Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 17 Информационные технологии в управлении предприятием доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
Advertisements

Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Разработка стратегии одиночного бизнеса Тема 9. План Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений Создание конкурентных преимуществ.
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
CRM БИЗНЕС СИСТЕМА. MS TelemarketingSIA "Multi Stream"2 CRM Customer Rrelationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами; Модель взаимодействия,
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Innovation delivered. Решения Accenture Communications Solution Интегрированные решения «под ключ» компании Accenture для отрасли телекоммуникаций.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ - MRP и ERP Подготовила студентка Иванова И.И. Специальность: «Информационные технологии в управлении» ВУЗ Факультет.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
Методика анализа конкурентов 1.Основные компоненты анализа конкурентов 2. Карта стратегических групп 3. Ключевые факторы успеха.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
0 Вычислительные ресурсы как сервис От собственного ЦОД к ИТ мощностям как услуга Шумилин Алексей 0.
Методы сбора маркетинговой информации. Цель любого рыночного исследования состоит: В оценке существующей ситуации (конъюнктуры) В разработке прогноза.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В.В.Барабанов П.М.Елизаров НИЦ CALS-технологий.
Портфельный анализ – это инструмент, позволяющий руководству предприятия выявлять и оценивать деятельность стратегических единиц бизнеса (СБЕ) с целью.
Транксрипт:

Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 17 Информационные технологии в управлении предприятием доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович

2 Общая схема информационной системы Обработка Классификация Упорядочение Расчеты Исходные данные Выходные данные Информационная система Обратные связи Предприятие ПоставщикиПотребители Регулирующие органы Другие заинтересованные лица Конкуренты С Р Е Д А

3 Характеристики информационных систем Уровни управле- ния Типы систем Информа- ционные входы Обработ- ка Информа- ционные выходы Пользо- ватели Опера- ционный уровень Системы обработки трансак- ций Трансак- ции, события Сортиров- ка, составле- ние списков, объеди- нение Подроб- ные отчеты, списки, обобще- ния Опера- ционный персонал, руководи- тели участков продолжение

4 Характеристики информационных систем Уровни управле- ния Типы систем Информа- ционные входы Обработ- ка Информа- ционные выходы Пользо- ватели Уровень знаний Профес- сиональ- ные системы Проект- ные специфи- кации, базы знаний Модели- рование, имитация Модели, графики Профес- сионалы, техниче- ский персонал Офисные автомати- зирован- ные системы Докумен- ты, схемы Управле- ние докумен- тами, разработка схем, коммуни- кации Докумен- ты, графики, почта Клерки продолжение

5 Характеристики информационных систем Уровни управле- ния Типы систем Информа- ционные входы Обработ- ка Информа- ционные выходы Пользо- ватели Управ- ленче- ский уровень Системы поддерж- ки решений Данные в небольшом объеме, аналитиче- ские модели Диалог, имитация, анализ Специаль- ные отчеты, анализ решений, ответы на вопросы Профес- сионалы, управляю- щие среднего звена Автомати- зированн ые системы управле- ния Обобщен- ные данные о трансак- циях Повторяю- щиеся отчеты, простые модели, анализ низкого уровня Обобще- ния и выборки Управ- ляющие среднего звена продолжение

6 Характеристики информационных систем Уровни управле- ния Типы систем Информа- ционные входы Обработ- ка Информа- ционные выходы Пользо- ватели Страте- гический уровень Системы поддерж- ки высшего звена управле- ния Агрегиро- ванные данные, внешние и внутрен- ние Графика, имитация, диалог Прогнозы, ответы на вопросы Высший уровень управле- ния

7 Эволюция ИС управления предприятием MRP MRP II ERP Extended ERP EAS CRM SCM Усиление взаимосвязи с внешним миром Расширяется функциональность

8 Эволюция ИС управления предприятием продолжение MRP (Material Requirements Planning); MRP II (Manufacturing Resources Planning; ERP (Enterprise Resources Planning); CRM (Customer Relationship Management); SCM (Supply Chain Management); CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).

9 Развитие ИТ Администра- тивная структура Основная направленность Оценка Этап 1регулируемая монополия организацияпродуктивность/ внутренняя эффективность Этап 2свободный рынок индивидиндивидуальная/ групповая эффективность Этап 3регулируемый свободный рынок Бизнес-процессы/ межорганизационная стратегическая/ конкурентная Этап 4сотрудничествоинтеграцияорганизационная внешняя эффективность

10 Вопросы управляющих высшего уровня 1.Влияют ли неудачи внедрения необходимых ИТ на конкурентоспособность фирмы? Насколько важны ИТ для успеха в отрасли? 2.Планирует ли (устанавливает цели) фирма в области развития информационных приложений эффективно? Тратит ли она на эти цели достаточно средств? При анализе организационной деятельности в сфере ИТ управляющие высшего эшелона задают следующие вопросы.

11 Вопросы управляющих высшего уровня 3.Управляются ли активы ИТ эффективно? 4.Достаточно ли защищена деятельность ИТ от риска крупных операционных катастроф? 5.Способны ли лидеры ИТ и бизнеса решать задачи, связанные с развитием управления в фирме на базе применения ИТ? 6.Правильно ли информационные ресурсы размещены в фирме? продолжение

12 Вопросы, которые управляющие ИТ и общие управляющие должны периодически (6 месяцев или около этого) задавать 1.Соответствуют ли квалификация команды ИТ, пользователей ИТ и команды общих управляющих стратегии изменения фирмы - организации и приложениям ИТ, производственной среде и процессам управления? 2.2. Способна ли фирма выявлять, оценивать и внедрять новые информационные технологии на постоянной основе?

13 Вопросы, которые управляющие ИТ и общие управляющие должны периодически (6 месяцев или около этого) задавать 3.Интегрированы ли стратегическое планирование, управленческий контроль и системы управления проектом в достаточной мере, чтобы использовать в этих сферах деятельности ИТ? 4.Являются ли системы безопасности и контроля операций ИТ такими, какими они должны быть? 5.Существуют ли организационная структура и координирующие механизмы, гарантирующие нужное равновесие потребностей фирмы в ИТ? продолжение

14 Тренды развития и внедрения ИТ 1.ИТ влияют различным образом на разные отрасли и фирмы. От типа влияния зависят инструменты и подходы к управлению ИТ, которые соответствуют фирме. 2.Телекоммуникации, компьютеры и программное обеспечение быстро меняются и будут продолжать меняться. Эта эволюция будет дестабилизировать экономическую жизнеспособность существующих, базирующихся на информационных системах и предлагать новые возможности приложения ИТ.

15 Тренды развития и внедрения ИТ 3.Время, требуемое для успешного обучения организации ИТ, ограничивает скорость изменений. По мере того, как организация знакомится с новыми технологиями, методы управления технологиями должны меняться. 4.Внешние отраслевые, внутренние организационные и технологические изменения заставляют фирмы "покупать", а не создавать самим программное обеспечение и услуги в области информационных технологий. Этот сдвиг в сторону покупки программного обеспечения создает основные проблемы и возможности управления ИТ. продолжение

16 Тренды развития и внедрения ИТ 5.Хотя все элементы жизненного цикла систем ИТ сохраняются теми же самыми, что существовали и раньше, новые технологии требуют совершенно других подходов к управлению. Это усложняет задачи управления ИТ. 6.Управление долгосрочным развитием партнерства между общими управляющими, управляющими ИТ и пользователями является жизненно важным для использования тех возможностей, которые дают ИТ. продолжение

17 Вопросы управляющим относительно маркетинга 1.Вынуждена ли фирма ежедневно осуществлять большое количество рутинных взаимодействий с торговцами относительно заказов и получения информации? 2.Является ли выбор, какие продукты производить, сложным? 3.Нужно ли потребителям производить одновременное сравнение набора продукт/услуга/цена у конкурентов? 4.Принимают ли потребители решения быстро? 5.Существенно ли для потребителей точное и быстрое удовлетворение их потребностей?

18 Вопросы управляющим относительно маркетинга 6.Имеет ли ценность для потребителя увеличение многократности заказов или множество мест предложения услуг? 7.Склонны ли потребительские вкусы к изменению? 8.Есть ли существенные возможности для настройки продуктов на потребителей? 9.Колеблются ли цены (может или должен продавец устанавливать цены в момент продажи)? 10.Трудно ли регулировать деятельность фирмы? 11.Нужна ли к продукту информация, которая добавляет его ценность? 12.Много ли посредников существует между производителем и потребителем? продолжение

19 Вопросы управляющим производством 1.Находятся ли источники сырья в разных географических районах? 2.Используются ли в производстве высокие технологии? 3.Нужен ли долгий, сложный процесс проектирования продукции? 4.Сложно ли контролировать качество продукции? 5.Сложно ли осуществлять взаимодействия между потребителями и поставщиками за рамками фирмы? 6.Нужны ли большие запасы для производственного процесса? 7.Является ли сложной производственная программа? 8.Возможна ли экономия времени и издержек? 9.Существует ли возможность для сокращения запасов? 10.Высоки ли прямые и косвенные затраты труда?

20 Влияние ИТ: позиция отраслевых лидеров высокое Влияние ИТ на операции (издержки, сложность управления, координация, интеграция и т.д.) низкое ОборонаБанки Авиалинии Розничная торговля Бумага КонсалтингВысокая мода низкое высокое Влияние информационных технологий на маркетинг (ориентация на потребителя, реакция на изменения, индивидуализация продукции)

21 Целевые инвестиции в ИТ (по сравнению с лидерами отрасли) высокое Разрыв в сфере производственно- хозяйственной деятельности по сравнению с отраслевым лидером низкое улучшение интеграционных качеств погоня сохранение преимуществ повышение гибкости, индивидуализация продуктов и услуг низкое высокое Разрыв в области маркетинга по сравнению с отраслевым лидером

22 Источники ИТ: что выбрать Критерий решения Факторы в пользу собственной разработки Факторы в пользу покупки деловая стратегия приложения ИТ или инфраструктура дают конкурентные преимущества приложения ИТ обеспечивают поддержку стратегии или операциям, но не являются стратегическими в собственном смысле слова

23 Источники ИТ: что выбрать Критерий решения Факторы в пользу собственной разработки Факторы в пользу покупки ключевая компетенция требуемые знания или опыт в области разработки или эксплуатации приложений рассматриваются в качестве ключевой компетенции фирмы требуемые знания или опыт для построения или эксплуатации приложений или инфраструктуры не являются критическими для успеха фирмы продолжение

24 Источники ИТ: что выбрать Критерий решения Факторы в пользу собственной разработки Факторы в пользу покупки конфидециаль- ность и безопасность информации информация или ее обработка в системе ИТ или баз данных рассматриваются как высоко секретные неудачи в области безопасности вызывают проблемы, но не вызывают организационной дисфункциональности доступность соответствую- щих образцов не существует надежных партнеров- разработчиков приложений и необходимой инфраструктуры надежные компетентные поставщики существуют продолжение

25 Источники ИТ: что выбрать Критерий решения Факторы в пользу собственной разработки Факторы в пользу покупки доступность пакетов программного обеспечения необходимые приложения уникальны пакеты, отвечающие необходимым требованиям доступны анализ издержки/ выгоды издержки покупки продукта или услуги и координация и контроль межорганизационных отношений дороже чем издержки получения услуги внутри организации издержки покупки продукта или услуги ниже издержек получения услуги внутри организации продолжение

26 Источники ИТ: что выбрать Критерий решения Факторы в пользу собственной разработки Факторы в пользу покупки временные ограничения есть время для создания внутренних ресурсов и квалификации для внедрения ИТ время необходимое для создания ресурсов и получения опыта превышает требования к продукту или услуге эволюция и сложность технологии фирма способна привлечь экспертов в области ИТ необходимых для внедрения приложений при разумных издержках фирма неспособна приспособиться к быстрым изменениям технологии продолжение

27 Источники ИТ: что выбрать Критерий решения Факторы в пользу собственной разработки Факторы в пользу покупки легкость внедрения доступны программные инструменты, обеспечивающие быструю разработку приложений инструменты для быстрой разработки приложений недоступны или неэффективны продолжение

28 Силы, влияющие на конкуренцию Конкуренты в отрасли Новые участники ПоставщикиПотребители Производители замещающих продуктов

29 Использование ИТ для противодействия рыночным силам Рыночные силы Потенциальные результаты действия рыночных сил Потенциальное использование ИТ для противодействия рыночным силам Угроза новых участников Новые мощности Увеличение использования ресурсов Снижение цен Формирование барьеров: экономия на масштабе издержки нового участника на ИТ индивидуализация продукции доступ к каналам распределения

30 Использование ИТ для противодействия рыночным силам Рыночные силы Потенциальные результаты действия рыночных сил Потенциальное использование ИТ для противодействия рыночным силам Влияние покупателей Снижение цен Высокое качество Расширение обслуживания Поощрение конкуренции Отбор покупателей Издержки покупателя при переходе к другому поставщику Индивидуализация Барьеры на вход Влияние поставщико в Повышение цен Снижение качества и обслуживания Отбор поставщиков Интеграция с другими поставщиками продолжение

31 Использование ИТ для противодействия рыночным силам Рыночные силы Потенциальные результаты действия рыночных сил Потенциальное использование ИТ для противодействия рыночным силам Угроза замещения продукции Потолок цен Ограниченный оборот Улучшение соотношения цена/эффективность Традиционн ые конкуренты в отрасли Конкуренция: цены продукты распределение и услуги Доступ к рынкам Индивидуализация: продуктов услуг фирм продолжение

32 Эволюция ИТ и архитектуры Парадигма ИТ Эра головной машины ые годы Эра микро- компью-тера (70-80-ые годы) Эра распредели- тельных систем (конец 80-х годов до наст. врем.) Эра повсе- местных систем Доми- нирую- щая техно- логия Головная машина/ мини- компьютер "центра- льный интеллект" Микро- компью-тер "децент- рализо- ванный интел-лект" Сеть клиент- сервер: "распределен ный интеллект" Неструктури- зованная сеть/пер- сональные переносные технологии: интегриро- ванный мобильный интеллект"

33 Эволюция ИТ и архитектуры Парадигма ИТ Эра головной машины ые годы Эра микро- компью-тера (70-80-ые годы) Эра распредели- тельных систем (конец 80-х годов до наст. врем.) Эра повсе- местных систем Органи- зацион- ная мата- фора ИерархияПредприни- мательст-во Смешанные формы Информацион- ного века Основ- ная роль ИТ Автоматиза- ция сущест- вующих процедур Увеличение эффективно сти индивидов и групп Изменение отрасли/ организа-ции Создание ценности продолжение

34 Эволюция ИТ и архитектуры Парадигма ИТ Эра головной машины ые годы Эра микро- компью-тера (70-80-ые годы) Эра распредели- тельных систем (конец 80-х годов до наст. врем.) Эра повсе- местных систем Типич- ный пользо- ватель Специалист в ИТ Грамотный в ИТ деловой аналитик Грамотный в ИТ управляю- щий и персонал Все Распо- ложе- ние Вычисли- тельный центр СтолРасширенная локализа-ция Везде продолжение

35 Эволюция ИТ и архитектуры Парадигма ИТ Эра головной машины ые годы Эра микро- компью-тера (70-80-ые годы) Эра распредели- тельных систем (конец 80-х годов до наст. врем.) Эра повсе- местных систем Оценка эффек- тив- ности Норма дохода на инвести-ции Увеличение продуктивно сти и повышение качества решений Усиление конкурент-ных позиций Создание ценностей продолжение

36 Эволюция ИТ и архитектуры Управление информацией Информаци онный уровень ДанныеАналитика Информаци я Знания Информа- ционная модель Приклад- ная специ- фика Потоки данныхБизнес- процессы Потоки знаний Хранение информа- ции Файлы данных Иерархические СУБД Связан- ные СУБД Гипертексто- вые и объектно- ориентиро- ванные системы управления знаниями продолжение

37 Эволюция ИТ и архитектуры Управление информацией Интегра- ционный уровень Вычисли- тельная под-держка только для данных Начальная компьютерная поддержка всех информацион-ных классов, но ограниченная интеграция Начало интегра-ции голоса, видео, данных, текста, графики Интегрирован- ная поддержка всех информа- ционных классов продолжение

38 Организационные задачи в области развития и применения ИТ нужно соблюдать баланс между инновациями и контролем текущей деятельности. необходимо приложить усилия, чтобы добиться сбалансированного влияния специалистов и конечных пользователей на отбор приоритетов в области ИТ. При анализе организационной деятельности в сфере ИТ управляющие высшего эшелона задают следующие вопросы.

39 Возможные последствия доминирования специалистов в области ИТ или конечных пользователей Доминирование специалистов в области ИТ Доминирование пользователей Слишком большое внимание базе данных и техническому обслуживанию систем. Все новые системы должны соответствовать структуре данных функционирующих систем. Заявки на услуги требуют обоснования их необходимости. Слишком большое внимание проблемным областям, где ощущается потребность в ИТ. ИТ выходят из-под контроля специалистов. Взрывной рост числа новых систем и поддерживающего их персонала. Услуги ИТ предоставляет множество поставщиков.

40 Возможные последствия доминирования специалистов в области ИТ или конечных пользователей Доминирование специалистов в области ИТ Доминирование пользователей За редкими исключениями доминирует стандартизация. Выгоды контроля со стороны пользователей обсуждаются, но не реализуются. Аргументация, что внутренние разработки всегда дешевле, чем закупка ИТ извне. Частые изменения поставщиков конкретных услуг. Отсутствие стандартов и контроля над данными и системами. Явных преимуществ использования ИТ не ощущается. Отдельные преимущества не систематизированы. продолжение

41 Возможные последствия доминирования специалистов в области ИТ или конечных пользователей Доминирование специалистов в области ИТ Доминирование пользователей Работа на грани технических возможностей, недостаточно ориентированная на пользователя. Специалисты полностью контролируют свою деятельность и деятельность пользователей. Портфель возможностей развития находится под жестким контролем специалистов. Недостаточная оценка эффективности новых систем. За советами к специалистам в области ИТ не обращаются. Если получают советы, то не следуют им. Ориентация на внешнее обслуживание ИТ. продолжение

42 Возможные последствия доминирования специалистов в области ИТ или конечных пользователей Доминирование специалистов в области ИТ Доминирование пользователей Нет сильных пользовательских групп. Верхнее звено управления не вовлечено в деятельность, связанную с ИТ, хотя уделяет им внимание. Построение сетей, исходя из собственных, а не корпоративных потребностей. Часть пользователей не понимает, зачем им нужны системы ИТ. Нет координации между пользователями в плане передачи опыта. Дублирование технического персонала. Рост издержек на коммуникации. продолжение

43 Факторы, определяющие стремление пользователей к доминированию сдерживаемый пользовательский спрос; рост конкуренции и услуг на рынке ИТ; желание пользователей контролировать свою работу; соответствие ИТ типу предприятия.

44 Факторы в пользу контроля со стороны центрального подразделения ИТ профессионализм персонала; эффективный контроль реализуемости систем; возможность создавать корпоративные базы данных; соответствие всех нововведений структуре и стратегии предприятия; реалистическая оценка издержек на ИТ.

45 Координация политики в области ИТ Разногласия между специалистами в области ИТ и пользователями можно значительно смягчить, четко устанавливая, что должны делать пользователи, что службы ИТ и что высшее звено управления. Высшее звено управления должно играть существенную роль в формировании такой политики и гибко менять ее со временем. И службы ИТ, и пользователи должны понимать смысл своих ролей и отдавать себе отчет в возможных конфликтах.