Пойми живой язык природы, - И скажешь ты: прекрасен мир! И. С. Никитин Откуда возникает так называемое "чувство природы"? У одного человека оно есть, а у другого и за долгие годы жизни в окружении природы это чувство - в самом лучшем случае - остается, так сказать в зачаточном состоянии. Вот что пишет Василий Песков - любитель природы, человек необычайно талантливый, создавщий оригинальный жанр коротких рассказов - размышлений о природе. "Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался." Природа - это мир, полный тайн, загадок, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные и душевные, где понятие "радость жизни" вдруг становится почти осязаемым. Есть люди особенно чуствительные ко всему, что мы называем природой. У одних это чувство природы бурное - красотища- то! Другие в эти минуты боятся обронить слово. А есть люди, душевный инструмент которых и особо чутко воспринимают нахлынувшие чувства, и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, живописи и музыке назвать можно много имен, обладающих этим даром. Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Есенин, Пришвин, Паустовский... Лев Толстой был способен заплакать от радости ощущения жизни. Он говорил: "Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней". Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом: в понимание счастья входит много другого! Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека, Но чувство спит. Кто разбудет его? Может это сделать умный, чуткий учитель. И этим учителем неожиданно может стать кто угодно - отец, мать, бабушка, всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка...
Вижу чудное приволье слова Ф. Савинова, музыка неизв. Автора из кинофильма «Мировой парень» Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля! Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря. Это русские картины, Это родина моя! Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья. Это русская сторонка, Это родина моя!
Валерий Александрович Гаврилин (17 августа 1939, Вологда 29 января 1999, Санкт-Петербург) советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985), Народный артист РСФСР (1985).
Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни. Партитура произведения «концентрирует в себе самые разные принципы изложения: «Вокальный инструментализм», старинную лексику русского демественного пения и... частушки «под язык». Композитор во многом отражает звуковую палитру русской деревни недавнего прошлого, какую я, например, хорошо знал в период войны (Великой Отечественной. Л. М.)... Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так органичен в ней художественный синтез, острые контрасты, когда, например, рядом с поющимся словом звучит «бессловесное» пение, пронзительно обнажающее тончайшие движения девичьей души», пишет В. Минин. 1, «Весело на душе» и 20, «Дорога» обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. 2, «Смерть разбойника» монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора. 3, 5, 7, 9, 13 и 19 «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», пишет музыковед А. Тевосян. 6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий». 8, «Ти-ри-ри» изящная звукопись. 12, «Воскресенье», наполнен колокольными звонами. 15, «Страшенная баба» злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера. Кульминация произведения 17, «Молитва». Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее непосредственным продолжением становится 18, «Матка-река», полная стихийной могучей силы.
Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе Время (Время, вперед!) была снята с эфира как примета тоталитарного прошлого. Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно.
Музыка Свиридова отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий. Творческий путь Георгия Васильевича Свиридова никак не назовешь легким, а его жизнь - безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду. Первые сочинения Свиридова - романсы на стихи А. Пушкина - сделали его имя известным еще в 1935 году. Однако подлинная слава пришла к нему гораздо позже, только в конце пятидесятых годов. Он вошел в историю русской музыки как один из крупнейших вокальных композиторов, авторов, пишущих в основном произведения для голоса. Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы (Декабристы на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, Поэма памяти Сергея Есенина, Патетическая оратория по В. Маяковскому, Пять песен о России на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте (Огоньки, Раскинулось море широко), в кино (Воскресение, Золотой теленок и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, Дон Сезар де Базан и др.).
...Заметь себе, когда несутся дико В степях стада иль молодых коней Лихой табун они безумно скачут, Ревут и ржут, то кровь играет в них. Горячая. Но стоит им заслышать Лишь звук трубы или иной какой Звук музыки как вкопанные станут Мгновенно все, и одичалый взгляд Под силою мелодии прелестной В смирение и кротость перейдет... Шекспир У. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Платон Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление. Чехов А. П.
Работа сделана под руководством учителя музыки Шамоновой Натальи Петровны