Дети с множественными нарушениями объект особой заботы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили : Бруева Е. В. Терешко Е. Н. Хустнутдинова М. З.
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сколько детей сегодня нуждаются в специальном обучении? По оценкам экспертов международных организаций, например ЮНЕСКО, в России из 30 млн. детей, примерно.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
Подходы к разработке программы коррекционной работы ( Основная образовательная программа начального общего образования ) © Е.В. Коточигова © ГОАУ ЯО ИРО.
«…Ребенок, сраженный болезнью, Остается человеком, остается личностью И нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность…» «…Ребенок,
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города МОСКВЫ ЦЕНТР ДИАГНОС ТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ « НАДЕЖДА.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Организация предоставления реабилитационных услуг в рамках реализации закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Милюков.
Карлюк Е.В. - руководитель РМО социальных педагогов Центрального района г. Челябинска, социальный педагог высшей категории МОУ СОШ 30 (филиал) Меньшикова.
Обязанности родителей Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права.
Городской семинар «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы» МБОУ «СОШ 8» 24 октября 2013года.
Проблемы реализации и защиты прав ребенка. Выполнила студентка Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Причины возврата детей из приемных семей Кафедра педагогики и психологии УИПКПРО 2009.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование.
Особые дети. «Умственная отсталость». Выполнили студентки 21 группы: Силенок Алевтина и Зайцева Лариса © 2010 г Проект выполнен по программе Intel Обучение.
Транксрипт:

Дети с множественными нарушениями объект особой заботы

Население России составляет приблизительно 135 млн. человек Дети составляют в разные периоды последнего десятилетия от 17-20% от общего числа населения, т.е. по самым приблизительным подсчетам человек

Около 535 тысяч детей – дети-инвалиды т.е. около 2 % 95 % из них проживают в семьях (по данным «Фонда поддержки детей находящихся в ТЖС») Ежегодно в России рождаются 60 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями

Лишь 4,5% новорожденных рождаются здоровыми и относятся к 1 группе здоровья 15% новорожденных считается условно здоровыми К 1 классу «здоровых» детей остается 2,7% В остальных случаях дети страдают отклонениями в состоянии здоровья от пограничных форм между нормой и болезнью до различных нарушений, которые могут стать причиной инвалидности

В Республике Татарстан детей-инвалидов это составляет 1,9% всех детей республики Из них детей – школьного возраста обучается в учреждениях специального (коррекционного) образования (из ежегодного отчета «О результатах деятельности Правительства РТ в 2010 году», приложение к Посланию Президента РТ ГС РТ) В г. Казани 3482 ребенка-инвалида Сколько из них детей с МНР?

ДЕТИ с множественными нарушениями развития Во-1, это дети-инвалиды, так как у них наблюдается стойкое нарушение здоровья, расстройства функций организма, а также последствия заболеваний, которые не позволяют ребенку самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, выражать свои чувства и пожелания, совершать определенные действия, жить полноценной жизнью

ДЕТИ с множественными нарушениями развития Во-2, это дети, у которых наблюдаются нарушения физического и умственного развития (умственная отсталость, психические расстройства, паралитические синдромы, болезни органов зрения, слуха, новообразования, болезни эндокринной системы, болезни костно-мышечной системы, болезни сердечно-сосудистой системы, отсутствие речи и так далее), что осложняет адаптацию ребенка в обществе

ДЕТИ с множественными нарушениями развития В-3, причины, вызывающие множественные нарушения, это - причины генетического характера, вследствие хромосомных аномалий, либо внутриутробная мутация. Эти два фактора могут быть сочетанными

Сколько детей с МНР в РТ? Учитывая данные современной статистики и то, что к МНР в первую очередь мы отнесли заболевания генетического характера, редкие заболевания, следствия внутриутробной мутации, уровень таких детей может достигать 20 % от общего количества детей-инвалидов. А это означает, что стоит предположить, что в РТ детей с МНР порядка 3 000, в Казани – до 700 человек.

Клинико-психолого-педагогические характеристики детей с МНР многообразны и сложны Для наглядности представим некоторые заболевания, характеризующие множественные нарушения у одного ребенка: Синдром Ретта: встречается исключительно у девочек с относительно высокой частотой: 1 на тыс., выражается в утрате целенаправленных и появлении особых стереотипных движений рук в раннем детском возрасте, во многих случаях наблюдаются врожденная гипотония, небольшое отставание в становлении основных двигательных навыков. Имеют ограниченные интеллектуальные, речевые и адаптивные способности. Последняя стадия заболевания длиться до 25 лет и более, может протекать десятилетия.

Можно продолжить этот список: синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, Синдром Блоха- Сульцбергера, синдром Лоуренса, синдрома Сотоса, синдром Коэна, синдром Дюшенна-Лейдена, синдром Уильяма-Бойрена, и т.д. Ранний детский аутизм: 1) аутизм с аутентическими переживаниями; 2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости; 3) своеобразные нарушения речевого развития». Встречается у 15–20 детей из новорожденных, причем, у мальчиков в 4,5 раза чаще, чем у девочек. Прежде всего, нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию. Уровень интеллектуального развития может быть различным, но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.

Наши исследования выявили что дети с МНР в г. Казани, в Республике Татарстан зачастую проживают печальную жизнь. Она протекает в четырех стенах родного дома, где не всегда у ребенка есть не то чтобы своя собственная комната, там нет даже собственного уголка. Уход за ребенком осуществляет, как правило, мать, вынужденная оставить профессию, и, находящаяся в состоянии длительного психоэмоционального стресса, не редко деформирующего психику Ребенок с МНР в семье – испытание для всех. Родители переносят глубокий эмоциональный шок при обнаружении заболевания, установлении диагноза и инвалидности, т.е. на лицо постоянные хронические травмирующие ситуации, которые длятся года. Часто семьи распадаются.

Полученные данные в ходе проведения анкетного опроса родителей ярко отразили жизнедеятельность ребенка- инвалида с МНР и его семьи: небольшая пенсия, недостаточные меры обеспечения средствами реабилитации и образования, не включенность в систему образования, проблемы психологического характера и малообеспеченность. Учитывая, что доходы семьи выше прожиточного минимума, расходы, в том числе и на реабилитацию ребенка, превышают всевозможные доходы родителей и пенсию ребенка

Семья ребенка с МНР Положение семьи осложняется тем, что родители постоянно узнают новые детали развития и состояния ребенка, как за ним ухаживать в тот или иной период жизни, ситуация может периодически меняться. Самая главная проблема – в отличие от здоровых детей и детей-инвалидов (не тяжелых) - родители детей с МНР не всегда получают отдачу от своих усилий, не могут часто радоваться за развитие ребенка, потому что оно происходит медленнее.

Семья ребенка с МНР при опросе родителей, осуществляющих уход за детьми с МНР, число желающих приступить к трудовой деятельности составляет 60 %. Но большинство не работает, ухаживая за детьми дома, т.к. детей не берут в сады и школы, а специальные не построены при исследовании потребностей родителей детей с МНР, первая насущная потребность – в информации о заболевании, способах лечении и реабилитации, о будущем ребенка

Проследим жизнь ребенка с МНР, проживающего в Казани в семье от его рождения и до подростничества Девочка, диагноз – синдром Ретта, 1995 г.р., инвалидность с 3 лет. Диагноз установлен в г. Москва, в 1998 году (на т.г. ситуация не изменилась, в виду необходимости делать спец.анализы) Обучение начала с 3-х лет (идеальный вариант), в основном благодаря тому, что родная бабушка – специальный педагог дошкольного и младшего школьного возраста До 8-лет обучалась на дому В 2003 г. городская МППК отказала ребенку в продолжении обучения на основании того, что ребенок себя не обслуживает В течении пяти лет родители самостоятельно обеспечивают обучение ребенка В 2008 г., после обращения мамы в приемную Министерства образования РТ, была назначена повторная комиссия. Комиссия в назначенное время не состоялась

ИПР 2000 года

ИПР 2008 года Медико-социальный патронаж, социально-психологический патронаж, социально-культурный патронаж… НЕ НУЖДАЕТСЯ!!!

Дефицитные услуги для детей с МНР Образование в России для детей с МНР можно назвать нестандартными и дефицитными услугами Дефицитными являются и большинство методов реабилитации детей с МНР, такие как иппотерапия, гидротерапия, музыкотерапия, арт- терапия, др.

Дети аутистического спектра заболеваний к которым относится и синдром Ретта, в РТ до настоящего времени не принимаются на обучение. МППК, отказываясь от заведомо незаконного определения ребенка как «необучаемого», используют более безопасную для себя формулу «рекомендуется обучение в учреждениях социальной защиты» или «обучение на дому» Отказ в праве на непрерывное обучение ребенка с МНР – ежедневная практика российских государственных органов образования

Опыт судебной защиты интересов детей-инвалидов, в том числе детей с МНР (на примере г. Москва) демонстрирует весьма низкую готовность родителей добиваться в судебном порядке восстановления нарушенных прав. Даже при максимальном освобождении родителей от изнурительного многократного хождения в суд и участия в судебном разбирательстве, при столкновении с явной несправедливостью родители часто утрачивают веру в возможность добиться реализации прав своих детей, гарантированных законом.

Попытки реализовать права своих детей с МНР на образование и реабилитацию зачастую заканчиваются нервными срывами у родителей, утверждением чувства полной безысходности Обусловлено это двумя причинами: - почти поголовной правовой неподготовленностью работников образования и социальной защиты, вызванная в значительной степени стремительными изменениями законодательства, старой привычкой скрывать от граждан их права и отсутствия необходимой юридической поддержки учреждений; - Отсутствие у родителей правового сознания и навыков правового поведения

Отказ родителей бороться за права своих детей с МНР В некоторых зарубежных странах рассматривается как нарушение родителями своих обязанностей Это деликатный вопрос. Когда речь идет о российских родителях, мы зачастую имеем дело с людьми замкнутыми, потерянными, не способными к борьбе. «Не хочу жаловаться и ходить по инстанциям. Хочу дать доверенность хорошему адвокату. Меня не надо консультировать и «пичкать» брошюрами о правах и уходе за ребенком. Я в этом ничего не понимаю, просто помогите защитить моего ребенка и улучшить качество его жизни»

Международное законодательство о правах детей-инвалидов В 1989 году Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка, которая определяет права этих детей на особую заботу и внимание со стороны государства Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи в 1993 году, провозгласили обеспечение такого положения, при котором девочки, мальчики, мужчины и женщины, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права, что и другие лица и возможность полного участия в общественной жизни.

Конвенция ООН о правах инвалидов 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ОНН Министр иностранных дел С.В. Лавров от имени Российской Федерации подписал этот документ. Россия взяла на себя обязательства по выполнению 24-й статьи Конвенции – «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» Прошло 2 года…

Российское законодательство о детях-инвалидах Дети-инвалиды, это дети – находящиеся в трудной жизненной ситуации: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от ФЗ Ребенок-инвалид – это ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом или умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, или приобретенными заболеваниями, последствиями травм и вызывающее необходимость его социальной защиты: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. 181–ФЗ

Возможности интеграции ребенка с МНР определяются многими факторами, основными среди которых являются: – тяжесть и глубина расстройств: ранняя диагностика и раннее начало специализированной коррекции – комплексный медико-психолого- педагогический характер помощи ребенку; – последовательность, систематичность коррекционных мероприятий и их достаточный объем; – активное участие родителей в жизнедеятельности и реабилитации ребенка, единство усилий специалистов и семьи.

медицина В число первоочередных задач, возникающих перед специалистами, входит задача возможно более ранней диагностики сложного дефекта, выявление множественных нарушений, знание последствий множественных нарушений. Слишком поздняя диагностика – типичное явление в практике работы с такими детьми.

педагогика Дети с МНР нуждаются не только в медицинской помощи, но и в специальном психолого-педагогическом сопровождении и обучении. При этом очень важно, чтобы их окружали люди, которые понимают особенности данного нарушения, знают сильные и слабые стороны этих детей и могут оказать им помощь и поддержку.

социальная защита Своевременная и полная социальная поддержка ребенка и семьи, предоставление социальных услуг

Изучая детей с МНР, мы приходим к выводу о бессмысленности разграничении понятий Обучения (педагогика), Реабилитация и уход (медицина) Социальная поддержка (социальная работа) Согласованность медицинского, психолого- педагогического и социального подходов к ребенку с МНР может показаться не достижимой проблемой. Однако именно комплексный подход создает определенный «образ мышления» по отношению к детям с МНР, а консенсус специалистов разных сфер вырабатывает всесторонний индивидуальный план по организации жизнедеятельности ребенка

Опыт Франции Говоря о детях с МНР, живущих сегодня в современной Европе можно утверждать, что «большинство детей с этим заболеванием, а также любые другие «особые» дети смогут жить достойно. Еще недавно продолжительность жизни таких детей была величиной гипотетической… Еще недавно родителей уговаривали отдавать детей в интернат, говоря при этом «Вы сможете отдохнуть!», …еще недавно родителям говорили, что их ребенок никогда не будет развиваться…». Но уже в сентябре 2003 года Министерство образования Франции ввело 6000 ставок ассистентов-помощников в школьной образовательной системе для детей-инвалидов. Статус «лица с множественными нарушениями» введен в законодательную систему Франции.

Опыт Финляндии В Финляндии дети с МНР также как и обычные дети посещают детские сады и школы, а в старшем возрасте – училища и дома специального ухода. Семья, воспитывающая ребенка с МНР может рассчитывать на ежедневного помощника-ассистента и множество социальных услуг, являющихся для России не просто дефицитными, а не известными даже узкому кругу специалистов.

Положение детей с множественными нарушениями и особенностями развития в современной России – одна из «больных» тем социальной политики Законодательство предоставляет таким детям и их родителям немалые права, достаточную социальную поддержку. Вместе с тем, реализовать права почти невозможно, получить социальные услуги трудно из-за их дефицита в государственных учреждениях социальной защиты. Зазор между законодательной базой и практикой применения законов в отношении детей с МНР в нашей стране слишком велик.

Итак, по сравнению с другими категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите, у категории «дети с множественными нарушениями развития и их семьи» самый большой круг проблем: Своевременная диагностика, лечение, комплексная и систематическая реабилитация Раннее вмешательство в воспитание, специальное обучение и непрерывное образование Социальная поддержка ребенка и его семьи Решение этого круга вопросов и будет решением проблем интеграции детей с множественными нарушениями и их ближайшего окружения в общество

Спасибо за внимание!