Методические рекомендации по составлению основной образовательной программы с учётом особенностей образовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Advertisements

1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования II поколения: проблемы и перспективы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
1 Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения 3 февраля 2011 г.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Транксрипт:

Методические рекомендации по составлению основной образовательной программы с учётом особенностей образовательного учреждения.

Стандарт – это совокупность трёх систем требований : к структуре основных образовательных программ ; к результатам их освоения ; к условиям их реализации ( материальное оснащение, кадры и проч ). ст.7 закона « Об образовании »

организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ Отличительные особенности стандарта второго поколения : стандарт как совокупность трех систем требований

Стандарт как социальная норма, реализующая общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

5 От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно

6 Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС ) Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации : разработка примерной основной образовательной программы, включающей : базисный учебный план планируемые результаты освоения основной образовательной примерные программы учебных предметов примерные программы в соответствии с ФГОС : программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программу коррекционной работы ; систему оценки достижения планируемых результатов

Кто должен написать основную образовательную программу в школе ? Основная образовательная программа разрабатывается ОУ с участием всех заинтересованных лиц : администрация, педагоги, обучающиеся, родители и т. д Роль каждого в соответствии с их компетенциями ( Единый квалификационный справочник. Приказ Минздравсоцразвития РФ от ) Конкретное распределение обязанностей входит в компетенцию ОУ.

8 ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на определённый срок. Это может быть срок, соответствующий продолжительности освоения каждого уровня образования ( образовательная программа начального общего образования - на 4 года, основного общего - на 5 лет, среднего ( полного ) общего - на 2 года ).

1. Пояснительная записка. Назначение ООП. Цели и задачи ступени школьного образования ( в основе заложенные в ФГОС НОО ). Можно добавить собственные. Характеристику младшего школьного возраста. Виды деятельности младших школьников.

Планируемые результаты. 2. Планируемые результаты. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ( далее планируемые результаты ) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению Моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению Моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом 2. Планируемые результаты: три основные группы результатов

13 3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внутренняя оценка:учитель, ученик,ОУ и родители Внутренняя оценка:учитель, ученик,ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка ( портфель достижений ) Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения

14 критерии достижения – планируемые результаты ; критерии достижения – планируемые результаты ; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов ; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов ; оценка способности решать учебно - практические задачи ; оценка способности решать учебно - практические задачи ; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход : использование комплексный подход : использование стандартизированных работ ( устных, письменных ); стандартизированных работ ( устных, письменных ); нестандартизированных работ : проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ : проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов ; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов ; накопительная система оценки индивидуальных достижений ; накопительная система оценки индивидуальных достижений ; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации ; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации ; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации критерии достижения – планируемые результаты ; критерии достижения – планируемые результаты ; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов ; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов ; оценка способности решать учебно - практические задачи ; оценка способности решать учебно - практические задачи ; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход : использование комплексный подход : использование стандартизированных работ ( устных, письменных ); стандартизированных работ ( устных, письменных ); нестандартизированных работ : проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ : проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов ; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов ; накопительная система оценки индивидуальных достижений ; накопительная система оценки индивидуальных достижений ; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации ; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации ; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки : основные особенности

15 4. Учебный план начального общего образования Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей : обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана : состав учебных предметов ; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам ; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся ; направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 1 Учебные предметыКоличество часов в неделюВсего IIIIIIIV Русский язык Литературное чтение Иностранный язык2226 Математика Окружающий мир22228 Музыка11114 Художественный труд22228 Физическая культура22228 Итого: Региональный компонент (6-дн. н.) Предельно допустимая (6-дн. н.) Региональный компонент (5-дн. н.) Предельно допустимая (5-дн. н.) Внеучебная работа10 40 Всего к оплате (5-дн. н.) Всего к оплате (6-дн. н.)

Направления 1 класс2 класс3 класс4 классВсего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого БОП: внеучебная работа

Рабочая программа учебного предмета, курса. Совокупность учебно - методической документации : Пояснительная записка ; Общая характеристика учебного предмета, курса ; Личностные, метапредметные ( компетентностные ) и предметные результаты освоения конкретного предмета, курса ; Календарно - тематический план ( содержание учебного предмета ): o Разделы и темы программы ; o Планируемые результаты образования ; o Способы и формы оценки достижения результатов ; o Формы занятий ( теоретические и практические ); o Приёмы и методы преподавания ; o Виды деятельности учащихся ; o Перечень УМК.

5. Программа формирования УУД учащихся. ( личностные и метапредметные результаты ) В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные УУД Обеспечение ценностно - смысловой ориентации учащихся ; Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях ; Регулятивные УУД ( организация учащимися своей деятельности ) Целеполагание планирование прогнозирование коррекция оценка Познавательные УУД Общеучебные логические Постановка и решение проблем Коммуникативные Социальная компетентность сотрудничество Разрешение конфликтов Умение выражать свои мысли

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся. Это программы воспитания и социализации. C оздаётся на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Изложение целей, задач, содержания этого направления педагогической деятельности представлено на понятном широкому кругу читателей языке, чтобы с данной Программой мог ознакомиться заинтересованный родитель.

Программа формирования культуры здорового образа жизни. Цель программы : - реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально - адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.

23 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Практикум : папка нормативно - правовых документов при введении ФГОС в ОУ.

( Приказы, положения, Устав, порядок, инструкции, договоры и т. д.) Нормативно - правовая база Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ

Федеральный уровень. Конституция РФ ст.43; Законом Российской Федерации от г « Об образовании » ст.7, ст.9; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от г. 373 « Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов начального общего образования »;

Региональный уровень - Приказ департамента образования Новосибирской области от « О переходе общеобразовательных учреждений Новосибирской области на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования » - Приказ департамента образования Новосибирской области от « Об изучении готовности общеобразовательных учреждений Новосибирской области к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в 2010 году »; - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от « О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории области.

Уровень образовательного учреждения Устав школы. Приказы. Приказ « О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС нового поколения » Приказ « Об утверждении плана работы по подготовке и введению ФГОС НОО » Приказ « О разработке основной образовательной программы. Приказ « О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового поколения » Приказ « О переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС НОО » Приказ « Об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением Приказ « О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов » Приказ « О введении новой должностной инструкции заместителя директора по учебно - воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения » Приказ « Об утверждении перечня учебников на учебный год ». Приказ « Об утверждении образовательной программы на учебный год » Приказ « Об утверждении учебного плана на учебный год » Приказ « Об утверждении годового календарного учебного графика на учебный год » Приказ « Об утверждении программ внеурочной деятельности на учебный год » Приказ « Об утверждении плана - графика по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников на учебный год » Приказ « О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО в учебном году » Приказ « О системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации учащихся »

Уровень образовательного учреждения. Положения. « О Совете по введению ФГОС начального общего образования » « О системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации учащихся » Должностная инструкция учителя начальных классов. Форма договора о предоставлении общего образования образовательным учреждением. Положение о полномочиях рабочей группы по введению ФГОС нового поколения. Положение о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации учащихся.

Творческих успехов!