Произведения исскуства в русской истории: Иконы.
В чем смысл творений русских живописцев? Искусство отражает историю или формирует ее?
Работа выполнена ученицей 11класса Белоярской СОШ Жарниковой Ксенией. Руководитель проекта: – преподаватель истории Федотова Людмила Ивановна.
Причин, побудивших меня взять эту тему для работы над презентацией было несколько. Во-первых,тема чрезвычайно интересна с исследо- вательской точки зрения. Не могу сказать, что являюсь самозабвенным исследователем, но вопрос о русском исскустве и его влиянии на историю должен затрагивать каждого гражданина нашей страны. Вторая причина- получение дополнительной информации, которая никогда не бывает лишней.
Богоматерь Владимировская.12 век Автор не известен. Около 1131года икона была доставлена из Константинополя в Киев и помещена в женский Вышгородский монастырь под Киевом. В 1155г. Князь Андрей Боголюбский уехал в Ростово-Суздальскую землю, забрав с собой икону. С чудодейственной силой иконы связаны избавления от нашествий Тамерлана(1395 г.), самаркандского эмира Эдигея (1408 г.),крымского хана Мухаммед-Гирея (1521 г.).
Дмитрий Иванович. 17 – начало 18 века. Сын Ивана Ī V,погибший при невыясненных обстоятельствах. По версии Нагих – убийца был подослан Борисом Годуновым, чтобы устранить возможного наследника престола. Позднее эту версию поддержал ставший в 1606 г. царем боярин в. И. Шуйский. Широкая известность в народе имени царевича, убежденность многих людей в его чудесном спасении привела к появлению ряда самозванцев, выступающих под его именем. Царь В. Шуйский предпринял энергичные меры по доказательству истиной гибели царевича, дабы утвердить образ невинно убиенного мученика. Со временем в сознании людей утвердился образ Дмитрия Угличского как заступника русской земли и чудотворца.
Икона св. Георгия Победоносца. 15- начало 16 века. Почитание святого на Руси началось с принятием христианства. Многое для утверждения культа Георгия сделал Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь св. Георгия Ярослав основал город Юрьев, георгиевский монастырь в Киеве, Юрьев храм близ Новгорода. В древней Руси Георгия почитали как покровителя земледелия и скотоводства, поскольку само имя Георгий переводе с греческого означает «возделывающий землю». Особо популярен был сюжет победы Георгия над чудовищем-змием. С днем его памяти – 23 апреля – на Руси издревле связывали с началом полевых работ. Таким образом победа св. Георгия над змием являлась символом победы живых весенних сил над мертвыми силами зимы.
Казанская икона Божьей матери. Путеводительница. По церковному преданию, была обретена в 1579 г. в Казани и помещена будущим патриархом Гермогеном в Казанский Благовещенский собор. В 1612 г. список с иконы находился во Втором ополчении, освободившем Москву от интервентов. Победа, одержанная в решающем сражении, была расценена как чудо. Новый всплеск чудотворений от образа приходится на годы Северной войны, тогда же происходит переосмысление образа как святыни, оберегающей Русскую землю от нашествия иноземцев. В 1709 г. Накануне Полтавской битвы перед иконой молился царь Петр Ī. В 1710 г. икона была перенесена на Хранение в Санкт-Петербург. В 1812 г. перед ней стоял М.И. Кутузов. Сейчас икона находится в Богоявленском соборе в Москве.
Донская икона Божией матери По церковному преданию икона в 1380 г. была доставлена князю Дмитрию Ивановичу Донскому на Куликово поле. Исторические исследования показывают, что икона была создана позднее, вероятнее всего, в 1392 г. По заказу вдовы Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Большинство современных исследователей склонны считать автором иконы Феофана Грека. В 1552 г.,после успешного взятия Казани и присоединения Астрахани икона стала прославляться как чудотворная. В 1563 г. во время ливонской войны икона сопровождала войско Ивана Грозного в походе на Половск. В 17 веке икона не раз сопровождала войско, ходившее на крымских татар. Сейчас подлинник находится в Третьяковской галерее в Москве.
Борис и Глеб. 14 век. Автор неизвестен. Борис и его младший брат Глеб были канонизированы Русской православной церковью и стали первыми русскими святыми, официально признанными в Византии. Сюжет об убиении братьев стал любимой темой древнерусских книжников. Братья почитались как заступники Русской земли. В вв. их культ имел важное государственно-политическое значение и использовался для обоснования Идеи о необходимости блюсти родовое единство Рюриковичей и уважать старшинство.
В данной презентации использованы материалы : «История России вв.» Москва, издательство ОЛМА-ПРЕСС Образование.2004 г. Серия «Мировая история». Дополнительную информацию можно получить на сайте: На этом сайте, посвященному всему, что связано с иконой, произведения православного искусства рассматривается с различных точек зрения, что, несомненно, привлечет посетителей с самыми разносторонними интересами.