Система профессионально- ориентационной работы социального педагога в школе – интернате для неслышащих детей
В системе трудового воспитания обучающихся общеобразовательных школ неотъемленной частью является их профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация обучающихся представляет собой комплекс психолого- педагогических медицинских мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека, состоянию его здоровья, с учетом его способностей, интересов и потребности в специалистах в регионе и в обществе.
Взаимодействие коллектива школы-интерната в системе профориентации неслышащих обучающихся Зам. по ВРЗам. по УВР Соц. педагог Библиотекарь Классный руководитель Воспитатель Учитель- предметник Мед. работник
ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа должна проводиться с обучающимися с первого по выпускной классы. 2) Дифференцированность и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью (понимается как органическое единство социального заказа государства и потребностей общества в кадрах)
Цели профориентационной работы: 1. Развивать у неслышащих обучающихся активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. 2. Оказывать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся; 3. Открывать перед юношами и девушками перспективу личностного развитии; 4. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи профориентационной работы: - расширение знаний учащихся о мире профессий, а также - формирование умения ориентироваться в этих знаниях; - сформировать положительное отношение к труду; -научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; -научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - формирование чувства ответственности за свои действия и решения.
Основные направления профориентационной работы Профес сионал ьная инфор мация Профес сионал ьное воспита ние Профес сионал ьная консуль тация Социал ьно- профес сионал ьная адапта ция
Направление социально-педагогической деятельности по профориентации реализуется через: - организацию и проведение индивидуальных консультаций по профессиональному определению, - совместное проведение с классным и руководител ями классных часов по профориентации ; - сотрудничество с Краевым центром реабилитации для инвалидов ; - организации экскурсий в учебные заведения - разработк у памяток по профориентации выпускник ов - оформление стенда «Куда пойти учиться» - ознакомление обучающихся с основными Законодательными документами, содержащих положения о профессиональном образовании инвалидов в Российской Федерации. - отслеживание трудоустройства выпускников школы- интерната
Консультации и беседы по профессиональному определению
Классные часы «Знакомство с профессиями»
Профессиональная диагностика склонностей подростков В Хабаровске открылся краевой реабилитационный центр для инвалидов, который помогает реабилитироваться и социализироваться инвалидам в обществе Здесь не только оказываться медицинская помощь, но и проводится работа по адаптации инвалидов к жизни: обучение профессиям, психологическая подготовка. Проводится предварительная профдиагностика, которая предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту В центре есть водолечебница, галокомплекс «Соляная пещера», тренажерные залы, кабинеты мануальной и рефлексотерапии, лечебной физкультуры, массажа, психотерапии. Второй год наши выпускники проходят профдиагностику в центре инвалидов и эта работа приносит положительные результаты по выбору их профессии.
День открытых дверей в ПУ 40
Экскурсия в ПУ 6
Памятки для выпускников УСЛОВИЯ ПРИЕМА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Прием на обучение в учреждения начального профессионального образования проводится по личным заявлениям граждан на основе представленных документов об уровне образования с целью определения возможности поступающих осваивать образовательные программы начального профессионального образования. К заявлению о приеме в государственные учреждения начального профессионального образования поступающие прилагают документ, удостоверяющий личность, документ государственного образца об уровне образования (подлинник), необходимое количество фотокарточек, медицинскую справку о состоянии здоровья по форме 086-у с заключением врача о профессиональной пригодности. Правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Приемные комиссии начинают работать с 10 мая. ПОРЯДОК ПРИЕМА Поступающие в профессиональные училища представляют на имя директора заявление о приеме с указанием избранной профессии, к которому прилагают: документ об образовании (подлинник); медицинскую справку, форма 086-у; 6 фотографий для документов, размером 3x4 см; паспорт (свидетельство о рождении), документ об отношении к воинской обязанности. Справку МСЭ ИПР Документы предъявляются лично в приемную комиссию, о чем делается соответствующая запись в личном деле поступающего. Паспорт (свидетельство о рождении), военный билет возвращается владельцу.
КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ? Если Вы попали в трудную ситуацию: не можете устроиться на работу, Вам поможет Центр занятости , г. Хабаровск, ул. Нагишкина, 9 кабинет , г. Хабаровск, ул. Панфиловцев Запомни: услуги службы занятости оказываются тебе бесплатно! Большое внимание Центр занятости уделяет вопросам профориентационной работе с обратившимися гражданами. Они могут получить индивидуальные консультации психологов, пройти психологическое тестирование, а также посетить лекции и групповые учебные занятия в рамках программы «Клуб ищущих работу». Профориентационные консультации дают возможность человеку сделать правильный выбор профессии.
Оформление информационного стенда «Куда пойти учиться»
Законодательные документы
Система профориентационной работы в школе-интернате будет эффективной, т.е. подведёт обучающихся с нарушениями слуха к осознанному выбору профессии в том случае, если она будет постоянной, целенаправленной, учитывающей возрастные особенности школьников, будет иметь комплексный и коррекционно - развивающий характер.