Распределение талантов и качество институтов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предпринимательство: производительное, непроизводительное и деструктивное Уильям Баумоль Высшая школа экономики, Москва,
Advertisements

Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
Малый бизнес и частное предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество.
Гапоненко А.Л. 1 Предпосылки формирования в России экономики основанной на знаниях.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Институты и распределение талантов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального капитала.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Тема 15.Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве.
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Страны с переходной экономикой. Их активность в мировом хозяйстве.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Путинский этап модернизации России. Политические уроки.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. «Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина».
Министерство образования Российской Федерации АНОО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭс» Факультет Экономики и таможенного дела Учебная дисциплина: «Геоэкономика»
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Разминка Являются ли следующие утверждения верными? Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо вверх. Предложение.
Транксрипт:

Распределение талантов и качество институтов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального капитала ( ПрИиСК )

Куда идут российские таланты ? ( Андрущак, Добрякова, 2010)

Куда идут российские таланты ( продолжение )? (Андрущак, Добрякова, 2010)

В негосударственных вузах, а также на платных отделениях государственных вузов, доля студентов, обучающихся по общественным и гуманитарным специальностям составляет около 90% С 2004 года государство, обеспокоенное этими диспропорциями, снизило количество бюджетных мест по гуманитарным специальностям в 2,5 раза Государственный заказ по специальности « Естественные науки » увеличился за тот же период на 20% Эти меры не повлияли на спрос на « гуманитарные » специальности, который удовлетворяется коммерческим сегментом российской высшей школы Спрос и предложение

Объяснение Высокий спрос на указанные специальности отражает неудовлетворительное состояние экономических, правовых и политических институтов Институты влияют на сравнительную привлекательность различных сфер деятельности и на отдачу тех или иных инвестиций в человеческий капитал … а тем самым и на выбор молодыми людьми поприща и сферы приложения усилий

Основная гипотеза Сильные институты создают стимулы к производительной деятельности, внедрению инноваций и предпринимательству по Шумпетеру, создающему новую стоимость и увеличивающему общественное богатство Слабые институты инициируют и поощряют борьбу за ренту, перераспределение оказывается более привлекательной сферой деятельности, чем производство, и оттягивает из производства таланты и предпринимательскую энергию Влияние институтов на экономическое развитие опосредовано выбором экономических агентов между производительной и непроизводительной деятельностью Экономический рост Распределение талантов Институты

Предпринимательство : производительное и непроизводительное (Baumol,1990) « Предприниматели всегда среди нас, но характер их деятельности зависит от правил игры в обществе » Правила игры ( институты ) определяют сравнительные выгоды различных видов экономической деятельности Правила игры изменяются со временем, а также от одной страны к другой Распределение усилий экономических агентов между видами деятельности следует за такими изменениямии Примеры : античность, средневековый Китай, Европа эпохи Возрождения

Распределение талантов и экономический рост ( Murphy, Shleifer, Vishny, 1991) Экономический рост зависит от предпринимательской энергии и инноваций, которые создаются сравнительно немногочисленной когортой наиболее одаренных индивидов Выбор молодыми талантами поприща для приложения своих сил и идей оказывается критически важным для темпов и качества экономического роста В большинстве стран перераспределительная деятельность вознаграждается в большей мере, чем инновационная, и именно туда устремляется одаренная молодежь

Институты и экономический рост Эмпирические исследования свидетельствуют о ключевой роли институтов в экономическом развитии (Acemoglu, et al., 2001; Rodrik, et al., 2004)

Механизмы связи институтов и роста Надежно защищенные права собственности и верховенство закона создали стимулы к предпринимательству, торговле и инновациям, что сыграло ключевую роль в экономическом подъеме Западной Европы (North, Thomas,1973) Институты положительно влияют на производственные инвестиции, а те в свою очередь поддерживают рост (Knack, Keefer, 1995) Институты влияют на инвестиции не только в производственный, но и в человеческий капитал, в том числе на выбор способной молодежью сферы для реализации своих талантов ( Натхов, Полищук 2011)

Модель

Выбор поприща

Равновесие

Эмпирическая стратегия (Un)productive activities – доля способной молодежи, занятой в (не)производительном секторе экономики в стране i Rule of Law – качество государственных институтов в стране i X – вектор прочих характеристик страны i e – влияние неучтенных факторов Коэффициент отражает влияние институтов на распределение усилий экономических агентов между производительной и непроизводительной деятельностью Оценка параметров регрессионного уравнения

Данные о предпочтениях молодежи База данных статистического института UNESCO о доле выпускников вузов различных специальностей по 102 странам мира 1. Юридические специальности 2. Естественнонаучные специальности 3. Инженерные специальности Disclaimer: Мы не беремся выносить априорные суждения об общественной полезности той или иной профессии. Доля выпускников соответствующих специальностей является лишь характеристикой потециальной привлекательности перераспределительной деятельности

Описание данных Среднее Стандартное отклонение Выпускники юридических специальностей, % Выпускники естественнонаучных специальностей, % Разница долей юридических и естественнонаучных специальностей, % Между странами существует значительная вариация в предпочтениях молодых людей относительно выбора программы обучения в вузе

Распределение долей юридических и естественнонаучных специальностей

Данные о качестве институтов Индексы Мирового банка Governance Matters 1. эффективность государственного управления (Government Effectiveness); 2. качество регулирования (Regulatory Quality); 3. верховенство закона (Rule of Law); 4. контроль за коррупцией (Control of Corruption) Контрольные переменные : 1. Структура экономики ( услуги, промышленность, сельское хозяйство ) 2. Уровень образования ( доля работников с высшим образованием ) 3. География ( запасы природных ресурсов ) 4. Культура ( индекс этнической разнородности )

Качество институтов и доля выпускников - юристов Доля выпускников юридических специальностей (1)(2)(3)(4)(5) Верховенство закона (Rule of Law)-0.339**-0.548***-0.785***-0.752***-0.797*** (0.138)(0.151)(0.177)(0.187)(0.213) Уровень образования1.171** (0.528)(0.692)(0.620)(0.613) Промышленность, % ВВП2.605* (1.491)(1.702)(2.068) Услуги, % ВВП5.131**4.543**5.627** (1.971)(2.064)(2.556) Разведанные запасы нефти, млн. барр (0.0348)(0.0453) Индекс этнической разнородности0.722 (0.829) Константа **-4.012***-3.593***-4.732** Кол-во наблюдений92 R-квадрат

Качество институтов и доля выпускников - юристов : чем больше беззакония, тем привлекательнее юриспруденция

Качество институтов и доля выпускников естественнонаучных специальностей Доля выпускников естественнонаучных специальностей (1)(2)(3)(4)(5) Верховенство закона (Rule of Law) 0.248***0.416***0.417***0.426***0.474*** (0.0806)(0.0925)(0.115)(0.119)(0.118) Уровень образования **-1.250***-1.271***-1.393*** (0.376)(0.460)(0.470)(0.457) Промышленность, % ВВП (1.173)(1.124)(1.127) Услуги, % ВВП (1.167)(1.189)(1.322) Разведанные запасы нефти, млн. барр (0.0228)(0.0282) Индекс этнической разнородности * (0.433) Константа * (0.0907)(0.226)(0.850)(0.842)(0.993) Кол-во наблюдений 92 R-квадрат

Качество институтов и доля выпускников естественнонаучных специальностей

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям по сравнению с естественнонаучными Разница долей выпускников юридических и естественнонаучных специальностей (1)(2)(3)(4)(5) Верховенство закона (Rule of Law)-0.374***-0.616***-0.756***-0.743***-0.803*** (0.0960)(0.0943)(0.135)(0.143)(0.171) Уровень образования1.357***0.920*0.888*1.042** (0.334)(0.470)(0.458)(0.403) Промышленность, % ВВП (1.030)(1.036)(1.395) Услуги, % ВВП * (1.419)(1.458)(1.997) Разведанные запасы нефти, млн. барр (0.0271)(0.0383) Индекс этнической разнородности0.975 (0.590) Кол-во наблюдений92 R-квадрат

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям по сравнению с естественнонаучными

Проблема эндогенности Связь институтов и выбора профессии статистически и экономически значима – изменение рейтинга страны на одно ст. откл. меняет предпочтения на 0.8 ст. откл. Возможно влияние ненаблюдаемых факторов ( история, политическая система, структура экономики и пр.) Возможна обратная причинная зависимость – распределение талантов влияет на институты

Происхождение правовых систем Происхождение правовых систем (legal origins) оказало значительное влияние на современные институты : Защита прав инвесторов в малом и среднем бизнесе (La Porta, Shleifer, et al., 1997) Корпоративное управление, финансирования инвестиций (La Porta, Shleifer, et al., 1998) Концентрация собственности (La Porta, Shleifer, et al., 1998) Качество государственного управления (La Porta, Shleifer, et al., 1999) Различия между прецедентным и гражданским правом объясняются историческими условиями их возникновения (Glaeser, Shleifer, et al., 2002)

Оценка двухшаговым методом наименьших квадратов Разница долей выпускников юридических и естественнонаучных специальностей Верховенство закона (Rule of Law) Второй шагПервый шаг Верховенство закона (Rule of Law) *** Уровень образования 1.384***1.652*** Промышленность, % ВВП Услуги, % ВВП 5.253***3.545*** Разведанные запасы нефти, млн. барр ** Индекс этнической разнородности 1.185*0.336 Англо-саксонское право0.424** Германское право Скандинавское право0.670** Социалистическое право-0.872*** (0.287) Кол-во наблюдений92 R-квадрат

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям в регионах России

Выводы Неэффективное и неподотчетное государство, отсутствие верховенства закона и незащищеннось прав собственности поощряют выбор профессий, связанных с юриспруденцией и государственным управлением. В странах с эффективными институтами повышается привлекательность для талантливой молодежи естественнонаучных и инженерных специальностей. Эмпирически подтверждается причинная связь между институтами и выбором молодежью сферы приложения усилий.

Выводы Наш анализ заставляет по - новому взглянуть на проблемы высшего образования в России В дебатах о модернизации российской высшей школы основное внимание уделяется проблеме качества образования, т. е. факторам, находящимся на стороне предложения Мы обращаем внимание на неблагополучие спроса на высшее образование Ключ к устранению подобных диспропорций находится в институциональных реформах, защищающих права собственности и создающих благоприятные условия для производительных инноваций.