Новое качество образования: основная проблематика Формирование ГОС нового поколения С.В.Горохов, эксперт ИПОП «Эврика» г.Нальчик, 25 ноября 2008г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новое качество образования: основная проблематика г.Тверская область 17 октября 2009.
Advertisements

Новое качество образования: основная проблематика г.Казань 3 октября 2009.
С.В.Горохов, 2011 Проблемы современного образования в РФ.
Проблемы современного образования в РФ. Тищенко Владимир Евгеньевич – учитель географии, МБОУ «Гимназия» г. Новозыбков.
Методология оценки нового качества образования Белгородская область, г.Белгород 17 ноября 2009.
Педагогика традиции в образовании Савина Н.М. БелРИПКППС, 2010 год.
ИПОП "Эврика", декабрь 2011 «Основания деятельности педагогических коллективов школ, обеспечивающих введение ФГОС»
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
ИПОП "Эврика", октябрь 2011 Требования к технологии работы учителя в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования.
Иметь хорошие основы знаний, умений, навыков Быть конкурентоспособным в современном мире Уметь выстраивать отношения с разными людьми Уметь формулировать.
Новый стандарт: революция или эволюция? Р.Н.Бунеев, А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов.
Для родителей обучающихся 5 классов (школы-пилотной площадки) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
1 Городская экспериментальная площадка « Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе »
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Программа «Московское образование » Доклад методиста НМЦ, психолога школы 424 Заботкиной Н.В.
Транксрипт:

Новое качество образования: основная проблематика Формирование ГОС нового поколения С.В.Горохов, эксперт ИПОП «Эврика» г.Нальчик, 25 ноября 2008г.

система образования образовательный институт идеал (цель образования) задается извне, но формулируется не как «Портрет» выпускника, а как ожидания общества, предъявленные к человеку, заканчивающего школу; образовательное пространство (содержание, средства и методы) выстраивается для достижения цели;

исторические ожидания Древняя Греция (гражданин полиса); Схоластика (христианина, укорененный в догматах церкви); Возрождение (разносторонне развитий человек, владеющий всеми достижениями культуры); Новое время (специалист, компетентный в достаточно узкой области);

сущностные характеристики системы образования СССР – Россия (4:0) единообразие – уникальность; конформизм – позиционность; пассивность – социальная активность; устав строителя коммунизма – ???

Россия сегодня ФГОС 1998 и 2004 года; проект ГОС нового поколения РАО (портрет выпускника): патриот; уважающий ценности иных культур ; креативный, мотивированный к познанию и творчеству; разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни; уважающий и готовый сотрудничать с другими; осознающий себя личностью, готовой нести ответственность)

структурные характеристики традиционного обучения предметность; классно-урочная система; принцип наглядности, доступности; последовательности, систематичности; принцип индукции (от частного к общему); ориентация на ЗУНы; принцип самодостаточности (школа замкнута в себе);

МИФЫ традиционного обучения отзывы «гостей»; успешность в жизни (востребованность в мировой экономике); количество Нобелевских лауреатов; всесторонность, структурность, методологичность знаний (достижение внутренних целей);

достижение «внутренних» целей (качество ЗУНов) 30-40% троечников - НО: за все школа ответственности не несет (виноваты…); 5-7% отличников (освоивших учебную программу) – НО: скорее заслуга родителей, выстроивших для детей образовательную программу; парадокс: в недостатках – виновата не школа; достижения – заслуга не школы… вопрос: зачем нужна школа???

реальность традиционная школа эффективна в относительно стабильном обществе; Любовь Глебова ( руководитель Рособлнадзора ): « Недавно на президентском совете был озвучен следующий тезис: проблема заключается не в том, что образование стало хуже, требования к качеству стали ДРУГИЕ…»

соотношение субъективных и объективных целей образования какие цели задает школа ребенку? соответствуют ли они реальным условиям, в которых должны воплощаться? совпадают ли они с целями самого ребенка?

знания, умения, навыки; предметные и универсальные компетентности (умение применять ЗУНы, определять собственные возможности и ограничения для решения задач); позитивный социальный опыт; позитивная динамика вышеперечисленного; современное качество образования:

знания, умения и навыки вопросы: что необходимо ЗНАТЬ, для того, чтобы успешно ориентироваться в изменяющемся мире? какие УМЕНИЯ нужны для осуществления продуктивного действия? какие НАВЫКИ пригодятся выпускнику во взрослой жизни?

компетентности (предметные и универсальные) определение: опознание сущностных условий задачи; принятие задачи как субъективно важной для решения; переформулировка задачи – определение существующих и необходимых для решения знаний; поиск средств решения; нахождение результата; оценка адекватности результата условиям задачи;

компетентность – не противоположна знанию Читательская компетентность: «способность интерпретировать текст, сделать заключение о намерении автора, связать информацию, полученную в тексте, со знаниями из других источников, критически оценить текст» и т.д. Математическая компетентность: способность «распознавать проблемы, которые могут быть решены с помощью математики, извлекать нужную для ответа информацию из графиков и схем, при этом отсеивая избыточные данные» и т.д. Если знание не может быть применено – его нет.

социализация (позитивный социальный опыт) гипотеза: позитивный социальный опыт возможно получить только через осуществление социального действия; чем больше возможности для свершения действия, тем выше вероятность успешной социализации, т.е. возможности попав в любую ситуацию опознать ее сущностные характеристики и адекватно им действовать;

динамика индивидуальных достижений надежда: образовательное пространство должно создавать возможность для проявления индивидуальных достижений и обеспечивать их поступательное развитие; проблема: создания условий и диагностики (определения критериев и показателей для компетентностей и социализации);

опасения разрушим «лучшую в мире систему»… времени едва на формирование ЗУНов хватает, когда иных результатов достигать… ученых много, говорят разное, часто противоположное друг другу… надо четко определить, что и как надо делать… откажемся от «старых» критериев оценки качества, а новые пока РАО не созданы…

условия принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса; изменение компетенции и компетентности педагога (не только умение применять новые технологии, в т.ч.информационные, но умение развивать компетентности, создавать индивидуальную траекторию развития для ученика); создание и применение новых КИМов;

влияния на принятие ( необходимость нового стандарта; методология формирования (требования, а не описание предметности); формирование ГОС нового поколения п.4 статьи 7 Закона «Об образовании» (в редакции 2007г.)

требования к структуре ОП : ОП ОУ ОП младшей школы Д ? ОП средней школы Д ОП старшей школы

требования к условиям реализации ОП

требования к результатам освоения ОП

Спасибо за внимание!