Автор: Шамрина М.А., методист, образование – высшее с таж педагогической работы - 28 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Advertisements

Ох уж эти, одарённые дети!. Пункты из президентской инициативы. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования.
Программа «Одарённые дети».. Почему в современном российском обществе возрастает потребность в работе с одарёнными детьми? Нормативно-правовые документы.
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей Руженцева.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОДВИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
Модель методической службы ГУО «Средняя школа 2 г.Сенно»
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
Руководитель проблемной группы: Диагенова Татьяна Николаевна, заместитель директора по НМР, учитель русского языка и литературы МОУ Зиминский лицей р/т.
Система методической работы в рамках реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Заместитель заведующего.
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы. Работа с одаренными детьми требует глубокого.
Единая методическая тема РМК : «Компетенции педагога как основа становления нового качества образования»
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа Государственная программа развития Московского образования.
Педагогический проект. Это теоретическая работа, разработка предстоящей деятельности педагога и учеников. Педагогический проект ориентирован на инновацию,
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

Автор: Шамрина М.А., методист, образование – высшее с таж педагогической работы - 28 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Россия, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, город Лянтор Педагогический проект «МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Содержание 1. Титульный лист. 2. Краткая аннотация проекта 3. Обоснование необходимости проекта. 4. Цели и задачи проекта 5. Основное содержание проекта 6. Ресурсы 7. Партнеры. 8. Целевая аудитория 9. План реализации проекта 10. Ожидаемые результаты и социальный эффект 11. Перспективы дальнейшего развития проекта 12. Литература.

Краткая аннотация проекта Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в Лянторском центре детского творчества. В последние годы система дополнительного образования детей превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Сформировать систему работы с одарёнными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта. Реализация проекта связана с систематической и целенаправленной работой с одарёнными обучающимися Лянторского центра детского творчества и предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

Обоснование необходимости проекта На уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» всё более осознаётся и заставляет нас искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. В настоящее время в работе с одарёнными детьми в системе дополнительного образования сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей. Актуальность и новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися, а также поднять её на более качественный уровень.

Проблемы, решению которых будет способствовать проект Неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одаренности Отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одаренными детьми Недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одаренности у педагогических работников и родителей обучающихся Небольшое количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждениях дополнительного образования. Объект исследования: Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми. Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми. Гипотеза. Проблема одарённости - как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Задачи: 1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития. 2. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу. 3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Основное содержание проекта Содержательной формой представления инновационного опыта является педагогический проект, в котором пошагово описываются все этапы работы с одарёнными детьми в Лянторском центре детского творчества. Сущностью инновационного опыта является - создание условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала одарённых обучающихся. Основные направления реализации проекта: 1. Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми. 2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми. 3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми.

Этапы реализации проекта 1. Разработка программы «Одарённые дети», плана реализации проекта. 2. Создание системы выявления одарённости у обучающихся. 3. Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одарённых детей. 4. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми. 5. Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми. 6. Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую. 7. Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми.

Основные принципы : 1. Гуманизм - учёт возможностей и природных задатков ребёнка, определение его способностей, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности. 2. Демократизм – развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов, возможность свободного волеизъявления, самодеятельности и самоутверждения личности одарённого обучающегося. 3. Научность и интегрированность – обеспечивают надежную базу для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития. 4. Индивидуализация и дифференциация – предполагает вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития. 5. Природосоответствие - требует учёта многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей. 6. Социализация - исследование проблемы как - педагогического явления.

Ресурсы проекта Нормативно-правовую основу работы с одарёнными детьми в МОУДОД «ЛЦДТ» составляют следующие документы: - Конвенция ООН «О правах ребёнка». - Закон РФ «Об образовании». - Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. - Подпрограмма «Одарённые дети» федеральной целевой программы «Дети России». - Устав МОУДОД «ЛЦДТ». - Программа развития МОУДОД «ЛЦДТ» на гг. Медиаресурсы: - интернет – как источник необходимой информации; - Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации. Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование. Кадровые: педагоги дополнительного образования учреждения.

Целевая аудитория Проект адресован руководящим работникам МОУ ДОД «Лянторский ЦДТ» и педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на совершенствование системы работы с одарёнными детьми. Адресант проекта – одарённые воспитанники Центра. Партнеры Директор, заместители директора, методисты, педагоги.

План реализации проекта Первый этап – организационный ( январь-май 2009г ): - создание нормативно-правовой базы; - создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации проекта; - изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей; - организация методического обеспечения; - повышение психолого-педагогической компетентности педагогов. Второй этап – практический (сентябрь 2009-сентябрь 2011 гг): - систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми; - регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований; - пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям; - обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства Третий этап – аналитический ( сентябрь 2011 –январь 2012 гг): - осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов; - определение проблем, возникших в ходе реализации проекта.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА 1. Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми: - внедрение передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся; - увеличение количества дополнительных образовательных программ, адресованных одарённых детям; - формирование научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одарённые дети»; - контроль, анализ деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одарённости. 2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми: - целенаправленное и систематическое повышение профессионального мастерства педагогов; - организация обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА (продолжение) 3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми: - проведение специальных мероприятий для выявления одарённых детей, проведение диагностики одарённости; - участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня; - создание условий для повышения социального статуса одарённых воспитанников Центра через организацию индивидуальных выставок, авторских вечеров, сольных концертов, проведение обучающимися мастер классов и т.д.; - организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей.

Комплекс мероприятий, реализуемых в проекте Направление деятельностиМероприятиядатаответственные 1. Создание системы выявления одарённости у обучающихся 1.1. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка 1.2. Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка 1.3. Выявление и мониторинг одарённости обучающихся 2009 г педагоги Пополнение научно- методической базы для выявления, обучения, развития одар ё нных детей 2.1. Накопление литературы по проблеме одарённости 2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся 2.3. Разработка методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми 2.4. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей 2.5. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми 2.6. Пополнение картотеки по проблемам одарённости гг 2009 г гг Шамрина М.А. Сулиашвили Г.П.

Направление деятельностиМероприятиядатаответственные 3.Профессионально- личностная подготовка педагогических кадров для работы с одар ё нными детьми 3.1. Работа постоянно действующего семинара для педагогов, работающих с одарёнными детьми 3.2. Консультации 3.3. Методические учёбы 3.4. Разработка программ индивидуального развития 3.5. Разработка календарно-тематических планов гг гг Шамрина М.А. Шамрина М.А педагоги 4.Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей реб ё нка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую 4.1. Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми 4.2. Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня 4.3. Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня ( выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов) гг гг педагоги Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными 5.1. Участие в работе семинаров педагогов, работающих с одарёнными детьми 5.2. Экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей 5.3. Создание и пополнение портфолио одарённых обучающимися 5.4. Пополнение банка данных одарённых детей 5.5. Изучение педагогического опыта по работе с одарёнными детьми гг гг гг 2012г Педагоги Шамрина М.А. педагоги Шамрина М.А. Сулиашвили Г.П. Сулиашвили Г.П..

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит: - создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в учреждении дополнительного образования детей; - совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми; - оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала; - разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми; - обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня; - обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах; - создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»; - разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми; - привлечь родителей к участию в деятельности Лянторского центра детского творчества.

Эффективность педагогического опыта Участие одарённых обучающихся в мероприятиях различного уровня в гг За последние три года одарённые обучающиеся МОУДОД «Лянторский ЦДТ» становились победителями и лауреатами: На международном уровне: 10 раз; Во всероссийских мероприятиях: 7 раз. В областных мероприятиях: 4 раза. В окружных мероприятиях: 5 раз. В районных мероприятиях: 29 раз. В городских мероприятиях: 27 раз. В учрежденческих – 43 раза. Мониторинг показал, что в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых обучающихся. 40% одарённых обучающихся, закончивших наше образовательное учреждение, поступило в ВУЗы по профилям обучения в Центре детского творчества

Участие одарённых обучающихся в мероприятиях различного уровня в гг

Перспективы дальнейшего развития проекта Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектную и научную деятельность учреждения. Перспективой данного проекта является - развитие материально-технической базы этого направления деятельности за счёт спонсорских вливаний, получения одарёнными обучающимися и педагогами грантов в результате участия в мероприятиях различного уровня. Рациональность разработки данного проекта подтверждается инициативами президентской программы «Одарённые дети»: 1. Разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. 2. Обновленное содержание образования, новое поколение образовательных стандартов. 3. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Перспективы дальнейшего развития проекта Данный педагогический опыт опубликован на представлен в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения в учебном году. В настоящее время мною подготовлен материал «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании» для публикации в научно- методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание». Планируется издание материалов эффективного опыта работы с одарёнными детьми, проведение научно- практической конференции на муниципальном уровне, организация сетевых проектов с использованием возможностей Интернет, издание сборников творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.

Литература 1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика с Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии – Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Одаренные дети. - М.: Прогресс, Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика

Литература 8. Выготский Л.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Бахтин М.М. Одаренные дети. - М.: Прогресс, Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность, Книга для учителей и родителей 14. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии Амонашвили Ш.А. Основы психодиагностики. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001