Экскурсия как одна из форм педагогической поддержки при формировании профориентационного самоопределения воспитанников образовательных учреждений интернатного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Advertisements

Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Да здравствует Заветная мечта по программе «Большое чтение» Автор проекта: Румянцева Н. А. – заведующая библиотекой МОУ СОШ 21 г. Шарья.
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Социальный проект. Выполнен ученицами 11 «А» класса МОУ СОШ 4 Шубниковой Евгенией и Малхасян Эльвирой.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в мир Красоту» по художественной направленности Воспитатель:
ПРОЕКТ Профориентационный центр школы как средство актуализации профессионального самоопределения учащихся Тюменская область; Ханты – Мансийский автономный.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Преемственность ДОУ и школы. . Социальный заказ Развитие творческой личности Способный к саморазвитию и самореализации.
Организация методической работы с педагогами. Задачи методической работы: Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий.
Центр профориентационной работы в МБОУ СОШ 76 город Краснодар.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Анкета для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" Подготовила Н.А. Кузнецова.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей.
Транксрипт:

Экскурсия как одна из форм педагогической поддержки при формировании профориентационного самоопределения воспитанников образовательных учреждений интернатного типа Разработали педагоги-тьюторы Пономарева М.А. Волохова Г.И. МОУ «Детский дом-школа 95» Новокузнецк

Цель проектно- исследовательской работы: обобщить имеющийся теоретический материал выявить особенности профориентационных экскурсий; систематизировать виды профориентационных экскурсий; разработать практические рекомендации по проведению профориентационных экскурсий; презентовать работу в этом направлении (на примере Дома детства 95 города Новокузнецка).

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия). Словарь С.И. Ожегова

Экскурсия как вид деятельности Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: подразделяются на две части: деятельность экскурсантов. деятельность экскурсовода; Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах: наблюдение; наблюдение; изучение; исследование объектов. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий: подготовка проведение экскурсий.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания; б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения; в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы; г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания; д) как форма распространения научных знаний; е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности; з) как автономная форма культурно- просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма; и ) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Экскурсия как форма общения В практической деятельности имеют место два вида общения : прямое; прямое; косвенное. косвенное. Формы прямого общения : беседа; беседа; лекция:; лекция:; диспут; диспут; дискуссия; дискуссия; экскурсия. экскурсия. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает: Экскурсия как форма прямого общения предполагает: взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия.

Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог. Воспитанницам было предложено самостоятельно найти высшее учебное заведение, где можно получить эти профессии.

Экскурсии как одна из форм профинформирования воспитанников Эффективной формой проф- ориентационой работы с воспитанни- ками интернатных учреждений является организация и проведение экскурсий. В работе по профессиональной ориентации основное внимание уделяется ее профинформационному аспекту, так как именно профессиональная информация, как одно из направлений профориентации, помогает наиболее осознанно подойти к выбору профессии.

Классификация профориентационных экскурсий по различным параметрам: по степени задействования в ней воспитанников и встречающих лиц; воспитанников и встречающих лиц; по месту проведения; по месту проведения; по подготовленности к ним; по подготовленности к ним; информационные; информационные; образовательные; образовательные; по рефлексивной деятельности по рефлексивной деятельности воспитанников. воспитанников. Классификация позволяет более точно определить специфику профессиональных экскурсии, построить план ее проведения, провести последующую рефлексию.

С воспитанницами старших классов планируются мероприятия, направленные на формирование психологической готовности к труду, расширение знаний о мире труда. Получив багаж знаний на предыдущих этапах, старшеклассники готовы к восприятию более сложного материала, к психологическому анализу профессии. Поэтому в старших классах все профинформационные мероприятия должны завершаться составлением профориентационной характеристики профессии (профессиограммы).

Экскурсии эффективная форма профориентационной работы Цель профессиональная ориентация воспитанниц Задачи: познакомить будущего абитуриента с вузом; дать необходимый информационный материал о специальностях и направлениях подготовки в данном учебном учреждении; показать научно-исследовательские достижения преподавателей и сотрудников университета. Важно также показать будущему абитуриенту перспективу развития высшего образования и научных исследований в РФ, востребованность специалистов, бакалавров, магистров различного профиля.

По степени задействования воспитанников и встречающих лиц Экскурсия- просмотр Экскурсия ознакоми- тельная Экскурсия с элементами професси- ональных проб

Экскурсия-просмотр Ее целью является ознакомление с местом работы человека той или иной специальности, условиями его труда. с местом работы человека той или иной специальности, условиями его труда. Примером таких экскурсий можно назвать посещение музеев, выставок, галерей (профессия экскурсовод).

Экскурсия ознакомительная (с экскурсоводом) Во время ее проведения воспитанницы могут задать вопросы по интересующим их проблемам экскурсоводам, узнают из первых уст материал о той или иной профессии, о прошлом, настоящем и будущем предприятия или учреждения, где представители этой специальности могут учиться или работать. Например, экскурсия в какое-то учебное заведение, которое проводит или студент-выпускник, или кто-то из преподавателей этого учебного заведения (список профессий может быть любой в зависимости от профиля учебного заведения); экскурсия в адвокатскую контору (адвокат, мировой судья и др.).

Показ объектов, происходящий под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода, подчинен задаче раскрытия определенной темы. подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

Экскурсия с элементами профессиональных проб Во время ее проведения воспитанницам дают возможность выполнить какое-нибудь несложное задание, попробовать применить полученные в ходе экскурсии или ранее имеющиеся у них знания в деятельности той или иной профессии. Например, будучи с экскурсией в офисе фирмы «Мери Кей» (профессия – независимый консультант по красоте) девочкам под руководством опытных дизайнеров дали попробовать нанести макияж друг другу, научили определять тип кожи и соответственно ему подбирать косметику.

На экскурсии в детском саду (профессия воспитатель дошкольного учреждения, повар, музыкальный работник, медицинская сестра, методист дошкольного учреждения, логопед и т.д.) девочки провели несколько игр с детьми, пообщались, поучили с ними стихи и песни, помогли накрыть на стол и уложить спать на сончасе.

Важным моментом при подготовке и организации ознакомительной экскурсии и экскурсии с элементами профессиональных проб является тщательная подготовка к ним. Важным моментом при подготовке и организации ознакомительной экскурсии и экскурсии с элементами профессиональных проб является тщательная подготовка к ним. Эти экскурсии целесообразно проводить по следующему плану: найти объект для проведения экскурсии с учетом выбранных воспитанницами профессий; определить цели и задачи экскурсии; обговорить, по возможности, их с принимающей стороной, чтобы определиться, например, с возможными мини-профпробами; предварительная беседа с экскурсоводом, с целью ознакомления его с выработанными целями и задачами экскурсии, при необходимости, разработка содержания экскурсии; подготовка воспитанниц к экскурсии (возможно, ознакомление с историей объекта, с выпускниками или его работниками и т.д.); заключительная беседа с воспитанницами по содержанию экскурсии, по их впечатлениям, ответы на возможно возникшие вопросы.

По месту проведения экскурсии в учебные заведения города и области экскурсии на предприятия и в офисы

Экскурсия в учебные заведения города и области Это важная форма профориентационных экскурсий, т. к. она расширяет образовательный кругозор воспитанников, позволяет им более точно ориентироваться в учебных заведениях, где можно получить выбранную профессию. Одно дело, когда воспитанницам рассказывают о том, в каких учебных заведениях им предстоит учиться, получая выбранную профессию, и совсем другое дело, когда они сами знакомятся с характером и содержанием обучения, оснащением кабинетов и лабораторий, а главное – знакомятся с теми, кто уже учится в этом учебном заведении. Возможность побеседовать со студентами, обучающимися в этом заведении, позволяет из первых уст услышать характеристику того или иного учебного заведения, узнать, как живут студенты, что интересного происходит в их студенческой жизни и многое другое.

Экскурсии на предприятия, в офисы Такой вид экскурсии помогает увидеть, почувствовать ту обстановку, а иногда (когда экскурсия подразумевает профессиональные мини-пробы) попробовать выполнить несложный вид деятельности, которую, возможно, придется выполнять после окончания учебного заведения. Воспитанницы знакомятся с условиями труда, с возможным местом своей будущей работы, понаблюдать за процессом труда, последовательностью выполнения производственных операций. Это позволяет им соотнести свое представление о будущем месте работы, при этом, или закрепить свое решение обучаться выбранной профессии, или, если что-то не понравилось, подумать еще и попробовать найти приемлемое решение.

По степени подготов- ленности воспитанников Подготовленные, запланированные экскурсии Экспромтные или незапланирован- ные экскурсии

Подготовленные, запланированные экскурсии При такой форме экскурсии проводится большая предварительная работа: выбирается объект осмотра; определяется профессия, на которую следует обратить внимание; изучается, по возможности, прошлое, настоящее и будущее этой профессии или близкородственной специальности; подготавливаются определенные вопросы для экскурсовода с цель более полного раскрытия содержания той или иной профессии; возможно, осуществляется знакомство с предприятием или учебным заведением, где представители той или иной специальности могут учиться и работать и т.д. Это приводит к тому, что воспитанницы приходят на экскурсию более подготовленными, имеющими за плечами определенный знаниевый багаж, позволяющий уточнять им только некоторые детали интересующего их вопроса, еще больше пополнить имеющиеся у них сведения о той или иной профессии.

Экспромтные или незапланированные экскурсии Экскурсия может проводиться и незапланированно, например, гуляя по городу, зашли в огромный продуктовый супермаркет (профессии – продавец, кассир, пекарь, менеджер по продажам, мясник и др.) Но, надо иметь в виду, что и из таких экскурсий можно извлечь большую пользу, если хорошо поработать над рефлексией. По возвращению в детский дом и обсуждению поездки надо дать воспитанникам следующие задания: составьте список профессий людей, работающих в этом супермаркете; ответьте на вопросы: какая из перечисленных профессий вам больше всего понравилась, почему; что вам показалось интересным из увиденного и т.д. Это позволит закрепить увиденное, а при подготовке к ответам на поставленные вопросы даст возможность узнать воспитанницам что-то новое, интересное.

Приведенная классификация профориентационных экскурсий позволяет: тщательно планировать экскурсии; проводить более основательную предварительную работу во время подготовки и организации экскурсий; уметь видеть, находить и извлекать пользу из случайных, незапланиро- ванных экскурсий. Профориентационные экскурсии способствуют: Профориентационные экскурсии способствуют: конкретизации уже имеющихся знаний; получению новых знаний; развитию коммуникативных навыков воспитанников; повышению интереса к изучаемому виду профессиональной деятельности; развитию эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности воспитанниц.

Профориентационные экскурсии для воспитанниц 10 класса, участвующих в проекте, на 2008 – 2009 учебный год ТемаФорма экскурсииСроки 1. МДОУ Детский сад 45 с элементами проф. проб Сентябрь 2. Офис фирмы «Мэри Кей» с элементами проф. проб с элементами проф. проб Сентябрь 3. Суд. Мировой судья с элементами проф. проб Октябрь 4. КузГПА факультет ПМНО ознакомительная Октябрь 5. Новокузнецкое ТV 10 канал ознакомительная Ноябрь 6. Художественный музей Экскурсия-просмотр Ноябрь 7. Библиотека им. Гоголя («Аквариум» компьютерный зал) с элементами проф. проб Ноябрь 8. ДК ЗСМК (костюмерная, декор. мастерская, студия, гримерная, т.д.) ознакомительная Декабрь 9. Тур. агентство «Тревил тур» с элементами проф. проб Декабрь 10. Школа иностранных языков с элементами проф. проб Декабрь 11. Гостиница «Новокузнецкая» ознакомительная Январь 12. Педагогический колледж 2 ознакомительная Январь 13. КузГПА ; театр «Фаэтон» ознакомительная Январь 14. Редакция газеты «Кузнецкий рабочий», «Кругозор» с элементами проф. проб с элементами проф. проб Февраль 15. Галерея «Творчество» Экскурсия-просмотр Февраль 16. Таможенный контроль ознакомительная ознакомительная Март 17. Редакция газеты «Телесемь» с элементами проф. проб с элементами проф. проб Март 18. Музей драм. театра им. С.Орджоникидзе ознакомительная Апрель 19. КузГПА факультет рус. языка и литературы ознакомительная Апрель 20. Куз. ГПА факультет иностранных языков ознакомительная Май

Примерный перечень вопросов для интервью с представителем профессии: 1.Как называется Ваша специальность (профессия)? 2.Какие из учебных предметов в школьные годы Вам больше всего нравились? Какие меньше? Что, по Вашему мнению, было причиной того и другого? 3.Что повлияло на Ваш выбор? 4.Какой путь получения профессии (специальности) Вы прошли? 5.Что знали об этой профессии до начала подготовки и какой опыт имели? 6.Существуют ли сегодня другие пути получения Вашей профессии (специальности)? 7.Какой тип человека, по Вашему мнению, может заниматься этой работой с удовольствием? Какой - должен избегать ее? 8.Что представляет собой Ваш рабочий день? Опишите его. 9.В каких условиях Вам приходится работать? 10. Какие преимущества имеет Ваша профессия (специальность)? 11. Какие недостатки имеет Ваша профессия (специальность)? 12. Каков состав работающих по данной профессии (специальности) (соотношение по возрасту, полу) сегодня и какие тенденции происходят?

13. Что может ожидать Вашу профессию в будущем? 14. Как Вы думаете, количественный состав работающих со временем будет возрастать или уменьшаться? Следствием чего это будет являться? 15.Какое влияние оказали родители на Ваш выбор профессии (специальности)? 16. Какое влияние оказали друзья и знакомые на Ваш профессиональный выбор? 17. Испытывали ли Вы потребность в помощи по вопросу выбора профессии (специальности) со стороны взрослых людей, которые бы хорошо знали особенности и требования профессии (специальности) и которые могли бы правильно оценить Ваши интересы, склонности и способности? 18.Была ли у Вас возможность общения с такими людьми? 19. Как Вы относились к теперешней вашей профессии (специальности), когда были в нашем возрасте? 20. Вы уверены в том, что сделали наилучший выбор? Если "да", то обоснуйте, если "нет" - назовите основные ошибки. 21. Какой профессиональный путь Вы прошли? 22. Какие существуют перспективы дальнейшего профессионального роста и что для этого от Вас требуется? 23. Повторили бы Вы свой выбор сегодня, если бы была возможность все начать сначала? 24. Если бы Ваш сын (дочь) решил повторить Ваш выбор, как бы Вы к этому отнеслись?

Мониторинг проведенных экскурсий за учебный год Экскурсии по месту проведения Экскурсии по степени подготовленности воспитанников Экскурсии по степени задействования воспитанников

Фотоотчет по профориентационным экскурсиям с воспитанницами Детского дома-школы 95 г. Новокузнецка

Экскурсия-просмотр «Художественный музей» Цель: просмотр специфики работы искусствоведа, экскурсовода Во время экскурсии помимо просмотра экспозиции музея, воспитанницы наблюдали за работой экскурсовода, проводящего параллельную экскурсию. Знакомясь с деятельностью музея, воспитанницы узнали спектр образовательных услуг, которые он предлагает желающим: лектории для дошкольников и школьников: "Кладовая ремесел", "Уроки культуры и этикета", "История православного искусства", "Путешествие улитки"; лектории воскресного дня: "Школа маленьких искусствоведов", "Поиграем в дизайн"; "Мастерские в музее" (мастер-классы для детей в дни школьных каникул), студия рисунка для детей "Акварелька", студия рисунка для взрослых Во время рефлексии в беседе с воспитанницами выявлены следующие качества личности, необходимые для представителей вышеперечисленных профессий: глубокое знание предмета, общительность, владение коммуникативными навыками общения, умение длительное время держать вниманиеэкскурсантов, красноречие, умение заинтересовать неподготовленную публику предлагаемой тематикой экскурсии, доступно излагать им ее материал.

Экскурсия с элементами профессиональных проб в МДОУ Детский сад 45 комбинированного вида в МДОУ Детский сад 45 комбинированного вида Цель: формирование у воспитанниц интереса к профессии воспитателя дошкольного учреждения, мотива выбора профессии педагогического профиля, закрепление полученных ранее знаний. Во время проведения экскурсии воспитанницы в детском саду провели несколько игр с детьми, присутствовали на занятии, поучили с детьми стихи и песенки и помогли воспитателю уложить детей спать. Заведующая детским садом рассказала девочкам о смежных профессиях (педагог-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д.), предложила познакомиться с методической литературой, используемой воспитателями для планирования и работы с детьми, рассказала о путях получения профессии. Рефлексия показала, что воспитанницы обладают достаточным объемом знаний и умений по профессии воспитатель дошкольного учреждения. Это обусловлено спецификой нашего учреждения, возможностью постоянного посещения девочками дошкольного отделения, где многие имеют крестников, младших братьев и сестер, ранее проведенными пробами по этой профессии. Но в то же время, экскурсия показала, что воспитанницы имеют недостаточное представление о профессиях педагог-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Это нацелило нас на планирование встреч с представителями этих специальностей, проведение профессиональных проб для ознакомления с этими профессиями.

Отчет о профориентационной экскурсии в библиотеку Место проведения – центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя. Библиотека им. Н.В. Гоголя – это старейшая публичная библиотека Кемеровской обл., основа в 1929 году. Сегодня – это крупный информационно-библиографический и культурный центр Новокузнецка. Сегодня библиотека совмещает в себе несколько видов культурной деятельности: библиотека-информационный центр, библиотека-клуб, библиотека-музей, библиотека-салон. Многолетняя работа библиотеки свидетельствует о том, что она является подлинным центром реализации творческих инициатив горожан. У профессии библиотекаря есть все шансы не стать отживающей свой век, а уверенно существовать в новом тысячелетии. Впереди большая интересная работа не просто хранителя книг, но распространителя информацииВ библиотеке вы можете выбрать книгу и взять ее домой по абонементу (абонемент – это право пользования чем-либо в течении определенного времени, т.е. книгой в течении 10 дней) или может почитать книги в читальном зале. Библиотека – это совокупность книг, которые один человек или много людей собрали с любовью и хранят с заботой.

Экскурсия в Кузбасскую государственную педагогическую академию г. Новокузнецка Воспитанницы детского дома-школы планируют стать студентами КузГПА

Экскурсия в офис туристической фирмы «Happy Travel» Менеджер по туризму – это интересно!

Экскурсия в Дворец культуры ЗСМК (театральная студия, пошивочная мастерская, костюмерная и т.д.)

Экскурсия в адвокатскую контору Как много надо знать юристу!

Экскурсия в офис косметической фирмы «Mary Kay» Это пригодится всегда!

Экскурсия в компьютерный зал «Аквариум» центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя Современные технологии при выборе профессий!

Рефлексивная деятельность воспитанников воспитанников *** Мечтаю о профессии менеджера по туризму. Экскурсия в турбюро особенно мне понравилась. Здесь так интересно! Я узнала, что для того, чтобы работать менеджером по туризму надо много знать. Я изучаю английский язык, думаю, что это – первый шаг к осуществлению моей мечты. (Кособринова К., 10 кл.) *** Интересными были экскурсии с мини-пробами в детский сад. Я очень люблю детей, слушать их бесконечное «почему ?», играть с ними. Я твердо решила стать воспитателем детского сада. Экскурсии помогли мне попробовать себя в этой роли. Сейчас я готовлюсь к поступлению в КузГПА. (Зинкина В., 10 кл.) *** Мне особенно понравились экскурсии, где можно было что-то сделать, попробовать. Именно тогда понимаешь, интересно этим заниматься или нет. Таких экскурсий в этом году было много. (Манзырева Н., 10 кл.) *** Я еще не определилась с выбором профессии, но благодаря экскурсиям я имею достаточно информации для выбора. Мне понравились экскурсии в офисы «Mary Kay»,«Happy Travel» (Пономарева А., 10 кл)