Завтра принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня Чтение как феномен цивилизации на протяжении веков является предметом внимания науки и культуры. Роль.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Advertisements

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Калеева Н.Г., учитель начальных классов.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «СОШ 1 г.Новоузенска Саратовской области»
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Горнева Т.В., учитель начальных классов.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Транксрипт:

Завтра принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня Чтение как феномен цивилизации на протяжении веков является предметом внимания науки и культуры. Роль чтения, трансформируясь во времени, сводится к реализации трех основных функций: АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

функциональное, базовое умение для образования и жизни технология работы с информацией жизненная ценность человека культурное достояние общества

Последнее время учителя и родители все чаще высказывают свою озабоченность тем, что дети стали меньше читать, не хотят и не умеют работать с текстом, что книга уходит на задний план, уступая место компьютеру и телевизору. Очевидно, что в настоящее время это действительно волнует многих. По исследованиям работников библиотек, 90% детей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций.

АНКЕТА «Значение книги в жизни школьника XXI века» ВОПРОСОТВЕТ 1. Любите ли Вы читать? 1.1.ДА 1.2.НЕТ 1.3.Смотря что 2. Какой источник информации Вы предпочитаете? 2.1.Книга 2.2. Периодические издания (газеты, журналы и т.п.) 2.3. Энциклопедии, словари, справочники 2.4. Электронные издания Интернета 2.5.Телевидение 3. Что для Вас предпочтительнее? 3.1.Работа с книгой 3.2. Считывание с компьютера или другого электронного устройства 4. Пользуетесь ли Вы услугами школьной библиотеки? 4.1.ДА 4.2.НЕТ 5. Пользуетесь ли Вы услугами районной библиотеки? 5.1.ДА 5.2.НЕТ 6. Сколько времени в день Вы уделяете чтению? (указать время в часах) 7. Назовите своего любимого писателя, поэта, любимое произведение 8. Ваша любимая тема? 9. Какого жанра произведения Вы любите читать? 10. Как Вы считаете: для чего нужны книги? С целью изучения отношения учащихся к чтению, Методическим объединением учителей русского языка и литературы была составлена анкета, на вопросы которой было предложено ответить ученикам 3 «А», 4 «А», 5 «А», 6 «А» и 11 «А» классов. В опросе принял участие 91 учащийся. Возраст участников анкетирования от 7 до17 лет. Обобщенные результаты ответов учащихся представлены в виде диаграмм и таблиц.

Диаграмма 1 Результаты ответа на 1 вопрос анкеты: «Любите ли Вы читать?», в %

Диаграмма 2 Результаты ответа на 2 вопрос анкеты: «Какой источник информации Вы предпочитаете?», в %

Диаграмма 3 Результаты ответа на 3 вопрос анкеты: «Что для Вас предпочтительнее?», в %

Диаграмма 4 Результаты ответа на 4 вопрос анкеты: «Пользуетесь ли Вы услугами школьной библиотеки», в %

Диаграмма 5 Результаты ответа на 5 вопрос анкеты: «Пользуетесь ли Вы услугами районной библиотеки», в %

Диаграмма 6 Результаты ответа на 6 вопрос анкеты: «Сколько времени в день Вы уделяете чтению?», в %

Результаты ответа на 7 вопрос анкеты: «Назовите своего любимого писателя, поэта, любимое произведение». Любимым писателем и поэтом для учащихся 3 «А» класса является Александр Сергеевич Пушкин. Учащиеся 4 «А» класса предпочитают читать произведения следующих писателей и поэтов: А.С. Пушкин М.Ю. ЛермонтовЛ.Н. ТолстойА.Г. Алексин К.И. Чуковский В.Ю. Драгунский Т.Ш. КрюковаМарк Твен

Учащиеся 5 «А» класса отдают предпочтение произведениям таких писателей и поэтов, как: А.С. Пушкин Л.Н. Толстой К.И. Чуковский Конан Дойль Н.Н. Носов К.А. Коровин П.П. Ершов Братья Гримм

В 6 «А» классе учащиеся читают произведения следующих писателей: А.С. Пушкин Л.Н. Толстой И.А. Крылов А. Грин Ш. ПерроЖ. Верн А. ДюмаГ.К. Андерсен Д.Р. Киплинг

Учащиеся 11 «А» класса увлекаются чтением произведений таких писателей, как: А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Л.Н. Толстой И.С. Тургенев Н.В. Гоголь А.П. Чехов С.А. Есенин А.А. Фет

Учащиеся 11 «А» класса увлекаются чтением произведений таких писателей, как: Н.М. Карамзин А.А. Ахматова М.И. Цветаева М.А. Булгаков Н.Е. Сухинина Э.М. Ремарк Р. Брэдбери Д. Лондон Шарлотта Бронте Эмилия Бронте Дэн Браун

Диаграмма 7 Результаты ответа на 8 вопрос анкеты: «Ваша любимая тема?», в %

Диаграмма 8 Результаты ответа на вопрос 9 анкеты: «Какого жанра произведения Вы любите читать?», в %

Диаграмма 9 Результаты ответа на 10 вопрос анкеты: «Как Вы считаете: для чего нужны книги?», в %

На вопрос, «Как Вы считаете: для чего нужны книги?», ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Примеры высказываний некоторых учащихся: 3 класс: «Я считаю, что книги нужны, чтобы узнавать много интересного. И там есть добрые и умные слова». 4 класс: «Чтобы развиваться. Знать больше слов, для увлечения познать мир в книгах, узнать что-то новое, чтобы поумнеть – получать знания, увидеть мир другим». 5 класс: «Нам нужны книги для того, чтобы мы узнали о своих предках, узнали, что было до нас».

6 класс: «Для развития человека как личности. Для получения знаний и ради интереса». 11 класс: «Я считаю, что книги нужны для того, чтобы расширить рамки своих знаний. Чтобы быть эрудированным и интересным. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения и личную философию. Также во многих книгах можно найти ответы на свои вопросы».

В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены все без исключения участники образовательного процесса - педагоги, психологи, библиотекари, родители. Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности.

Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Читательская компетентность неразрывно связана с понятием «квалифицированный читатель». «Квалифицированный читатель», по определению новых Федеральных стандартов, читатель, который не только хорошо владеет русским языком, то есть языковой компетенцией, не только имеет навык литературоведческого анализа текста, но и обладает способностью к рефлексии над языковым материалом и литературным фактом.

Необходимые условия для приобщения школьников к чтению создание позитивного имиджа чтения и повышение его престижности формирование мотивирующей среды культуры чтения формирование эстетического вкуса формирование межпредметного (междисциплин арного) подхода обеспечение хорошей осведомлённости школьников о возможном круге чтения и обеспечение учащихся текстами

Что необходимо сделать, для того, чтобы наш ученик и ребенок: а) читал с удовольствием б) получал от этого реальную пользу ХОЧУ 1. Наш ученик захочет читать МОГУ 2. Наш ученик будет уметь читать ДЕЛАЮ 3. Наш ученик будет иметь возможность читать Опираясь на три базовые составляющие личностных ориентаций, будем полагать, что наша педагогическая цель будет достигнута при следующих условиях:

Технологический подход в решении этих проблем мог бы осуществляться в нашей школе на нескольких уровнях: разработка и внедрение в практику школьной жизни специальной целевой программы - последовательного алгоритма действий с конечным прогнозируемым результатом, направленным на качественное изменение места книги в образовательном процессе. включение в образовательный процесс технологических приемов работы с текстом по принципу «один класс – один прием» - преемственность по «вертикали». использование одного вида работы с текстом на различных уроках – «горизонтальная преемственность». включение проблематики культуры чтения в контекст воспитательной работы школы и дополнительного образования. освоение учащимся различных способов чтения в зависимости от вида текста и цели чтения. Общешкольный уровень: Предметно- цикловой уровень: Надпредметный уровень: Внепредметный уровень: Индивидуальный уровень:

Педагогические технологии как механизм, посредством которого происходит приобщение учащегося к чтению Критическое мышление – проверка предложенных решений с целью определения области практического применения. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме). Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели. Осмысление. Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения. Рефлексия. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом: I этап. Работа с текстом до чтения. 1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения является технология проектов. Использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых компетенций: исследовательской коммуникативной информационной предметной

Метод проектов широко внедряется в современной школе во внеурочной деятельности. Но большая часть образовательных задач решается непосредственно на уроке. Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Современный урок и сейчас рассматривается не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников. Чтобы урок стал результатом совместного творчества учителя и учащихся считаю необходимым использовать технологию проектов. Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы можно разделить на два вида деятельности: 1. Защита проектов на уроке: исследовательских, информационных, творческих. 2. Обучение отдельным видам деятельности подготовки исследовательского проекта: целеполаганию, овладению различным видам чтения, овладению различным видам информационной обработки текста, анализу текста с точки зрения его темы, основной мысли, планированию деятельности, самостоятельной деятельности по реализации проекта, созданию устных монологических высказываний.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учитель на уроке преподносит содержание предмета так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия с использованием всех доступных информационных и коммуникационных технологий. И на основе этих открытий создавали свои творческие работы.

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Требования к организации группового взаимодействия: При организации группового взаимодействия необходимо использовать приемы и методы, стимулирующее общение на личностном уровне. Групповое взаимодействие является продуктивным при определенных способах организации этого взаимодействия (например, через разделение средств между участниками). Групповое взаимодействие является продуктивным при определенном способе объединения участников (по межличностным предпочтениям или с разным уровнем компетентности в проблеме) и т.п. Учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы.

Педагогические основы организации группового взаимодействия: Постановка общих целей групповой работы. Выработка системы оценок, закрепляющих умения и навыки учащихся. Знакомство с правилами учебного сотрудничества. Формирование учебных групп. Организация учебного пространства (месторасположе ние групп, расстановка парт).

ЭТАПЫ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

В качестве контрольно-измерительных материалов мы можем использовать тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся. Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. В результате мы бы хотели видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность. Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации подростков в обществе, формированию их активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма.

п/пНаименование мероприятийСроки проведения Ответственный за выполнение НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1 – 4 классы) 1. Анкетирование родителей и детей по теме: «Семейное чтение». I – II триместр Классный руководитель 2.Родительский всеобуч по теме: «Чтение – лучшее учение». в течение года Классный руководитель, педагог-психолог. 3. Театрализованное представление: «По страницам любимых книг». январь 2013 г.Руководители ГПД. 4. Родительский тренинг: «Советы мудрой книги». в течение года Классный руководитель, библиотекарь. 5. Конкурс рисунков: «Мой любимый литературный герой». в период проведения предметной недели Классный руководитель, библиотекарь. 6. Разработка Программы ГПД по формированию читательской компетентности: «ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ». в течение годаРуководители ГПД, библиотекарь. 7.Экскурсия в районную детскую библиотеку. в течение года Классный руководитель, библиотекарь. Мероприятия по формированию читательской компетентности учащихся ГБОУ СОШ 1688

п/пНаименование мероприятийСроки проведения Ответственный за выполнение СРЕДНЯЯ ШКОЛА (5 – 9 классы) 1.Организация классной библиотеки. в течение года Классный руководитель, родительский комитет, учащиеся. 2. Коллективное творческое дело – создание социальной презентации: «С книгой во все времена». в течение года Классный руководитель, библиотекарь. 3. Методический комплект: «Портфель читателя». Внеклассное чтение. (ведение дневника читателя, анализ прочитанных книг, создание мультимедийных презентаций «Мой портфель читателя»). в течение года Классный руководитель, библиотекарь. 4. Родительское собрание: «Семейному чтению - наше почтение!» январь 2013 г. Классный руководитель, педагог-психолог. 5. Составление интерактивных пособий. (работа со справочным материалом; устный и письменный комментарий, рецензия, отзыв, обсуждение, дискуссия). в течение года Учителя- предметники. 6. Подготовка и проведение тематических классных часов: -«Рекомендую прочитать»; -«Наш мир чтения»; -«Читательские интересы нашего класса». в течение года Классный Руководитель.

п/пНаименование мероприятийСроки проведения Ответственный за выполнение СТАРШАЯ ШКОЛА (10 – 11 классы) 1. Фотоконкурс: «Чтение в моей семье» (оформление и выпуск фотогазеты). февраль 2013 г. Классные руководители. 2. Родительские собрания: «Подсказки для взрослых» (по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА). в течение года Классные руководители, педагог-психолог. 3. Консультирование родителей относительно помощи детям в работе с письменными источниками разных видов (учебная, научно-популярная, научная, художественная, справочная литература, в особенности словари и энциклопедии, учебные материалы по подготовке к ЕГЭ и ГИА). в течение года Учителя русского языка и литературы, библиотекарь, педагог-психолог. 4. Разработка Памятки: «Технология продуктивного чтения». в течение года Методическое объединение учителей русского языка и литературы. 5. Разработка памяток для учащихся и их родителей: 1.Памятка для родителей. «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей». 2. Памятка 1 для учащихся. «Правила чтения для учащихся». 3. Памятка 2 для учащихся. «Учусь выразительно читать». 4. Памятка 3 для учащихся. «Учись правильно работать с книгой». в течение года Методическое объединение учителей русского языка и литературы.

п/пНаименование мероприятийСроки проведения Ответственный за выполнение ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ 1. Учреждение приза детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения. в течение годаАдминистрация ГБОУ 2. Организация работы Литературного форума: «СОЮЗ ЧИТАТЕЛЕЙ» на сайте ГБОУ. в течение годаАдминистрация ГБОУ 3. Создание виртуальной библиотеки на сайте ГБОУ. в течение годаАдминистрация ГБОУ