Обучающий семинар для специалистов субъектов Российской Федерации и пилотных организаций по применению технологий проведения психологического тестирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Advertisements

11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Карелия Министерство образования Республики Карелия.
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Территориальная структура России в начале XXI века.
Территориальная структура России в начале XXI века.
О реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия и развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Министерство образования и науки РФ Лашкул Марина Валерьевна
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
РОССИЯ 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДИРЕКТОР ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Заключенные Соглашения Роскосмоса с субъектами Российской Федерации – эффективный механизм внедрения результатов космической деятельности в регионы Центральный.
Перечень нормативно правовых актов по Курганской области 1. Закон Курганской области от 8 декабря 2010 г. 81 «О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших)
О проблемных вопросах развития государственной гражданской и муниципальной службы Плешков Олег Алексеевич, начальник департамента по вопросам государственной.
Что за выборы такие? Р.Ф.Туровский Центр политических технологий.
Программа: Федеральная целевая программа развития образования на годы. Задача 3 «Развитие системы оценки качества образования и востребованности.
Транксрипт:

Обучающий семинар для специалистов субъектов Российской Федерации и пилотных организаций по применению технологий проведения психологического тестирования кандидатов в замещающие родители Развитие семейных форм устройства детей-сирот: результаты федерального мониторинга Семья Галина Владимировна доктор психологических наук, Сопредседатель Экспертного Совета Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей член Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»

ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ПРОГНОЗ, 2025 г. РФ: население 143 млн., детей - 25 млн. (17%) США: население 330 млн., детей-73 млн.(25%) ,2 млн.детей ,4 млн.детей Прогно з ,5 млн. 28,7 млн.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы Международное обязательство России

ПЛАН первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений : Первый этап РАЗДЕЛ IV. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства 45.Апробация и внедрение программ психологического обследования кандидатов в опекуны, попечители, усыновители - сентябрь 2014 г.

Общее число детей-сирот – детей Число детей-сирот в замещающих семьях чел., в том числе: Семей-усыновителей – семей ( детей) Безвозмездная опека – семей ( детей) Приемная семья – ( детей) Патронатная семья – 1058 (1441 реб.) Возмездная опека (рег.зак-во) – семей (14177 детей)

Динамика, Россия 2007 (%) 2008(%)2009 (%) 2010 (%) 2011(%) Численность детей, выявленных за год –7, , Чис-ть детей, переданных в семью, в том числе: –12, безвозмездная опека ,775933–16, , приемная семья (возмездная форма опеки) , другие семейные формы (патронат и др.) – (498) патр онат -54 усыновление 14073– – 6, , ,6 в том числе российское –5, , ,9 иностранное 4536 – – , ,3

Доля детей, выявленных и учтенных за отчетный год, 2011 г. (промиле) РИК ВСЕГО детей на начало 2010 года Численность детей, выявленных и учтенных за отчетный год Доля детей, выявленных и учтенных за отчетный год Российская Федерация ,16 1 Северо-Кавказский ФО ,62 2 Центральный ФО ,44 3 Южный ФО ,54 4 Приволжский ФО ,05 5 Уральский ФО ,33 6 Северо-Западный ФО ,49 7 Сибирский ФО ,81 8 Дальне-Восточный ФО ,23

Кластеризация регионов по параметру «численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей» (в промилле). Данный параметр указывает на эффективность работы по профилактике социального сиротства в регионе в целом Первый кластер : Всего детей выявле но < Средне е – σ Чеченская Республика ,81 Республика Дагестан ,03 Белгородская область ,15 Липецкая область ,33

Кластеризация регионов по параметру «численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей» (в промилле), 2011 Четвёртый кластер :> Среднее + σ Кемеровская область ,15 Красноярский край ,17 Амурская область ,24 Забайкальский край ,45 Иркутская область ,48 Архангельская область ,50 Республика Саха (Якутия) ,70 Сахалинская область ,11 Камчатский край ,41 Псковская область ,53 Республика Алтай ,97 Чукотский АО ,70 Ненецкий АО ,45 Еврейская АО ,24

Кластеризация регионов по доле детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан Первый кластер : Число детей-сирот Число детей-сирот в семьях Доля детей-сирот на воспитании в семьях Чеченская Республика ,0% Республика Дагестан ,6% Республика Тыва ,1% Карачаево-Черкесская Респ ,2% Республика Ингушетия ,2% Республика Адыгея ,8% Ханты-Мансийский АО ,0% Пензенская область ,6% Чувашская Республика ,1% Республика Калмыкия ,5% Республика Татарстан ,1% Краснодарский край ,9% Республика Саха (Якутия) ,8% Тюменская область ,3% Пермский край ,3% Республика Хакасия ,2% Респ. Сев. Осетия-Алания ,9%

Кластеризация регионов по доле детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан Четвёртый кластер : > Среднее + σ Сахалинская область ,1% Забайкальский край ,2% Амурская область ,4% Камчатский край ,7% Хабаровский край ,5% Еврейская АО ,3% Орловская область ,8% Ненецкий АО ,2%

Материальная поддержка Федеральный бюджет: субвенции и субсидии; Региональный бюджет. Дифференциация выплат в зависимости от: Возраста ребенка Числа детей Медицинского статуса Психического статуса и девиантного поведения Пол ребенка Сельская местность

Кластеризация регионов по доле детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан на основании договора о приемной семье. Данный параметр указывает на эффективность работы (в течение текущего года) по передаче детей-сирот в приемные семьи Регионы-лидеры Всего передано Передано в приемную семью < Среднее – σ Томская область ,5% Костромская область ,3% Иркутская область ,4% Респ. Сев. Осетия- Алания ,1% Новгородская область ,9% Республика Алтай ,9% Вологодская область ,3% Нижегородская область ,4% Ульяновская область ,7% Курганская область ,1% Калининградская область ,2%

Кластеризация регионов по доле детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан на основании договора о приемной семье Четвёртый кластер : > Среднее + σ Карачаево-Черкесская Респ ,9% Липецкая область305185,9% Республика Саха (Якутия) ,8% Ставропольский край ,7% Республика Тыва839475,6% Удмуртская Республика ,2% Республика Калмыкия11043,6% Ивановская область558193,4% Кабардино-Балкарская Респ ,8% Чеченская Республика37851,3% Республика Ингушетия19800,0% Республика Дагестан77700,0%

ВЫПЛАТЫ Число детей, которым предоставлены ежемесячные выплаты на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, 2011 г. чел Среднемесячный размер выплаты на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, 2011г. руб.6 633,03 Число приемных родителей, получивших вознаграждение, 2011 г. чел Среднемесячный размер вознаграждения приемного родителя, 2011 г. руб.9 009,56

ПРИМЕРЫ: Размер ежемесячного содержания одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающей семье В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (по состоянию на ): ,9 рублей – на одного ребенка в возрасте от 0 до 6 лет; ,4 рубля – на одного ребенка в возрасте от 6 до 14 лет; ,8 рублей – на одного ребенка в возрасте от 14 до 16 лет; ,5 рубля – на одного ребенка в возрасте от 16 до 18 лет. Аналогичная по размерам выплата установлена и на содержание усыновленных (удочеренных) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (в % от общего числа переданных на семейные формы) Наименование субъектов Российской Федерации на усыновлен ие российс кими граждан ами иностран ными граждана ми Белгородская область27% 0% Владимирская область31%13%18% Ярославская область24%7%17% г. Санкт- Петербург36%14%22% Республика Калмыкия35%26%9% Кировская область31%11%20% Еврейская АО27%6%20%

ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ за счет регионального бюджета Выплата единовременного пособия Калининградская – более 600 тыс.руб. Р. Башкортостан ,3 руб. ( с 2012 г.) Пензенская обл. – р. Тамбовская область руб. Ульяновская область руб. Мурманская, Кемеровская обл. – руб. Московская область – руб. Ежемесячное пособие на содержание ребенка Московская обл. – 10 тыс. руб. Калужская обл. – 3 тыс. руб. Иркутская обл. – 4 тыс. руб. Белгородская обл. - 6 тыс. руб. Дополнительные льготы Белгородская область – предоставление социальных квартир; Льготные кредиты; Мед.услуги

АЛИМЕНТЫ Число детей, находящихся в семьях, имеющих право на получение алиментов (по состоянию на 30 сентября 2011 г.) из них получают алименты (33,6%)

Информационно-просветительская кампания: не эффективна, не рассчитана на целевые группы Наличие единого слогана/девиза информационной кампании Республика без сирот (Р.Калмыкия) Югра - территория счастливой семьи. Белгородчина – территория без сирот Каждому ребенку-семью (Р. Сев.Осетия-Алания) Помоги ребенку и ты спасешь мир« (Иркутская обл.) Пусть у каждого, обиженного судьбой ребенка будет дом, где ему вернут детство (Краснодарский край) Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (Красноярский край) Подари ребенку семью!(Ивановская обл.) Обыкновенное чудо-усыновление ребенка! Подмосковье поддержит Вашу семью!« (Московская обл.) Я жду тебя мама (Р.Мордовия) Найди меня, мама!« (Иркутская, Калужская, Омская, Оренбургская обл., Хабаровский край) Дорога к дому (Р. Башкортостан) Чужих детей не бывает! (Ставропольский край) Подарите ребенку жизнь в семье! Вместе вы будем счастливы! (Курская обл.)

Федеральный/региональный банк данных на детей-сирот Группы «риска» по семейному устройству: подростки старше 10 лет (69%) дети с ограниченными возможностями (14%, доходит до 40%) дети из многодетных семей, проживающие в детских учреждениях – (9,6%-15%; наличие одного сиблинга возможно у 90% детей в отдельных РБД) дети, имеющие проблемы с устройством в связи с этническим статусом дети, помещенные по заявлению родителей

ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2011 год Дома ребенка (2010) – 227 (в них содержится 17,5 тыс. детей) Детские дома – 1012 (48,3 тыс.чел.) Санаторные детские дома – 34 Специальные (коррекционные) – 218 (19, тыс. чел.) Дома-интернаты (2010 г.) – 143 (23,8 тыс. чел.) растет число детей: 2008 г. – 23,2 тыс. детей Детские дома-школы – 42 (4,1 тыс. чел.) Детские дома семейного типа – 4 (0,1 тыс. чел.) Школы-интернаты для детей-сирот - 83 (9,0 тыс. чел) Негосударственные - 11

Отмена решение о передаче ребенка в семью 2006 г детей (3,5% от общего числа устроенных в семьи) 2007 г. –5636 детей (4%) 2008 г детей (6%) 2009 г. – 8473 реб. (9 %) 2010 г. – 8289 детей (10,9%) 2011 г. – 6563 реб. (9,8%) Причины, 2011: Ненадлежащее исполнение род.обязанностей: 897 Жестокое обращение: 36 Инициатива родителей: 4755 _____________________________________________________________ Погибло по вине родителей 1 ребенок (усыновление) За год умерло – 296 детей ______________________________________________________________ В среднем от 10% до 16% усыновлений заканчиваются расторжением (Барт, Р.П., Гиббс, Д. A., & Зиберналер, K. (2001))

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» Законом предусматривается введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (вступил в силу с 1 сентября 2012 года).

В связи с этим субъектам необходимо принять меры, обеспечивающие: организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями; проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки; оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.

Орган опеки и попечительства обязан: подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.

Исключение предусматривается для следующих категорий граждан: для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей; для усыновителей, опекунов, приемных родителей – близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры; для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей; для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.

Сопровождение семей Количество организаций, осуществляющих деятельность по профессиональному сопровождению замещающих семей Число замещающих семей, которым оказываются услуги организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению замещающих семей

Кадровый состав служб сопровождения (чел.) Общее число специалистов, работающих в системе сопровождения семей (штатных и привлеченных специалистов) из них: юристов 489 психологов социальных педагогов медицинских специалистов разного профиля 798

Объем затрат бюджета субъекта РФ / муниципального образования на обеспечение деятельности организаций по сопровождению замещающей семьи в месяц, руб деятельности органов опеки и попечительства, организаций по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот, в месяц, руб в

ФАКТОРЫ, оказывающие влияние на изменения в системе учреждений для детей-сирот Демографический: материнский капитал, многодетность, социальные установки Политический: ускорение процесса деинституционализации («территория без сирот» = волевое закрытие учреждений), потребность в детских садах Генетический фактор и здоровье: ослабленное здоровье, дети-инвалиды (в среднем 13%; в регионах до 30%) Конфессиональный фактор Этнический фактор Миграционный фактор (приток мигрантов в Россию; отток благополучных семей из дальних регионов) Геополитический фактор (последствия военных действий; разрушенная или недостаточная инфраструктура) Географическая близость к международному опыту Разное региональное законодательство (например, патронат, предоставление жилья)

Учет фактора религии Статья 20 Международной Конвенции о правах ребенка гарантирует, что «государства - участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком (оставшегося без родительского попечения). Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Учет фактора религии Встречаются случаи нежелания усыновления ребенка гражданами с исламским вероисповеданием. Это связано с тем, что основной причиной запрещения законного усыновления в Исламе (в соответствии с Шейхом Юсуфом аль-Карадави) является то, что он рассматривает этот способ усыновления как фальсификацию естественного порядка и действительности. С этим может быть частично связана и низкая доля числа усыновленных детей в СКФО – 4% от всех усыновленных в России. С другой стороны, принять ребенка, лишенного родителей и родственников (сироту или подкидыша) под свою опеку (опекунство аль-Кафала), обеспечив ему воспитание и образование, является весьма достойным поступком в Исламе. В Чеченской Республике, в Р. Ингушетия более 90% детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в семьи своих родственников, также высок этот показатель и в других республиках (КБР, КЧР, Р. Дагестан).

Этнический фактор Небольшой процент детей передается на семейные формы. Пример. Чукотский АО: 30% - мнс; в детских домах до 80%. Отношение родителей - родители не навещают своих детей; - стараются «вытолкнуть» в город; В учреждениях: Недостаток национальных кадров (национальная культура) Отсутствует работа по формированию этнического самосознания, этнической самоидентичности