Проект Кому нужен этот музей? Проект-победитель 2008 года в номинации «Музейные исследования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт Камчатстата по проведению социологических опросов потребителей статистической информации г.Москва, 2010.
Advertisements

Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Методы сбора социологической информации
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
1 Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Результаты анкетирования « АНКЕТА ПЕРВОКУРСНИКОВ » 2013 год Департамент.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
I этап Цель проекта повышение эффективности функционирования системы государственно-общественного управления образованием (далее – ГОУО) на региональном.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Организация исследовательской деятельности учащихся «Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности» О.Е.
Социальный проект как форма личностного развития..
АНАЛИЗ АУДИТОРИИ ИЗДАНИЯ «90 МИНУТ» Период исследования Май – Октябрь 2007 TNS Gallup Media Ноябрь 2007.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Оценка качества деятельности учреждений культуры.
Создание периодического экспертно-аналитического электронного издания, обеспечивающего общественно- профессиональное обсуждение ФЦПРО ООО «Верконт Сервис»
© Чистяков Ю.А., ОГУ «РЦРО» 2010Чистяков Ю.А.ОГУ «РЦРО»
Прохождение практики студентами Высшей школы современных социальных наук (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова.
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Транксрипт:

Проект Кому нужен этот музей? Проект-победитель 2008 года в номинации «Музейные исследования»

Проект Кому нужен этот музей? Проведение социологических исследований с целью выяснения профессионального и общественного спроса на публичную музейную информацию и сервисы в электронном виде

Этапы проекта: Предварительный этап: - определение целей и задач исследования, формулировка проблемы - выделение фокусных групп - разработка вариантов опросных листов: интервью и анкеты - построение опросной выборки респондентов

Этапы проекта: Полевая стадия и сбор материала - проведение фокус-групп - проведение опроса посетителей - обработка полученной информации - обработка музейной книги отзывов - обработка электронной гостевой книги сайта музея - проведение интервью с группами сотрудников музея, контактирующими с публикой (администраторы, кассиры, экскурсоводы библиотекари) - обработка всей полученной информации

Этапы проекта: Заключительный этап - анализ совокупности собранных материалов, статистической информации - построение сводных таблиц, графиков, схем - подготовка аналитического отчета - формулирование практических рекомендаций на основе эмпирических данных

Предварительный этап Любовь Петрунина Борис Дубин Предварительные консультации: по определению целей и задач исследования: «Получить количественные и качественные данные о запросах к музеям Кремля и их информационным службам со стороны основных социально-демографических групп населения страны и целевых групп» по выделению фокусных групп (преподаватели, школьники, ученые-историки, работники турфирм)

Предварительный этап Выбор инструментария: Опрос - сбор первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Выборочный (500 москвичей гостей столицы, посетивших или собирающихся посетить Музеи Московского Кремля). Фокус-группы для основных целевых аудиторий позволяют получить глубокую качественную информацию. Это исследование не предполагает жесткой схемы гипотез, а также не обеспечивает статистическую представительность данных. Однако качественный подход помогает более глубоко исследовать социальную реальность. Глубинные индивидуальные интервью с сотрудниками музея, контактирующими с публикой Анализ дополнительной информации, содержащейся в гостевой книге музея на сайте и в книгах отзывов.

Предварительный этап Структура технического задания для социологов: разработать программу социологических исследований по теме «Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев» организовать и провести исследования представить результаты проведенных исследований в форме научного отчета с приложением всех полученных в ходе сбора социологической информации данных

Проект Кому нужен этот музей? Тендер на выполнение научно-исследовательских работ – социологических исследований по теме "Музеи Московского Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" 15 декабря 2008 года

Социологические исследования по теме "Музеи Московского Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев"

Предварительный этап Задачи ВЦИОМ в соответствии с контрактом: Получить количественные и качественные данные о запросах к музеям Кремля и их информационным службам со стороны основных социально- демографических групп населения страны и целевых групп (преподаватели, школьники, ученые-историки, работники турфирм) Представить собранные и обработанные данные. Предложить рекомендации по наиболее острым информационным дефицитам в отношении музейных фондов и информационных услуг

Предварительный этап Подготовка инструментария: обсуждение и составление вопросов анкеты для количественного опроса (43 вопроса) написание сценариев проведения фокус-групп тематические блоки для учителей и учеников: опыт посещения музеев, уровень осведомленности о Музеях Московского Кремля, информационные ресурсы; тематические блоки для исследователей: сфера исследовательских интересов, опыт посещения Музеев Московского Кремля и информационные ресурсы; тематические блоки для представителей турфирм: оценка опыта взаимодействия турфирм с музейным комплексом Московского Кремля по организации и проведению экскурсий для туристов обсуждение критериев, по которым будет производиться отбор респондентов в фокус-группы при качественных опросах обсуждение вопросов для интервью с сотрудниками музея (администраторы, кассиры, экскурсоводы, сотрудники библиотеки)

Полевая стадия и сбор материала февраль-март – проведение количественного опроса и фокус-групп, анализ музейной документации и интервьюирование сотрудников май – дополнительные исследования (блок вопросов по теме исследования во всероссийском опросе населения, проводимом ВЦИОМ + проведение двух дополнительных фокус-групп (студенты и преподаватели ВУЗов)

Полевая стадия и сбор материала Реализация и проведение количественного опроса: 43 вопроса анкеты (1 блок вопросов, касающийся личностной информации; 2 блок вопросов, касающийся предпочтений в проведении свободного времени; 3 блок вопросов, касающийся непосредственно Музеев Московского Кремля; специальный блок вопросов для тех, кто сейчас собирается пойти на экскурсию или выставку; специальный блок вопросов для тех, кто только что закончил посещение Кремля; 4 заключительный блок вопросов, касающийся информации о респонденте)

Полевая стадия и сбор материала Реализация и проведение количественного опроса: 1000 опрошенных (500 москвичей гостей столицы) В соответствии с целями исследования под жителем Москвы в данном случае понимается гражданин, постоянно проживающий в Москве в течение последних 6 месяцев В соответствии с целями исследования под гостями столицы понимаются граждане, временно пребывающие на территории Москвы в оздоровительных, познавательных, профессионально- деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев включительно. С целью получения информации от различных социальных и возрастных групп населения, посещающих Москву, опрос проводился в выходные и в будние дни в различное время суток (с до 20.00).

Полевая стадия и сбор материала Реализация и проведение фокус-групп: рекрутирование участников (8-10 человек для 6-ти фокус-групп) предварительный сценарий и работа модератора каждую фокус-группу проводил опытный модератор, основываясь на заранее подготовленном сценарии. Его основные задачи: предоставить всем участникам возможность высказаться, поддерживать дискуссию, не уходя в сторону от тематики. С согласия участников исследования производилась запись фокус-группы на видео-пленку.

Полевая стадия и сбор материала Реализация и проведение интервью с сотрудниками музея, контактирующими с публикой: 1 администратор 1 кассир 2 экскурсовода 1 сотрудник библиотеки опросный лист, включал вопросы, направленные на выявление наиболее дефицитных, востребованных информационных ресурсов музейных фондов и дополнительных услуг, установление основных мотивов обращения к информационным службам музея и пр.

Полевая стадия и сбор материала Сбор дополнительной информации, содержащейся в гостевой книге музея на сайте и в книгах отзывов: -работа с сайтом (анализ гостевой книги по тематическому содержанию, определение характера вопросов и замечаний аудитории сайта, характер ответов на эти вопросы и замечания, динамика активности пользователей книги) -работа в архиве современной документации Музеев Московского Кремля

Заключительный этап обобщение полученных результатов; подготовка содержательного отчета; подготовка пресс-релиза; анализ результатов отчета и подготовка рекомендаций. Музеям Московского Кремля, в соответствии с контрактом, передаются в полном объеме исключительные права на следующие результаты интеллектуальной деятельности: - программу социологических исследований; - научный отчет по итогам социологических исследований; - пресс-релиз.

Социологические исследования по теме "Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Проект Кому нужен этот музей?

Кому нужен этот музей? досуг - система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая человеком в свободное время культурный досуг – деятельность, осуществляемая человеком в свободное время, направленная на усвоение культурных ценностей активный культурный досуг – деятельность вне дома, осуществляемая человеком в свободное время, направленная на усвоение культурных ценностей

Кому нужен этот музей? Место музеев в активном культурном досуге россиян стабильно незначительное от 2% до 5%

Кому нужен этот музей? 80% россиян хотя бы раз в своей жизни были в музее! По результатам всероссийского опроса

Кому нужен этот музей? Типы музейной аудитории Актуальная аудитория те, кто время от времени, не менее 1 раза в год, посещают музеи 23% россиян относятся к актуальной аудитории

Кому нужен этот музей? Типы музейной аудитории Потенциальная аудитория те, кто не ходит в музей по каким-либо конкретным причинам, но, могут пойти, если ситуация, мешающая им, изменится 53% россиян отмечают, что при наличии возможностей ходили бы в музеи чаще

Кому нужен этот музей? Типы музейной аудитории Не аудитория те, кто не рассматривает музей в качестве варианта проведения культурного досуга 20% россиян никогда не были в музее

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими источниками Вы пользуетесь для получения информации о музеях?" 47% россиян не пользуются из предложенных источников информации Информационные источники Ответ "Да" Россия, % Реклама по телевизору29 Плакаты, афиши на улицах28 Газеты24 Журналы23 Друзья, знакомые23 Интернет20 Радио20 Затрудняюсь ответить50

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими источниками Вы пользуетесь для получения информации о музеях?" 47% россиян не пользуются из предложенных источников информации Информационные источники Ответ "Да" Россия, % Актуальная аудитория,% Реклама по телевизору2948 Плакаты, афиши на улицах2848 Газеты2440 Журналы2345 Друзья, знакомые2364 Интернет2070 Радио2039 Затрудняюсь ответить5014

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими источниками Вы пользуетесь для получения информации о музеях?" 47% россиян не пользуются из предложенных источников информации Информационные источники Ответ "Да" Россия, % Актуальная аудитория,% Реклама по телевизору2948 Плакаты, афиши на улицах2848 Газеты2440 Журналы2345 Друзья, знакомые2364 Интернет2070 Радио2039 Затрудняюсь ответить5014 Интернет 70

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вывод Актуальная музейная аудитория среди различных информационных источников выбирает Интернет

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Актуальная аудитория получает из Интернет анонсы и информацию о новых выставках - 58% информацию о режиме работы музея - 32% информацию об истории и исторических событиях, связанных с музеем - 16% информацию об истории отдельных музейных экспонатов - 23%

Кстати… Вопрос: "Имеются ли у Вас дома…? Ответ "Да" Россия, % актуальная аудитория, % Телевизор97 DVD-проигрыватель62 Компьютер50 Доступ в Интернет33 Коммуникатор (КПК)10

Кстати… Вопрос: "Имеются ли у Вас дома…? Ответ "Да" Россия, % актуальная аудитория, % Телевизор97 DVD-проигрыватель6277 Компьютер5083 Доступ в Интернет3378 Коммуникатор (КПК)1029

Кстати… Вопрос: "Имеются ли у Вас дома…? Ответ "Да" Россия, % актуальная аудитория, % Телевизор97 DVD-проигрыватель6277 Компьютер5083 Доступ в Интернет3378 Коммуникатор (КПК)1029 Компьютер Доступ в Интернет 83 78

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Вспомните, когда, от кого Вы впервые узнали о Музеях Московского Кремля?" Узнал в школе - 55% От родных и близких - 34% Из книг, брошюр, журналов - 8% Из СМИ - 6 % Узнал в институте - 3% Из Интернет - 3% От турагентств - 1% Опрос актуальной аудитории

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Сколько раз Вы посещали Музеи Московского Кремля?" Гости столицы, % Москвичи, % 1 раз61 2 раза23 3 раза8 4 раза3 5 и более раз4

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Сколько раз Вы посещали Музеи Московского Кремля?" Гости столицы, % Москвичи, % 1 раз раза раза812 4 раза33 5 и более раз48

Представители актуальной аудитории не знают Какие музеи находятся на территории Московского Кремля - 25% О действующих выставках и экспозициях в музеях Московского Кремля - 42% О существующих тематических экскурсиях - 46 % "Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев"

Россияне не знают Какие музеи находятся на территории Московского Кремля - 57% О действующих выставках и экспозициях в музеях Московского Кремля - 67% О существующих тематических экскурсиях - 69 % "Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев"

48% опрошенных охарактеризовали уровень информированности о музейном комплексе Московского Кремля как недостаточный

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какой информации от Музеев Московского Кремля Вам не хватает?" Информации об экспонатах - 32% Информации о выставках - 28% Не хватает рекламы -22% Информации о билетах -18% Не хватает информации в целом - 8 % Информации о кассах - 2% Опрос актуальной аудитории

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими традиционными информационными музейными продуктами Вы готовы были бы воспользоваться?" Традиционные информационные продукты Ответ "Да" Россия, % Фильмы50 Художественные альбомы42 Путеводители, открытки40

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими традиционными информационными музейными продуктами Вы готовы были бы воспользоваться?" Традиционные информационные продукты Ответ "Да" Россия, % Актуальная аудитория, % Фильмы5063 Художественные альбомы4257 Путеводители, открытки4063

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими новыми информационными продуктами и услугами Вы готовы были бы воспользоваться?" Новые информационные продукты и услуги Ответ "Да" Россия, % актуальная аудитория, % Полный электронный каталог собрания музейного фонда 26 Виртуальная тематическая экскурсия26 Индивидуальный электронный путеводитель- коммуникатор (КПК) 23 Электронные копии исторических документов22 Библиотечные ресурсы22 Игровые программы18 Общение через сайт с хранителями17

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими новыми информационными продуктами и услугами Вы готовы были бы воспользоваться?" Новые информационные продукты и услуги Ответ "Да" Россия, % актуальная аудитория, % Полный электронный каталог собрания музейного фонда 2656 Виртуальная тематическая экскурсия2653 Индивидуальный электронный путеводитель- коммуникатор (КПК) 2363 Электронные копии исторических документов2243 Библиотечные ресурсы2236 Игровые программы1834 Общение через сайт с хранителями1728

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Вопрос: "Какими новыми информационными продуктами и услугами Вы готовы были бы воспользоваться?" Новые информационные продукты и услуги Ответ "Да" Россия, % актуальная аудитория, % Полный электронный каталог собрания музейного фонда 2656 Виртуальная тематическая экскурсия2653 Индивидуальный электронный путеводитель- коммуникатор (КПК) 2363 Электронные копии исторических документов2243 Библиотечные ресурсы2236 Игровые программы1834 Общение через сайт с хранителями

"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" Выводы: остается устойчиво высокий интерес всей аудитории к традиционным информационным музейным продуктам достаточно высокий уровень готовности актуальной аудитории воспользоваться новыми информационными продуктами и услугами с использованием современных информационных технологий

Целевые аудитории В опросе участвовало 6 целевых аудиторий: Учителя Школьники Исследователи Туристические компании Преподаватели ВУЗов Студенты

«Школьники"«Учителя»«Турагентства»«Исследователи» Полный электронный каталог собрания музейного фонда кремля Виртуальная тематическая экскурсия Доступ к электронным копиям исторических документов Доступ к библиотечным ресурсам Московского Кремля Общение через сайт с хранителями, историками музея Использование индивидуального электронного путеводителя Использование электронных путеводителей для семейного просмотра Игровые программы по тематике Кремля Художественные альбомы Путеводители, открытки Фильмы

Фокус-группа "Школьники" школьники, в основном, предпочитают лично посетить музей и увидеть все своими глазами, а виртуальная экскурсия кажется им менее интересной, потому что она не может до конца передать неповторимую атмосферу музея, «дух старины».

Фокус-группа "Учителя" Виртуальная экскурсия, по мнению учителей, могла бы отчасти заменить реальную тем, у кого нет возможности (например, материальной) посетить музей лично. Для использования в учебном процессе среди учителей востребованы короткие получасовые фильмы, которые удобно встроить в урок.

Фокус-группа "Туристические компании" Представители туристических компаний используют сайт музеев Кремля только для получения технической информации о часах работы музея, о проводимых выставках. По мнению турагентств, для того, чтобы привлекать посетителей, информация должна быть более разнообразной и красочной, а также регулярно обновляемой.

Фокус-группа "Туристические компании" «Именно язык должен быть другим, они боятся говорить человеческим языком, а псевдоискусствоведческий, человек не воспринимает. Должны быть яркие описания предметов.»

Фокус-группа "Исследователи" «Я выбираю Интернет-рассылку, так как, если мы выбираем исследовательский профиль, то хотелось бы не получать кучу мусора. Если была бы такая более тонкая система регистрации на сайте, было бы очень хорошо. Интернет-рассылка тебя выведет на сайт, поэтому одно без другого существовать не может. Книжки меня не очень вдохновляют, я все сейчас читаю в Интернете и очень раздражаюсь, когда приходится тащиться в библиотеку за книжкой»

Фокус-группа "Исследователи" Исследователи выступают за разнообразие источников. Кому-то удобнее специальные печатные издания, кому-то – информация на сайте, но наибольшее количество голосов прозвучало в пользу Интернет- рассылки.

Фокус-группа "Студенты" Высказали точку зрения, что музейная библиотека могла бы быть им интересна только в том случае, если бы объединила в себе несколько функций одновременно: была бы и информационным центром с различными видами ресурсов и приятным комфортным местом для проведения досуга.

Рекомендации Целевая группа "Учителя" предлагают музеям готовить специальные фильмы для трансляции в автобусе во время следования в музей, как предварительную вводную информацию перед посещением музея.

Рекомендации Целевая группа "Туристические компании" предлагают музеям готовить специальную информацию на музейных сайтах, которая может быть использована туристическим бизнесом, как привлекательный рекламный материал для привлечения туристов.

Рекомендации Целевая группа "Туристические компании" предлагают музеям применять гибкие сезонные тарифы на постоянные экспозиции и выставки, вписываясь в туристический рынок.

Рекомендации Целевая аудитория "Преподаватели" предлагают музеям приглашать их на новые выставки и экспозиции, для того, чтобы они, в свою очередь, выступили "агентами" музея в студенческой аудитории и рекомендовали студентам посещать музей.

Рекомендации Целевая аудитория "Студенты" предлагают музеям создать общественный информационный центр Музеев Московского Кремля, как сайт, с открытыми библиотечными ресурсами.

Рекомендации Целевые аудитории "Студенты" и «Исследователи» предлагают музеям использовать "принцип сарафанного радио" в сетевых сообществах в Интернет («В контакте», «Одноклассники» и т.п.) для привлечения потенциальной аудитории в музей.

Рекомендации Исследования показали, что музеям необходимо активнее присутствовать в информационных каналах для трансляции целевой информации а именно:

Рекомендации Предпочтительные информационные каналы по распространению целевой информации «Анонсы новых выставок и экспозиций» Информационные каналыРоссия, % актуальная аудитория, % Телевидение5030 Плакаты на улицах4026 Газеты339 Журналы259 Сеть Интернет2258 Радио2211 Друзья и знакомые ("сарафанное радио«)2035

Рекомендации Предпочтительные информационные каналы по распространению целевой информации «Режим работы музея, выставок» Информационные каналыРоссия, % актуальная аудитория, % Плакаты на улицах189 Газеты173 Сеть Интернет1732 Телевидение147 Журналы102 Радио84 Друзья и знакомые ("сарафанное радио"829

Рекомендации Предпочтительные информационные каналы по распространению целевой информации «Отзывы критиков и экспертная оценка» Информационные каналыРоссия, % актуальная аудитория, % Газеты114 Телевидение93 Журналы97 Сеть Интернет84 Радио44 Друзья и знакомые ("сарафанное радио"42 Плакаты на улицах21

Рекомендации Предпочтительные информационные каналы по распространению целевой информации «Отзывы обычных людей» Информационные каналыРоссия, % актуальная аудитория, % Друзья и знакомые ("сарафанное радио")2625 Телевидение105 Журналы96 Сеть Интернет75 Газеты74 Радио54 Плакаты на улицах21

Рекомендации Предпочтительные информационные каналы по распространению целевой информации "Рассказы об истории и исторических событиях по музейной тематике" Информационные каналыРоссия, % актуальная аудитория, % Телевидение158 Журналы1413 Газеты136 Друзья и знакомые ("сарафанное радио")99 Сеть Интернет916 Радио86 Плакаты на улицах21

Рекомендации Предпочтительные информационные каналы по распространению целевой информации "История отдельных музейных экспонатов" Информационные каналыРоссия, % актуальная аудитория, % Телевидение107 Журналы98 Газеты74 Радио54 Друзья и знакомые ("сарафанное радио")48 Сеть Интернет423 Плакаты на улицах22