Бюджетирование, Ориентированное на Результат (БОР): Основные Принципы и Применение в России А.Г. Морозов, ст.экономический советник, Всемирный Банк Презентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Методика разработки целей, задач и показателей деятельности ОИВ субъекта РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности О.В.Александров.
Advertisements

Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
CEFC Опыт подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне Александров Олег.
Оценка государственных программ Джамиля Асанова мая 2010 Новосибирск.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ доктор медицинских наук, профессор Флек Виталий Олегович Министерство здравоохранения и социального.
Методика оценки эффективности и результативности бюджетных расходов в Республике Карелия Часть 1. Система индикаторов Александров О.В. Старший аналитик.
Бюджетирование, ориентированное на результат в РФ и мировой опыт.
Бюджетирование, ориентированное на результат в Федеральной службе по тарифам.
Теоретические основы необходимости внедрения БОР.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Реализация принципа бюджетирования, ориентированного на результат в системе образования Республики Алтай.
Муниципальное задание как основа формирования бюджета и инструмент бюджетирования, ориентированного на результат Л.И.Максименко, май 2010.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
ПРОЕКТ МФ РФ И МБРР «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» Обоснование подходов при разработке методик оценки эффективности.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Финансовый менеджмент в исполнительных органах государственной власти к.э.н., старший аналитик, Анна Владимировна Бусарова г.Казань, 11 апреля 2008 г.
Методические рекомендации по разработке Стратегических планов министерства образования и науки Республики Казахстан.
Проект постановления Правительства Астраханской области «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ЛИТВЕ Римантас Векис Министерство финансов Вильнюс – Москва сентябрь 2004 г.
Транксрипт:

Бюджетирование, Ориентированное на Результат (БОР): Основные Принципы и Применение в России А.Г. Морозов, ст.экономический советник, Всемирный Банк Презентация на Конференции «Социальная сфера в России и децентрализация: вопросы финансирования, управления и оценки деятельности»

Почему БОР? Проблемы с традиционной практикой бюджетного планирования: Стратегические приоритеты и цели отсутствуют, либо слабо связаны с бюджетным процессом Стратегические приоритеты и цели отсутствуют, либо слабо связаны с бюджетным процессом Горизонт бюджетного планирования – один год Горизонт бюджетного планирования – один год Планирование ресурсов, а не результатов Планирование ресурсов, а не результатов Отсутствие контроля за бюджетом, либо контроль за «целевым использованием бюджетных средств» Отсутствие контроля за бюджетом, либо контроль за «целевым использованием бюджетных средств» Подробная смета бюджетных расходов Подробная смета бюджетных расходов Бюджет формируется «от базы» предыдущего года и существующей сети бюджетных организаций Бюджет формируется «от базы» предыдущего года и существующей сети бюджетных организаций

Почему БОР? (продолжение) Качество и количество предоставляемых общественных услуг подразумевается, но не планируется Качество и количество предоставляемых общественных услуг подразумевается, но не планируется Основа: функциональная и экономическая классификации расходов Основа: функциональная и экономическая классификации расходов Нефункциональные системы учета и отчетности Нефункциональные системы учета и отчетности Внешний финансовый контроль как основа финансового контроля Внешний финансовый контроль как основа финансового контроля Финансовый контроль и аудит процедур использования бюджетных средств (а не результатов их использования) Финансовый контроль и аудит процедур использования бюджетных средств (а не результатов их использования) Итог: низкое качество бюджетов, низкая социально-экономическая эффективность использования бюджетных средств

БОР (СБОР) Четкая формулировка целей и приоритетов государственной политики Четкая формулировка целей и приоритетов государственной политики Среднесрочное финансовое планирование (потолки расходов по программам) Среднесрочное финансовое планирование (потолки расходов по программам) Среднесрочные «лимиты» выделения бюджетных средств Среднесрочные «лимиты» выделения бюджетных средств Планирование бюджетных расходов в привязке к целям и приоритетам по программам и администраторам расходов Планирование бюджетных расходов в привязке к целям и приоритетам по программам и администраторам расходов Конкуренция между программами Конкуренция между программами Ведомственная и программная классификация Ведомственная и программная классификация Учет и отчетность по программам и результатам Учет и отчетность по программам и результатам

БОР (СБОР) (продолжение) Децентрализация управления и финансовой ответственности распорядителей и конечных получателей бюджетных средств Децентрализация управления и финансовой ответственности распорядителей и конечных получателей бюджетных средств Внутренний контроль и подотчетность Внутренний контроль и подотчетность Самостоятельность в оперативном управлении расходами, экономии средств, изменении структуры затрат Самостоятельность в оперативном управлении расходами, экономии средств, изменении структуры затрат Мониторинг результативности расходов (достижение результата = целевое использование средств) Мониторинг результативности расходов (достижение результата = целевое использование средств) Управление по результатам, достигнутым с использованием бюджетных средств Управление по результатам, достигнутым с использованием бюджетных средств Стимулирование министерств и их персонала по результатам деятельности Стимулирование министерств и их персонала по результатам деятельности

История БОР: Страновой аспект 1965: ООН «Руководство по программному бюджетированию и БОРу» 80-е: НЗ и Австралия, фокус на непосредственные результаты 90-е: Внимание – конечным результатам; США, Швеция, Нидерланды, Великобритания, ряд других стран 2000-е: Франция, Турция, Япония, другие страны : Россия

Основные элементы СБОРа стратегическое планирование стратегическое планирование система финансового управления и система финансового управления имониторинга управление по результатам управление по результатам

Стратегическое планирование определение миссии, целей и задач определение миссии, целей и задач определение списка показателей для целей и задач определение списка показателей для целей и задач Требования: адекватность, измеримость, объективность, отслеживаемость во времени, ограниченность количества показателей (приоритетность) Требования: адекватность, измеримость, объективность, отслеживаемость во времени, ограниченность количества показателей (приоритетность) определение приоритетных целей и задач определение приоритетных целей и задач определение целевых значений показателей для приоритетных целей и задач определение целевых значений показателей для приоритетных целей и задач определение комплекса мер (программ), ориентированных на достижение целевых значений показателей определение комплекса мер (программ), ориентированных на достижение целевых значений показателей

Стратегическое планирование: пример Великобритании Министерство труда и социального обеспечения Конечная цель: Содействовать наличию возможностей и независимости у всего населения Непосредственная цель 1: Обеспечение наилучших начальных возможностей для всех детей и ликвидация бедности среди детей к 2020 г. Тактическая задача 1 (совместная задача с Минфином): Вдвое сократить количество детей, проживающих в семьях с относительно низким уровнем дохода (с по гг), а именно: На 5% снизить долю детей, живущих в безработных семьях (с весны 2005 по весну 2008 г.) На 5% снизить долю детей, живущих в безработных семьях (с весны 2005 по весну 2008 г.) К марту 2008 г. до 65% увеличить долю родителей с детьми, одновременно получающих как доплату и пособие по безработице, так и детские пособия. К марту 2008 г. до 65% увеличить долю родителей с детьми, одновременно получающих как доплату и пособие по безработице, так и детские пособия.

Система финансового управления и мониторинга среднесрочное бюджетное планирование по программам среднесрочное бюджетное планирование по программам расчет стоимости единицы услуг и непосредственного результата расчет стоимости единицы услуг и непосредственного результата система госзакупок система госзакупок контроль за использованием бюджетных средств контроль за использованием бюджетных средств система бухгалтерского и управленческого учета система бухгалтерского и управленческого учета система управления активами (помещениями, оборудованием и т.д.) система управления активами (помещениями, оборудованием и т.д.) система внутреннего аудита («аудита эффективности») система внутреннего аудита («аудита эффективности»)

Управление по результатам мониторинг показателей мониторинг показателей выявление отставания (недостижения целевых значений) выявление отставания (недостижения целевых значений) определение причин отставания для приоритетных показателей определение причин отставания для приоритетных показателей разработка оперативных мер (управленческих и финансовых) по исправлению ситуации разработка оперативных мер (управленческих и финансовых) по исправлению ситуации разработка альтернативных программ разработка альтернативных программ принятие административных, управленческих и финансовых решений исходя из достигнутых результатов принятие административных, управленческих и финансовых решений исходя из достигнутых результатов

БОР: пример графства Монтгомери, штат Мериленд

БОР: пример графства Монтгомери, штат Мериленд (продолжение) Сфера: Здравоохранение и социальные услуги Сфера: Здравоохранение и социальные услуги Область: Услуги семьям, детям и молодежи Область: Услуги семьям, детям и молодежи Программа: Пособия на детей Программа: Пособия на детей Программный компонент: Предоставление детских пособий и пособий работающим родителям Программный компонент: Предоставление детских пособий и пособий работающим родителям Миссия программного компонента: повысить обеспеченность семей с низким уровнем дохода посредством субсидирования стоимости услуг по содержанию детей и предоставления временной финансовой поддержки нуждающимся семьям Миссия программного компонента: повысить обеспеченность семей с низким уровнем дохода посредством субсидирования стоимости услуг по содержанию детей и предоставления временной финансовой поддержки нуждающимся семьям Содействует достижению следующих целей местного сообщества: Содействует достижению следующих целей местного сообщества: 1. обеспечение безопасности детей и взрослых; 2. достижение максимального уровня обеспеченности индивидуумов и семей

БОР: пример графства Монтгомери, штат Мериленд (продолжение) Программные мероприятия ( факт; 2005 г - план): 1. Конечные результаты - Показатель 4: процент семей, получающих пособия на содержание детей 2. Качество услуг - Процент семей, оценивающих качество оказанных им услуг как «хорошее» и выше 3. Эффективность услуг - Показатель1: Средний размер пособия на содержание детей (долларов на ребенка в месяц) 4. Непосредственные результаты - Показатель 2: Количество семей (из числа обследованных), которым подтверждено право на получение пособия на содержание детей 5. Ресурсы - Показатель 1: Расходы на выплату пособий на содержание детей

Некоторые Выводы для России Многолетний процесс и этапность Многолетний процесс и этапность Постепенность, «от простого – к сложному» Постепенность, «от простого – к сложному» –Стратегическое планирование – начальный пункт –Межведомственные задачи – на потом –Опора на показатели с хорошей статистической базой –Показатели непосредственного результата более важны в краткосрочном плане, чем конечного

Выбор приоритетов Выбор приоритетов –Выбор приоритетных целей и задач –В системе фин.менеджмента акцент на системе госзакупок может дать максимальный бюджетный эффект в краткосрочной перспективе –Системы ведомственного бюджетного планирования, учета и отчетности – залог успеха в долгосрочной перспективе Региональные инициативы Региональные инициативы –Разные регионы могут иметь разные приоритеты –Этапность и последовательность действий по БОРу не определена, эксперименты могут помочь –Эксперименты – на уровне разных субъектов РФ, но не администраторов бюджетных средств Некоторые Выводы для России (продолжение)