Высшее образование в России: вызовы и решения Доклад Я.Кузьминова на пленарном заседании Общественной палаты России 3 ноября 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Екатеринбург 23 апреля 2011 г.
Advertisements

Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
Концепция модернизации российской системы образования Государственный университет- Высшая школа экономики.
Рынок труда, миграция и профобразование: перспектива 2025.
Магистратура: формирование нового сигнала на российских рынке труда и рынке образования Рощин С.Ю., Рощина Я.М. НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 10 апреля 2015.
Влияние тенденций общественного спроса на высшее образование в региональном развитии И. Абанкина Т. Абанкина Л. Филатова Е.Николаенко Институт развития.
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Новосибирск, Квалификация вновь принятых не соответствует заявленным требованиям Экономисты Юристы Финансисты Бухгалтера Профессий, которые нужны.
1 Затраты на исследования и разработки РоссияКореяГермания Всего, млрд. долл. США* В расчете на 1 занятого в науке, тыс. долл. США
Система профессионального образования Кировской области Заместитель главы департамента образования А.М.Измайлов.
ДОКЛАД ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва 2007 год ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: ГОТОВА ЛИ РОССИЯ ИНВЕСТИРОВАТЬ В СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ? Презентацию.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
1 Проект «Подготовка и переподготовка ИТ-специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий» Ректор Национального.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
СВОДНЫЙ ДОКЛАД Республики Бурятия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
ИТОГИ КОНКУРСА ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА РЕКТОРАТ 26 сентября 2011 г. проректор по учебно-воспитательной.
Транксрипт:

Высшее образование в России: вызовы и решения Доклад Я.Кузьминова на пленарном заседании Общественной палаты России 3 ноября 2010 г.

НАВЕС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Охват молодежи высшим образованием на пути к массовому высшему До ¼ молодежи получает профессиональное образование, последовательно обучаясь на основных программах разных уровней По данным Росстата в 2008 году: 10% выпускников программ НПО сразу поступили в колледжи и вузы 35% выпускников колледжей сразу поступили в вузы

Структура потоков поступающих, 2008 (млн. человек) 4 0,02 0, 16 0,54 0,04 0,18 0,43 0,24 1,29 0,61 0,03 0,87 0,29 0,00 0,3 0,04 0,08 0,76 0,21 СПО Полна я школа 11 класс НПО ВПО Дополнительное образование детей Основна я школа классы Рынок труда Дошкол ь-ники охвачен ы дошколь -ным образо- ванием Дополнительное образование взрослых классы не ходят в детские сады 1,39 1,09 0,6 0,67 1,32 0,84 0,49

Доля предприятий с обязательным требованием высшего образования для…

Премия за высшее образование в отношение заработной платы работников с профессиональным образованием соответствующего уровня к заработной плате работников со средним (общим) образованием в годах Российский мониторинг экономики и здоровья населения Росстат

Последствия для рынка труда Дефицит исполнителей – Россия присоединилась к клубу образованных (или богатых: ср. Саудовскую Аравию и ОАЭ) стран, импортирующих тех, кто работает руками Дефицит квалификации исполнителей – Россия не имеет перспектив в обрабатывающей промышленности и интенсивном СХ: будем вытесняться даже с собственного рынка

Высшее образование становится социально обязательным Развитые страны: рост доли занятых с высшим образованием Развитые страны: доля студентов в возрастной когорте и доля студентов на 10 тыс.населения Россия – 620 студентов на 10 тыс. населения. Россия – чемпион....Обеспечено ли наше будущее?

Доля учащихся учебных заведений, собирающихся поступать в вуз после окончания (%)

Готовность семей к серьезным тратам ради высшего образования детей Доля (%) семей, в которых есть дети в возрасте от 4 до 22 лет, и которые: –считают важным дать детям высшее образование –и готовы ради того, чтобы дети получили высшее образование, пойти на серьезные материальные затраты.

ГОТОВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА

Финансирование высшего образования Доля средств семей сократилась с 60% в первой половине 2000-х до 38% – в 2009 Объем средств, направляемый в систему высшего образования Динамика бюджетных расходов на высшее образование в расчете на 1 обучающегося и средней стоимости обучения в вузах по данным Росстата (2000 = 100%) * Данные по 2009 году - предварительные оценки

Доля семей, осуществляющих сбережения на указанные цели, %

Среднегодовой прирост затрат семей на 1 обучающегося по сравнению с динамикой цен на другие товары и услуги Рост затрат семей на 1 обучающегося в реальном выражении варьировался в пределах 5-11% в год Высшее образование – 5,8%; Минимальный рост – среднее профессиональное образование (4,5%); Максимальный рост – общее образование (10,8%)

МНОГО ЛИ ДАЕТ ГОСУДАРСТВО? Бюджетные расходы на высшее образование в расчете на 1 обучающегося в долл. США Россия (пересчет по паритету покупательной способности) Россия (пересчет по текущему курсу доллара)

ПОСЛЕДСТВИЯ Недофинансирование университетов сохраняется: – На бюджетного студента $3-4k vs $8-30k в развитых странах; на платного - $1,5-3k (в 2 раза ниже!!) – Базовая ЗП преподавателя = 50-70% от средней по региону; средний доход добывается перегрузкой Российские университеты не могут выдержать глобальной конкуренции – Не могут удерживать сильных интеллектуалов – Даже в НИУ не финансируется наука – Плохие общежития

ИСКАЖЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ

Кто стоит у истоков роста спроса на ВО? Выпускники и родители Предпочтение высшего образования – 88% (ФОМ, ) Работодатели (Левада, ) Предпочтение ВО на любых должностях. Диплом требуется – % случаев, желателен (составляет преимущество) – в75-90% Это так даже при найме разнорабочего (25%) Ни одна политическая сила в России не сможет взять на себя ответственность за сокращение приема на программы высшего образования

Заработная плата выпускников На какую заработную плату сейчас может рассчитывать выпускник Вашего учебного заведения без дополнительной подготовки?

Доля предприятий, не сотрудничающих с вузами, выросла за 5 лет на 20%

Парадокс структуры Предприятиям нужны квалифицированные рабочие и другие исполнители. Дефицит 60%!!! При этом нет дефицита офисных исполнителей (т.н. «офисного планктона» - около 3%) Но есть дефицит инженеров (до 20%) и даже квалифицированных экономистов и юристов (до 11%)

Экономика все меньше требует узких специалистов Предпочтение работников широкого профиля узким специалистам при найме : – квал.рабочих в промышленности – 43%, на транспорте – 34%, в строительстве – 41% – инженеров, техников – больше 50% – экономистов, менеджеров – 50-60%

Система высшего образования Компенсирует для 75% граждан недостаток общего образования (школа в России короче на 2 года) Обеспечивает социальный статус Гарантирует для работодателей способность работника обучаться и коммуницировать (даже работать в коллективе)

Советская структура вузов сохранилась - НО НИКОМУ ДО ЭТОГО НЕТ ДЕЛА Граждане используют вузы как механизм обязательной социализации Руководители вузов давно все поняли – Типичный технический вуз: 1000 бюджетников- «инженеров», 1000 платников – «экономистов» – Средний балл и в первом, и во втором случае – в районе из 100 (65% «троечников»)

Собираются ли студенты вузов работать по специальности?

Эффект «расширения базы»: Оценки уровня знаний поступающих по сравнению с прошлым годом (Левада, в процентах от числа опрошенных) Как бы Вы оценили уровень знаний поступающих в Ваше учебное заведение в этом году по сравнению с прошлым годом?

Высшее профессиональное образование на 50% не дает достаточных профессиональных знаний для карьеры Есть ли у вас в перспективе планы… (студенты вузов), % (Левада)

Половина очных студентов вузов работает Скажите, пожалуйста, работали ли вы (ваш ребенок) на платной основе за последние 12 месяцев (или подрабатывали время от времени)? (Левада, %)

Преподаватели вузов: подрыв эффективного контракта

«Идеальная» и фактическая зарплата (тыс. рублей, среднее)

Распределение рабочего времени штатных преподавателей вузов: перегрузка (46 часов), наука и подработки за счет отдыха (+24 часа)

Средние доходы штатных преподавателей вузов (зарплата в вузе обеспечивает только 40% дохода)

Какой должна быть зарплата преподавателя

При каком уровне оплаты труда в данном учебном заведении вы согласились бы перейти работать сюда в качестве штатного сотрудника (на полную ставку)? (нештатные,тыс.руб. в месяц за полную ставку)

Две трети преподавателей вузов подрабатывает Доля преподавателей, имевших дополнительную оплачиваемую работу в течение последних 12-ти месяцев (%)

Ситуация с иностранными языками не улучшается Доля преподавателей, считающих, что они знают иностранный язык хорошо или очень хорошо, %:

Доля преподавателей, считающих, что они владеют навыками работы со стандартными компьютерными программами хорошо или очень хорошо, %: вузовские преподаватели все еще отстают от студентов

Доля преподавателей, считающих, что они владеют навыками работы со специальными компьютерными программами хорошо или очень хорошо, %: только четверть вузовских преподавателей использует проф ПО

Стратегии вузов

В России «настоящих» вузов не больше 100 – зато больше 200 в «зоне риска» Только 115 вузов из 600 зачислили больше 10 победителей и призеров олимпиад (всего их 15 тысяч). Только 150 вузов из 600 участвовало в конкурсах МОН Только 94 вуза имеют больше 2 статей в базе РИНЦ на одного штатного преподавателя за все годы 200 вузов из 482 имеют средний балл «платных» студентов ниже 50 из 100. Студенты бюджетного набора 226 вузов из 477 имеют средний балл ЕГЭ ниже 60 из вузов из 478 имеют меньше 1 статьи в базе РИНЦ на одного штатного преподавателя за все годы

Ориентация на ЛЮБОГО абитуриента Из 477 обследованных государственных вузов только 43 (меньше 9%) установили минимальные проходные баллы выше «тройки с минусом», в том числе только 12 – по всем предметам

Уровень подготовки поступающих в вузы (на бюджетные места очной формы)

Направления подготовки с относительно высокими баллами ЕГЭ (бюджетные места)

Направления подготовки с низкими баллами ЕГЭ (бюджетные места)

Псевдообразование за счет бюджета в российских вузах Доля вузов со средним баллом ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, соответствующим «отличникам», «хорошистам» и «троечникам»

Рост доходов вузов прекратился Изменились ли в Вашем учебном заведении цены на платные образовательные программы и услуги (2009 г.) за последний год, (в гг.) за последние три года?

Научные исследования в вузах 2009 год Удельный вес средств, полученных от проведения научных исследований Удельный вес бюджетного финансирования фундаментальных и прикладных исследований в общем обхеме бюджетного финансирования

Что делать?

Национальные стратегии поддержки исследовательских университетов Китай - строительство новых кампусов и привлечение специалистов с иностранными степенями + финансирование исследований + со-финансирование оплаты преподавателей и стипендий из бюджетов городов Германия - "инициатива превосходства" предполагает фундаментальные изменения организационной структуры университетов, отражающие усиление исследовательской функции, переход на болонскую систему и развитие новых аспирантских программ Япония - корпоративизация университетов Великобритания - внедрение research assessment exercise, направленного на поддержку исследвоаний мирового класса

Критерии, учитывавшиеся при наделении российских вузов особым статусом МГУ и СПбГУ - великая история и потенциал Федеральные университеты - геополитические и геоэкономические критерии Национальные исследовательские университеты - конкурс программ, но не исследовательских программ, а, скорее, обещаний исследований и разработок

Структура подготовки специалистов в ведущих вузах, 2009 год В ведущих вузах больше удельный вес студентов на направлениях: гуманитарные науки, естественные науки, сфера услуг меньше удельный вес студентов на направлениях: педагогика, экономика, социальные науки и юриспруденция, сельское хозяйство

Можно ли устранить «псевдовузы», сохранив возможность высшего образования для каждого? Прикладной бакалавриат как законная часть университетов 3 года, в том числе 2 – академическая подготовка, 1 – практические компетенции Полная принадлежность к университетской культуре (те же стипендии, те же кафедры) Легкость смены траектории на академический бакалавриат (сразу на 3 курс) Введение «порога для троечников» в академическом бакалавриате

Есть ли перспектива у региональных университетов? эффективные университеты могут возникнуть скорее в провинции – Легче обеспечить эффективный контракт ученого – Дешевле создать социальные сервисы для «глобальных студентов»

Что делать региональным и городским лидерам? Опыт Китая: новые кампусы в городе «Чистый» и «молодой» бизнес вокруг кампусов – Бизнес-парки – «обыкновенный» но с новыми людьми и новой культурой Восстановление городского пространства общения на базе университетов – Открытие университетов для публичных семинаров и дискуссий – Культура университетских кафе