Проблемное обучение на уроках биологии Жерлицина Елена Алексеевна, учитель биологии МОУ «СОШ 5» г. Валуйки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения Егорова Г.И. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 101 с углубленным изучением.
Advertisements

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемное обучение Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все-таки участь: Мне кажется, я их чему-то учу, А это они меня учат. А.Дольский Шаронова.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
монолог учителя ; монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; информирующая беседа.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся.
М АСТЕР - КЛАСС Носкова Надежда Викторовна учитель биологии МОУ СОШ 18 «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Монтень.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
«Системно- деятельностный подход в обучении географии» Степнова Т.Н. –учитель географии. МОУ СОШ п. Кушумский.
По теме «Проблемное обучение в преподавании химии»
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) в учебном процессе РГПУ им. А.И. Герцена, доцент каф. методики обучения математике,
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Объять необъятное К. Прутков Тема учебного проекта: Тепловые явления. 8 класс Творческое название: МЫ ПРИПОДНИМАЕМ ЗАВЕСУ… Автор: Дорогонова С.В., учитель.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Семинар педагогического мастерства Методика проведения урока проблемного обучения.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Транксрипт:

Проблемное обучение на уроках биологии Жерлицина Елена Алексеевна, учитель биологии МОУ «СОШ 5» г. Валуйки

…благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. …благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. Альбрехт Дюрер Альбрехт Дюрер немецкий живописец XVв. немецкий живописец XVв.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который: более полно принимает себя и свои чувства; более полно принимает себя и свои чувства; становится более уверен в себе и автономен; становится более уверен в себе и автономен; ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело; ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело; становится более похожим на человека, которым хотел бы быть; становится более похожим на человека, которым хотел бы быть; начинает принимать и понимать других людей. начинает принимать и понимать других людей. начинает воспринимать себя по-иному; начинает воспринимать себя по-иному;

2. Снижение интереса к предмету Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития.

3. Новые учебники. Издательским центром Вентана-Граф выпущены учебники по биологии нового поколения для 5-9 классов, в которых последовательно раскрывается целостная система основных биологических понятий, а усвоение знаний предполагает активную самостоятельную работу ученика, способствующую развитию его интеллектуальных сил и умения понимать явления природы в их причинно- следственных связях и отношениях. Издательским центром Вентана-Граф выпущены учебники по биологии нового поколения для 5-9 классов, в которых последовательно раскрывается целостная система основных биологических понятий, а усвоение знаний предполагает активную самостоятельную работу ученика, способствующую развитию его интеллектуальных сил и умения понимать явления природы в их причинно- следственных связях и отношениях.

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов: наблюдения (в том числе и летнее), наблюдения (в том числе и летнее), эксперимента, практических работ и лабораторных, эксперимента, практических работ и лабораторных, решения логических задач, решения логических задач, просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков, просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков, сообщения учащихся, сообщения учащихся, рефераты, рефераты, участие в научно-исследовательской работе, участие в научно-исследовательской работе, использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы. использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы.

Согласно словарю русского языка С.И. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Что подразумевается под проблемным обучением? 1. Метод проблемизации. 1. Метод проблемизации. 2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. 2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. 3. Метод уяснения готового знания из печатного источника. 4. Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной деятельности: 1. На основе дискуссионной деятельности: – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа) – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа) – проблемно- лабораторные занятия (групповая работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа) – практические занятия (коллективная работа) – проблемно- лабораторные занятия (групповая работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция; урок-лекция; урок-семинар; урок-семинар; урок решения задач; урок решения задач; урок-конференция; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-экскурсия; урок-консультация; урок-консультация; урок-зачет и т.д. урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки: урок-аукцион; урок-аукцион; рок-пресс-конференция; рок-пресс-конференция; урок-защита диссертации; урок-защита диссертации; урок-суд; урок-суд; урок-посвящение; урок-посвящение; учебный мозговой штурм; учебный мозговой штурм; мозговая атака; мозговая атака; урок-интервью; урок-интервью; урок-медицинский консилиум. урок-медицинский консилиум.

Проблемное обучение на уроках биологии через решение задач. Что такое задача? Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат. Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат.

Чем отличается контрольный вопрос от задачи? Часто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните – ответ готов. Часто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните – ответ готов.

В задаче необходимо: – уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; – знание терминов – четко, какой они несут смысл; – правильное решение задачи – это и есть полезный результат. – уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; – знание терминов – четко, какой они несут смысл; – правильное решение задачи – это и есть полезный результат.

Но самое главное – это не просто правильно решить задачу, а понять путь к решению. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. Но самое главное – это не просто правильно решить задачу, а понять путь к решению. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе.

Литература: Батуев А.С. и др. Биология. Человек. Учебник 9 кл. М.: Просвещение, Батуев А.С. и др. Биология. Человек. Учебник 9 кл. М.: Просвещение, Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.– Тула: Родничок, Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.– Тула: Родничок, Кемп П. Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, Кемп П. Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на- Дону: издательство Учитель, Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на- Дону: издательство Учитель, Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: издательство Учитель, Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: издательство Учитель, Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.– М.: Молодая гвардия Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.– М.: Молодая гвардия Ожегов С.И. Словарь русского языка.– М.: Рус.яз.,1985 Ожегов С.И. Словарь русского языка.– М.: Рус.яз.,1985 Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, Сухова Т.С.Уроки биологии : технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Графф, Сухова Т.С.Уроки биологии : технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Графф, 2001.

Спасибо за внимание!