Аврамченко Клавдия Семеновна учитель географии Православной гимназии Аврамченко Виктор Семенович инструктор по труду г. Сургут. 2009 г. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Приложение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Крещение Руси. В IX в. для восточных славян наступает момент, когда процесс образования государства идёт очень быстро. Защищая свою землю от степняков.
Advertisements

15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
Архитектура Древней Руси. Киевская Русь (10-11 вв) Главным культовым зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.), увенчанный.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Архитектура вв.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVI ВЕКА Расцвет русского зодчества Презентация ученика 7 В класса Курдюкова Артема.
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа» Архитектура во второй половине 13 – середине 15 века. Подготовила ученица 6 класса ученица 6 класса Галузина.
1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Возникновение письменности. 3. Литература. 4. Архитектура.
Архитектура и живопись в XIV – XVI веках Культурное возрождение Руси.
Культура X-XVIвв.. Древнерусская литература «Чтение о Борисе и Глебе» Митрополит Иларион- первый известный древнерусский автор литературного произведения.
Культура Руси X- XV. Жанры и тематика древнерусской литературы Летописи Жития святых Поучения и наставления Слово Хождения Повести Произведения о борьбе.
культура старой киевской руси.известние памятки архитектури
Пока за нас молятся Святые воины нашей Русской земли, не кончится век героев – живых примеров ныне живущим, и тем, кто придёт вслед за нами.
Красная площадь - центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю. Образовалась в конце XV века. Первоначально была торговой площадью, затем с XVI века.
©Михайлова Наталья Алексеевна. Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Летописец Нестор Повесть временных лет Повесть временных лет Содержание:
Урок окружающего мира «Древнерусская культура». В правление князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого наступает расцвет Древней Руси. К этому времени.
От Руси к России. Правила игры Выбери картинку, за которой спрятан вопрос. Вопрос обязательно будет связан и изображением на картинке. Если ответишь –
Транксрипт:

Аврамченко Клавдия Семеновна учитель географии Православной гимназии Аврамченко Виктор Семенович инструктор по труду г. Сургут г. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Приложение 1

I. Введение История русской православной церкви (в датах и событиях). II. Основная часть *Становление государства Российского. * *Зарождение христианства. *Народное зодчество России. III. Заключение Эпилог IV. Библиография

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (В ДАТАХ И СОБЫТИЯХ) 957 г. - крещение княгини Ольги в Константинополе. Крёстный отец – император Византии Константин VII Багрянородный. 988 г. - крещение Руси князем Владимиром Святославичем (980 – 1015 гг.) XI век - канонизированы невинно убиенные князья – братья Борис и Глеб – первые русские святые г. - по инициативе Ярослава Мудрого заложен главный храм Киева – тринадцатиглавый Софийский собор г. - впервые в истории Руси киевским митрополитом стал русский человек – Илларион (автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати»). XI в. 2-я половина – возникла Киево – Печёрская Лавра. Первый игумен – Антоний г. - перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. 1-я половина XIV в. – переезд митрополита Петра из Владимира в Москву гг. – годы жизни св. Сергея Радонежского, основателя Троице – Сергиевой Лавры г. - Св. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем гг. – годы жизни иконописца Феофана Грека, создателя икон «Успение Богоматери» и др., фресок «Спас Вседержитель» и др. 1360/ гг. – годы жизни гениального русского иконописца Андрея Рублёва, автора икон «Святая Троица», «Спас Вседержитель» и др.

1448 г. - Русская Православная Церковь становится автокефальной, т.е. независимой от Константинопольского патриархата. XV в. 2-я половина – создание соборов Московского Кремля: Благовещенского, Успенского, Архангельского. Зодчие Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, псковские архитекторы. XVI в. начало – псковский старец Филофей выдвинул теорию - «Москва – Третий Рим». Православная Москва стала восприниматься как мировой центр истинного христианства. 1551г. - церковный Стоглавый собор. Составлен общерусский список святых, унифицированы обряды – 1560 гг. – на Красной площади возведён Покровский собор (храм Василия Блаженного) в честь взятия русскими Казани. Зодчие: Барма и Постник г. - учреждение патриаршества на Руси. Первый патриарх Московский и всея Руси – Иов гг. – патриаршество священномученника Гермогена, призывавшего русский народ объединиться для борьбы с польской интервенцией в период Смуты гг. – церковные реформы патриарха Никона. Раскол Русской Православной церкви г. - Пётр I упразднил патриаршество, учредив для управления церковью Святейший Синод во главе с обер – прокурором. Начало синодального периода Р.П.Ц гг. – строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Архитектор – К.А.Тон г. - восстановление патриаршества. Патриархом избран митрополит Московский – Тихон г. 23 января – декрет правительства большевиков об отделении церкви от государства и школы от церкви г. февраль - декрет совнаркома о конфискации церковных ценностей. Начало гонений на церковь г. – после смерти патриарха Тихона Большевики не допустили выборов нового предстоятеля Р.П.Ц г. - после встречи руководителей Р.П.Ц. со Сталиным церкви разрешено избрать нового патриарха. Им стал Сергий.

XX в. 90-е гг. - после падения власти КПСС закончились гонения на Русскую Православную Церковь. Православие остаётся религией подавляющего большинства россиян. В настоящее время главой РПЦ является Святейший Патриарх Московский и всея Руси – Алексий II. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ХМАО 1660 г. – начало строительства первой церкви для новокрещенных (коренного населения, обратившегося в православие) в Кодском княжестве – храма во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя св. Николая Мирликийского г. - возникновение первого монастыря в Берёзове г. - создана Сибирская и Тобольская епархия. Первый архиепископ – Киприан Старорусенков, бывший архимандрит Новгородского Спаса- Хутынского монастыря г. - в Кодском городке основан Троицкий монастырь (по инициативе архиепископа Симеона), ставший центром распространения христианства среди остяков г. - сибирская архиепископия преобразована в митрополию. Первый митрополит Корнилий г. - сибирским митрополитом стал св. Филофий (Лещинский), выпускник Киевской духовной академии гг. – Тобольскую митрополичью кафедру занимал св. Иоанн Тобольский, покровитель Сургутской Православной классической гимназии. XX в. 20-е гг. – начало большевистских гонений на церковь в Тобольском округе г. 12 марта – закрыто здание Сургутской церкви 90 гг. XX столетия – начало возрождения православия в России.

Становление государства Российского. Зарождение христианства.

Более тысячи лет назад появились на Руси первые летописи, и тогда же начался спор, продолжающийся и поныне. Предметом спора является вопрос о времени и месте возникновения государства Русь. * Киевские летописцы считали, что племена восточных славян собрались вокруг Киева. * Новгородские книжники начало становления русской государственности связывали со своей северной землёй и датировали это с точностью до одного года – 862 г. * В этот период, когда возникновение Руси стало рассматриваться как историческая заслуга варягов, появляется яркая и многогранная фигура Нестора, нашего первоисторика. Нестор совершенно верно отразил ситуацию. Он как бы предупреждал будущих историков, что они обязаны исследовать природные условия и при оценке уровня развития народов учитывать неизбежное влияние природы на этот уровень. Заслуга Нестора состоит в том, что он очень глубоко заглянул в предысторию Киевской Руси и хорошо показал тот античный мир, с которым славяне сосуществовали за тысячу лет до появления варягов. Территориально Русская земля – в основном поляне, северяне и население по реке Роси – не пострадала от набегов кочевников и даже расширилась за счёт вхождения в состав Руси ряда племенных союзов на север и на запад от Киева. Термины «рос, рус» не могли означать племя (точнее, союз племён), ведь Нестор, очень внимательный к географии и размещению племён и народов, ни разу, ни в одном из перечней не указал точное местопребывание Руси. Замена древнего племенного имени локальным, по местности, отмечена Нестором: «Поляне, яже ныне зомовая Русь».

В IX в. для восточных славян наступает момент, когда процесс образования государства идёт очень быстро. Защищая свою землю от степняков (хазар и печенегов), и пробиваясь через кочевнические заслоны, русы плавали по южным морям, караванным отправлялись в торговые города южнее Каспийского моря. «Заморские гости» Н.К.Рерих Крещение Руси. - К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство. На Руси к этому времени Государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства Велеса. -Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в. - В 946 г. (некоторые летописцы указывают 954 г.) вдова князя Игоря Ольга приняла христианство. «Крещение княгини Ольги в Константинополе». Художник С. Кириллов

«Давние связи Руси с Византией содействовали тому, что в 988 г. князь Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем ввёл христианство и в других русских городах. В Киеве до сих пор, в честь этого события, главная улица называется – Крещатиком. Крещение киевлян. Художник В.М.Васнецов Принятие христианства было прогрессивным явлением для молодого Русского государства. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что было очень важно при дипломатических отношениях – теперь договаривающиеся стороны клялись одним Богом. Положительным результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивалась каменная архитектура, живопись, фресковые росписи, были заимствованы многие тонкие виды ремёсел – ювелирное (золото с эмалью и серебро чернью). Одним из важнейших результатов общения с христианской Византией было восприятие славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием в IX в. на основе греческой азбуки и названной кириллицей в несколько измененном виде. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве.

* После разделения христианской церкви на православную и католическую в 1054 г. на Руси, как и в некоторых других землях, утвердилось православие. * Первым митрополитом из русских стал писатель и философ Илларион, автор «Слова о Законе и Благодати». * На Руси стали появляться монастыри. Монах отказывался от своего имущества, семьи посвящал свою жизнь трудам и молитвам. Особенно известным стал Киево – Печёрский монастырь, основанный монахом Антонием из Любеча. В Киево – Печерском монастыре работали первые русские писатели – Нестор, Илларион и др. При монастыре была открыта школа. Вид на Троице-Сергиеву Лавру от Спасо-Вифаньевского монастыря, 1798г. Ж.Делабарт

–Появились русские святые – люди, прославившиеся своими нравственными качествами и служением Богу, первыми русскими святыми стали сыновья Владимира Борис и Глеб, убитые их братом Святополком. Киевские князья породнились со всеми монархами христианских стран. Сам Владимир Монамах был женат на византийской принцессе. его внучка – Анна Ярославовна была королевой Франции, правнучка – императрицей Германии. Борис и Глеб С развитием и укреплением России, как государства, происходит как добровольное воссоединение с Россией государств окружающих её, так и завоевание ряда государств, для защиты передовых рубежей страны.

Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно – бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества – величие и могущество государства, сбросившего вековое иго. Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церквей. Сохранилось любопытное свидетельство о том, что Иван IV поручил одному из немецких купцов призвать в Россию до 150 ремесленников, мастеров и других специалистов из разных стран Европы. Из опасения усиления России власти соседних стран запретили въезд в Россию этих специалистов. Но были на Руси выдающиеся мастера своего дела. В веках прославился Андрей Чохов, который отлил множество пушек, среди них громадное орудие – «Царь – пушку» (калибр 91 см.). Это памятник не только артиллерийского, но и художественного искусства. Строились укрепления, крепости, где наряду с жилыми и хозяйственными постройками, строились: – часовни, церкви, храмы.

Церковные ансамбли и сооружения

Успенский собор во Владимире XII в. Создание монументальных сооружений осуществляется силами не только русских мастеров, но привлекаются заморские мастера, и в первую очередь из Италии.

Кафедральный всея Руси Успенский собор Московского Кремля. Под руководством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиорованти в центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы. Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден издалека и создавал впечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собирались земские соборы.

Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являло связь русской культуры с эпохой Возрождения в западной Европе. «Иван Великий» Колокольня Московского Кремля 1505 – 1508 гг. Церковь «Вознесения» в селе Коломенское под Москвой 1532 г.

«Покровский собор», «что на рву». Храм «Василия Блаженного» Венцом церковного строительства стал созданный архитекторами Бармой и Постником – Покровский собор, «что на рву». В народе его называли – храмом Василия Блаженного. В нём не один год находился известный на Руси юродивый Василий Блаженный.

История его постройки была трагичной, что послужило основой народной легенды о храме. И спросил благодетель: - А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю? И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи, государь! – И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в суздальских землях, И в землях рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде…

« Кремль» (Тобольск)

* Преобладало деревянное строительство, приёмы которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве. * Резьба по дереву – одно из русских художественных ремёсел, в котором сохранились имена народных мастеров. История донесла до нас имя Амвросия – церковного резчика и скульптора XV в. из Троице- Сергиева монастыря. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными с ювелирной тщательностью из плотной, тёмной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса, самшита. XVI в.ознаменован тем, что начала свою деятельность Кремлёвская Оружейная палата, имевшая среди прочих, мастерскую - резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского декоративно- прикладного искусства – царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментами и сюжетными композициями. * «Палата резных и столярных дел» при Оружейной палате в Московском Кремле действовала до 1711 г. В ней работали лучшие мастера-резчики, собираемые со всей России. Они резали иконостасы, декорировали кремлёвские дворцы, делали кареты и резную художественную мебель

Церковные ансамбли и сооружения Церковные ансамбли и отдельные соборы и часовни – особая поэтичная страница в древнерусском деревянном зодчестве. До наших дней сохранилось довольно много различных деревянных культовых построек. Их изображения – фотографии, теле и видео материалы – не могут не завораживать той красотой, какую они в себе несут. Каково же увидеть эти величественные сооружения воочию! Такая возможность есть – в существующих в нашей стране храмах, соборах, церквах, музеях. Пластичные, живописные по силуэту, богатые игрой светотени, сооружения умело, вписаны в окружающую природу и составляют гармоничный, неповторимый по красоте ансамбль. Церковные ансамбли и отдельные соборы и часовни – особая поэтичная страница в древнерусском деревянном зодчестве. До наших дней сохранилось довольно много различных деревянных культовых построек. Их изображения – фотографии, теле и видео материалы – не могут не завораживать той красотой, какую они в себе несут. Каково же увидеть эти величественные сооружения воочию! Такая возможность есть – в существующих в нашей стране музеях деревянного зодчества.

«Коль, помянуть кого хотим мы не добром, Честим его дела: - топорная работа… Но есть в Кижах собор. Он срублен топором, И меркнет перед ним любая позолота. Н.Рыленков Ансамбль древнего Спасского Кижского погоста состоит из трёх зданий: главной Преображенской церкви (1714г.), малой Покровской церкви (1764г.) и стоящей между ними колокольни (1874г.), которую построили на месте более старого сооружения.

«Преображенская церковь» (Ночью)

Покровская церковь Прошло полвека, и рядом с Преображенской церковью поднялось многоглавие Покровской церкви.

Говоря о резьбе, как одном из видов художественной обработки древесины мне хотелось бы привести замечательные слова поэта Виктора Тихонова из «Песни резчиков по дереву»: Резчики по дереву никогда не ленятся, на любоё брёвнышко смотрят чуть дыша. Для кого–то дерево – просто дров поленица, а в руках у Мастера – скрытая душа. Есть лекарство древнее от настроя мрачного: окунуться в творчество, просветлев лицом… Не бывает дерева мёртвого невзрачного – надо прикоснуться лишь к нему – сердцем и резцом! Нас творцами делает красота единая, труд и вдохновение отгоняют смерть… А резьба для дерева – песня лебединая: да могут лишь резчики эту песню спеть!

С 20 – х годов прошлого века в России приходят в упадок, или были разрушены многие храмы, соборы, церкви. Об этом периоде в истории России можно сказать: Страна моя! С твоей судьбой Я не сравню народ любой! Тебя топтали, жгли, пытали, Насиловать - и то устали, Расстреливали и топили, И век за веком – били, били, Упрямо, разбивая в кровь уста… Скажи, за что тебя так? За Христа! Но народ верил, что наступит время и страна вновь вернётся к своим историческим и духовным ценностям. Вернёт своё влияние в духовном мире. Начиная с конца 90-х годов XX века в России начали восстанавливать разрушенные церкви, храмы, соборы, строить новые. Одним из первых был построен храм «Христа Спасителя» в Москве.

Храм «Христа Спасителя» (Москва)

Храм «Преображения» (Сургут) В 90-х годах в Сургуте был построен главный и самый красивый храм города «Преображения», который стал достопримечательностью города.

На территории храма «Преображения» построено здание Православной Классической гимназии.

«Часовня» (ИКЦ «Старый Сургут») На территории историко - культурного центра «Старый Сургут», наряду с построенными, в старом стиле, деревянными зданиями, построена Часовня, из дерева. Соответствующая всем канонам.

«Познать самого себя – это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви – это уже много. Если же человек поймёт, что второе имеет отношение к первому и что духовный опыт Церкви – это не только сокровищница прошедших столетий, но, прежде всего, рука, протянутая не из прошлого, а из вечности к нему самому, значит, свершилось чудо: Христос тихо постучался ещё в одну душу». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Источники информации: 1. Ключевский В.О. «Древнерусские жития святых как исторрический источник». М., Наука, 1989г. 2. «В православном храме» Е.Щеголева, М., «ОЛМА – ПРЕСС, Медия групп», 2006 г. 3. «История Отечества 6-7» А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков, М., «Просвещение» 1999 г. 4. Монастыри Русской православной церкви. Справочник –путеводитель. М., Изд. Московской патриархии, 2001г. 5. Низовский А.Ю. «Самые знаменитые монастыри и храмы России». М., Вече, 2000г. 6. «Резьба по дереву» А.Ф.Афанасьев, М., «Культура и традиции» 1999г. 7. «Художественная обработка дерева» В.Л.Бородулин, М., «Легпроиздат» 1986 г. 8. «Домовая резьба» В.Г.Буриков, В.Н.Власов, М., «Домоводство для всех» 1992 г. 9. «Художественная обработка дерева» А.Н.Виноградов, В.А.Савченкова, Р-на – Д., «Феникс», 2004 г. 10. «Резьба по дереву» С.В.Дементьев, М., «И.Д.МСП», 2000 г. 11. «Домашний умелец» И.И.Дубровин, М.«ЭКСМО – ПРЕСС»2001г. 12. «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Ильяев, М., «Лукоморье», 1996 г. 13. «Уроки резьбы по дереву» М.Ильяев, М., «Лукоморье», 2002 г. 14. «Изготовление художественных изделий из древесины» Т.А.Матвеева, М., «Высшая школа», 1992 г. 15. «Резьба по дереву» В.В.Новиков, М.«Лабиринт – Пресс», 2002 г. 16. «Резьба. Мозаика. Гравирование» Н.Л.Подгорный, Р.-на-Д., «Феникс», 2000г. 17. «Резьба по дереву» А.Ю.Семенцов, Минск, «Современное слово, 2003 г. 18. «Искусство плотника» Ю.В.Соколов, М., «Экология», 1997 г. 19. «Домовая резьба» В.И.Рыженко, А.А.Теличко, М., «РИПОЛ КЛАССИК», 2004 г. 20. « Художественные работы по дереву» А.С.Хворостов, Д.А.Хворостов, М. «ГИЦ ВЛАДОС», 2002 г.