«РИСКИ И УГРОЗЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ ПРИ ПРИСОЕДИНЕНИИ К ВТО» РОССИЙСКАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
Advertisements

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ И.Г. Ушачев Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор.
И.Г. Ушачев Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академик (Доклад на.
Ушачев Иван Григорьевич действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук, вице-президент Основные положения Актуализированной Дорожной.
«Меры по развитию агропромышленного комплекса в условиях вступления России в ВТО» Борхунов Николай Алексеевич Заведующий отдела ценовых и финансово-кредитных.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И.Г. УШАЧЕВ Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Ушачев Иван Григорьевич директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академик РАН СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ 20.
Значение анализа финансово – экономической деятельности хозяйствующих субъектов для принятия решений на микро – и макро уровнях Начальник управления экономического.
О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И.Г. Ушачев Вице-президент.
Ушачев Иван Григорьевич Вице-президент Россельхозакадемии, директор института, академик РАН Основные направления совершенствования Государственной программы.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Формирование.
Система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации.
Разработка мер стимулирования отечественного машиностроения и развития экспортного потенциала продукции российского машиностроения с учетом членства РФ.
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Динамика изменения цены сливочного масла 82,5% жир. Германии и Океании.
Доклад «Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства» 26 июня 2006 года г. Москва.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Транксрипт:

«РИСКИ И УГРОЗЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ ПРИ ПРИСОЕДИНЕНИИ К ВТО» РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Тарасов Владимир Иванович Руководитель Аграрного центра ЕврАзЭС при ВНИИЭСХ, действительный член Международной академии информатизации Доклад на Международной конференции «РОССИЯ В ВТО: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АПК» Конгресс-центр ТПП РФ Москва

«Продовольственная безопасность Российской Федерации является: 2 одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе; фактором сохранения ее государственности и суверенитета; важнейшей составляющей демографической политики; необходимым условием повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Источник: статья 2 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ 120 от 30 января 2010 г.

Продовольственная независимость 3 это устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов; уровень продовольственной безопасности исчисляется как отношение производства к потреблению страны. Источник: статья 2 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ 120 от 30 января 2010 г.

Уровни продовольственной независимости по мясу птицы 4 В расчете для России за период гг. использованы данные

Что такое ВТО? 5 «ВТО - это организация лицемерная и неполезная для развивающихся стран. По большому счету это штаб защиты экономических интересов крупных западных государств и, прежде всего, США» А.В. Гордеев, 2007г. Министр сельского хозяйства РФ гг.

Что такое ВТО? (продолжение) 6 «ВТО стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран… проповедуя…необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжают предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам… » Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц

Сравнительная динамика изменения числа членов ВТО и региональных интеграционных формирований 7 Источник: Тарасов В.И. «Сравнительная динамика эволюции институциональных структур региональных интеграционных формирований в СНГ и ЕС», Евразийская экономическая интеграция 4(9) ноябрь 2010 с.27

Особенности новой аграрной политики ЕС и США: 8 затраты на общую аграрную политику бюджета ЕС: на гг. – 371,3 млрд евро, в т.ч. для Польши 28 млрд. евро, или 4 млрд евро в год; на гг. – 374,4 млрд евро Источник: Еврокомиссия «A Budget For Europe Part II - Policy Fiches - Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions» план Обамы по удвоению продовольственного экспорта США за пять лет. Источник: International trade administration (ITA) (trade.gov)

Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей, центов (в пересчете на 1 $ произведенной продукции)

Индексы физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), % 10 Источник: рассчитано по данным

Состояние АПК России на момент присоединения к ВТО 11 Источник: составлено на основе данных годовых отчетов Министерства сельского хозяйства РФ (mcx.ru)

Тарифы на внеквотную поставку продукции, % 12 РФЕССША Молоко и молочные продукты Овощи, фрукты и живые растения Сахар и кондитерские изделия Растительное масло

Условия присоединения России к ВТО в сфере АПК: 13 снижение лимитируемого уровня поддержки сельхозпроизводителей до 9,0 и далее до 4,4 млрд $; сокращение импортных пошлин на ряд чувствительных видов продовольствия: живые свиньи; мясо свиней свежее и мороженное; молоко (прежде всего, сухое) и сливки сгущенные; сыры; рис; масло пальмовое; колбасы (прежде всего, сырокопченые); запрет на экспортные субсидии.

Прогноз развития рынка мяса птицы в РФ, тыс. тонн 14 Источник: Мамиконян М.Л.,2008г.

Прогноз развития рынка свинины в РФ, тыс. тонн 15 Источник: Мамиконян М.Л.,2008г

Оценка последствий экспертами Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН ) 16 По оценке академика РАСХН Э.Н.Крылатых, за счет уступки части внутреннего рынка внешним экспортерам и сужения внешнего рынка для российских экспортеров сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия ежегодные потери России будут составлять около 4 млрд.долларов США. Источник: Крылатых Э. Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО, М.: "Энциклопедия российских деревень, Труды ВИАПИ, вып. 6, 2002

Оценка Ernst & Young, Российская экономическая школа и Центр экономических и финансовых исследований и разработок (РЭШ-2012) 17 Ежегодный прирост ВВП экономики России от присоединения к ВТО составит 0,41%, при постепенном снижении тарифов в течение 5 лет и через 5-6 лет возрастет до 0,96 % после окончательного снижения тарифов; Торговый профицит государственного бюджета может снизиться на 10 %, т.е. на 41,4 млрд.руб.

18 Присоединение России к ВТО может привести к ежегодному росту ВВП на 3,3%, или порядка 49 млрд. долларов. Благопотребление (welfare) среднестатистического российского домохозяйства может увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств ежегодное повышение благопотребления (welfare) составит от 2% до 25%. Заработная плата сохранивших рабочие места квалифицированных специалистов и неквалифицированных рабочих в среднесрочной перспективе может вырасти примерно на 5% и 4% соответственно, а в долгосрочной перспективе – на 17% и 13% соответственно. Оценка последствий экспертами Всемирного Банка (ВБ-2004)

Оценка последствий экспертами Всемирного Банка (ВБ-2004, продолжение) 19 Источник: World Bank

Оценка последствий экспертами Всемирного Банка (ВБ-2004, продолжение) 20 Отрасли Объем производства ЭкспортИмпорт Численность рабочей силы Пищевая промышленность -14%-8%+38%-15% Сельское хозяйство-3%-6%+11%-3% Легкая промышленность-7%+4%+8%-9% Машиностроение-12%-8%+20%-13% Анализ подготовлен Джеспером Йенсеном (Высшая школа "Экономикс", Копенгаген), Томасом Руэерфордом (Колорадский университет. США), Дэвидом Тарром (Всемирный банк)

Интегральная оценка последствий экспертами российских отраслевых союзов (РСПП-2012) 21 Наименование отрасли Потери от присоединения России к ВТО Производство свинины- 20 млрд. руб. Производство говядины- 17 млрд. руб. Производство мяса птицы- 17 млрд. руб. Производство сахара- 25 млрд. руб. Производство молока- 29 млрд. руб. Итого- 108 млрд. руб. Источник: материалы комиссии по АПК РСПП

Оценка последствий экспертами Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН-2012) 22 Замедление роста производства продукции сельского хозяйства по сравнению с запланированным в проекте Государственной программы в совокупности за 8 лет ее реализации с 21% до 14%, что эквивалентно недополучению 1 трлн руб. валовой продукции в ценах 2010 года или в среднем по 125 млрд руб. ежегодно Источник: Доклад в Международной промышленной академии на заседание «Агробизнесклуба» 18 июня 2012г. вице- президента Российской академии сельскохозяйственных наук, директора Всероссийского научно- исследовательского института экономики сельского хозяйства, академика, Ушачёва И.Г. «Риски и угрозы обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйств в условиях присоединения России к ВТО»

Меры повышения конкурентоспособности и уровня продовольственной независимости отечественного АПК: Считать вступление России в ВТО на условиях Протокола, подписанного Министром экономического развития Набиуллиной Э.С. в Женеве г., несвоевременным и наносящим существенный ущерб АПК России 2. Считать более целесообразным вступление России в ВТО в формате Таможенного союза с регулированием импорта товаров и услуг на условиях принятого единого таможенного тарифа Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Меры повышения конкурентоспособности и уровня продовольственной независимости отечественного АПК (продолжение): В случае ратификации Протокола, подписанного Министром экономического развития Набиуллиной Э.С. в Женеве г. считать целесообразным: 3.1. предусмотреть в Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы установление объемов финансирования, согласованных Протоколом о присоединении к ВТО от 17 декабря 2011 года обеспечить погашение в значительной степени кредиторской задолженности агропромышленного комплекса РФ до / или одновременно с ратификацией Протокола о присоединении России к ВТО разработать ФЦП развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения на основе подготовленной Минпромторгом России Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения предусмотреть завершение в максимально короткие сроки принятие технологических регламентов на основные виды продукции АПК обеспечить целенаправленную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, способных обеспечить адаптацию АПК к новым условиям.

Меры повышения конкурентоспособности и уровня продовольственной независимости отечественного АПК (продолжение): Считать необходимым поддержать следующие предложения Комитета Государственной Думы Российской Федерации по аграрным вопросам: 4.1. освободить сельхозтоваропроизводителей от предварительной оплаты банкам при получении кредитов той доли средств, которую они потом должны получить в порядке возврата затрат на уплату процентов из федерального бюджета; 4.2. внести изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части разрешения выставлять на торги только производственный комплекс в целом вместо распродажи отдельных видов имущества; 4.3. сохранить существующие размеры субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут выданы сельскохозяйственным товаропроизводителям после 1 января 2013 года; 4.4. установить критерии определения территорий Российской Федерации с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства в целях оказания необходимой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на таких территориях; 4.5. ввести порядок предоставления из федерального бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части стоимости приобретаемой современной сельскохозяйственной техники; 4.6. рассмотреть возможность внесения изменений в обязательства России в ВТО по корректировке ставок таможенно-тарифного регулирования на чувствительные товарные позиции.

Меры повышения конкурентоспособности и уровня продовольственной независимости отечественного АПК (продолжение): Считать необходимым поддержать следующие предложения Комитета Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству о рекомендациях Правительства Российской Федерации при рассмотрении Государственной Думой законопроекта о ратификации Протокола о присоединении России к ВТО: 5.1. представить финансово-экономическую оценку последствий присоединения России к ВТО; 5.2. представить стратегию действий федеральных органов исполнительной власти по защите национальных интересов России в ВТО.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ 27 Наши координаты: Tel: 8 (499)