1 Законодательная база и нормативно- правовое регулирование в сфере оказания психологической помощи обучающимся, их родителям и педагогам в образовательном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна, начальник.
Advertisements

Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Министерство образования Российской.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
Педагог-психолог: Шемякова С.А.. Практическая психология образования очень молода. При активной социальной поддержке с 1989 года в коллективы школ влились.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
«…Ребенок, сраженный болезнью, Остается человеком, остается личностью И нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность…» «…Ребенок,
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт Утверждён приказом Минобрнауки РФ от г. 373.
Транксрипт:

1 Законодательная база и нормативно- правовое регулирование в сфере оказания психологической помощи обучающимся, их родителям и педагогам в образовательном учреждении Березина Валентина Александровна, начальник отдела Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России, к.п.н., доцент Москва, 1 марта 2012 года

Статданные по образовательным учреждениям и количеству обучающихся, воспитанников (2010/11 уч.г.) ДОУ , в них детей; Школ , обучающихся. Кроме того, подростков обучаются в колледжах, в НПО и СПО. Т.о., 86,8 % или детей, от всех детей в возрасте от 0 до 17 лет, посещают образовательные учреждения, проводя в них большую часть своего активного времени. 2

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН Первую и вторую группу здоровья имеют: в дошкольных учреждениях – от 62 до 75% детей; в начальных классах - от 50 до 60%; в старших классах %. 3

Основные факторы риска для здоровья школьников нерациональная организация образовательного процесса; несоответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников; отсутствие в школе целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, службы психологической помощи 4

5 Нормативно-правовое обеспечение охраны и укрепления здоровья детей в системе образования 1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) 2. Основные направления Правительства РФ на период до 2012 года (от 17 ноября 2008 г р) 3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию ( гг.)

6 ПОСЛАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (30 ноября 2010 г.) 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас»

7 СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ «ВЕТХОЙ» 1.Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Новое поколение образовательных стандартов 2. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения 3. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 4. Создание мотиваций и условий для здорового образа жизни 5. «Показателем личного успеха должно стать здоровье человека… И если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность»

8 Новая структура ФГОС (изменение федеральных государственных стандартов общего образования во исполнение ФЗ от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ) Новая структура ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным; 3) к результатам освоения основных образовательных программ

9 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС общие требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к образовательным технологиям, используемым на разных ступенях обучения; требования к кадровому обеспечению с учетом миссии, целей и задач ОУ и потребностей участников образовательного процесса;

10 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС (продолжение) - требования к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса; - требования к финансово-экономическому обеспечению; - требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса - санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности

ФГОС начального общего и основного общего образования Психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, обеспечивающие вариативность направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 и от 17 декабря 2010 г. 1897). 11

Основы законодательства в области образования. Нормативно-правовые основы деятельности ППМС-центров Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Статья 2 - принципы государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» 12

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Статья 5 - гражданам гарантируется право на образование в пределах ФГОС и федеральных государственных требований путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. ППМС-центры содействует созданию обучающимся, воспитанникам, в т.ч. имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (гражданам с ограниченными возможностями здоровья), условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов 13

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Статья 7 - устанавливает ФГОС, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, поскольку речь идет о требованиях не только к структуре основных образовательных программ, но и к условиям их реализации Статья 10 - допускает освоение образовательных программ в различных формах, в том числе, в форме семейного образования, самообразования, экстерната 14

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Статья 15 - Общие требования к организации образовательного процесса запрещают применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам. Задачи ППМС-центров: выявление потенциальных возможностей обучающихся, разработка рекомендаций для самого ученика, педагогов и родителей по эффективной организации учебно- воспитательного процесса; создание психологически безопасной, развивающей образовательной среды, которая гармонично воспитывает ребенка, способствует максимальному раскрытию его способностей 15

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Статья 29 «Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования» Пункт 1, пп организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ 16

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Ст. 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» Пункт 10 - направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество, осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти 17

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Статьи 28, 29, 31 - предпосылками и правовыми гарантиями дальнейшего развития ППМС-центров является реализация полномочий в сфере образования федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образовательных учреждений статья 32 - образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. 18

19

20

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» Статья 32 - образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения отнесены также использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). 21

Коллегия Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. 7/1 «О состоянии и перспективах развития ППМС-центров практической психологии образования в Российской Федерации» Дефицит квалифицированных психологических кадров Совершенствование системы подготовки психологических кадров Смещение акцентов в деятельности педагогов–психологов с селективной психодиагностики (диагностики отбора) на диагностику развития личности ребенка и взаимодействия специалистов службы практической психологии образования с психолого-медико- педагогическими комиссиями Служба практической психологии образования вступила в новую фазу развития – интенсивную, в системе образования России на должности педагога-психолога работало уже более 35 тысяч специалистов с высшим психологическим образованием 22

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Цели: – содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; 23

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Цели: – содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; - оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; 24

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Цели: – содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; 25

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Задачи: – психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; - содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; 26

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Задачи: – формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; -содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально - психологического климата в образовательных учреждениях; -профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников; 27

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Задачи: – психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; - участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно- методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений; 28

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Задачи: – участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; - содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии; 29

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. 636 Задачи: – содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно- методическими материалами и разработками в области психологии 30

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи В стране более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям. Деятельность ППМС-центра регулируется: -международными актами в области защиты прав и интересов ребенка (Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., и др.); -действующими федеральными законами: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ; - «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ 31

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) Деятельность ППМС-центра регулируется федеральными законами: «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ Статья 14 - общеобразовательные учреждения общего образования, начального и среднего профессионального образования и др. в соответствии с уставами учреждений: 1)оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении..». 2)активное участие ППМС-центров в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является необходимой составляющей единого комплекса мер. 32

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) Деятельность ППМС-центра регулируется: -указами и распоряжениями Президента Российский Федерации; -постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; -решениями органа управления образованием субъекта РФ; -Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. 867); 33

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) Деятельность ППМС-центра регулируется: - уставом образовательного учреждения (ст. 32, 51 Закона «Об образовании»); -государственным (муниципальным) заданием, устанавливающим требования к составу, качеству и (или) объему содержания, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Деятельность специалистов ППМС-центра на территории другого образовательного учреждения регулируется договором между указанными образовательными учреждениями 34

Нормативные правовые акты и методические материалы Минобрнауки России Письмо «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной правовой помощи обучающимся, воспитанникам»; методические рекомендации по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания (от 24 сентября 2009 г ) 35

Нормативные правовые акты и методические материалы Минобрнауки России Требования к квалификации педагога-психолога определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Минздравсоцразвития России ( от 26 августа 2010 г. 761н). 36

Нормативные правовые акты и методические материалы Минобрнауки России Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» определена продолжительность рабочего времени педагога-психолога (не более 36 часов в неделю). Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2003 г. 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» определены особенности режима рабочего времени педагога- психолога в пределах 36-часовой рабочей недели, регулируемые правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. 37

Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. 2106) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, в строгом соответствии с которыми должен быть организован образовательный процесс в каждом общеобразовательном учреждении 38

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 г.) План действий по модернизации общего образования на гг., принятый Правительством РФ в целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Поэтапный переход на новые образовательные стандарты, внедрение которых позволит минимизировать названные выше факторы риска 39

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 г.) Основные направления развития общего образования: переход на новые образовательные стандарты развитие системы поддержки талантливых детей совершенствование учительского корпуса изменение школьной инфраструктуры сохранение и укрепление здоровья школьников расширение самостоятельности школ 40

41 ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ Добиться включения приоритетных направлений деятельности в проект ФЦПРО на годы: развитие системы воспитания, обеспечивающей формирование гражданской идентичности личности в условиях поликультурного и поликонфессионального российского общества; разработка системы оценки рисков социализации детей, подростков, молодежи как основы проектирования современной школы; формирование норм поведения здорового и безопасного образа жизни детей, подростков и молодежи; внедрение системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей и подростков, развивающих мотивацию к инженерно-технической и конструкторской деятельности, медиа и информационным технологиям;

42 ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ Добиться включения приоритетных направлений деятельности в проект ФЦПРО на годы: разработка системы диагностики способностей и интеллекта на различных этапах жизненного пути личности; создание условий, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие системы поддержки детей групп риска; развитие системы профессиональных служб поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации

43 ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ По итогам заседания Совета Безопасности РФ от 8 сентября 2009 г. по профилактике наркомании: - разработать Стратегию государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г., 690); - реализовать План мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на гг.); - разработать порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, относящихся к группе риска немедицинского потребления наркотиков (в Правительство РФ внесен проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»); - разработать комплекс мер, направленных на повышение психологической устойчивости молодежи к наркотикам, создание благоприятных условий для самореализации подрастающего поколения

44 Благодарю за внимание!