Шестернинов Евгений Евгеньевич - Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, Исполнительный директор фонда наследия Менделеева. Москва 14.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Advertisements

1 Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы.
Что такое современный урок? Требования к современному уроку.
Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения.
Итак, вы написали трактат и хотите опубликовать его. Поступите следущим образом: Если вы понимаете, что написали и можете доказать это - пошлите в какой-нибудь.
Методический поиск: современные требования к профессионализму учителя Песовет-семинар Что такое современный урок?
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
«Использование инновационных технологии в условиях общеобразовательной школы» Зам. Директора по УВР Хохлина М.Д. «Использование инновационных технологии.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности.
Основные принципы успешности урока Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо. Л.Н. Толстой.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Технология личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской Рюмина И.П
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Современный урок Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению.
Деятельностный подход обучения в современной школе.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
18 АФОРИЗМЫ ПРО ВОСПИТАНИЕ Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.
«Новые подходы к обучению в начальной школе». Проблемы России Стратегия 2020 Проблемы России Стратегия 2020 Формирование стандарта как общественный договор.
Транксрипт:

Шестернинов Евгений Евгеньевич - Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, Исполнительный директор фонда наследия Менделеева. Москва 14 марта 2009 года. 1

Что такое «Современный урок»? Урок более 400 лет – основная форма обучения и воспитания! Урок – основная форма работы учителя! Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему более 400 лет назад. «Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спустя долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике» марта ноября 1670,

Главное в уроке видеть и знать его основные законы. Сила урока в его консервативности, в традиционных методах и приёмах. Культура преподавания требует изучать историю педагогики, дидактику, педагогическую технику. Это необходимо!!! Зная основные законы урока можно «обрастать» новыми приёмами и методами. Они как зёрна прекрасного приживаются в этой почве и дают замечательные плоды. Нововведения, конечно нужны и они будут присутствовать. Вместе с тем одним великим учёным сказано: «Если учёный привносит в науку 20 новых понятий и терминов он её разрушает»… Это, как крайность. 3

Если уроку столько лет значит он выдержал испытание временем. В каждом времени у урока свои особенности… В период крепостных и феодальных отношений …. Одни формы. В период возрождения и крестовых походов… В периоды войн и революций…другие. Но мы живём во время информационных технологий Время информационного прорыва, время продвижения науки на наноуровне! Не только время диктует свои правила но и люди и национальные и религиозные аспекты находят отражение и накладывают отпечатки на форму проведения урока и его содержание … 4

Попробуем поразмышлять над терминами… Метод инновации Методика технологии Приёмы Это не бесспорно но… Технологии производства сахара, мёда, варенья… Технология – это строгий порядок действий, изменение которых приводит к изменениям результата. Ожидаемый результат только в случае действия по чётким однозначным правилам… 5

Может быть кабинетные педагоги взяли их из желания выделиться и сказать новое слово в науке. А стоит ли подменять понятия метода и приёма?… Итак… Методика – да! Метод – да! Приёмы – да! Технологии …. Поговорим позже… Откритикуйте фразу: «Чем больше приемов в арсенале учителя, тем он более свободен на уроке. В зависимости от класса, контингента, настроения, погоды. Приемами можно пользоваться в любом порядке и сочетании» Овладей разнообразными методами и приёмами и применяй их в любом порядке и разнообразии…» Это будет зависеть от класса, контингента, настроения, здоровья, погоды…. В ряд с этими понятиями встаёт понятие психология урока… Оно вполне правомерно… 6

Попрбуйте Написать… Нарисовать … структуру урока… 7

Давайте назовём основные этапы (ЧАСТИ) урока: Начало оргмомент… Проверка знаний и выполнения домашнего задания… Мотивация к уроку и изучению нового материала… Знакомство с новым материалом… Презентация нового материала Первичная проверка понимания Закрепления материала… Получение домашнего задания… 8

Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся! Вероятно – это внутренняя убеждённая позиция человека способствующая выбору определённого вида деятельности, направленной на поиск новых знаний, открытий. Мотива́ция (от lat. movere ) 1) побуждение к действию;действию 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;человекаактивность 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть закон Ньютона Учитель должен создать такие условия при которых учащиеся захотят сделать это сами. Он ими будет только восхищаться. 9

Мотивировать может далеко не каждый учитель, и далеко не всегда. Мешает авторитаризм и установка «делай как Я!» Если учитель всегда говорит и объясняет всё сам не привлекая к поиску знаний учащихся, ему будет невозможно создать условия и «смотивировать» на деятельность учащихся… Напомню сцену из фильма «Джентельмены удачи»… Леонов: «Сегодня завтрак в детском саду отменяется …» Все: УРА! Леонов: «Мы сегодня будем готовиться к космическому полёту» Все : УРА! Леонов: «Для этого необходимо заправиться! Берём ложки и …» Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас вечер вопросов и ответов, Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в с казанном… Делимся на критиков и изобретателей….. 10

Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свой кусок нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение. Пример урока… …. Роль и позиция учителя в таком действии… Организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы. Поддерживает, подхваливает, подталкивает, «подливает масло в огонь», консультирует, незаметно направляет, откровенно удивляется успехам и находкам. «Теневой генерал». 11

Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное детьми, находит выход из тупиковой ситуации. Вроде бы импровизирует, но вместе с тем чётко ведёт свою линию, держит установленные рамки. Учитель повторяет то, что им же может быть и подсказано, но в такой ситуации дети выдают это как свою находку. Это другие эмоции. Это другое настроение. Они все в группе участники открытия… Высший пилотаж, когда учитель может вместе с детьми спланировать урок, вместе с ними готовить его и готовиться к нему. Вместе с учащимися добывать знания, и вместе проводить и, самое главное, вместе анализировать. В итоге все в классе становятся участниками удивительного открытия. Совместная деятельность проливает бальзам на раны. Вместе радуются друг за друга… 12

При каких условиях это сработает ? 1.При правильном обеспечении учащихся всем необходимым для их поисковой деятельности в каждой группе. (Пять разных задач по одной на группу. Пять формул. Пять стихотворений. Пять рассказов. Пять…) 2.Техническое оснащение для каждой группы.(Компьютеры. Приборы. Реактивы, Справочники. Задачники. Программы.) 3. Группы сидят в кругу «глаза в глаза» а не «глаза в спины». По особому должна стоять мебель. 4. Заранее проведены инструктажи по порядку работы. Учащиеся знают основные законы коллективной деятельности. такие как «закон круга», «не перебивай говорящего», «»критикуешь предлагай», «все идеи имеют место, т.к. даже из самой смешной мысли может родится гениальная мысль»… и т. д. 13

По какому принципу можно формировать группы? Как часто их надо переформировывать? Может ли кто-то быть вне групп? Как учитывать уровень подготовке детей при делении на группы? Каждому ли можно давать слово в группе? Идёт ли взаимообучение в группах? Идёт ли процесс обучения друг друга? Не раскалывают ли группы коллектив? Может ли помочь социометрия при формировании коллектива? Нужен ли лидер в группе? Как быть с принципом сменяемости руководителей групп? 14

Как поощрять группы и отличившихся? Всегда ли нужны «премии»? Нужно ли скупиться на похвалу? Как быть с принципом успешности в обучении? Есть ли ему здесь место? Хвалить кого и за что? (Одна похвала даёт две- три победы ещё. Одна критика – две- три проблемы с частицей «НЕ» и порождает новые проблемы). Как работают законы и правил,а где есть запреты? (Пример любой больницы). 15

Речь о сути методики коллективной творческой деятельности… Сами планируем, Сами готовим, Сами проводим, Сами анализируем. Как меняются формы работы в данной методике? Например: Фронтальная проверка (опрос) о готовности к уроку и выполнении домашнего задания или работа над заданием по группам на 5 минут. Приёмы для работы.. Мозговая атака. Пять минут на шум. Подготовь каверзный вопрос. Расскажи этот … умышленно включая в него неточности. Остальные найдите их. …. и т. д. 16

Предлагаю…. Игра «КАК ЗАГНАТЬ МЕНЯ В УГОЛ!» Называйте предмет, тему, вид урока….. Я предлагаю его сценарий по методике коллективной творческой деятельности… 17

Приведите примеры с уроками по данной методике… Мой пример. Физика сош. 12 «Движение тела» Химия сош. 18 «Периодический закон Менделеева» Математика Биология 18

Как и где найти новые формы проведения урока… «Пятьдесят Творческих дел коммуны Макаренко» Автор: Иванов Игорь Петрович академик РАО, профессор. «Приёмы педагогической техники» Автор: Анатолий Гин Работы Гузеева В.В. «Образовательные технологии» Третьяков П.И. Сиденко А.С. Селевко Г.К. 19

Что важно в этой деятельности? Совместная деятельность, совместные эмоции и переживания, совместный поиск, ошибки, находки…. Высказал мнение …два раза даже не по делу - герой! Почувствовал себя умнее… Потянул верёвочку знаний … сам… Подумал : «А не такой уж я ч…» Общение в группе продвигает всех на новый уровень… Расширяются рамки каждого… Роль учителя всё это заметить правильно и своевременно оценить. Поэтому он как челнок от группы к группе снуёт… Всё это с благодарностью оценить... П Р О А Н А Л И З И Р О В А Т Ь... 20

Где? На коком уроке есть место технике? Предложите включить это в урок… в сценарий урока… Карточки по группам. Распределение заданий по группам. Распределение обязанностей в группе. В каждой группе компьютер. На каждую группу другая техника. Интернет. Задание найти в интернете. Найти ответ в интернете. Сайты новых ресурсов по теме. 21

А теперь покритикуем традиционный урок… Что такое- литературно музыкальная композиция…??? Что такое «БЕСЕДА»??? Что такое фронтальный опрос…? Почему источник нового всегда учитель…? Что же надо понять… Надо понять, что урок современный отличается прежде всего организацией учебной … образовательной деятельности. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать). 22

Как быть с экспромтами и импровизациями?… Моё отношение к тому, что сегодня педагог не владеет компьютером… интернетом… электронной почтой… интерактивной доской… Этапы освоения новой техники.. -Трудно сделать первый шаг. Консерватизм учителя… - Заставили. Обязали…Начал учиться … -Появляется первый интерес как к новой игрушке у ребёнка… - Первые пробы на уровне использования красивых картинок на уроке… - По сути иллюстративно – объяснительный подход и не более.. -Второй этап. Использование компьютера - подготовка презентаций самим учителем к уроку. Использование программ с уроками на дисках… -Третий этап. Выход в интернет и подборка доп. материалов из сети… 23

- Следующий этап – задания учащимся, где не обойтись без компьютера… Создание с ними презентаций уроков… Дополнительная работа с индивидуальными учащимися в рамках исследовательской и реферативной деятельности. -Затем… Использование компьютерных классов для уроков. Проведение уроков с программами и дополнительными материалами через учебные программы.. -Что же мы должны делать на современном уроке с помощью техники? - Проводить уроки в компьютерных класса… или иметь несколько компьютеров для совместной работы учителя с учащимися по поиску новых материалов, знаний.. - Переводить работы учащихся на интерактивную доску без всякого вызова к доске… - Работать в сети и иметь возможность обмена с учащимися, интернет на уроке и вне его… - Иметь сайт своего предмета и всё делать через него… - Дежурный по классу всё в ходе урока заносит всю информацию на сайт … - домашнее задание в электронном дневнике. На компьютере всё что делается на уроке не в тетрадях. Ноутбук всегда с учеником… 24

В идеале надо сделать так, что компьютер станет единственным архивом книг, домашних работ… всего учебного материала и процесса… Отступление 1. Школа готовит человека к жизни… Этим гордимся!!! Надо понимать, о том что в ближайшее время вся его жизнь будет такой! Как придти к такому уровню преподавания…….????? Пример формы «Андреев-софт»… Лозунг дня «ВСЕ НА ТРАКТОРА» меняем «ВСЕ ЗА КОМПЬЮТЕРЫ!» Самое главное что должно происходить в школе сегодня… Учитель должен найти в себе смелости и начать учиться у учеников!!!!!!!!! Так поставить ситуацию на службу себе, чтобы они ещё и зауважали предков… 25

Можно ли в таких уроках найти место для индивидуальных работ, контрольных, самостоятельных. Проще во много раз… Где место учителю для оценок? Море места… Есть на это более эффективные возможности… Что уйдёт из такого урока? Пытка с пристрастием у доски,,, Нелепое домашнее задание… Оно будет тесно связано с уроком… 26

Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарностьдемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 27

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 28

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствовани ю, 29

Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно- объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках. 30

Критерием развития эмоционально- образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 31

Представителе м второй научной школы является В.Джемс. Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает. Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел- научился", означает - развился. Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие. 32

Обратимся к его истории. Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития. Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции. Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже. Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития". 33

Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, чт о обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития". Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало- много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим. 34

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания, М., 1990 Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел, М., 1989 Гин Анатолий Приемы педагогической техники, М.,

36

Закон об образовании Подласый И.П. Педагогика, М Программа djvu 37

По материалам работ: В.В.Давыдоса, А. В. Запорожца, Б. Ф.Ломова, А-В-Петровского, М-Г.Ярошевского Литература: 1. Бравсрман Э.М. Физика: наблюдения и эксперименты по методу "Шаги познания": Дидакт. материал. М.: Ассоц. учителей физики, Булгаков В.И. Проблемное обучение понятие и содержание //Воспитание школьников Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, Дрозииа В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации. Челябинск: Челяб. гос. ун,- т, Журавлев И К Система познавательных задач по учебному предмету //Советская педагогика Ильина Т.А, Проблемное обучение //Вестник высшей школы Ильина Т.А.. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? //Вестник высшей школы

7 Ильина Т.А.. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? //Вестник высшей школы Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд. Российского открытого университета, КудрявцевТ.В. Проблемное обучение итоги экскурсии //Вестник высшей школы Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.; Педагогика, Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.,

14. Матюнин Б.Г. О сущности познания. //Педагогика Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М Никандров Н.Д. Проблемное обучение// Воспитание школьников , 19. Новиков С.М //Физика в школе

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ "Эксперимент", с. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989, Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М., Сиденко А.С. Технологизация педагогического опыта. Возможна ли она?//Народное образование Сиденко А.С. ОДИ «Создание моделей развивающего обучения для уроков физики» //Физика в школе

42