Работу выполняли Нажаева Элина Лутцева Евгения Петрова Анна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Домовой – правда или выдумка? Выполнил: Ермакова Софья Игоревна ученица 3 г класса. Проверил: Фризен Алена Игоревна.
Advertisements

Жил-был один богатый купец и у него было ая жена Купец любил её больше всех. Он одевал её в красивые платья и украшал драгоценностями. Он заботился.
«Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).
Презентация "Святочные гадания"
Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под.
Русские привычки. Неспроста говорят: «Привычка – вторая натура». Многое она может рассказать о характере. Какие привычки свойственны нам, русским, и чего.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
Использование технологии исследовательской деятельности на основе метафорического мышления Отарова Роза Залкуфовна учитель русского языка и литературы.
Родственники его кликают, а он стоит и внимания не обращает, под ноги смотрит. Отец его спрашивает: Ты чего это встал и стоишь?. А Иванушка отвечает :Я.
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Сказка про букву л Подготовил: учитель начальных классов Тябокина С.В. Брянск 2015.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
« Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного и важнейшего!» Путь князя Болконского.
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Транксрипт:

Работу выполняли Нажаева Элина Лутцева Евгения Петрова Анна

С давних пор люди пытались с помощью магии найти ответы на все вопросы и разрешить терзающие их сомнения. Ведь во времена античности люди жили, окруженные со всех сторон стихией, которую не могли покорить. Они еще не имели возможности узнать, почему происходят те или иные явления. Не могли разобраться, где причина, а где следствие определенных закономерностей. Оставалось только гадать. И гадали они не только для удовольствия, гадание было своеобразным указателем жизненного маршрута…

В 1834 году Императорская Российская Академия опубликовала книгу врача Поликрапа Пузино «Взгляд на суеверие и предрассудки». Книга, обличающая суеверные приметы и поверья, появилась не случайно: вера в приметы, интерес к обрядам, гаданиям были распространены в среде дворянства пушкинской поры. Отрицательное отношения к суевериям, характерное для дворянского просветительства XVIII века, в начале следующего столетия сменилось их оправданием.

«Эпоха романтизма, поставив опрос о специфике народного сознания, усматривая в традиции вековой опыт и отражение национального склада мысли, реабилитировала народные «суеверия», увидев в них поэзию и выражение народной души» (комментарий Лотман Ю.М к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Вопрос взаимоотношения «истинной веры» и «суеверия» в первые десятилетия XIX века был весьма актуален. Вспомним характеристику Германа из «Пиковой дамы»: «..имея мало истинной веры…имел множество предрассудков».

Как известно, христианское духовенство осуждало веру в приметы, называя их орудиями демона. И тем не менее бытовое суеверие прекрасно уживалось с «набожностью». Мать Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» также «…была очень набожна и чувствительная, верила о всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец светы..» Действительно, в сознании многих людей, современников вышеупомянутых персонажей, понятия «набожность» и «суеверность» тоже были неотделимы друг от друга. «Набожность до суеверности » была так распространена в среде русского дворянства, что в противовес ей неоспоримым достоинством в глазах современников выглядела «набожность до суеверия».

Вот ряд примеров: «Императрица Елизавета Петровна была государыня слабая, набожная до суеверности и, следовательно, боязливая и малодушная,повелела моего отца отставить от службы из сержантов в порутчиком». (Из письма В.А. Озерова А.Н. Оленену) «Она набожна без суеверия и наружных форм; она сострадательна и благотворительна без хвастовства, и, не вмешиваясь в политические толки, она с горячностью любит свое отечество!» (Муханов П.А.) Как видим, определение «набожен(набожна) без суеверия» являлось в то время речевой формулой. Если рассматривать возможность сосуществования «набожности» и «суеверия» не с религиозной, а с психологической точки зрения, никакого противоречия не существует. Во-первых, суеверные приметы никогда бы не укоренились в сознании, если бы не переплетались христианскими воззрениями. Во- вторых, они поддерживают мистическое настроение верующих, поэтому возникает естественное желание и оправдать, примирить с «истинной верой».

В этом отношении интересно письмо В.К. Кюхельбекера к В.А. Жуковскому(1840): «Есть разные поверья: иные мрачные, давят, стесняют душу. Есть другие, которые, хотя и не освящены церковью, однако, мне кажется, безвредны; а если и нет им прочной истинной основы в Откровении, по крайней мере тем хороши, что хоть тешат страждущее сердце. Решите сами: таково ли верованье наших сибирских учеников Шигимуни, будто иногда небо рождением дитяти возвещает помилование его отцу и матери?» Такое переплетение суеверных и религиозных представлений было характерно для дворянской среды первой половины XIX века. Неслучайно среди множества примет особое место занимают так называемые церковные приметы. Связанные с ними сюжеты довольно часто повторяются в мемуарной литературе. Многочисленными были «венчальные» приметы.

«Это дурное предзнаменование!» - произнес А.С. Пушкин, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковер. Неприятное впечатление произвела подобная случайность и на А.С. Грибоедова. Если свечи под венцом гаснут, то это предвещает скорую смерть одного из новобрачных. Чья свеча короче - тот скорее умрет. Дурным предзнаменованием считалось не праздновать свои именин или дня рождения. Именины - «день ангела, соименного кому святого» (Даль). Празднования дня рождения также связано с христианской традицией. В этом смысле данная примета так или иначе стоит в одном ряду с церковными приметами. Письма, записки, дневники, автобиографическая художественная проза изобилуют описаниями именин. Обычай праздновать именины в начале XIX века обретает характер светского ритуала. Понятно, почему завоевывает популярность названная примета. Перед нами тот случай, когда суеверие оказывается на службе интересов светского общества.

Обширный список существовавших «суеверий» представлен и в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Ее тревожили приметы; Таинственно ей все предметы Провозглашали что-нибудь, Предчувствия теснили грудь. (5,V) «XVIII век дал новые виды «суеверий», заимствованных через контакты с культурой Запада: хиромантию, гадания на картах, кофейной гуще…..» (Абрамзон Т.Е.). XIX век не уступал веку минувшему: в первые десятилетия появляются приметы, связанные с тем или иным проявлением социальной жизни дворян. Условно их можно назвать светскими» приметами. Без них не обходятся ни мода, ни карточная игра, ни бал, не застолье, ни охота, ни дуэль.

«Новый год! Таинственное, заманчивое слово, - как оно возбуждает воображение, как оно тревожит любопытство!... всякий, по своему состоянию и средствам своим, хочет провести как можно лучше первые минуты этого дня, начинающего цепь многих других часов, которые по всеобщему суеверию всех народов и всех веков, как будто зависят от него, как будто существуют в нем как зародыш сокровенной будущности» (Ростопчина Е.П.) «Есть предубеждения, против которых ничего не может сделать самый здравый рассудок. В числе подобных есть и то, чтобы почитать тот год несчастливым, которого первый день муж без милой жены проводить должен» (Долгоруков И.М.) Верили и в то, что желания, загаданные в новогоднюю ночь, непременно сбудутся.

Также любили гадать в это время года, вот несколько рассказов современников того времени, может быть, и вы погадаете в новогоднюю ночь, как и они. «Вот скоро у нас и новый год, а ты, барышня, еще не погадала», - сказала ей однажды затейщица няня… Глафира не привыкла противоречить няне: оделась, пошла с нею за вороты. Шагах в десяти попадается им мужчина. «Как вас зовут-с?» - спросила Глафира. – «Александром» … Гаданье под окнами было неудачно. В трех- четырех домах, к которым они подходили, раздавались только святочные песни и за двойными рамами нельзя было расслушать ни одного слова.

Возвратившись домой, Глафира, тревожимая недоумением, подстрекаемая любопытством, объявила няне, что завтра вечером хочет смотреться в зеркало. Этот род гаданья, утвержденный многими примерами, предпочитала она прочим. Няня похвалила ее намерение. На другой день, около полуночи, когда улеглись господа и слуги, она повела барышню в старый, никем не занятый флигель дома. Там все уже наперед было приготовлено. Посредине комнаты стояли два стола, с двумя зеркалами. Няня посадила ее между ними; очертила все место углем и, сказав: «не бойся, барышня: я буду с тобою; сиди смирно, не оглядывайся; за эту черту не перейдет никакая нечистая сила», - сама отошла к дверям. Все затихло. Робкая девушка не шевелится; пристально смотрит в переднее зеркало и ничего не видит, кроме бесконечной галереи свеч. Проходит полчаса; в глазах ее начинает рябить; светлая галерея темнеет, как будто подернута дымом; но в зеркале ничего не показывается. Вдруг что-то потихоньку скрипнуло. Мороз пробежал по жилам Глафиры; еще минута – и она громко вскрикнула, закрыв лицо руками. Старая няня и стакан холодной воды привели ее в чувства. - Что с тобою, барышня? - Ах, нянюшка! – пойдем отсюда скорее : здесь так страшно! Я видела… я видела.. - Да что ты видела, моя красавица? - Я видела человека…м мужчину…

Гадальные карты открывают нам огромной простор в выборе способа гадания - и по раскладки карт, по своему собственному виду, по гадальным символам и их толкованиям каждой отдельной карты. Широкое распространение интерес к картам и карточным гаданиям, возник и с тех пор не угасает, когда некая мадам Ленорман предсказала Наполеону его судьбу. Все ее слова сбылись с точностью - императорская корона, потом поражение в северных краях, и, наконец, ссылка на остров.

Ленорман Мария- Анна- Аделаида ( ) – известная в то время французская гадательница на картах и предсказательница. Приведем несколько рассказов людей, которым предсказала судьбу мадам Ленорман. В Москве была известна в тридцатых годах одна оригинальная личность, которая, где ни бы не появлялась, сейчас же засыпала. Это был очень богатый помещик, имевший много родных и знакомых…

В бытность свою в молодых годах в Париже он посетил известную предсказательницу Ленорман. Ловкая гадательница, заметив его недалекость, позабавилась над ним вволю. Наговорив ему много приятного и неприятного, она, наконец, окончила свое пророчество словами, заставившими побледнеть нашего чудака. « Теперь я должна вам предупредить, что вы умрете на своей постели». – « Когда? Когда? В какое время?» - спрашивает он в ужасе. « Когда ляжете в постель»,- докончила, улыбаясь, лукавая предсказательница. И вот с тех пор его покойная мягкая перина, подушки из лебяжьего и гагачьего пуха, шелковые одеяла были брошены и вынесены из квартиры, чтобы такие дорогие предметы его не соблазнили. Напрасно друзья смеялись ему в глаза, упрекая его в легковерии и не раз доказывая ему, что по его богатству, положению и жизни нельзя было и ожидать другой, более покойной смерти. Но слова Ленорман звучали в его ушах хуже погребального колокола. Он не внимал никаким убеждениям, и с тех пор на всех публичных соревнованиях, в гостях, в театрах, - всюду стала появляться постоянно дремлющая его личность, не имевшая никакой возможности уже отдохнуть у себя на постели…

Он умирал, дремля, полусогнувшись на своем кресле и ворча и брыкаясь ногами, когда калмычка со слезами просила успокоиться его на ее постели. Перед кончиной, несмотря на последние усилия, на жалобный стон, на слезящиеся глаза, его все-таки силою уложили на кровать. Предсказание Ленорман сбылось после пятидесятилетнего добровольного, нравственного мученичества.( Пыляев)

Мадам Ленорман возвела карточные гадания до уровня искусства и, можно сказать, их разрекламировала, донесла в широкие массы идею о том, что предсказывать судьбу может каждый, имея при себе колоду гадальных карт. В частности, Ленорман придумала собственную колоду карт для гаданий и карточные символы, возрождала старинные гадания и пыталась их объяснить языком современников. Далее мы расскажем Вам о гаданиях, которые были популярны в девятнадцатом веке. Люди относились к ним по-разному, кто-то действительно пытался узнать судьбу, а другой видел в них приятное времяпрепровождение, однако в глубине души все надеялись узнать свое будущее. Рассмотрим образованные слои общества, для них гадания и приметы - это не образ и не смысл жизни, а скорее светское развлечения или забава. Практически все гадания со временем превращаются из невинного стремления познать свою судьбу и будущее в легкое развлечение или игры.

Для художественного искусства, особенно для поэтического творчества, народные гадания стали довольно близки и тесно связанны фольклорными жанрами, в том числе и с заговорами. Чаще всего словесная форма - это объяснение магического обряда, которая произносится людьми в течение обряда гадания, обычно в стихотворной форме, но может быть и в прозе. Таким образом, человек, который гадает, поясняет магическую суть гадания. Элементарным примером может послужить то, что когда молодая девушка вьет венок, она напивает: "Я, прекрасная девица, вью, Я первое колечка на себя, Второе колечко вью на матушку, Третье колечко на любимую коровку, А четвертое для батюшки, Пятое колечко для суженного жениха" «Поблюдальные» песни поют на святочные гадания с кольцами, при этом по очереди берут из накрытого скатертью блюда маленькие свертки из бумаги, в которых написаны действия, которые вы должны сделать или которые произойдут с вами в будущем. Все гадания, как и заговоры со временем упрощаются и имеют только со словесную форму. Для примера возьмем гадание девушками на суженного. Изначально для достоверного гадания девушкам требовалась, закрывая колодец на ночь с пятницы на субботы, произнести: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить». Позже стали девушки сооружать из лучинок что-то типа колодца и класть под подушку, произнося уже известную фразу. Затем ограничились обычным ключом. Наконец, стали просто произносить фразу и все.

Гадание Тройка Далее мы расскажем Вам о гаданиях, которые были популярны в девятнадцатом веке. Люди относились к ним по-разному, кто-то действительно пытался узнать судьбу, а другой видел в них приятное времяпрепровождение, однако в глубине души все надеялись узнать свое будущее. Гадание на картах - гадание Тройка. Это гадание на отношение между людьми, на взаимность чувств и любовь. Главное в этом гадании не переоценить чувства противоположной стороны, например, мы часто ошибаемся, выдавая в реальности просто теплые отношения за возвышенные романтические чувства. гадание Тройка Старинное гадание.. Берут тарелку, налитую до половины водой; затем поперек над водою, по краям тарелки, устраивают из лучинок мосток: вода в тарелке должна изображать реку. В воображении же гадающей, когда она ставит тарелку под кровать девушки, на которою загадывает, должно являться пожелание той девице судьбы или жениха. Гадальщица убеждена, что девушка та, под кроватью которой поставлена ею тарелка, увидит сон, в течение которого ей приснится суженый, который ее переведет через мостик над рекою. Это гадание проделывается во время святочных ночей и вечеров, имеющих якобы таинственную силу навевать пророческие сны.

Города… не уступают деревне, хотя в городских гаданьях менее непосредственности; здесь они скорее забава, условное традиционное развлечение, способ разнообразить свою жизнь… И городские девицы, как и деревенские, вечером и на ночь (под св. Андрея) забавляются гаданиями. Обыкновенно берут несколько блюдец и накрывают ими пуговицу военную, штатскую, хлебные зерна, перо, а одно блюдце оставляют пустым. Девицы поднимают блюдца: которая откроет военную пуговицу, значит, выйдет замуж за военного, если откроет зерна – выйдет за помещика, если блюдце будет пустое – останется без жениха. Затем бросают в стакан воды кольцо и смотрят туда, пока пред утомившимся зрением не промелькнет чья- нибудь фигура, по большей части того, о ком усиленно думают. Еще прибегают к помощи белка: выливают белок яйца в стакан воды. Белок, как и воск, принимает причудливые формы. Говорят, белок всегда принимает форму церкви или кладбища. Предсказание здесь очевидное. А то берут лист бумаги, делают на нем складки (гофрируют) и жгут его, а потом подносят к стене и смотрят, какие тень от него производит фигуры. При малейшем движении воздуха, сожженная бумага изменяет форму, и на стене показываются то мальчики пляшущие, то черти, и по поним гадают. В этом случае много помогает известным образом настроенное воображение…

Городская барышня, ложась спать, молится Богу, чтобы приснился ей суженый. Такие сны вызываются даже искусственно. Так, девушка берет наперсток воды, муки и соли, печет лепешку и есть ее на ночь, а под кровать ставит стакан с водою, наверху которого устраивает мостик из прутьев. Ночью, когда ей захочется пить, ей приснится суженый, который переведет ее через мост (мифический символ брака). В другом случае барышня на ночь под подушку кладет гребень и верит, что приснится милый, который ее расчешет.

- Вам, господа, - отвечала ворожея, - как вижу, в этом большой надобности нет, а пожаловали ко мне, чтобы посмеяться над нами, гадальщицами, что же – извольте! Нам не первый раз гадать господам, все оставались довольны. На чем прикажете гадать? На картах или кофе? - На чем вернее, на том и лучше, - отвечал наш путеводитель. Ворожея вышла из комнаты и скоро возвратилась, неся чашку с кофейной гущею. Поставила на стол, зажгла трехкопеечную восковую свечку, два раза капнула в гущу, потушила опять свечу и подала Нащокину чашку с гущей, прося, чтобы он дунул в нее раз но как можно сильнее. Окончивши всю эту процедуру, она уселась возле него и, глядя пристально в чашку, начала молоть какую-то чепуху, как обыкновенно, в подобных случаях, русские бабы болтают, гадая на картах. Мы с Веселовским, сидя напротив их, молча слушали и улыбались, не понимая ни слова. Вдруг я заметил, что при одной для меня непонятной фразы Нащокин вздрогнул, весь подался вперед, и лицо его приняло тревожное выражение.

Охватившее его беспокойство обоим нами было тотчас замечено, и мы с удивлением на него посмотрели; но он, не обращая никакого внимания, весь отдался бессвязной болтовне колдуньи. Окончилось гаданье, ворожея вышла из комнаты, чтобы переценить чашку со свежей гущей. Нащокин обратился к нам по- французски : «Поняли ли мы, что она ему говорила?» На отрицательный наш ответ, он продолжал: «Она мне сказала, или, как лучше сказать, намекнула, о таких вещах, которые у меня только на душе, и о которых никто и помыслу не имеет». Когда дошла до меня очередь, я, крайне заинтересованный, подсел к ней и приготовился слушать со вниманием. Не могу теперь вполне припомнить своеобразный тон ее речи, ни порядка изложения, но вот, между прочим, что она мне наговорила: - Вы женаты (Веселовскому и Нащокину она этого не сказала, несмотря на то, что на вид они были гораздо солиднее меня). У вас жена блондинка, небольшого роста. – Зовут ее или Анна, или Александра, или Авдотья, только имя ее начинается с буквы А. Вы женаты или 7 лет, или 7 месяцев, или 7 дней – (указывая на чашку) вот число 7» Я посмотрел в чашку и сказал: « не вижу» «- И не увидите, - сказала она, - это не по- вашему, а по-нашему! Жена ваша больна.

Да! Она нездорова. Но не пугайтесь. Болезнь ее не опасная, пройдет со временем. Вы считаете болезнь серьезною, а это просто ничего – один испуг, с которого и началась вся болезнь. (Женя моя, после того как провалилась через лед на Днепре, продолжала харкать кровью) Видите, она еще не родила, но непременно родит и у вас будет пять человек детей (сбылось в точности). Вы сюда приехали за каким-то интересом и сомневаетесь, успеете ли в этом (следует помнить вчерашний разговор о ремонте). Да! Успеете, непременно успеете! Вот какой-то пакет, какие-то деньги. Да, непременно успеете, не отчаивайтесь! Когда вы уезжали из дому, у вас случилась пропажа (точно). Вы подозревали человека или девку, не знаю, но только какого-то слугу, и оставили это без розыска (верно). Этот слуга при вас куда-то выбыл (точно), но теперь хозяюшка ваша без вас опять приняла этого слугу и приласкала (это оказалось точь-в-точь); этот слуга действительно сделал покражу ( я впоследствии этого обстоятельства не поверял, но чрез год, когда случилась у меня другая кража и та же самая девушка, будучи поймана с поличным, созналась, что первая кража была ею тоже совершена!) Ну! Какой же вы добрый! Да, какой же вы зато и горячка! С вами нужно быть очень осторожным! Вы по службе далеко пойдете. Вас будет сам государь знать, говорить с вами будет, долго говорить будет. Высоко пойдете, да горячка ваша много вам вреда наделает. Вскорости вы встретитесь с человеком, на которого крепко надеетесь. Да! Этот человек «рыжий» (Ховен) много, много вам зла наделает. После вы все это поправите, но сначала будет вам очень тяжело. Вы в город, сюда, приехали на тройке серых лошадей (точно), а сегодня вы будете в гостях у одного приятеля вашего. О! да какой же он чудак! Как он странно говорит! А жизнь-то его, жизнь-то его какая! Все, что было у него, прожил и промотал на женщин! (Кто знал князя Хилкова, тот согласится, что это его живой портрет.) Вы едете по улице – дом направо, желтый, вы подъезжаете направо, а крыльцу становитесь левым боком…» и т.д продолжа я болтать еще с ¼ часа, но самые пустяки, которые я теперь уже совершенно забыл. Кончивши нашу ворожбу, мы заплатили ей по 5 рублей с брата и вышли.

Случай Известно, что Пушкин был очень суеверен. Он сам мне не раз рассказывал факт с полною верой в его непогрешимость – и рассказ этот в одном из вариантов попал в печать. Я расскажу так, как слышал от самого Пушкина: в 1817 или 1818 году, то есть вскоре по выпуске из Лицея, Пушкин встретился с одним из своих приятелей, капитаном лейб- гвардии Измайловского полка (забыл его фамилию). Капитан пригласил поэта зайти к знаменитой в то время в Петербурге какой-то гадальщице: барыня эта мастерски предсказывала по линиям на ладонях к ней приходящих лиц. Поглядела она на руку Пушкина и заметила, что черты, образующие фигуру известную в хиромантии под именем стола, обыкновенно сходящиеся к одной стороне ладони, у Пушкина оказались совершенно друг другу параллельными… Ворожея внимательно и долго их рассматривала и наконец объявила, что владелец этой ладони умрет насильственной смертью, его убьет из-за женщины белокурый мужчина… Взглянув затем на ладонь капитана, ворожея с ужасом объявила, что офицер также погибнет насильственной смертью, но погибнет гораздо ранее против его приятеля: быть может, на днях… Молодые люди вышли смущенные… На другой день, Пушкин узнал, ч то капитан убит утром в казармах одним солдатом. Был ли солдат пьян или приведен был в бешенство каким-нибудь высказыванием, сделанным ему капитаном, как бы то ни было, но солдат схватил ружье и штыком заколол своего ротного командира… Столь скорое осуществление одного предсказания ворожеи так подействовало на Пушкина, что тот еще осенью 1835 года, едучи со мной из Петербурга в деревню, вспоминал об этом эпизоде свое молодости и говорил, что ждет и над собой исполнения пророчества колдуньи (Рассказы о Пушкине)

Искусство предвидеть будущее во многих случаях есть не что иное, как искусство наблюдать прошедшее. В сем отношении искусство это бесценно и полезно.

В Киеве граф Сиверис занимал высокий пост в 1770-х годах, во время 1-й воны с Турками, при Екатерине 2. Жена его, Наталья Ивановна, отсутствующая, была видима многими людьми и часовыми, как будто ходила по комнатам и стояла перед зеркалом, что и сам муж видел. Однажды уговорил он её остаться дома, чтобы самой увидеть такое явление. Она, лёжа на постели, читала книгу, вдруг двери растворяются, и она видит себя едущею верхом. Наталья Ивановна, не оробев, спрашивает призрака: «Когда я умру?» Призрак, имевший в руке книгу, начала переворачивать листы м назначил месяц и число, но не объявил года и потом исчез. Хотя Г-жа Сиверс была не суеверна, однако по самую своб смерть боялась того месяца и числа. Она жила после того долго, но умерла в назначенном месяце и числе.

У Николая Петровича Никулина, живущего Московской губернии Клинского уезда в сельце Щекине, жил студент Иван Фёдорович Доброхотов. Однажды, по обыкновению своему, он пошл после обеда отдыхать в беседку. Проснувшись, он видит на полу лежащего человека, подобного себе цветом волос и одеянием. По мере того как, он поднимал глову с подушки, таки приведение поднимало свою голову. Доброхотов встал, и привидение встало. Доброхотов пошёл, и оно тоже; посредине комнаты они сошлись, Доброхотов вышел из беседки, чтобы идти к дому. И приведение пошло за ним. У самых ворот дома, как Доброхотов перешагнул ворота, то приведение начало исчезать в его глазах и пропало. Он пришёл в ужас и побледнел. Когда спросили о причине его замешательства, он рассказал хозяину со всеми тут бывшими своё происшествие. На другой день, когда, проснувшись, встали, то нашли го умершим.

В ободрение тех, кто увидел бы себя, расскажу из своих записок: в 1841 году я ездил по Ярославской губернии вместе с известным нашим археологом, П.И. Савваитовым, следя течение реки Сити, при коейбыло известно с татарами в 1238 году. Около Красного Холма, вечером, мы заехали в Антониевкский монастыр.ю Игумен пригласил нас в своё жилище. Павел Иваночи вышел на балкон и вдруг воротился, говоря мне, что он видел себя. Этому прошло с лишком 30 лет, и слава Богу, он здравствует: мы ожидаем даже, что он скоро идаст вновь Новогородскую летопись. В Мокве он прожил недолго: 10 января 1837 года он скончался от чахотки…С лишком за год до своей смерти, находясь в бодрственном состоянии, он видел перед собою самого себя, испуглася и сказал: «Видно, не недолго жить».

В 1810 году к Пушкиным собрались, по собрались по случаю ли именин Сергея Львовича или жены его, гости. Страдая зубной болью, Сергей Львович высылает камердинера с извинением, что явиться к чаю не может. Общество занимает Надежда Осиповна разными забавными анекдотами, причём изощряет всё своё остроумие насчёт родственниц мужа-Чичериных, из которых одну из них прозвала горбушкой, другую - крикушкой, третью-дурнушкой. Тогда сидящая за самоваром, рядом с Надеждой Осиповной, мать её, Марья Алексеевна Ганнибал, подаёт ей знаки прекратить ядовитые шутки, но дочь, не унимаясь, хохочет над своими же остротами до упаду. Марья Алексеевна повторяет свою мимику и, наконец, выведенная из терпения, говорит: «Как не стыдно тебе, Надя, смеяться над его родными», - причём показывает дочери на порожний стул. Дочь не понимает, смотрит на мать и говорит ей, продолжая острить: «Ну что ж такое? Разумеется, все три смешны: горбушка, крикуша, дурнушка!»

Между тем вот что было причиною и жестов, и увещания Марии Алексеевны: ей показалось, будто бы Сергей Львович явился в гостиною в халатате с подвязанной щекою и сел на стул у дивана. Прабабку мою поразило, каким образом чопорный Сергей Львович мог выйти в таком бесцеремонном облачении, он, который принимал посторонних у себя не иначе, как во фраке, согласно господствовавшему в то время этикету модных салонов? Удивление Марьи Алексеевны возросло, когда на её вопрос дочери почему та не наливает чашку чая Сергею Львовичу ( говоря это, Марья Алексеевна вторично указала на порожний стул), Надежда Осиповна отвечала: «Разве не знаете, мама, что Сергей из кабинета не выйдет? У него зубы болят, и чай ему я уже послала». Двойник моего дуда, никем, впрочем, не видимый, крое Марьи Алексеевны, просидел в глазах её на стуле до самого ужина, последовал за ними, но пршёл, минуя столовую, в кабинет, где находился не фиктивный, а настоящий Сергей Львовчи. Удостоверясь на следующий день, что Сргей Львович вовсе и не думал показываться гостям в неглиже, Марья Алексеевна перепугалась немало, но никому о явлении в течении целого месяца и не заикнулась, полагая, что если даст волю языку ранее, то случится с Сергеем Львовичем Бог весть что. Но в 1810 год прошёл благополучно, и только на новый-1811 год, она сообщила о втором экземпляре моего деда.

О возможности преждевременного погребения, доказанной действительными опытами Во всех странах носятся народные слухи о примеченном шуме, стенании и вопле близ новых могил и в гробницах. Таковы ужасные естественные происшествия с погребёнными и опять ожившими людьми без сомнения нередко подавали повод к басням о привидениях и являющихся после смерти людях; к тому же при открытии гробов часто находили тела умерших совсем в другом положении, нежели как они погребены были; то есть на боку, на животе, с расцарапанным лицом и окровавленными ногтями; что ясно означает, что эти несчастные погребены были ещё будучи ещё живы; и как такие происшествия небезызвестны были народу, то от чего в некоторых местах для показания недовольства употребляют простонародную речь: «Ты поворотишься в гробе!» Многие достоверные приметы доказывают, что некоторые люди, которых признали мёртвыми, прежде или прсле погребения якобы получали первобытную жизнь.

Заживо Погребленная.. К примеру: некоторая женщина знатного рода в Тулузе, по-видимому, умерла и была погребена в Якобинской церкви. Один из служителей её, приметив у неё на руке дорогой бриллиантовый перстень, спрятался в церкви в то самое время, когда принесли тело госпожи его, и при окончании погребального обряда остался там. При наступлении ночи открыл он свод, а потом и сам гроб и, из-за оцепенения руки, не смог снять перстня, то решился отрезать палец; в то самое время, когда начал он резать, мнимая умершая, почувствова сильную боль, закричала, причём служитель, испугавшись упал на землю. Ожившая женщина стонала и плакала до тех пор, пока наконец рано утром некоторые из духовных пришли в церковь и, услышавши плач и стон, зашли под свод и с ужасом увидели погребенную женщину, сидящую в гробе, и служителя, почти мёртвого, лежащего на полу. Они немедленно послали уведомить об этом мужа её, который, пришедши, взял её домой, где она потом совершенно выздоровела, а служитель по истечению суток умер…

Заживо погребённые А здесь умерла княгиня Голицына, жена того, которого называли Иезуитом…когда её обмыли, чтобы положить тело на стол, она вдруг очнулась, встаёт воскресшая, говорит, не узнавая своих, ни мужа, обращаясь всё время к Богу или к третьему лицу, имени которого никак не могли угадать, и затем, прожив ещё четыре часа, умирает взаправду. Её похоронили только «через месяц» после её смерти, а прежде просила, чтобы её щипали раскалёнными щипцами (Из письма А.Я. Булгакова дочери княгине О.А. Долгоруковой г)

Для презентации была использованна книга Елены Лавреньтьевой «Повседневная Жизнь Дворянства Пушкинской Поры. Проиметы и Суеверия.» И интернет ресурсы.