые сорта кукурузы, устойчивой к условиям засухи Г) производствен ная 5) ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих заводов вместо мусоросжигающих, для улучшения окружающей среды 6)ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом

В4. Укажите среди предложенных фрагментов публицистического текста, те, в которых речь идет об учреждениях дополнительного образования: 1)«Совет предпринимателей области выделил специальные стипендии для студентов технического лицея, готовящего токарей, фрезеровщиков и слесарей, наиболее востребованных в регионе рабочих профессий» 2)«Городские власти приняли решение об объединении двух школ в крупный центр образования, укрепив его штат опытными преподавателями». 3)«Областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей объявил набор на курсы обучения педагогов работе с интерактивными досками и средствами мультимедиа». 4)«Городская детско-юношеская спортивная школа начала набор детей в группы таеквондо». 5)«Ежегодный грант в области образования получила многопрофильная гимназия городского подчинения, реализующая целый ряд инновационных образовательных программ» 6)«Старейшая художественная школа в области находится в аварийном состоянии; многочисленные обращения попечительского совета в администрацию областного главы пока остаются безрезультатными».

В5. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений (1)Научное сообщество никак не может оставаться равнодушным к целому ряду исследований, связанных с клонированием живых организмов. (2) Сегодня, как никогда, велика ответственность людей науки за продукты и результаты их деятельности. (3)Многие научные институты и группы уже заявили об опытах по клонированию животных. (4)Одним из наиболее известных опытов по клонированию является создание в Великобритании овечки по имени Долли. 1234

В7. Выберите среди предложенного специфические черты и признаки современной науки, отличающей ее от науки прошлых эпох: 1)Наука стремится к постижению истинной сущности предметов и явлений материального мира. 2)Наука вплотную приблизилась к той грани, за которой возможность существенно влиять на климат на планете, на геофизические процессы. 3)Особенно актуализировались этические проблемы научных исследований, открытие специальных импульсов, способных воздействовать на человеческий мозг влечет за собой непредсказуемые последствия. 4)Специфика науки в том, что она стремится рационально истолковать природные и социальные явления. 5)Многие открытия и достижения ученых имеют двойственную природу, вполне мирные исследования способны привести к созданию новых видов оружия массового поражения. 6)Объективность научных данных существенно выше, чем обыденных или эстетических, хотя и в научном мире присутствует субъективная позиция ученого.

ЧАСТЬ С При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ. Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

С1 С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.

С1.Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулировано определение: «Поликультурная модель общества отличается широким диапазоном культурного и этнического многообразия, оцениваемого и принимаемого большинством населения как позитивный фактор».

С1.Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 2) указана противостоящая модель общества: - ассимилятивная (модель уподобления) при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).

С1.Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 3) приведен конкретный пример, допустим: - многие небольшие по численности угро- финские и летто-литовские племена ассимилировались с племенами славян, переселившимися на Восточноевропейскую равнину, приняв их язык и традиции; - тюркоязычные болгарские племена во время Великого переселения народов мигрировали на Балканы и ассимилировались с южными славянами.

С2. С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.

С2. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сформулировано авторское определение понятия: - «Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом»;

С2. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 2) выделен ведущий признак понятия в авторской трактовке: - мирный характер культурного взаимопроникновения.

С2. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 3) приведено собственное определение, например: - «диалог культур – взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур друг в друга, обмен определенными культурными традициями и явлениями».

С3. Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.

С3. В правильном ответе должны быть приведены элементы: Указаны формы взаимодействия культур с опорой на текст и приведены иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) «Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со­ прикосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую».

С3. В правильном ответе должны быть приведены элементы: примеры: - в результате путешествия Марко Поло, в Италию впервые проникло искусство изготовления спагетти; - в результате крестовых походов европейцы заимствовали с Востока привычку мыть руки перед едой. 2) «Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поко­ле­ний к последующим через научение».

С3. В правильном ответе должны быть приведены элементы: примеры: - в процессе школьного образования учащиеся осваивают основы наук, знания и опыты, накопленные предыдущими поколениями; - учреждениями, осуществляющими культурную трансмиссию помимо школы, служат этнографические, краеведческие, исторические и художественные музеи. 3) «Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы».

С3. В правильном ответе должны быть приведены элементы: примеры: - в период после Второй мировой войны активно происходит проникновение традиций и норм американской культуры в другие страны, например, широкое распространение голливудских фильмов; - в процессе колониальных захватов происходит внедрение норм, обычаев, одежды европейце в страны Востока, так называемая вестернизация.

С4 Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование приведенного суждения.

С4. В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) Сформулировано понимание и собственное отношение к словам автора, например: - Автор убежден, что культура народа может развиваться только в условиях контакта с другими народами, в конструктивном диалоге культур. - С подобным мнением нельзя не согласиться, так как весь опыт истории человечества убеждает нас в его справедливости.

С4. В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 2) Приведены пояснения (аргументы), например - Япония в средние века заимствовала у китайцев письменность, многие культурные традиции, дополнив и обогатив их своим национальным опытом и спецификой. Наряду с ценностями буддизма, заимствованными у китайцев, сохраняется и традиционная японская религия синто - И, наоборот, изоляционизм, как правило, приводил страны и народы к историческому тупику и деградации. Пример: китайское общество, всячески сопротивлявшееся контактам с внешним миром, потерпело крах в столкновении с европейским вторжением в Китай в середине, второй половине XIX века.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субкультурах.

С5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «субкультура – система ценностей, поведенческих стандартов, норм, характерных для определенной группы и позволяющих отличать ее от остальных». Может быть дано другое, близкое по значению определение.

С5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 2) два предложения с информацией о субкультуре, опирающейся на знания курса, например: – «Наиболее значительную роль в современном обществе играет молодежная субкультура, для носителей которой характерен особый язык, привычки, стиль в одежде и общении». – «В каждом обществе складываются особые субкультуры, включающие людей, отрицательно относящихся к доминирующим культурным традициям».

С6 Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей.

С6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены три примера, допустим: 1) следование определенным предпочтениям в стиле общения, знакомства с новыми людьми (например, женщина на Кавказе никогда не пожмет протянутую ей мужчиной для знакомства руку, это не принято национальными культурными традициями); 2) следование определенному стилю в одежде (например, приверженность женщин Кавказа к удлиненным юбкам темного цвета);

Сформулируйте три основных вывода о культурных предпочтениях граждан, которые могут сделать ученые на основании полученных данных.

С7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Сформулированы три вывода с пояснениями, например: 1) от опроса к опросу неизменно возрастает число граждан, посещающих кинотеатры и мультиплексы, это может быть связано с возросшими бюджетами современного кино, применением спецэффектов, технологии 3Д, которые привлекают зрителей в оснащенные по последнему слову техники киноцентры;

С7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 2) на достаточно высоком уровне находится интерес к концертам, очевидно, что каждая возрастная группа граждан может найти в обилии предложения на рынке интересующие их концерты и выступления любимых артистов и коллективов, очевидны достижения поп-музыки, рекламы концертной деятельности;

С7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 3) среди аутсайдеров в посещении гражданами музеи и это связано с практически полным отсутствием рекламы и информации об их деятельности в СМИ, вероятно и об отсутствии значимых выставок, вызывающих интерес не только специалистов, но и обычных граждан;

С7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 4) на среднем уровне находится интерес к посещению театров, можно высказать предположение, что театры устойчиво посещает определенная группа людей, достаточно стабильная по составу; 5) крайне незначителен интерес граждан к библиотечным фондам, практически прекращение посещения библиотек, возможно по причине доступности многих книг в Интернете и снижении интереса к чтению у молодежной аудитории.

С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль как универсальная форма культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С8.План развернутого ответа 1) Понятие о морали. 2) Мораль и нравственность. 3) Структура морали: а) общечеловеческие элементы; б) конкретноисторические элементы. 4) Свойства (стороны) морали: а) мораль как форма культуры; б) мораль как вид социальных норм; в) мораль как способ отношения к миру и обществу. 5) Важнейшие категории морали: а) добро и зло; б) справедливость и несправедливость; в) хорошее и плохое. 6) Золотое правило нравственности. 7) Актуальность морали в условиях современного общества и его вызовов для личности.

Рабиндранат Тагор индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Писал на бенгальско языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Автор гимнов Индии и Бангладеш.

Философия «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног» (Р. Тагор) «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией» (Р. Тагор).

Философия «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства» (М. Арнольд)

Философия «Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует» (В.О. Ключевский).

«Художник должен все поднимать на поверхность, он подобен насосу, в нем есть большущая трубка, спускающаяся в самые недра предметов, в глубинные слои. Он втягивает в себя и выпускает на солнечный свет гигантскими снопами то, что было придавлено землею и никому не видно» (Г. Флобер).

«Наука это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которой достигли гении предыдущего поколения» (М. Глюкман)

«Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга» (Дж. Свифт).

«Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах» (Ф. Ницше).

Философия «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» (А. Камю).