«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ООП ОУ в рамках ФГОС» Громова Любовь Анатольевна, к.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,
Advertisements

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Метод проектов- технология компетентностно- ориентированного образования.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Проектная деятельность в начальной школе. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Захарова Анна Модестовна учитель начальных классов МОУ «Руэмская средняя общеобразовательная.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Технология проектного обучения Подготовила Суслова Т.С. В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы,
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
С развитием современных педагогических технологий и Интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Исток» г. Гусь - Хрустальный.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения в условиях реализации ФГТ Зорина Н.А. начальник отдела ДО ЦПКИМР.
Транксрипт:

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ООП ОУ в рамках ФГОС» Громова Любовь Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры начального образования ГБОУ АСОУ ДПО МО

Раздел 1 Психолого-педагогические основы формирования проектной и исследовательской деятельности. Понятие о проектной деятельности младших школьников Лекция 1

Содержание образования, обеспечивает решение важнейших целей : формирование гражданской идентичности обучающихся; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования на последующих ступенях образования; формирование здорового образа жизни, правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

Проект (от projectus брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. БСЭ

Метод проектов история зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Основоположник - американский философ-идеалист Джон Дьюи ( ).

«Главная проблема образования, основывающегося на личном опыте, состоит в том, чтобы составить такой набор видов сегодняшнего опыта, который плодотворно и творчески жил бы в завтрашнем». Дж. Дьюи «Демократия и образование»

Принцип «обучения посредством делания» Ведущая идея - выполняемая ребенком учебная деятельность строилась на основе прагматики: «Всё из жизни, всё для жизни»; ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, содержание учения исходит из реальной детской жизни, результат такой деятельности можно обязательно практически применить.

Килпатрик, Уильям Херд Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом.

Дж. Дьюи ввел понятие опыта как источника образования (в противовес книжному знанию), настаивал на целесообразности образования, понимая ее как подчиненность усвоенного знания динамично представленным целям.

Концептуальные положения теории Джона Дьюи истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условия успешности обучения по Дьюи - проблематизация учебного материала, - активность ребенка, - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций -учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение, -сталкивает противоречия в практической деятельности, - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, - предлагает рассмотреть явление с различных позиций, - побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, - ставит конкретные вопросы, - ставит проблемные задачи.

Георг Кершенштейнер В эпоху разделения труда каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. Смысл трудовой школы - при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость от труда на службу государству. Ручной труд является основой собственного опыта детей.

Метод проектов в России С.Т. Шацкий внедрял проектный метод в сотрудничестве с группой педагогов- преподавателей в практику обучения с 1905 года. Этот метод широко использовался в 20-х годах ХХ века А.С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.[1][1]

С.Т.Шацкий До 1917 года Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С. Т. Шацкого и А. У. 3еленко. «Дневной приют для приходящих детей» (Москва). K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы.

Общество «Сетлемент» Цель - удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно- просветительскую работу и среди взрослого населения.

Педагогическая концепция необходимость создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. усвоение практически значимых для жизни детей знаний. отношения между педагогами и детьми - отношения между старшими и младшими товарищами. воспитание y товарищества, солидарности, коллективизма. организация детского самоуправления.

B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей.

Первая опытная станция по народному образованию, 1919 Сельское отделение станции -13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Методический центр - колония «Бодрая жизнь». Городское отделение в Москве - детский сад и школы первой и второй ступени, Внешкольные учреждения для детей и взрослых. Курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Совместная работа школы и населения по воспитанию детей. Исследовательская деятельность.

С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК ВКП(б). Использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Причины: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; слабую разработанность методики проектной деятельности; гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения; сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

Метод проблемного изложения -усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Учитель не излагает готовые научные истины, а воспроизводит путь открытия этих знаний.

Эвристический метод ученики не решают проблемную задачу целиком, учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подзадачи, а учащиеся осуществляют эти шаги под руководством учителя. А.В.Хуторской, Член-корр РАО

Эвристическое обучение Цель - конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования. Вначале ученик самостоятельно создает образовательный продукт, а уже после сопоставляет его с культурно- историческими достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах.

Проектная деятельность школьников совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся :21 Департамент образования г. Москвы

Проектная деятельность младших школьников - совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Структура проектной деятельности младших школьников Целеполагание Планирование Создание проекта Контроль и коррекция результата Презентация проекта Рефлексия

Для проекта необходима проблема взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и знания, которые ему только предстоит приобрести.

РАЗЛИЧИЯ Проектная Исследовательская деятельность деятельность Выбор цели проекта контролируется педагогом. Планирование под руководством педагога. Учебные навыки развиваются педагогом. Анализ результатов проводится сторонними лицами (жюри). Значимость проекта определяется окружающими. Самостоятельный выбор учеником цели исследования. Самостоятельное планирование. Навыки экспериментальной работы развиваются самостоятельно. Способность самостоятельного анализа результатов. Объективная самооценка.

Проект исследования -обоснование и подготовка проведения исследования, включающие определение его целей, задач, методов, человеческих ресурсов и технических средств, сроков и условий финансирования.

Исследовательский проект - совокупность измерений учащимися конкретных параметров изучаемого явления в определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся, и оформленных в виде отчета о состоянии изучаемого явления.

35 Проектная технология Виды задач: -создание текста -выступление в качестве участника представления, - поиск информации, - подготовка к празднику, - разрешение конфликта Компетентностная задача (модель реальной жизненной ситуации) Компоненты: - ситуация - роль -описание ситуации - результат - приложение

36 Примеры компетентностных задач Ты хочешь узнать значение слова «Отчизна». У тебя есть книги на выбор: 1.Орфографический словарь. 2.Этимологический словарь. 3.Л. Успенский «Слово о словах». 4.Толковый словарь. 5.История России. 6.Словообразовательный словарь. 7.Словарь синонимов 8.М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я скорее Нужно посмотреть Книги, в которых всего найду ответ содержание скорее всего не найду ответ

Онтогенез развития проектной деятельности Социальная активность, присущая человеку, как представителю данного вида живой Природы Способность к влиянию на окружающих, проявляющаяся как качество психики индивида Проектные умения, вырабатывающиеся в результате реализации способностей к организации окружающего мира Проектная деятельность, как процесс Проектная деятельность, как внутреннее психическое образование

Э. Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов: «проекты игр» - участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации и т.д.); «экскурсионные проекты», - изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательные проекты»- в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картины), музыкальной (игра на рояле) и т.д.; «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

Формы проектной деятельности младших школьников Игра, Минипроект, Экскурсия, Наблюдение, Социальная акция, Работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимого продукта, Спектакль и т.д.

Типы проектов практико-ориентированный проект - решение практических задач. учебный проект – воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов. информационный проект - результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов (одна из разновидностей реферат).

Типы проектов творческие проекты – проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся, воспитательная патриотическая, экологическая, здоровьесберегающая работа. игровые проекты - организация мероприятия (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).

Типы проектов социальные проекты – помощь социально незащищенным членам общества (концерт для ветеранов, игрушки, рисунки, плакаты для детского дома), Акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни и т.д. Шефство над часто болеющими одноклассниками и т.д.

Продукт проектной деятельности атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; законопроект; игра; коллекция; костюм; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; постановка; праздник; справочник; учебное пособие; экскурсия

Диагностика готовности к проектной деятельности (общая) Начальный этап – выявление: - интересов детей, -творческих способностей, -коммуникативных способностей, -степени развития способности к влиянию на окружающих, -степени развития способности к целенаправленной организованной деятельности.

Готовность к проектной деятельности При формировании готовности к проектной деятельности должны решаться следующие задачи: – поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений, – формирование умений осуществлять проектные действия в технологически обусловленной последовательности, – и, наконец, формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.

Диагностика готовности к проектной деятельности (общая) Текущий этап проводится в течение учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива, эффективности проектной деятельности, изменениях в интересах и потребностях детей. Диагностика проводится с помощью анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, взаимодействия со школьным психологом.

Диагностика готовности к проектной деятельности (общая) Итоговый этап проводится в конце учебного года – выявление решенных и нерешенных задач, постановка целей и задач на следующий учебный год. Главным методом диагностики является педагогическое и психологическое наблюдение во время презентации учащимися своих проектов.

Диагностика степени сформированности проектной деятельности младшего школьника Компоненты проектной деятельностиСтепень сформированности Самостоятельный выбор реальной цели, самостоятельное планирование, навыки самостоятельной работы, способность анализа результатов, оформление и представление своей работы, объективная самооценка высокая Отсутствие одного из компонентов (например: неумение выбрать цель или объективно оценить результаты) средняя Наличие одного-трех компонентов (например: способность работать с литературой, выбрать материал для доклада, оформить и представить его) низкая Наличие одного не полностью сформированного компонента (например, навыков работы с инструментами и материалами) Отсутствие компонентов ПД в работе ребенка нулевая

Коррекция готовности к проектной деятельности Согласно А.Н. Леонтьеву деятельность характеризуется потребностью, мотивом, целью, процессуальной частью деятельности и условиями ее протекания.

Коррекция готовности к проектной деятельности Коррекция мотива (заинтересовать) Коррекция целей (выявить доступную цель) Коррекция способности выполнить проект (адекватные способы действий – умение работать руками, читать и т.д.) Коррекция условий (работа с родителями, с одноклассниками и т.д)

Педагогические риски организации проектной деятельности младших школьников - изъяны воспитательного процесса, возникающие в результате формального подхода к этическим проблемам (нарушения авторского права в том числе выполнение проекта родителями, подделка результатов, и так далее);

Педагогические риски организации проектной деятельности младших школьников - личностные проблемы, связанные с неадекватным восприятием себя и окружающих ребенка людей, как результат неуспешности или успешности проектной деятельности (пониженная или завышенная самооценка, элитарность, проблемы коммуникабельности за счет сужения интересов до избранной области науки);

Педагогические риски организации проектной деятельности младших школьников - неадекватность способностей, наклонностей ученика теме проекта, навязываемой родителями и педагогами (выполнение ребенком проекта не может и не должно неизбежно приводить его к дальнейшей работе только в этой области).

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Форсирование результатов недопустимо. 1-й уровень результатов 2 уровень результатов 3 уровень результатов