1 РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНО ГО ОБРАЗОВАНИ Я НАПРАВЛЕНИЕ 4 «ИЗМЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНО ГО ОБРАЗОВАНИ Я В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА СО СЛОЖНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Advertisements

Задачи государственной политики в сфере образования : создание условий для доступа к качественному образованию и успешной социализации детей ; в любой.
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНО ГО ОБРАЗОВАНИ Я «ИЗМЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
1 Проект КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Журавушка» Основная образовательная Программа (соответствует ФГОС ДО)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
Г.о. Железнодорожный, 26 марта 2014 г.. присвоен статус Региональной инновационной площадки Московской области на период г.г. присвоен статус.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Школа-интернат г. Моздока «Образование в рамках инновационной деятельности Федеральной программы «Доступная среда»
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна, начальник.
Статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе Статья 2. Полномочия органов.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, к. психол. н., доцент Организация ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования в системе образования.
Алгоритм включения детей с ОВР в общеобразовательные классы.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Департамент образования Ивановской области Организационно-управленческие аспекты внедрения ФГОС образования для детей с ОВЗ в Ивановской области
Транксрипт:

1 РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНО ГО ОБРАЗОВАНИ Я НАПРАВЛЕНИЕ 4 «ИЗМЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Е.В. Джанбинова, главный специалист комитета специального и дополнительного образования Департамента общего образования Томской области 23 АВГУСТА 2012 г.

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Конвенция о правах инвалидов принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций – ратифицирована в России (46-ФЗ) Статья 24: «Государства - участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства -участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объёме; в) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

4 СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Согласно целевым индикаторам Федеральной целевой программы развития образования на г.г. доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71% в 2015 году.

5 СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В соответствии с государственной программой РФ «Доступная среда» на годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбаръерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20%, сейчас их только 2,5 %. Томская область: 2011 – 4,5%; 2012 – 5,35%

6 СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Новые Федеральные Государственные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения.

7 Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»: Образовательные учреждения, которые примут участие в реализации мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 42 г. Томска (2 264,2 тыс. руб.); муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 84» города Северска (2 264,2 тыс. руб.); муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 городского округа Стрежевой» (2 264,2 тыс. руб.).

8 Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»: Средства федерального и местного бюджета будут направлены на выполнение следующих мероприятий: а) создание в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; б) оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

9 Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»: Планируется, что к декабрю 2012 года доля базовых образовательных учреждений в общем количестве образовательных учреждений в Томской области составит 5, 4 %; в настоящее время данный показатель - 4,5%.

10 Дистанционное образование детей-инвалидов» создано 215 рабочих мест детей-инвалидов для организации дистанционного образования в 18 муниципальных районах (в 26 образовательных учреждениях); создан 1 центр дистанционного образования детей-инвалидов – Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»; 99 рабочих мест педагогических работников, оснащено оборудованием для организации дистанционного образования детей- инвалидов и подключено к сети Интернет; 129 педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации для организации дистанционного образования детей-инвалидов по теме «Техническое и технологическое сопровождение дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому»; 113 родителей прошли обучение по теме ««Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям».

11 Дистанционное образование детей-инвалидов» Соглашение 2012 года позволит привлечь в Томскую область средства федерального бюджета в сумме , 2 тыс. рублей и обеспечить выполнение следующих целевых показателей: а) Оснащение рабочих мест детей-инвалидов оборудованием и программным обеспечением в количестве 10 мест; б) Оснащение рабочих мест педагогов оборудованием и программным обеспечением в количестве 104 мест; в) Обучение педагогических работников (повышение квалификации) к осуществлению деятельности по дистанционному обучению детей-инвалидов – 104 педагога ; г) Обучение родителей детей-инвалидов по использованию оборудования и ПО – 7 человек.

12 РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципальные инновационные площадки, региональные экспериментальные площадки по внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; участие во всероссийских проектах; представление опыта инклюзивного образования в рамках работы Всероссийского образовательного форума «Актуальные направления развития образования: педагог, ребенок, семья, общество»; создание организационных условий инклюзивного образования, заключающихся в поэтапном включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения; увеличение численности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах;

13 РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ создание пакета документов, регламентирующих выявление, отбор, устройство в образовательные учреждения детей с ОВЗ и их дальнейшее сопровождение; использование комплексной двухуровневой диагностики с включением следующих форм деятельности: диагностическое обследование, психологическое, педагогическое, медицинское консультирование, обучение с диагностической целью, контроль эффективности рекомендаций ПМПК; разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ, а также программ для обучения родителей детей с ОВЗ по проблемам развития, воспитания, обучения данной категории детей; реализация следующих образовательных форм работы с педагогами в инклюзивной школе: обучающие семинары, разработка методических рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации, проблемно-творческие группы, психолого-педагогические мастерские;

14 РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ создание универсальной безбарьерной среды в 16 ОУ Томской области в 2011 году; реализация государственной программы «Доступная среда» в 3 ОУ в 2012 году; увеличение численности педагогических работников прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам использования инклюзивных технологий; создание и функционирование системы дистанционного образования детей-инвалидов

15 РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Количество детей, получающих образование в инклюзивной форме Количество образовательных учреждений, реализующих инклюзивные технологии Количество педагогических работников, использующих инклюзивные технологии Количество педагогических работников прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам использования инклюзивных технологий Наличие ресурсного центра инклюзивного сопровождения Наличие экспериментальных площадок по апробации инклюзивных форм и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Численность общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно детям-инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития 16+3

16 ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Практика инклюзивного образования развивается в проектном и экспериментальном режиме, не имея нормативного закрепления и финансовой поддержки. Финансовая поддержка, проявляется в следующем: 1) Введён дополнительный норматив финансирования для детей-инвалидов обучающихся по дистанционной форме обучения (в городской местности норматив на одного обучающегося составляет 120,0 тыс. руб., в сельской местности – 150,0 тыс. руб.). 2) Определен коэффициент удорожания, учитывающий наличие детей-инвалидов в муниципальном общеобразовательном учреждении, для каждого ОУ коэффициент должен составлять не менее 1,2.

17 ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1) многие дети, имеющие инвалидность, не нуждаются в обучении по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками; 2) значительная часть детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в силу тяжелых нарушений зрения и слуха или дефектов интеллектуальной деятельности, может получать образование только с помощью специальных (коррекционных) методов обучения. СЕГОДНЯ ВСЁ ЧАЩЕ ГОВОРЯТ О расширении функционала учреждений специального образования, создавая на их базе крупные комплексы, предоставляющие специальные образовательные услуги, которые могут предоставляться не только постоянному детскому контингенту, дошкольного и школьного возраста, но и приходящим клиентам по территориальному принципу.

18 Система сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями. Тьютор в инклюзивном образовании: - помощник-сопровождающий; - педагог сопровождения; - специалист, проводящий дополнительные занятия. Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года 761п «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») в реестр профессий внесена специальность «тьютор»; определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста; компетенции и функциональные обязанности.

19 Система сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями. Однако: деятельность тьютора в инклюзивном пространстве не регламентирована нормативными документами; Не разработаны методические рекомендации, определяющие заболевания детей-инвалидов, при которых необходимо тьюторское сопровождение, норма рабочего времени; функциональные обязанности тьютора при осуществлении домашнего обучения и при сопровождении ребенка в образовательном процессе массовой школы.

20 Проблемные моменты 1) недостаточная нормативно – правовая база по организации интегрированного (инклюзивного) образования в условиях общеобразовательной школы, как на федеральном, так и на региональном уровнях; 2) проблемы обеспечения комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения из – за отсутствия соответствующих кадров: олигофренопедагоги, дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, сопровождающего персонала (тьюторов); 3) неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений; 4) недостаточное ресурсное материально-техническое обеспечение инклюзивного образования; 5) недостаточное количество дошкольных учреждений, предоставляющих образовательные услуги детям с ОВЗ и детям - инвалидам;

21 Проблемные моменты 6. отсутствие системной организации повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в режиме инклюзивного образования по направлению «дефектология»; 7. недостаточное финансирование материально- технического обеспечения специализированных и общеобразовательных учреждений и реализации практик инклюзивного образования; 8. практика инклюзивного образования развивается в проектном и экспериментальном режиме, не имея нормативного закрепления и финансовой поддержки.

22 Задачи дальнейшего развития инклюзивного образования в Томской области на учебный год: 1. обеспечить право детей-инвалидов и детей с ОВЗ на выбор образовательного учреждения, через создание соответствующих условий, в общеобразовательных учреждениях; 2. создавать территориальные комплексы, включающие детский сад, школу, центр для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико – социальной помощи, центр дополнительного образования, которые позволят предоставлять качественные образовательные услуги детям с ОВЗ в непосредственной близости от их места жительства; 3. создавать сеть образовательных учреждений, реализующих инклюзивные формы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 4. создавать инклюзивные классы, которые позволят приблизить образование и специальные услуги для ребенка с ОВЗ к его месту жительства;

23 Задачи дальнейшего развития инклюзивного образования в Томской области на учебный год: 5. обеспечить организацию дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому; 6. расширить спектр услуг дополнительного образования (физкультурно- спортивной, художественно-эстетической, декоративно-прикладной направленности), предоставляемые образовательными учреждениями, с целью развития и дальнейшего совершенствования социальных навыков и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 7. развивать систему раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей; 8. обеспечить достаточное финансирование материально-технического обеспечения специализированных и общеобразовательных учреждений и реализации практик инклюзивного образования; 9. предусмотреть подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.