«Формирование филологической концепции текста произведения как особой сегменто- скважинной структуры (на основании общих принципов квантовости-прерывности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формирование филологической концепции текста произведения как особой сегменто- скважинной структуры (на основании общих принципов квантовости-прерывности.
Advertisements

Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Научно - технический отчет о выполнении 3 этапа Государственого контракта П 383 от 7 мая 2010 г. « Поисковое исследование творческой деятельности и миропонимания.
Презентация по теме магистерской работы: «Образование и лексико- семантические особенности русских и украинских псевдонимов XIX – XX веков» подготовила.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
РЕКОМЕНДАЦИИ к разработке индивидуальной программы ОЭР педагогом - экспериментатором на гг.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Презентация кандидатской диссертации Позняковой Ольги Леонидовны Проект «всемирно-гражданского общества» Иммануила Канта и его значение для обоснования.
Лекция 3 Методология научных исследований План Понятия, сущность методологии Структура и принципы методологического аппарата.
Белорусский Государственный Университет ГУО «Центр проблем развития образования» Ольшевская Мария Владимировна Коммуникативно-когнитивный подход к обучению.
Проектная работа по русскому языку. ФГОС ( старшая ступень ) Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
Достоверность трактовки исторических фактов и научной обоснованности выводов и оценок : проблемно - поисковое научное исследование ( на примере материалов.
Обучение англофонов деривационным значениям однокоренных слов русского языка на основе использования корпусных технологий Диссертация на соискание степени.
Транксрипт:

«Формирование филологической концепции текста произведения как особой сегменто- скважинной структуры (на основании общих принципов квантовости-прерывности и непрерывности текста)» Презентация отчета по исполнению Государственного контракта П1307 от «Формирование научно-методической концепции текста как дискретно-скважинной организации содержания (смысла) и материального воплощения (графики/фонетики) произведения » на III этапе Руководитель проекта Е.И. Диброва

Предмет Государственного контракта поисковые научно-исследовательские работы по направлению «Филологические науки и искусствоведение», по мероприятию «1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук»», мероприятия «1.2 Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук», направления 1 «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.», федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на годы», по проблеме: «Формирование филологической концепции текста произведения как особой сегменто-скважинной структуры (на основании общих принципов квантовости-прерывности и непрерывности текста)»

Результаты выполненных поисковых научно-исследовательских работ: Аналитический отчет о проведении теоретических и экспериментальных исследований. Отчет по обобщению и оценке результатов исследований, включающий в себя: - модели, методы, программы, позволяющие увеличить объем знаний для более глубокого понимания при филологическом анализе текста; - разработку рекомендаций по использованию результатов НИР при создании научно-образовательных курсов.

Научная значимость проблемы исследования заключается в создании теоретико-методической концепции и аналитико-практической базы для разработки целевых программ, инновационных технологий и механизмов изучения текста как с использованием традиционных проверенных подходов, обусловленных историей, лингвистикой и филологией, так и позитивных, новаторских решений в области изучения текста, опирающихся на современный российский и зарубежный опыт. Данный аспект позволит планировать как краткосрочные мероприятия-проекты (статьи, доклады, сообщения и др.), так и долгосрочные проблемы реализации (монографии, диссертации и др.) изучения текста в квантово-филологической интерпретации.

Актуальность реализации данного проекта Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что тенденции современного филологического знания в конце XX начала XXI века сводятся к стяжению не только гуманитарных наук, но и, что важно в первую очередь для данного проекта, к сближению гуманитарных и точных наук, в частности физики и математики. Традиционное лингвистическое осмысление текста определялось связностью и целостностью, т.е объединением по содержанию разных по объему фрагментов текста (абзацев, глав, частей, томов и др. произведения; целостность объяснялась как последовательность внутреннего осмысления содержания. Однако в работах русских и зарубежных ученых (Налимов В.В., Медведев В.В., Ширков Д.В., Stapp H.P. и др.) были сделаны попытки создания вероятностной модели языка и квантово-механического объяснения функционирования мозга.

Существующие проблемы в области проекта: Отсутствие взаимодействия между теоретической составляющей в филологии и физике и практических подходов к реализации общих глубинных связей речевого мышления; Традиционность научно-методологической базы анализа текста, ее традиционное лингвистическое осмысление; Отсутствие интереса к роли точных наук в изучении текста у лингвистов-исследователей; Замкнутость изучения текста в лингвистической сфере рассмотрения вопреки расширяющемуся филологическому исследованию текста как совокупности языка, литературы, философии, истории и др.; Квантово-проблемный охват важности текста, не получающий своего рассмотрения, сдерживает творческую энергию молодого поколения исследователей и не позволяет выявить новые явления.

Основной результат III этапа В рамках выполнения работ по третьему этапу Государственного контракта были выполнены следующие работы: – разработаны материалы теоретических и экспериментальных исследований, раскрывающие содержание работ по решению поставленных научно-исследовательских задач с целью формирования научно-методической концепции текста как дискретно-скважинной организации содержания (смысла) и материального воплощения (графики/фонетики) произведения ; – подготовлен аналитический отчет о проведении теоретических и экспериментальных исследований с учетом обзора актуальных исследований российских и зарубежных авторов (216 пунктов ); – опубликованы статьи в журнале ВАК (2) и зарубежных изданиях (2).

Методическая составляющая проекта базируется на тенденциях современного знания: а) стяжении смежных гуманитарных наук – языка, литературы, философии, психологии, истории, социологии, этики, эстетики, религии и др.; б) сопряженности с естественными (биолого- психическими) науками – онтогенетикой, биоэнергетикой, (структурой и сферой деятельности), психологией, психолингвистикой, психомоторикой (душевным складом и сознательными действиями автора) и др.; в) сближения гуманитарных и точных наук – физики, математики, кибернетики и др.

Аналитическая составляющая проекта Проблемный анализ (выделение проблем, формирование проблемного поля, классификация проблем) – анализ проблем конкретной ситуации, причин их появления, условий для существования, возможных вариантов последствий. Системный анализ (рассмотрение системы, как некоторой системы, характеризующейся определенной структурой и функциями), включая дескриптивный анализ – создание новых функций на основании имеющихся образовательных структур, конструктивный анализ – создание структур, отвечающих за исполнение заданных функций. Праксеологический анализ (рассмотрение деятельностных процессов с точки зрения их оптимизации) - анализ путей оптимизации образовательной системы, алгоритмизация и моделирование деятельности. Прогностический анализ (формирование прогнозов относительно сценариев развития существующей ситуации), включая нормативный прогностический анализ, связанный с созданием будущего состояния системы и определением способов достижения этого состояния, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения трендов развития ситуации определяются возможные варианты будущего. Сравнительный исторический анализ – сопоставление лингвистических фактов и явлений в их конкретной исторической перспективе, поиск аналогий, уникальных механизмов развития ситуации.

Выбор обоснованного варианта направления исследований Оптимальный вариант лингвофилологического исследования текста определяется речевой природой коммуникации, какой является текст, и является ритмами человеческого сознания, характеризуясь расчлененностью содержания. Сближение гуманитарного осмысления текста в сопоставлении с гипотезой современной физики о дискретности пространства и квантового характера мира позволило соотнести человеческое сознание и ее продукт – текст. В таком понимании текст квантовен (порционен) и скваженен; прерывистость текста спонтанна, а смысловая скважность определяется ситуацией содержания текста.

Область практического применения Область практического применения полученных данных позволяет произвести новое структурно-содержательное членение текста на композиты, фрагменты и др., т.е. вычленение мега-, миди- и минитематики. Это позволит установить общую и частную рамочности текста произведения, определить новации в средствах связи скважин между композитами и фрагментами и описать в новом представлении общую структурно-содержательную конструкцию произведения. Данный аспект позволяет планировать как краткосрочные мероприятия-проекты (статьи, доклады, сообщения и др.), так и долгосрочные проблемы реализации (монографии, диссертации и др.) изучения текста в квантово-филологической интерпретации.

Результаты обзора Аналитический обзор показал, что теоретический анализ текста в настоящее время базируется в отечественной науке на установившихся методах (семиотический, лингвистический психолингвистический); в зарубежной науке базируется на таких методах, как дискурсивный, конструктуралистский, деконструктивистский. Системный анализ в русской филологии связан с лигвофилологическими категориями текста в аспекте хронотопа, точки зрения автора, категоризации текста, полевого устройства текста и др. Праксеологический анализ позволил дать истолкование текста со стороны автора и адресата, что отразило социофилологическую концепцию текста и его семиотическую модель.

АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Семиотическая модель текста. Психофилологический анализ смыслообразования и квантово-скважинная организация текста. Системно-функциональный аспект исследования текста. Квантово-лексикографическая интерпретация этноидиолектного концепта. Этнолингвистический концепт «степь» в квантовой интерпретации

Публикации результатов НИР Ковалева Н.А. Письмо как вид композита // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов-на-Дону, ЮФУ, С Бутрим З.И. Текстография М.А.Шолохова и А.П.Чехова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов- на-Дону, ЮФУ, С Диброва Е.И. Этнолингвистический концепт «степь» в квантовой интерпретации // МАПРЯЛ2010 (8 – 11 апреля 2010 г. Болгария, Велико-Тырново). Десятый Международный Симпозиум «Теоретические и методические проблемы русского языка как иностранного в традиционной и корпусной лингвистике» Материалы докладов и сообщений. Велико-Тырново, С Ковалева Н.А. Формирование социокультурной компетенции при изучении художественных текстов М.А.Шолохова // Материалы Конгресса МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве». Т.2. Шанхай, С

Заключение Аналитический обзор показал, что теоретический анализ текста в настоящее время базируется в отечественной науке на установившихся методах (семиотический, лингвистический психолингвистический); в зарубежной науке базируется на таких методах, как дискурсивный, конструктуралистский, деконструктивистский. Систематизация полученных результатов заключается в моделировании, параметризации, упорядочивании основных субъектов и объектов, системы филологического знания, подразделении их на типы и виды. Праксеологический анализ позволил дать истолкование текста со стороны автора и адресата, что отразило социофилологическую концепцию текста и его моделирование. Нормативность прогноза исследования имеет поисковый характер и тренды развития вариантов исследования. Сравнительный исторический анализ строится на основании отечественных исследований XIX-XX вв., которые приводят к рассмотрению текста от самостоятельного предложения к фрагменту текста – композиту, автономному, относительно самостоятельному (содержательно и структурно) (Е.И. Диброва).

Рекомендации по использованию результатов НИР Создание научно-образовательных курсов по следующим дисциплинам: «Филологический анализ текста», «Русская словесность», «Категории художественного текста», «Текстовая семантика», «Язык писателей». Написание курсовых, дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций. Введение в высшее и среднее образование инновационных методов, методик и практики изучения художественного текста, переводов художественных текстов и в создании словарей языка писателей.