«Вклад Д.И.Менделеева в гуманитаризацию естественно- научного образования»
Признаки теплового явления
Фундаментальные труды Д.И.Менделеева по проблемам отечественного образования Фундаментальные труды Д.И.Менделеева по проблемам отечественного образования «Заметки о народном просвещении России» (1901) «Проект училища наставников» (1906) «Заветные мысли» (1904) «Толковый тариф»
Просвещение народа России Жизненность Реальность «Классическое образование более всего имеет в виду- при малом содержании- придать ученику гибкую свободу мышления; реальное же, по своему существу, стремится обогатить ученика запасом действительных знаний, чтобы он умел действовать в жизни» (Д.И.Менделеев)
Содержание образования (по Д.И.Менделееву) География русская и всеобщая История русская и всеобщая Физика Естествознание космография математика
Четыре отношения, проявляющиеся в окружающем мире (по Д.И.Менделееву) Природа- (естествознание, физика) Страна, особенно своя-(география) Деятельность людей-(история) Числа и меры- (математика)
«… в строе познания родился пейзаж» « Как естествознанию принадлежит в близком будущем еще высшее развитие, так и пейзажной живописи- между предметами художества» « Как естествознанию принадлежит в близком будущем еще высшее развитие, так и пейзажной живописи- между предметами художества» (Д.И.Менделеев «Перед картиною А.И. Куинджи») (Д.И.Менделеев «Перед картиною А.И. Куинджи»)
Учебники Д. И. Менделеева «Органическая химия» «Основы химии»1869 «Основы химии»- любимое дитя моё. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли» (Д.И.Менделеев)
«Учитель- футляр?» «Высшее зло, особенно для средних школ, которого надо бояться в учителях, состоит в узости педагогических убеждений» (Д.И.Менделеев) «Высшее зло, особенно для средних школ, которого надо бояться в учителях, состоит в узости педагогических убеждений» (Д.И.Менделеев)