(Технология М.М.Поташника) Урок ХХI века Шатохина Алёна Александровна учитель начальных классов, магистр педагогики М е т о д и ч е с к и й п р о е к т.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

Требования к целям урока. Цели должны быть реалистичны. Цели должны быть ранжируемы, то есть должны делиться на задачи (шаги). Цели должны быть диагностируемы,
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Учебное занятие английского языка, обеспечивающее современное качество образования
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Веселова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Тема Цель Задачи Средства обучения Методы обучения Тип учебного занятия.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Мотивация и стимуляция учащихся в процессе обучения.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА ПО ФГОС И ТРАДИЦИОННОГО УРОКА Подготовила: Ковалева Л.А МБОУ «Голубинская СОШ»
Транксрипт:

(Технология М.М.Поташника) Урок ХХI века Шатохина Алёна Александровна учитель начальных классов, магистр педагогики М е т о д и ч е с к и й п р о е к т

Урок - клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. М.И. Скаткин

Признаки современного урока Личностно-ориентированный подход к развитию каждого ученика Акцент на самоорганизацию деятельности ученика Ориентация на формирование компетентностей Совместная деятельность ученика и учителя = сотрудничество, партнёрство Индивидуализация и дифференциация обучения Современный урок – урок, в котором организация субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования, на формирование ключевых компетенций, позволяющих адаптироваться в окружающей жизни (Ю.А.Конаржевский)

- определена в конечном результате; - соизмерима, т.е. можно проверить на разных уровнях усвоения; - реальной и соответвующей возможностям ученика и учителя; - побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности; - мотивирующей на достижение результата. Какой должна быть цель урока? Конечным результатом должны быть: 1. Приобретенные или развитые знания, умения, навыки (обучение). 2. Новообразования в личности: коррекция и усиление ведущей возрастной деятельности, развитие или коррекция индивидуальных особенностей (развитие). 3. Коррекция воспитательной среды субъектов деятельности (У. и у.). 4. Компетенции (коммуникативная - умение строить аргументацию, вести дискуссию, сотрудничать в ходе коллективной деятельности, грамотно изъясняться; информационная - овладение методами поиска, структурирования, свертывания и предъявления информации в различных формах; исследовательская - владение методами научного познания: наблюдение, измерение, анализ, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, определять закономерности, проводить экспериментальную проверку).

Конструирование образовательных целей, приемы их реализации и проверки уровня достижений Образовательная цель (познавательный аспект) Приемы достижения целиВопросы для проверки уровня достижения цели Способствовать запоминанию основной терминологии 1. Пояснение названий 2. Перечень основных предметов и явлений с указанием их названия 1. Как называются…? 2. Перечислить основные названия…. 3. Задания тестового характера Способствовать осознанию основного фактического материала 1. Объяснение нового учебного материала. 2. Пересказ учебного материала. 3. Репродуктивная беседа 4. Чтение и анализ статьи. 5. Ответы на репродуктивные вопросы учащихся класса. 1.Пересказать основное содержание… 2. Перечислить факты, подтверждающие… 3.Где находятся….? 4. Как произошли…? 5. Каковы основные характеристики….? Способствовать формированию представления о… 1. Яркий, эмоциональный рассказ учителя. 2. Демонстрация иллюстраций и других средств наглядности 3. Сочетание рассказа учителя и наглядности, подтверждающее основную информацию. 1. Рассказать о…. 2. Описать внешние признаки… 3. Какие черты характеризуют…? Создать условия для выявления причинно- следственных связей… 1. Проблемное изложение учебного материала. 2. Беседа с использованием специальных вопросов. 3. Решение познавательных задач. 1. Почему…? 2.Что произойдет, если…? 3.Каковы причины…? 4.Каковы последствия…?

1.Орг. момент (инициализация)-создание продуктивных условий для взаимодействия учеников и учителя 2.Целеполагание, мотивация – обеспечение условий для удовлетворения желаний участников УВП работать, формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации. 3.Актуализация опорных знаний и способов деятельности 4.Формирование новых знаний и способов деятельности 5.Применение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей 6.Контроль и коррекция 7.Рефлексия - определение уровня достижения цели, меры участия в процессе, самооценка работы. Дидактическая структура урока

Типы уроков, их дидактическая цель и структура (М.Поташник) Тип урокаДидактическая цельСтруктура Изучение и закрепление нового материала Создавать условия для освоения и осмысления блока новой учебной информации Орг.момент Целеполагание и мотивация Актуализация Первичное усвоение нового материала Осознание и осмысление новой информации Первичное закрепление учебного материала Информация о домашнем задании Рефлексия Комплексного применения знаний и умений Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой ситуациях Орг.момент Целеполагание и мотивация Актуализация Применение знаний (упражнения): - в знакомой ситуации (типовые); - в измененной ситуации (конструктивные); - в новой ситуации (проблемные). Информация о домашнем задании Рефлексия КомбинированныйСоздать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Орг.момент Целеполагание и мотивация Актуализация Первичное усвоение нового материала. Осознание и осмысление нового материала. Систематизация знаний и умений. Применение знаний и умений. Проверка усвоения знаний и умений. Информация о домашнем задании Рефлексия

Тип урокаДидактическая цельСтруктура Обобщения и систематизации знаний и умений Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Орг.момент Целеполагание и мотивация Актуализация Систематизация и обобщение знаний и умений. Применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях. Проверка уровня обученности. Информация о домашнем задании Рефлексия Актуализации знаний и умений Создать условия для воспроизведения в памяти учеников системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность Орг.момент Целеполагание и мотивация Актуализация знаний и умений: - с целью подготовки к контрольному уроку; - с целью подготовки к изучению нового материала; Информация о домашнем задании Рефлексия Контроля и коррекции знаний Создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся Орг.момент Целеполагание и мотивация Актуализация Проверка усвоения знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся. Информация о домашнем задании Рефлексия

Главная отличительная черта современного урока - выполнение школьниками самостоятельной (творческой, исследовательской) работы. При этом развивающая цель урока трансформируется в цель творческого задания для самостоятельной работы М.Поташник О самостоятельной работе … Типы самостоятельной работы Тип работыЦель и содержаниеРезультат ВоспроизводящаяЗапоминание способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений), формирование умений и навыков, их прочное закрепление. Простое воспроизведение по образцу. Формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика ЭвристическаяФормирование умения и навыка поиска ответа за пределами известного образца. Поиск новых решений, обобщение и систематизация знаний, перенос их в нестандартные ситуации. Формируется творческая личность ученика. Формируются гибкость, мобильность мышления. Вырабатываются умения и навыки, потребность в самообразовании. ТворческаяПолучение принципиально новых знаний, закрепление навыков самостоятельного поиска знаний и путей решения задач. Разработка собственных исследовательских работ и проектов. Формирование мышления творческой личности, развитие умственной деятельности, подготовка к будущей научной деятельности.

Моделирование проекта урока I часть – дидактическое обоснование ( общая характеристика) – отражает информацию о целях урока и средствах достижения цели. II часть – структура урока - отражает ход учебного занятия, последовательность изучения содержания, логику и приемы взаимодействия учителя и учащихся. III часть – самоанализ урока.

Необычность в требованиях к уроку У урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза) «Изюминка» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход.

Каждый урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в то же урок – это завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами, поэтому и один урок - будь то открытый, конкурсный или обычный рабочий урок - позволяет сделать вывод о стиле работы учителя, позволяет увидеть его методический почерк. Ведь учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, изучая и заимствуя опыт коллег. М.М.Поташник (Основные положения лекции Из лекций М.М.Поташника "Урок 21 века" )

Литература М.М.Поташник, М.В.Левит. Как подготовить и провести открытый урок.- М.:Педагогическое общество России, 2006 М.М.Поташник "Требования к современному уроку". - М.:Педагогическое общество России, 2003