Организация психолого- медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация психолого- медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ.
Advertisements

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Психолого-медико-педагогический консилиум в организации образования.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида 2431 Юго-Западного окружного управления образования.
Психолого- медико- педагогический консилиум в школе Перечень необходимых документов.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Взаимодействие ПМПК и консилиума при реализации ИПР в условиях Абаканского спец. ПУ Валентина Петровна Чертыкова педагог-психолог Абаканского спец ПУ.
МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района – ресурсный центр по организации психолого- педагогической помощи детям.
-форма взаимодействия специалистов для психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в особом внимании.
Из опыта работы ГБОУ ЦО Создание системы психолого- медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Направления деятельностиСроки проведения Ответственные 1.Заседание ПМПк Тема: «Обсуждение результатов диагностики учителя-логопеда Бирюковой Е.В.» сентябрь.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе.
Образец подзаголовка Функции ПМП-консилиума по психолого-педагогическому сопровождению учащихся Педагог-психолог Новошахтинской школы- интерната.
Психолого- медико- педагогический консилиум в ДОУ педагог-психолог МДОУ Кондратовский детский сад общеразвивающего вида 2 Л.М.Галина.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) Л.Д.Постоева,педагог-психолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского.
Транксрипт:

Организация психолого- медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ

Сопровождение – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). Казакова Е.И., 2000 Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Основная цель сопровождения создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными индивидуально- типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья.

Основные принципы сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении Рекомендательный характер советов сопровождающего: все решения службы сопровождения носят рекомендательный характер. Приоритет полномочий решения проблемы определяется в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; окружающие. Приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»): специалист системы сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. Непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден.

Основные принципы сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: обеспечивается согласованной работой команды специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель, владеющих единой системой методов. Стремление к автономизации: выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства и педагогов ДОУ на те или иные рекомендации ПМПК.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Распространенность: функциональных отклонений – более 70%; хронических заболеваний – 50%; физической незрелости – 60% ; дефицита массы тела – более 20%.

В 2002 году в России насчитывалось ребенка-инвалида в возрасте до 17 лет. Алтайский край занимает первое место по количеству детей- инвалидов. Удельный вес психических расстройств составляет 21,2% врожденных аномалий – 18%. Число детей с отклонениями в развитии в России составило 36% от всего детского населения (2002 г.). В 2003 г. в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в спецгруппах ДОУ общего вида воспитывалось 385,5 тысяч (для сравнения: в 1992 году – 152 тысячи) детей. (Из интервью первого заместителя министра здравоохранения и социального развития Галины Кареловой. Журнал «Мир особой семьи», 1, 2004 г.)

Цели взаимодействия МОУ «Центр диагностики и консультирования» и ДОУ обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем участникам образовательного процесса в решении проблем развития ребенка; защита прав и интересов детей, их родителей (законных представителей);

Цели взаимодействия МОУ «Центр диагностики и консультирования» и ДОУ комплексное сопровождение детей и подростков, имеющих особые образовательные потребности, с целью наиболее полной личностной самореализации субъекта в актуализации процесса социального самоопределения; разработка и реализация адресных профилактических и коррекционных программ сопровождения проблемных детей и подростков.

Перечень документации учреждения по сопровождению

1. Приказ о создании ПМПконсилиума. 2. «Договор о взаимодействии ПМПК и ПМПк образовательного учреждения». 3. «Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника ОУ о его психолого-медико- педагогическом сопровождении».

4. План взаимодействия ДОУ и ПМПК на 200__ - 200_ учебный год. 5. Карты индивидуального развития детей. 6. График плановых заседаний ПМПконсилиума. 7. Журнал записи детей на ПМПк. 8. Протоколы ПМПк. 9. Журнал или бланки регистрации заключений и рекомендаций специалистов (прилагаются к протоколам ПМПк).

10. Лист учета динамики развития. 11. Документация узких специалистов. 12. Индивидуальные программы психолого-медико- педагогического сопровождения. 13. График посещения индивидуальных занятий.

14. Лист учета мероприятий в рамках медицинской реабилитации. 15. Материалы оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе в другое образовательное учреждение (учет катамнеза).

Примерный состав ПМПк Председатель консилиума: заместитель заведующей ДОУ по воспитательной и методической работе. Члены консилиума: воспитатель ДОУ, представляющий ребенка ПМПк; воспитатели ДОУ с большим опытом работы; воспитатели специальных (коррекционных) групп; педагог-психолог; учитель-логопед и/или учитель-дефектолог; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра; …и др.

Задачи, решаемые в рамках ПМПк всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения ядерных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции); утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

Задачи, решаемые в рамках ПМПк утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями); укрепление тенденции к коллегиальному преемственному и последовательному решению задач работы с ребенком;

Задачи, решаемые в рамках ПМПк рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных); включение родителей в деятельность службы сопровождения; повышение компетентности специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

Заседания ПМПк ДОУ ПлановыеВнеплановые Проводятся не реже 1 раза в квартал Стартовый- сентябрь; Промежуточные – ноябрь, февраль; Итоговый – май. Периодичность проведения определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Договор с родителями

Вид нарушения У кого наблюдается Периодичност ь ЗрениеофтальмологНе реже 1 раза в год СлухсурдологНе реже 1 раза в год Речь при синдроме дизартрии невропатолог2 раза в год

Журнал записи детей на ПМПк п/п Дата, время Ф.И. ребенка Дата рожде ния полИнициа тор обраще ния Повод обращения График консульти рования специалис тами

Алгоритм индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения 1. Ф.И.О. 2. Дата рождения. 3. Клинический диагноз. 4. Психолого-педагогическое заключение. 5. Актуальные проблемы ребенка. 6. Цель программы. 7. Сроки реализации. 8. Содержание и формы работы: А) в ДОУ (специалисты ДОУ); Б) вне ДОУ (родители). 9. Прогноз развития. 10. Составители и ответственные за реализацию программы. 11. Запись родителей, о том, что они ознакомлены и согласны с программой, дата, подпись.

Бланки регистраций заключений и рекомендаций специалистов п/п Ф.И.О. ребенка возрастПолСпеци алист Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк Рекомендации специалистам и родителям

Документация, предоставляемая на ПМПК 1. Амбулаторная карта. 2. Заключение психиатра. 3. Карта индивидуального развития ребенка. 4. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. 5. Рисунки, другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Лист учета динамики развития Ф.И.О. ребенка ____________________________________ Специа листы Резуль тат на сентяб рь ____г. Рекоменд ации специали стам и родителя м Результат на декабрь Рекомен дации специал истам и родител ям Результат на май ______г. Рекоменд ации специали стам и родителя м

Рекомендации Обучение по программе 1 класса общеобразовательной школы. Занятия с логопедом (выпускники речевых групп). Обучение в 1 коррекционном классе для детей с задержкой психического развития. Занятия с логопедом, психологом. Наблюдение у невропатолога, психиатра (дети с ЗПР). Компенсирующее обучение в 1 классе общеобразовательной школы (дети группы ДЧБ, дети с хроническими соматическими заболеваниями).

Рекомендации Обучение в 1 классе специальной (коррекционной) школы-интерната для умственно-отсталых детей. Занятия с логопедом, психологом. Наблюдение у психиатра (дети олигофрены). Обучение в 1 классе специальной (коррекционной ) школы III – IV вида для детей с нарушениями зрения. Наблюдение и лечение у офтальмолога (дети с нарушением зрения). Обучение в 1 классе специальной (коррекционной) школы I – II вида для детей с нарушением слуха. Наблюдение и лечение у сурдолога, отоларинголога (дети с нарушением слуха).

Документация предоставляемая в МОУ «Центр диагностики и консультирования»

Информация по сопровождению воспитанников спец.групп дошкольных учреждений п/п Ф.И.О. ребенка Дата рождения Домашний адрес Диагноз при поступле нии Срок обучения Диагноз при выпуске Куда направлен Учитель – логопед _____________________________

Списки воспитанников д/сада _______, оставленных для дальнейшего обучения Учитель – логопед _________________________________ п/пФ.И.О. ребенка Дата рождения Домашний адрес Диагноз

Сведения о динамике развития воспитанников/обучающихся ___________________________________________________ Наименование учреждения п/п Ф.И.О. ребенка Дата обследовани я на ПМПК Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная и т.д.) Дата повторного обследования на ПМПК Всего: Из них: с благоприятной динамикой с неблагоприятной динамикой

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Статья 61. Врачебная тайна Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и иных целях. Лица, которые в установленном законном порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, республик в составе РФ.