Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом Д. Леббок Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок медиабезопасности учебный год. Цель обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития.
Advertisements

«О реализации мер по защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию» Защита детей от угроз Интернета.
Дети в социальных сетях: библиотека в помощь формированию культуры безопасного использования сети Морозова Е.В., заведующая отделом справочно-библиографической.
Цель проведения урока – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного.
Жукова Светлана Леонидовна Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае ПРАВА РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. МИРОВАЯ ПРАКТИКА.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ МАРТ 2012 Г.
Вступил в силу: :1 сентября 2012 г. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред.
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ. Какую опасность может представлять Интернет для детей? незаконный контент: «взрослая» реклама табака, алкоголя, азартные игры, порнография;
Уважаемые родители! Ознакомиться с Публичным докладом о деятельности МБОУ «Экономическая гимназия» в учебном году Вы можете на сайте гимназии:
Виды он-лайн угроз: 1)виртуальные знакомые и друзья; 2) мошенники, спамеры, фишеры; 3) обилие откровенных материалов сексуального характера; 4) кибербуллинг.
Жукова Светлана Леонидовна Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
Законодательство РФ в образовательном процессе Общешкольное родительское собрание
Государственный орган Уполномоченный по правамУполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат.
Информационная безопасность среди подрастающего поколения Автор : Якубинас А.В.
Информационная безопасность Проблемы и пути решения.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 г. Озёры Московская область 2014 г. Подготовила: Учитель информатики.
Закон 436-ФЗ от г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию »
Выполнил: Утенков И. 11 класс МОУ «СОШ5». Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Информационная.
Нормативно-правовая база по профилактике суицидального поведения школьников.
Транксрипт:

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом Д. Леббок Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. М.Сервантес

Урок медиаграмотности.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать».

Данная инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 30 мая 2011 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённом вопросам охраны здоровья детей и подростков.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

В ходе урока медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно- телекоммуникационных сетях, а именно: критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность; распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях; анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется: нормами международного права ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует), Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от рп О подписании Конвенции о киберпреступности» от рп); Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками ( ); Рекомендациями Комитета Министров государств членов Совета Европы: R (89) 7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание ( ), R (97) 19 о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации ( ), Рекомендация Rec (2001) 8 – в сфере регулирования в отношении кибер- контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), Rec (2003) 9 – о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания ( ), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде ( ), CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг ( ); Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ ( ); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми ( ); Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ( ); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию ( );

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется: федеральным законодательством ст. 14, 14.1 Федерального закона от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от , ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от «О средствах массовой информации» , ст. 46 Федерального закона от ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральным законом от ФЗ «О рекламе», Федеральным законом от ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие ), Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие ), а также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от , и Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ПР-1895, в которых закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства; "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется: - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; - Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) – предусмотрено проведение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении указанной информации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.

Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка 1. Самая распространенная угроза для детей в Интернете, это обилие откровенных материалов. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок доверял родителями и педагогами и был подготовлен ими к восприятию и адекватной оценке той информации о взаимоотношениях полов, которую он может получить из Сети

Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка 2. При общении в Сети у каждого обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья. Различия кибербпреступлений от традиционных реальных преступных посягательств обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время Кибербуллинг это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе)

Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка Для безопасности несовершеннолетнего особую угрозу представляют личные встречи с виртуальными знакомыми в реальной жизни, о которых родители могут ничего не знать. Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг видеоролики с записями реальных сцен насилия. Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия Порой киберпреследование имеет печальный финал

Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка 3. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.

Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка 4. Особую опасность представляют для незрелой психики несовершеннолетних электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами. Всегда надо проверять и перепроверять полученную информацию. И в этом может помочь специальная религиоведческая литература и соответствующая справочная и информационно-аналитическая информация в Интернете (

Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка 5. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетнего пользователя взрослые преступники могут с использованием электронных ресурсов втянуть в совершение антиобщественных, противоправных, в том числе уголовно-наказуемых деяний.

Известны случаи вовлечения подростков через Интернет: в действия, носящие оскорбительный (статья 130 УК РФ «Оскорбление») и клеветнический характер (статья 129 УК РФ «Клевета»); в экстремистскую деятельность (статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; статья «Организация экстремистского сообщества»; статья «Организация деятельности экстремистской организации»; статья 239 «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»);УК РФ в преступную деятельность по изготовлению и сбыту наркотических средств и психотропных веществ и склонению к их потреблению несовершеннолетних (статьи 228, 228.1, 230 УК РФ), незаконному обороту оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (статья 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», статья 223 «Незаконное изготовление оружия»), сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта ( ст. 234 УК РФ);228.1

Известны случаи вовлечения подростков через Интернет: Ребенку следует знать, что указанные общественно опасные деяния, независимо от того, совершаются ли они с применением традиционных способов и средств или с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, уголовно наказуемы, в том числе для подростков, достигших установленного законом возраста уголовной ответственности (16 лет, а за отдельные виды преступлений – с 14 лет в соответствии со статьей 20 УК РФ).

Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка 6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка такие действия есть не что иное, как криминальная, в том числе коммерческая эксплуатация ребенка.

В Российской Федерации запрещены также: распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ст. 4 Закона РФ от "О средствах массовой информации");ст. 4 Закона РФ от "О средствах массовой информации" производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях (статья 46 Федерального закона от ФЗ (ред. от ) "О наркотических средствах и психотропных веществах").Федерального закона от ФЗ (ред. от ) "О наркотических средствах и психотропных веществах" За совершение указанных деяний установлена административная ответственность (ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ФЗ).ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ФЗ

7. Помимо указанной выше информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие безнравственность, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети. Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка Для того чтобы снизить риски негативного воздействия компьютерных и электронных игр на несовершеннолетних, культуре общения в онлайн-играх, правилам безопасной игры детей и подростков необходимо специально обучать а также предпринимать соответствующие меры по обеспечению безопасности ребенка при выборе игры

С учетом сложившейся в экспертной практике и закрепленных в законодательстве субъектов РФ критериев их безопасности для нравственного, психического здоровья и нормального развития детей среди несовершеннолетних не допускается распространение игр, в том числе компьютерных и электронных, и игрушек: 1)провоцирующих ребенка на агрессивные действия; 2)вызывающих у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; 3)провоцирующих игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; 4)вызывающих преждевременный и нездоровый интерес к сексуальным проблемам, не соответствующий возрастным потребностям ребенка; 5)провоцирующих ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. Любого из указанных критериев в отдельности достаточно, чтобы признать игру (игрушку) вредной для здоровья и развития детей и подростков.

PEGI – eвропейская рейтинговая система компьютерных и видеоигр и другого развлекательного программного обеспечения. Разработана Европейской федерацией интерактивного программного обеспечения и начала работу в апреле 2003 года. Поддерживается Европейской Комиссией, хотя и не находится под управлением Евросоюза ( Для сведения, используемые PEGI логотипы описаний: Bad Language - Ненормативная лексика Игра содержит грубые и непристойные выражения. Fear - Страх: Материалы игры могут оказаться страшными и пугаюшими для маленьких детей. Discrimination - Дискриминация Присутствие в продукте сцен или материалов, которые могут порочить или дискриминировать некоторые социальные группы. Drugs - Наркотики В игре упоминаются нелегальные наркотические вещества или пропагандируется их использование. Sexual Content – Непристойности В игре присутствует обнажение и/или встречаются сцены с сексуальными отношениями. Violence - Насилие Игра изобилует сценами с применением насилия. Gambling - Азартные игры В игре есть возможность сыграть в азартные игры и сделать ставку, в том числе реальными деньгами.

8. Психологами отмечается распространенность в среде пользователей, в том числе несовершеннолетних, случаев болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах, так называемой "Интернет-зависимости" Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка Она проявляющется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.

Выделяется 6 основных типов интернет-зависимости с учетом того, к чему сформировалось пристрастие у конкретной личности: Навязчивый веб-серфинг бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах избыточность знакомых и друзей в Сети. Игровая зависимость навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Навязчивая финансовая потребность игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу. Киберсексуальная зависимость навязчивое влечение к посещению порносайтов.

О клиническом феномене зависимости от игр и ПК (лудомания, игромания, гэмблинг) говорят с конца 1980-х годов, сначала за рубежом, теперь, по мере продвижения информационных технологий, и в России. Основные признаки Интернет-зависимости: 1)чрезмерное, немотивированное злоупотребление длительностью работы в сети, не обусловленное профессиональной, учебной или иной созидательной деятельностью; 2)использование Интернета как преобладающего средства коммуникации; 3)создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных; 4)влечение к Интернет-играм и(или) созданию вредоносных программ (без какой- либо цели); 5)субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети

9. Опасность для детей представляют также социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке. Массовость и бурный рост социальных сетей повлекли за собой и целый ряд негативных последствий, среди которых – появление новых форм киберпреступлений: от мошеннических махинаций и нарушений авторских прав до распространения детской порнографии, пропаганды педофилии, торговли детьми. Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка

Управление «К» МВД России – подразделение в составе Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ, занимающееся раскрытием преступлений в сфере высоких технологий. Образовано в 1998 году. Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:

Фонд Развития ИнтернетФонд Развития Интернет -

Фонд Развития ИнтернетФонд Развития Интернет - Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:

Центр Безопасного Интернета (Национальный Узел Интернет-безопасности в России) - член Международной сети "горячих линий" по борьбе с противоправным контентом INHOPE – По телефону предоставляются психологические консультации по проблемам насилия и принуждения к сексуальной эксплуатации, а также помощь жертвам подобных преступлений. Все консультации, а также звонок на телефонный номер Линии помощи, бесплатны; консультации предоставляются круглосуточно. Телефонная Линия помощи поддерживается партнерами Центра безопасного Интернета в России. Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:

Лига безопасного Интернета – крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная при поддержке Минкомсвязи РФ в январе 2011 года для борьбы с опасным контентом во всемирной сети путем самоорганизации профессионального сообщества, участников интернет-рынка и рядовых пользователей.– Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:

Линия помощи «Дети онлайн». Фонд «Дружественный Рунет», Фонд Развития Интернет, «КОМСТАР Объединенные ТелеСистемы» (ОАО «КОМСТАР-ОТС», LSE: CMST), крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ, и «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), входящая в Группу «КОМСТАР-ОТС», запустили в рамках Года Безопасного Интернета (2009 г.) всероссийский общественный проект – интерактивная Линия помощи «Дети онлайн». Это служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений. Обратившись на Линию, пользователи могут получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам безопасного пользования сетью Интернет и мобильной связью. Обратиться на Линию помощи можно, позвонив на бесплатный федеральный номер (с 9 до 18 часов по московскому времени в рабочие дни) или отправив письмо по электронной почте: Сайты Линии помощи: Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:

Корпорация Microsoft поддерживает усилия Евросоюза и входящих в него стран- участников по совершенствованию мер безопасности детей в Интернете и занимается раз­ работкой высокотехнологичных методов решения проблем безопасности и защищенности в работе с компьютером. Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ Европейская комиссия, Программа «Сейфер Интернет Плюс»: int/information_society/programmes/iap/index_en. htm Рамочное решение Совета от 22 декабря 2003 г. о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией: Рекомендации Совета от 24 сентября 1998 г. о защите малолетних и человеческого достоинства: Решение Совета от 29 мая 2000 г. о борьбе с детской порнографией в Интернете: int/eur-lex/pri/en/oj/dat/2000/M 38/М еп pdf Рейтинг европейского Интернет-контента: Федерация интерактивного программного обеспечения Европы: Паневропейская игровая информация: Международный центр защиты детей от эксплуатации и похищений: Как защититься от интернет-угроз. Памятка для школьников, учителей, родителей.