Выполнил: Уваров Н.В. Преподаватель: Матвеева Е.В. 2009 ГОД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Письменность Месопотамии Подготовила: Спиридонова Алиса ученица 11Б класса МОУ СОШ 2. Учитель: Р.Х. Хафизова 2009 год Г.Радужный 2009.
Advertisements

Тема 3: Первые цивилизации. Месопотамия 1.Понятие «цивилизация». Особенности цивилизаций Древнего Востока 2.Месопотамия (Междуречье) как географическое.
ДВОРЦЫ И ХРАМЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ. Междуречье или Месопотамия- долина между Тигром и Евфратом.
Древняя Месопотамия Рузыбаев Егор Университет Низами.
Кроссворд к теме «Древнее Двуречье».. По горизонтали. 1.Река. 2.Государство, возвысившееся в 24 в. до н.э. 3.Письменность. 4.Город, процветание которого.
Вас приветствует экскурсовод Симцова Мария. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с.
История археологических открытий древней Месопотамии Презентация подготовлена ученицами 10 А Светской Анастасией, Ворониной Анастасией, Афанасьевой Юлией.
КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ. Цели урока: Углубление понятия «древние цивилизации» и обозначение их роли в системе современных ценностей;
ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ. План урока. 1. Страна 2-х рек. 2. Города из глиняных кирпичей 3. Башни от земли до неба. 4. Письмена на глиняных табличках.
Культура Шумера История Древнего мира – 5 класс. Возникновение письменности Пиктография – древнейшее письмо с помощью рисунков.
Древнейшие цивилизации Шумер Аккад Вавилония Ассирия Египет Индия Китай.
Изобретение клинописи Изобретение клинописи Выполнила ученица 5 «А» класса МОУ СОШ 3 Кондрашова Анастасия.
Доброе утро!. Проверка знаний Покажите на карте территорию Междуречья. Покажите на карте территорию Междуречья. Чем занимались жители Междуречья? Чем.
Биография Хаммурапи царь Вавилона, правил приблизительно в годах до н. э., из I Вавилонской ( аморейской) династии.
Искусство древней Передней Азии Искусство Шумера и Аккада.
Древняя Месопотамия. Месопотамия Двуречье, Междуречье, природная область в Западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат.
Письменность Древнего Востока.. Египетский язык, один из самых древних языков человечества, возник на рубеже IV – III тыс. до н. э. и в измененном виде.
Литература и письменность Древнего Двуречья. Цели урока: Усвоение представлений о способах письма в Древней Месопотамии; первой в мире библиотекой; Усвоение.
21 43 Городами-государствами древнего Шумера были 1) Фивы и Мемфис 2) Ур и Урук 3) Кадеш и Алеппо 4) Иерусалим и Вифлеем
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ. БИБЛИОТЕКА В НИНЕВИИ Крупнейшее собрание клинописных табличек – библиотека 7 в.д.н.э. в Ниневии Библиотека.
Транксрипт:

Выполнил: Уваров Н.В. Преподаватель: Матвеева Е.В ГОД

ИСТОРЯ Находка глиняных табличек Открытие табличек относится к той героической эпохе великих археологических открытий, которой является XIX век. В 1839 г. молодой англичанин, Остин Генри Лэйард отправился в сухопутное путешествие на Цейлон. Однако, в Месопотамии он задержался на раскопках ассирийских курганов. Эта "задержка" затянулась на долгие годы; в это время были раскопаны древние города Ниневия и Нимрод. Благодаря именно этим раскопкам, Лэйард привез в Британский музей большую часть коллекции ассирийских скульптур, равно как и тысячи поломанных табличек из дворца в Ниневии. Когда Лэйард начинал раскопки в Ниневии, он надеялся найти хоть какие-нибудь надписи, но погребенная библиотека превзошла все его ожидания. Вообще говоря, ценность найденных табличек была полностью оценена лишь когда расшифровали клинообразное письмо. Когда Лэйард начинал раскопки в Ниневии, он надеялся найти хоть какие-нибудь надписи, но погребенная библиотека превзошла все его ожидания. Вообще говоря, ценность найденных табличек была полностью оценена лишь когда расшифровали клинообразное письмо. Некоторые таблички навсегда были потеряны; однако, более 25 тысяч табличек в целости и сохранности были довезены до Британского музея в Лондоне. Расшифровку начал английский разведчик в Багдаде, Генри Роулинсон. На пути в Багдад Роулинсон, тогда армейский офицер и служащий Компании Восточной Индии, обнаружил то, что стало главным ключом к расшифровке клинообразного письма, - Бехистунскую надпись, начертанную на скале близ Керманшаха, в Персии. Эта надпись была составлена на старо-персидском, эламитском и вавилонском языках. Работа, начатая Роулинсом в Багдаде, была продолжена им в Лондоне, куда он вернулся в 1855 году. Некоторые таблички навсегда были потеряны; однако, более 25 тысяч табличек в целости и сохранности были довезены до Британского музея в Лондоне. Расшифровку начал английский разведчик в Багдаде, Генри Роулинсон. На пути в Багдад Роулинсон, тогда армейский офицер и служащий Компании Восточной Индии, обнаружил то, что стало главным ключом к расшифровке клинообразного письма, - Бехистунскую надпись, начертанную на скале близ Керманшаха, в Персии. Эта надпись была составлена на старо-персидском, эламитском и вавилонском языках. Работа, начатая Роулинсом в Багдаде, была продолжена им в Лондоне, куда он вернулся в 1855 году.

Деталь Бехистунской надписи Бехистунская Бехистунская надпиь надпиь Скульптура Гильгамеша Скульптура Гильгамеша со львом со львом

К этому времени археология накопила много опыта в ведении раскопок, но эта экспедиция проявила глупое легкомыслие: первый сезон работ в Ниппуре в начался, когда Питерс и его группа прискакала бешеным галопом через заросли тростника на место раскопок, а закончился, когда эта же экспедиция покидала курган, а на месте разрушенного лагеря исполняли боевую пляску враждебно настроенные арабы. Тем не менее, уже в следующем году работы были продолжены, и около 40 тысяч табличек были найдены и распределены между музеями в Филадельфии и Стамбуле. Среди этих табличек были несколько, содержащих древнейшие версии цикла о Гильгамеше на шумерском языке. Большинство древних текстов - коммерческого и административного характера, не представляющего особого интереса широкой публике. Тем важнее результаты раскопок в Ниппуре, Ниневии и других центрах ранней цивилизации Месопотамии, т.к. они открыли нам интереснейшие литературные памятники. Большинство древних текстов - коммерческого и административного характера, не представляющего особого интереса широкой публике. Тем важнее результаты раскопок в Ниппуре, Ниневии и других центрах ранней цивилизации Месопотамии, т.к. они открыли нам интереснейшие литературные памятники. "Эпос о Гильгамеше" должен был быть довольно известным во втором тысячелетии до н.э., т.к. одна версия поэмы, на аккадском языке, была найдена в архивах столицы хеттской империи, Богазкей (в Анатолии). Она была также переведена на хеттский язык. В южной Турции отрывки были найдены в Султантепе. Маленький, но важный фрагмент из Мегиддо, в Палестине, указывает на существование ханаанской версии эпоса, а также на возможность того, что библейские авторы были знакомы с "Эпосом о Гильгамеше". "Эпос о Гильгамеше" должен был быть довольно известным во втором тысячелетии до н.э., т.к. одна версия поэмы, на аккадском языке, была найдена в архивах столицы хеттской империи, Богазкей (в Анатолии). Она была также переведена на хеттский язык. В южной Турции отрывки были найдены в Султантепе. Маленький, но важный фрагмент из Мегиддо, в Палестине, указывает на существование ханаанской версии эпоса, а также на возможность того, что библейские авторы были знакомы с "Эпосом о Гильгамеше".

Шумер. На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части Междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно тыс. человек. На крайнем юго- западе Месопотамии находился город Эриду, близ него - город Ур, имевший огромное значение в политической истории шумеров. На берегу Евфрата, к северу от Ура, находился город Ларса, а к востоку от него, на берегу Тигра, - Лагаш. Большую роль в объединении страны сыграл город Урук, возникший на Евфрате. В центре Месопотамии на Евфрате находился Ниппур, являвшийся главным святилищем всего Шумера.

Украшение с орнаментом в форме листьев. XXVI в. до н. э., Ранний династический период, Шумер Победная стела Нарам-Сина Победная стела Нарам-Сина (Нарам-Суэна). (Нарам-Суэна). XXIII в. до н. э.; красный песчанник; найдена в Сузах XXIII в. до н. э.; красный песчанник; найдена в Сузах Статуя сидящего Гудея. XXII в. до н. э., Шумер Печать и современный оттиск - сцена охоты гг. до н. э.; поздний аккадский период.

Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура. Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу Евфрата, там, где эта река и Тигр наиболее близко подходят друг к другу. Около 2334 г. до н. э. царём Аккада стал Саргон Древний. Он был основателем династии: начиная с него самого, пять царей, сын сменяя отца, правили страной в течение 150 лет. Вероятно, имя Саргон было принято им лишь после восшествия на престол, так как оно значит "истинный царь" (по- аккадски Шаррукен). Личность этого правителя ещё при жизни была окутана множеством легенд. Он говорил о себе: "Мать моя была бедна, отца я не знал… Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке". Лугальзагеси, который установил свою власть почти во всех шумерских городах, вступил в долгую борьбу с Саргоном. После нескольких неудач последнему удалось одержать решительную победу над своим противником. После этого Саргон совершил успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседней страны Элама. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 человек, которые, по его словам, ежедневно обедали у него за столом. Это было хорошо обученное профессиональное войско, всё благополучие которого зависело от царя.

Сын Урнамму Шульги ( гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульги издал законы, свидетельствующие о разработанной судебной системе. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. При этом, в отличие от более поздних Законов Хаммурапи, Шульги не руководствовался принципом "око за око, зуб за зуб", а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных правовых актов. Сын Урнамму Шульги ( гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульги издал законы, свидетельствующие о разработанной судебной системе. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. При этом, в отличие от более поздних Законов Хаммурапи, Шульги не руководствовался принципом "око за око, зуб за зуб", а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных правовых актов. При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы остановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяжённости. Однако и внутренне положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. до н. э. власть III династии была свергнута, последний представитель её Ибби-Суэн уведён в плен в Элам. Храмы Ура подверглись разграблению, а в самом городе оставлен эламский гарнизон. При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы остановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяжённости. Однако и внутренне положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. до н. э. власть III династии была свергнута, последний представитель её Ибби-Суэн уведён в плен в Элам. Храмы Ура подверглись разграблению, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.

Вавилония во II тысячелетии до н. э. Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского происхождения. Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла. Кроме вавилонского в это время существовали и другие государства. В Аккаде амореи образовали царство со столицей в Иссине, который был расположен в средней части Вавилонии, а на юге страны было государство со столицей в Ларсе, на северо-востоке Месопотамии, в долине реки Диялы, - с центром в Эшнунне.

Голова мужчины. XXI-XVIIв до н. э., Вавилон. Подвешиваемая бусина ожерелья. XVII-XVIв. до н. э., Вавилон. Глиняная табличка с клинописью

Ко второй половине XX в. до н. э. относятся законы царя Липит-Иштара, в которых, в частности, регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег раба от хозяина и за укрывательство беглого раба. Оговаривалось, что, если рабыня вступала в брак со свободным, она и её дети от такого брака становились свободными. Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением. Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3.

Базальтовый столб, на котором высечены Законы Хаммурапи. XVIII в. до н. э.; Вавилон

Гибель Ассирии и Нововавилонская держава. В последние годы правления Ашшурбанапала начался распад Ассирийской державы, отдельные центры её стали соперничать друг с другом. В 629 г. до н. э. Ашшурбанапал умер, и царём стал Синшар-ишкун. Через три года в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества. Во главе его стоял халдейский вождь Набопаласар. В своих более поздних надписях он подчёркивал, что прежде был "маленьким человеком, неизвестным народу". Вначале Набопаласар смог установить свою власть лишь на севере Вавилонии. Восстановив традиционный союз халдейских племён с Эламом, Набопаласар осадил Ниппур. Однако в городе были сильны проассирийские настроения, и взять его не удалось. В октябре 626 г. до н. э. ассирийцы нанесли поражение войску Набопаласара и прорвали осаду Ниппура. Но к этому времени Вавилон перешёл на сторону Набопаласара, и уже 25 ноября последний торжественно воцарился в нём, основав новую, халдейскую (или нововавилонскую) династию. Однако предстояла ещё долгая и ожесточённая борьба с ассирийцами. Лишь через десять лет вавилонянам удалось захватить Урук, а в следующем году пал и Ниппур, который ценой больших лишений и страданий так долго сохранял верность ассирийскому царю. Теперь вся территория Вавилонии была очищена от ассирийцев. В том же году войско Набопаласара осадило Ашшур, столицу Ассирии. Однако осада была безуспешной, и вавилоняне отступили, неся большие потери. Но вскоре на Ассирию обрушился сокрушительный удар с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы окружили крупнейший ассирийский город Ниневию. Когда им не удалось взять его, они осадили и захватили Ашшур и истребили его жителей. Набопаласар, верный традиционной политике своих халдейских предков, явился с войском, когда битва уже закончилась, и Ашшур был превращён в руины. Мидийцы и вавилоняне заключили между собой союз, закрепив его династийным браком между Навуходоносором, сыном Набопаласара, и Амитидой, дочерью мидийского царя Киаксара.

Изразцы - лев; декор улицы, ведущей к воротам Иштар. Начало VI в. до н. э., правление Навуходоносора II, Вавилон

КУЛЬТУРА. Письменность (клинопись). Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и

Табличка с доклинописным текстом. Глина. Южная Месопотамия. Конец IV - III тыс., Урук. Табличка с описанием 8-ой военной кампании Саргона II. Обожжённая глина. Ашшур. 714 г. до. н. э., Ассирия.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, её с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500 г. до н. э. жители Угарита на её основе создают свою упрощённую слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно, также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись заимствуют урарты; персы также создают своё парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое. Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик переднеазиатского региона в древности. Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов гг. до н. э. - время наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские и аккадские ритуальные, "научные" и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всём ареале клинописи.

РЕЛИГИЯ. Пантеон Богов. В Двуречье было множество богов, которые по представлениям народов Междуречья олицетворяли великие силы природы и царили над миром. Каждый город Передней Азии выделял из множества богов своего главного владыку. У шумеров и аккадцев это был Энлиль, у вавилонян - Мардук, у ассирийцев - Ашшур. В Вавилоне культ Мардука слился с культом Энлиля (Бела) и Бел-Мардук стал главой вавилонского пантеона, состоявшего из семёрки богов. По представлениям народов Междуречья боги и богини правили миром, но иногда и над богами была грозная и неумолимая сила судьбы и рока, которая воплощалась в облике фантастических существ: Шеду - крылатые быки с человеческими головами; Ламашту - львиноголовая женщина-демон; Мушхуш или Сируш - "огненно-красный" дракон бога Мардука; Анзуд - орёл с львиной головой. Божественная птица Анзуд выступала посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы, который воплощал извечную борьбу жизни и смерти.

Семитская эпоха - Возвышение Вавилона. Мардук. Первоначальные шумерийские образы богов очень трудно очистить от последующих семитических наслоений. В семитскую эпоху (с середины третьего тысячелетия до н. э.) древнешумерские божества были сохранены в значительной мере под своими прежними именами. Но появился и ряд новых богов с семитическими именами. Иногда эти семитические имена давались старым шумерийским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени. Так, богиню Иннину стали называть Иштар (у аккадийцев - Эштар, у ассирийцев - Истар, у западных семитов - Аштарт, Астарта); бог Ларсы Уту, связанный с солнцем, получил название просто Шамаш - солнце (у евреев - Шемеш, у арабов - Шамс, у аморреев и ассирийцев - Самсу, Самас); некоторые из семитических народов (финикийцы, южные арабы) олицетворяли это солнечное божество в женском образе. Бога Нингирсу переименовали в Нинурту (прежде читали "Ниниб"). По своему происхождению эти и другие божества семитического пантеона были всё же покровителями отдельных общин: Наннар - он же древний Син - покровитель города Ура; Нинурта (Ниниб, прежний Нингирсу) - Лагаша; Набу - города Борсиппы; Нергал (подземное божество смерти) вначале был местным патроном города Куту. Со времени возвышения города Вавилона, с начала второго тысячелетия до н. э., выдвигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. Существует-де вообще только один бог Мардук, все другие боги - это лишь разные его проявления: Нинурта - Мардук силы, Нергал - Мардук битвы, Энлиль - Мардук власти и т. д. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибирали к рукам всё Двуречье и становились самыми могущественными повелителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

Шумерийская эпоха - Древнейшие общинные культы. Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими, и развитие это протекало в значительной степени параллельно. Поэтому, хотя прямые исторические связи между Египтом и Двуречьем были слабы, по крайней мере в раннюю эпоху, тем не менее формы религии в обеих странах имели очень много общего; конечно, были у них и существенные различия. Источниками изучения религий древнего Двуречья служат чрезвычайно многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов, и найденные там же богатейшие вещественные памятники, в том числе изображения богов, духов и пр. Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к четвёртому тысячелетию до н. э. Она принадлежала шумерам - древнейшему досемитическому населению Месопотамии, этническая принадлежность которого остаётся ещё не совсем ясной. Древние шумерийские общины - самостоятельные мелкие посёлки, окружённые земледельческими районами, - представляли собой первичные территориальные объединения, имевшие каждый свой общинный культ. У каждой общины - вначале, возможно, родо- племенной - был свой местный бог-покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице князя общины - патеси (энси). Этот патеси был одновременно и вождём, и жрецом.

Авраам. Мардук. Шамаш. Иштар.