Всё то, что было в бездне дней, Не меркнет в памяти моей И нет желанней ничего, чем образ края моего. К. Бальмонт Реализация краеведческого компонента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
География родного края Элективный курс Павлова М. А. МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа»
Advertisements

Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Крячкова Татьяна Владимировна Учитель географии I категории Нарышкинской средней общеобразовательной школы Вознесенского района Учитель географии I категории.
Тематическое планирование изучения курса географии в 5 классе c определением планируемых результатов. 1.Выделяется тема курса. Эта тема, как правило, интегрирует.
Подготовила Макогоненко Ю.А. учитель географии УВК «Школа-гимназия» 2 пгт Ленино.
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
Планы описания географических объектов. Характеристика карты Название карты. Вид карты по масштабу. Вид карты по охвату территории. Вид карты по содержанию.
Содержание практик. Физико-географическая практика 1,2, География Проводят полевые наблюдения, знакомятся c полевыми явлениями в естественных.
Ресурсы Дом зад. стр. 8-9 учебника, выучить термины. Практическая работа: анализ карт атласа Учебник стр 8-9 Атлас с Тетрадь –тренажер: с. 4 (1-3)
Цели урока: Создать целостное представление о разнообразии и единстве природы страны как неотъемлемой части географической оболочки; Создать целостное.
Пускай растёт зелёный терем, Просторный, мирный дом зверей, Входи в него не диким зверем, А самым лучшим из друзей!
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
Краеведение как основа фундаментальных наук Из опыта работы учителя географии и биологии Октябрьской средней школы отдела образования города Лисаковска.
Факультатив «Практикум по географии» 6 класс Учитель географии: Фролова Лариса Сергеевна.
{ Парковый пояс юга Москвы Руководитель проекта – Хабибуллин Рустам Хайдарович, учитель географии, лауреат Премии Правительства Москвы в области образования.
Учитель географии МОУ Скородумская ООШ Ведерникова Надежда Александровна учебный год.
КОНКУРС МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УРОКОВ Номинация : география Учебный предмет : География материков и океанов. Тема урока : Страны Северной Африки. Алжир. Класс.
Природные комплексы суши и океана. Задачи урока: Познакомиться с понятием природный комплекс. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Условиями.
Э КОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «Р ОДНАЯ СТОРОНА » Учащиеся: Ермакова Олеся(7 класс), Михайлова Юлия (9 класс) Руководитель: Лаврентьев В.В. Учитель биологии МАОУСОШ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12» СЕЛА КУРШАВА АНДРОПОВСКОГО РАЙОНА КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ.
Транксрипт:

Всё то, что было в бездне дней, Не меркнет в памяти моей И нет желанней ничего, чем образ края моего. К. Бальмонт Реализация краеведческого компонента в преподавании начального курса географии в 6 классе

компоненты среднего образования Федеральный Национально-региональный Школьный

. Формы реализации национально-регионального компонента в содержании образования 1. Включение разделов и тем национально- регионального компонента в учебные программы основной общеобразовательной школе в 5-9 кл.; 2. Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде вариативных курсов, интегративных и элективных модулей и др. 3. Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская, историко- краеведческая и поисково-музейная деятельность учащихся.

Региональный компонент в преподавании географии 6 класс «Начальный курс физической географии» «Методы изучения природы родного края» 8 класс «Физическая география России» «Особенности природы родного края» 9 класс – «Экономическая и социальная география России» «Население и хозяйство родного края»

Класс VIVIIVIIIIXXXI Курс географи и Начальный курс географии География материков и океанов География России, ч. I География России, ч. II Экономи- ческая и социальная география мира Экономи- ческая и социальная география мира К-во часов Для общеобразовательных учреждений на изучение географии отводится следующее количество часов в неделю по классам: «…Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности за счет часов регионального (национально-регионального) компонента увеличено количество часов в VI классе на 1 час в неделю на изучение учебного предмета "География". Указанные часы рекомендуется (необходимо) использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента».

Темы начального курса географии в 6 классе: Введение Изображения земной поверхности и их использование Развитие географических знаний о Земле Земля – планета солнечной системы Литосфера – каменная оболочка Гидросфера – водная оболочка Атмосфера – воздушная оболочка Биосфера – оболочка жизни Географическая оболочка.

Введение Тема: «Введение в географию» Источники географической информации. Методы изучения окружающей среды. Наука краеведение. Осенняя экскурсия «Географические объекты вокруг меня» Практическая работа 1 Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Творческие работы: 1. Дизайн дневника погоды. 2. Иллюстрированный словарь географических терминов. 3. Фотоальбом «Географические объекты родного края»

Изображения земной поверхности и их использование Тема: « Изображения земной поверхности » Виды изображений поверхности Земли: глобус, карты, планы, чертежи, аэроснимки. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Творческая работа: Сборник изображений поверхности Земли родного края Тема: « Географическая карта » Градусная сеть и географические координаты. Измерение расстояний на местности, плане и карте. Географическая карта родного края Практическая работа 2. Определение географических объектов на территории своего района, их описание. Практическая работа 3. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Новосибирской области и России Творческая работа: Составление интерактивных карт родного края

Изображения земной поверхности и их использование Тема: « Ориентирование по топографической карте » Ориентирование на местности. Азимут на плане и местности. Измерение расстояний на местности. Практическая работа 4. Определение направлений, расстояний, азимутов по плану и на местности по компасу, Солнцу и местным признакам. Творческая работа: Прокладывание экскурсионного маршрута на местности и его картирование и иллюстрирование. Тема: « План местности » План местности. Способы съемки местности. Построение простейших планов. Картографический метод исследования Практическая работа 5 Составление плана местности с помощью полярной съемки. Творческая работа: Проект освоения территории родного края или микрорайона школы на конец XXI века или на ближайшее будущее Тема: « Географическое положение территории проживания » Географическое положение объектов. Чтение географических карт. Физико- географическое положение микрорайона школы Практическая работа 6 Обозначение географических объектов на контурной карте родного края Творческая работа: 1. Составление путеводителя или видеофильма по достопримечательным местам родного края.

Развитие географических знаний о Земле Тема: « Развитие знаний о Земле » Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знаний о родном крае. Вклад земляков в освоении Земли Экскурсия в краеведческий музей Творческие работы: 1. Знаменитые люди родного края

Земля – планета солнечной системы Тема: Наш дом – планета Земля Земля как планета солнечной системы. Космический адрес. Географические следствия формы и размеров Земли. История развития и заселения территории родного края. Творческие работы: 1. Создание макета солнечной системы. 2. Разработка стенгазеты « Земля – наш общий дом » Тема: Движения Земли Виды вращений Земли: осевое, орбитальное, галактическое и их проявления на территории родного края. Смена сезонов года. Пояса освещенности. Практическая работа 7. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Тема: Влияние космоса на Землю и жизнь людей Влияние космоса на Землю и жизнь людей родного края: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы. Творческая работа: Наблюдения за звездным небом и Луной.

Литосфера – каменная оболочка Тема: « Минералы и горные породы » Минералы, горные породы и полезные ископаемые, слагающие земную кору своей местности, особенности их залегания. Зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Геология. Профессия геолог. Практическая работа 8. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности. Творческие работы: 1. Составление коллекции горных пород своей местности. 2. Геологическая история развития территории родного края. 3.О чем говорят камни? Тема: « Особенности рельефа и его изменение » Рельеф своей местности и причины его обусловившие.. Абсолютная и относительная высота. Изображения рельефа на планах и картах. Проявления действия сил, изменяющих рельеф на территории родного края. Практическая работа 9. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте (на основе материалов осенней экскурсии). Творческие работы: 1. Геологические памятники природы родного края. 2. Составление профиля по планам родного края. 3. Вычисление относительной высоты близлежащего холма и его картирование. Тема: « Влияние человека на рельеф » Рациональное и нерациональное воздействие человека на рельеф области, района, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа. Меры по предупреждению вредных воздействий человека на рельеф. Творческая работа: Исследование водно-эррозионных форм рельефа своей местности и выявление влияния на них хозяйственной деятельности человека.

Гидросфера – водная оболочка Тема: « Внутренние воды » Единство гидросферы с учетом местных водных объектов. Особенности размещения внутренних вод своей местности. Хозяйственное значение местных вод, экологическая оценка состояния, меры по бережному использованию и охране от загрязнения. Проблемы рационального потребления внутренних вод Новосибирской области. Творческие работы: 1. Иллюстрированный журнал « Экологическое состояние внутренних вод Новосибирской области ». 2. Проект « Какую воду мы пьем? » 3. Проект « Куда уходит вода? » Тема: « Внутренние воды и рельеф » Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и горными породами. Определение по карте направлений течений рек Новосибирской области. Происхождение озер Новосибирской области Творческая работа: Проект « Кто главный: рельеф или вода? » Тема: « Внутренние воды и климат. Жизнь во внутренних водах » Влияние климата на внутренние воды. Питание и режим ближайшей к школе реки, пруда или какого-либо другого водоема. Растительный и животный мир местных водоемов. Жизнь водных объектов. Творческие работы: 1. Создание коллекции « Растительный мир местного водоема ». 2. Создание фотоколлекции « Животный мир местного водоема ». 3. Правила поведения на реке (у водных источников). Тема: « Описание местного объекта гидросферы » Паспортизация объектов гидросферы. Практическая работа 10. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Творческие работы: 1. Проект « Семь чудес водных объектов родного края » 2. Эссе « Река моего детства » (исследование). 3. Восстановление и охрана родника. 4. Комплексное описание водного объекта своего села (паспорт объекта). 5. Значение реки Чем в истории заселения Новосибирской области 6.Экологические проблемы водных объектов родного края. Пути их решения.

Атмосфера – воздушная оболочка Тема: « Погода моей местности » Описание погоды по сезонам года. Предсказание погоды. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Синоптические карты. Профессии синоптик и метеоролог. Практическая работа 11. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой (По дневнику наблюдений за погодой и данным многолетних наблюдений). Творческие работы: 1Народные приметы погоды. 2.Живые барометры. Тема: « Климат родного края ». Причины, формирующие климат. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Практическая работа 12. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Творческие работы: 1. Составление климатической диаграммы для города. 2. Климат в прошлом. Тема: « Явления в атмосфере ». Редкие и грозные атмосферные явления. Фенологические наблюдения. Творческая работа: Иллюстрированный справочник « Атмосферные явления Новосибирской области: их статистика и хронология ». Тема: « Взаимосвязь человека и атмосферы ». Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Творческие работы: 1. Источники загрязнения атмосферы: картирование. 2. Разработка буклета « Мы за чистый воздух »

Биосфера – оболочка жизни Тема: « Растительный и животный мир своей местности » Типичные представители растительного и животного мира родного края, особенности распространения и приспособления к среде обитания. Практическая работа 13. (экскурсия) Описание растительного и животного мира на примере своей местности на основе разных источников географической информации. Творческая работа: 1.Фотоколлекция « Растения и животные вокруг меня » 2. Лекарственные растения на службе человека. Тема: « Человек часть биосферы » Народы своего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Творческие работы: Разработка экскурсий « Народные промыслы и умельцы края », « Национальная одежда, традиции народов края », « Знаменитые люди родного края ». Тема: « Экологические проблемы своей местности. Определение качества окружающей среды » Современные экологические проблемы родного края. Охрана природы. Красная книга Новосибирской области. Практическая работа 14. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, её изменения, влияния на качество жизни населения родного края. Творческие работы: 1. Разработка экологических плакатов 2. Отражение природы в устном народном творчестве народов края. 3. Проблемы использования населением даров леса. 4.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.).

Географическая оболочка Тема: « Природно-территориальные комплексы » Территориальные комплексы своей местности : различие по размерам, природные, природно- антропогенные и антропогенные. Почвы родного края как особый природный комплекс. Меры по охране почв. Практическая работа 15. Описание почв на примере своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв. Творческие работы: 1. Изучение почвенного профиля на примере садового участка. Тема: « Природная зона своей местности ». Лесостепь. Изменение природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека. Ресурсы окружающей среды и их охрана. Творческие работы: 1. Проект будущего « Наш заповедник » 2. Виртуальный зоопарк.

Формы изучения краеведческого компонента 1. Практические работы. 2. Учебные экскурсии. 3. Туристские походы. 4. Краеведческие экскурсии 5. Викторины 6. Предметные недели по географии