Дифференциация доходов и образование в России Я.Рощина Саратов, 2004 Информация к размышлению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
Advertisements

Вологодская область Социально- экономическое развитие и гендерные проблемы.
Д.Х.Ибрагимова Конференция НИСП, г.Саратов, 5-6 октября 2004г.1 Рынок труда и бедность, (или продолжение истории о двух грантах)
Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
Бедность. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Детская бедность в России 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы 21 века» Москва, 8-9 декабря 2005 г. Независимый Институт Социальной Политики.
На самом деле нет. Дальний Восток РФ В состав Дальневосточного федерального округа входят 9 субъектов федерации: 1. Амурская область 2. Еврейская автономная.
Здравоохранение и образование: неравенство доступа Галина Бесстремянная Алина Заборовская 2005 г.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Уровень жизни населения Рассматриваемые вопросы: 1)Динамика реальных денежных доходов и заработной платы 2)Средняя территориальная дифференциация по регионам.
1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.
Влияние экономического роста на преодоление бедности Российский опыт гг. Шварева Н.В. Кононова В.Ю. Высшая шкала бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ОФОРМИЛА: Рынок труда. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Труд Земля Капитал Предпринимательские способности Труд- люди с их физическими и умственными.
ТЕМА 10 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Семинар по проекту «Подготовка региональных и муниципальных докладов и публичных отчетов образовательных учреждений» Руза, 1-3 марта 2006 г. Макеты докладов.
Чьи дети учатся в российских элитных вузах? Рощина Я.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дошкольное отделение с. Ярково Дошкольное отделение с. Усалка.
Транксрипт:

Дифференциация доходов и образование в России Я.Рощина Саратов, 2004 Информация к размышлению

Проблема – взаимосвязь неравенства в области доходов и неравенства в области образования Неравенство образования взрослых Неравенство доходов семей Неравенство уровня и качества образования детей Неравенство доступа и качества повышения образования взрослых

Образование занятость и доходы Образование как ресурс для повышения доходов и социальной мобильности Зависимость доходов населения от уровня образования Дифференциация образовательных уровней населения по доходным группам

Занятость и доходы образование Образование как фактор закрепления и усугубления имущественного неравенства Зависимость доступности образования (уровня образования и качества образования) от уровня доходов семей Дифференциация качества и количества образовательных услуг для детей в зависимости от уровня доходов семей Возможности переобучения и получения образования для взрослых в зависимости от доходов Расходы семей на образование в зависимости от доходов

Возможные уровни анализа: Макро– и региональный уровень Микро-уровень Динамика Статика

Динамика доходов и образования в России 0 - реальные располагаемые денежные доходы, % от уровня 1991 года 1 –соотношение численности детей в детских садах и численности детей 0-5 лет, % 2 – соотношение численности детей во всех видах средних учебных заведений (школы, ПТУ, ссузы) и численности детей 6-17 лет, % 3 – соотношение численности студентов вузов и численности молодежи лет. 4 – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Соотношение уровня образования занятого населения (доля занятых, имеющих ср.специальное, незаконченное высшее и высшее образование) и душевых доходов, по регионам РФ, 2002 (Данные Госкомстата)

Соотношение доли занятого населения имеющего высшее образование и отношения поступивших в вуз к окончившим среднюю школу, по регионам РФ, 2002 (Данные Госкомстата)

Соотношение уровня расходов консолидированного бюджета на 1 учащегося и душевых доходов, по регионам РФ, 2002 (Данные Госкомстата)

Соотношение доли расходов на образование в семейных бюджетах и душевых доходов, по регионам РФ, 2002 (Данные Госкомстата)

Уровень образования занятого населения (доля имеющих образование выше среднего специального) и трудоспособного населения в регионе коррелируют с : уровнем ВРП на душу (прямо) душевыми доходами (а также с их отношению к уровню ПМ) (прямо) уровнем заработной платы (прямо) не влияет на уровень бедности (доля населения с доходами ниже ПМ) охватом детей ДДУ (прямо)

Уровень экономической активности в регионе коррелирует с : душевыми доходами населения (прямо) уровнем ВРП на душу (прямо) средней заработной платой (прямо) уровнем бедности (обратно) уровнем охвата детей ДДУ (прямо)

Уровень безработицы в регионе коррелирует с : уровнем бедности (прямо) долей расходов населения на образовательные цели (обратно) долей детей соответствующего возраста в детских садах (обратно) долей детей в негударственных средних школах (обратно) долей расходов в ВРП на образование (прямо)

Уровень душевых доходов в регионе коррелирует с : уровнем образования занятого населения (прямо) уровнем экономической активности (прямо) долей сельского населения (обратно) долей детей до трудоспособного возраста (обратно) спецификой региона (М-П, нефте-газовая сп.) количеством вузов в регионе (прямо) уровнем охвата детей ДДУ (прямо) долей расходов на образование в бюджете населения (прямо)

Расходы консолидированного бюджета в расчете на 1 учащегося коррелируют с : количеством учебных заведений в регионе (детских садов, школ, профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений) и учащихся в них - (прямо) с уровнем душевых доходов населения; - (прямо) с уровнем бедности (обратно)

Анализ региональных различий показал: повышение уровня образования населения является важным ресурсом повышения доходов населения и преодоления бедности более бедные регионы чаще предоставляют худшие образовательные возможности в том, что касается высшего образования (количество вузов). эти различия не только не выравниваются, но даже усугубляются существующей системой финансирования: в регионах с более высокими доходами выше как частные, так и бюджетные расходы на образование.

Чем выше уровень образования населения, тем вероятнее его участие в рабочей силе Уровень экономической активности (% от численности группы) и безработицы (% от экономически активных) по уровням образования Данные Госкомстата, 2003

Чем выше уровень образования населения, тем вероятнее его участие в рабочей силе Уровень экономической активности и безработицы (% от численности группы) по уровням образования Данные РМЭЗ, 2002

Чем выше уровень образования населения, тем выше занимаемая должность Уровень должности(% от численности группы) по уровням образования Данные РМЭЗ, 2002

Чем выше уровень образования населения, тем выше доходы Профиль "доход-возраст-образование" фактические заработки за месяц на всех местах работы, занятое население в возрасте лет Данные РМЭЗ, 2002

Чем выше уровень образования населения, тем выше доходы Количество лет образования (накопленное) по доходным группам, население лет, Доля населения из каждой группы, завершившего каждый год обучения, %. Данные РМЭЗ, 2002

Образование занятость и доходы: люди с невысоким уровнем образования предъявляют более низкую экономическую активность, их шансы попасть в число занятых в экономике также ниже, они чаще работают в отраслях с низкой заработной платой и занимают невысокие позиции в должностной иерархии в России выросла отдача от образования в последние годы, по сравнению с серединой 90-х годов; различия в заработках людей с разным уровнем образования весьма существенны значительна зависимость уровня душевых доходов от образования и занятости; среди малоимущего и особенно крайне бедного населения преобладают люди с невысоким уровнем образования (по сравнению со всем населением), а наличие высшего образования является определенным гарантом обеспеченности. вложения в образование – эффективная мера, направленная на снижение бедности.

Чем выше уровень доходов населения, тем ниже образовательные возможности детей Доля детей и молодежи, не посещающих ни одно учебное заведение, по возрастам и децильным группам, % Данные НОБУС, 2003

Доходы образование : образовательные возможности детей из семей с разным уровнем дохода достаточно существенны они минимальны на уровне начального и среднего общего образования, но становятся существенно дифференцированными на уровне получения полного среднего образования (высокие доходы позволяют ребенку учиться в полной средней школе или ссузе, низкие – не учиться совсем или учиться в пту) максимальный разрыв образовательных возможностей наблюдается для высшего образования бедность семьи является хотя и не вовсе непреодолимым, но чрезвычайно серьезным барьером для обучения ребенка в вузе

Чем выше уровень доходов населения, тем выше качество образования детей Характеристики средних школ и образования по доходным группам, % Данные ДВО, 2001

Доходы образование : малообеспеченные семьи имеют более низкие образовательные возможности не только относительно уровня, но и, главное, относительно качества получаемого детьми образования уже на ступени средней школы следовательно, путь в высшую школу для многих них становится закрыт не только из-за невозможности материальных затрат (хотя бы на содержание ребенка в период обучения), но также в силу недостаточного качества подготовки школьника таким образом, для повышения доступности высшего образования необходимо преодоление сегрегации семей с разными уровнями доходов на этапе среднего образования (школ и средних специальных учебных заведений)

Чем выше уровень доходов населения, тем ниже возможности доп. образования взрослых Характеристики доп. образования взрослых по доходным группам, % Данные РМЭЗ, 2002

Доходы образование : имеется значительный ресурс востребованности повышения образования у взрослых, особенно в бедных и малообеспеченных семьях однако фактор самоотбора, как и материальные ограничения, выступает существенным барьером на этом пути бедное население уже имеет более низкий образовательный потенциал, и, кроме того, плохие возможности для его роста

Чем выше уровень доходов населения, тем выше доля в расходах на образование Доли в расходах на образование доходных групп, % Данные Госкомстата, 2003

Чем выше уровень доходов населения, тем выше возможности расходов на образование Возможности оплат образования детей доходных групп, % Данные РМЭЗ, 2002

Доходы образование : значительная часть российских семей фактически уже несет расходы на инвестиции в образование детей, которые максимальны для уровня высшего образования эти затраты существенно различаются для семей с разным уровнем доходов (для малообеспеченных они значительно ниже), однако если сравнивать с уровнем душевых доходов, то доля расходов на образование в бедных семьях достаточно высока вероятно, получение образования уже рассматривается этими семьями как важный ресурс социальной и имущественной мобильности, и они готовы нести эти затраты, даже отказывая себе в удовлетворении других потребностей