Совершенствование государственной молодёжной политики в условиях современного российского общества Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет Грошева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года Концепция долгосрочного социально- экономического развития.
Advertisements

Выполнили студентки группы Жалакшаева К.Х. Тухватуллина А.Х. Молодежная политика в РФ.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Лидерство Задачи Формирование и продвижение молодого успешного россиянина. Поддержка и продвижение способной, инициативной и талантливой молодежи. Создание.
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения управления развития воспитательной деятельности.
А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения управления развитием воспитательной деятельности.
Д.А.Медведев: "Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система.
Г. Москва 18 июня 2013 г. Директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики Минобрнауки России А.Э. Страдзе О МЕРАХ.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Проект «Школа будущего» Проблема стоящая перед школой до 2015 года: сохранение уровня качества образования и существующей динамики инновационной деятельности.
«МОЛОДЁЖЬ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РОССИИ» 1.
Творчество Цели программы 1. Создание эффективной системы выявления и дальнейшего продвижения молодых талантливых авторов в сфере культуры и искусства.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
Транксрипт:

Совершенствование государственной молодёжной политики в условиях современного российского общества Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет Грошева Любовь Игоревна

Цель лекции : На основе теоретического и эмпирического анализа дать представление о проблемах, связанных с формированием государственной молодёжной политики ( ГМП ) в России. План лекции : 1. Возникновение государственной молодёжной политики 2. Государственная молодёжная политика как социальная система 3. Оценка действующей в России ГМП и выявление проблемы формирования гражданской идентичности молодёжи 4. Представление о перспективных направлениях совершенствования государственной молодёжной политики

В настоящее время мы фактически возвращаемся к решению задач середины прошлого века : формируем устойчивую национальную социкультурную и политико - экономическую систему. В связи с этим речь должна идти о комплексном обучении молодого человека самой обыкновенной и одновременно самой необычной из всех специальностей – профессии полноценного члена общества.

Имеется и иная проблема, требующая научно обоснованного подхода к изучению молодого поколения – демографическая. Дело в том, что с 2004 года общая численность населения в возрасте лет резко сокращается и этот процесс сокращения будет продолжительным. Причём компенсировать потери прироста населения при помощи миграционного обмена не удастся. С 2008 по 2021 год численность молодёжи ( по данным Росстата ) в возрасте лет в составе населения Российской Федерации сократится на 13 млн. человек ( равнозначно численности населения Москвы ).

Актуальность исследования повседневной деятельности студенческой молодежи, ее ценностей, круга культурных и духовных интересов диктуется тем, что его результаты дают представление об облике среднего класса России в будущем. Перед обществом, государством стоит задача посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики создать благоприятные предпосылки для использования энергии молодых ( создать механизмы поддержки молодежи, ее социальных инициатив ) и помочь молодым людям определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы.

Термин « политика » в переводе с греческого означает « государственные дела », « искусство управления государством ». Р. Арон определяет политику как « программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом ». Молодежная политика – это система мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, организационных условий для становления и развития молодых граждан, успешной реализации ими своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества и государства с учетом возрастных особенностей. Государственная молодежная политика – это совокупность мер законодательного и исполнительного характера, направленных на реализацию потребностей молодежи, ее адаптацию в современном обществе. Выразить и защитить интересы молодых людей, не противопоставляя, а соотнося их с общим публичным интересом – важнейшая задача и функция государственной молодежной политики.

Элементы государственной молодёжной политики как системы Задачи ГМП : - стратегическая - тактическая Принципы ГМП : - Молодёжная политика – динамическая система, в которой функционирование каждого компонента подсистемы должно подчиняться главной цели – созданию условий для свободного развития личности, раскрытию индивидуальных склонностей и способностей, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей. - Учет при решении системы задач в сфере формирования и реализации молодежной политики ее нынешнего состояния, справедливо признающегося кризисным. - В основу современной парадигмы общественного воспитания должны быть положены закономерности взаимодействия общества и молодежи в единстве и целостности внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, общего и особенного.

совокупность идей, концепций, принципов, функций, приоритетов, основных направлений, теоретико - методологических положений стратегии и тактики социального развития молодежи ; отношения, складывающиеся по поводу формирования и осуществления молодежной политики. Это, во - первых, отношения между молодежью как составной, органической частью общества и всем обществом, а также между обществом и молодежными ассоциациями, объединениями и лицами, выполняющими функции воспитания молодежи ; во - вторых, отношения между государством и субъектами федерации ( их органами ) по вопросам осуществления молодежной политики ; государственные решения как один из самых сложных и ответственных элементов молодежной политики. Как известно, ситуация в молодежной среде, в обществе подвержена непрерывным изменениям, противоречиям, диспропорциям. Поэтому необходима гибкая система принятия решений. Принимаемые решения, программы требуют систематического информационного обеспечения ; организации и органы, осуществляющие молодежную политику. Реализация молодежной политики находится в сфере практики ; руководство процессом осуществления молодежной политики в целом. Оно связано с принятием государственных решений, с созданием материальных, социальных, правовых и духовных основ осуществления молодежной политики ; программно - целевое управление процессами осуществления молодежной политики на самых различных уровнях, начиная с национального и заканчивая местным. Главную роль здесь играют научно обоснованные формы, методы и средства управления. Структурные элементы государственной молодёжной политики как системы

Оценка направлений ГМП на период до 2013 года НаправлениеОценка тенденций -содействие физическому, творческому, профессиональному, социальному развитию и становлению молодежи; исследователи отмечают постоянное снижение интеллектуального уровня и отрицательную мотивацию молодежи, отсутствие активной жизненной позиции; -формирование культуры здорового образа жизни, охрана здоровья молодых граждан; наркомания, алкоголизм и психические расстройства – обнаруживаются все более в раннем возрасте; перспектива отмены бесплатного образования и незначительная доля охваченных культурным просвещением (не более 5%); -поддержка молодежи в сфере образования, культуры, досуга, творчества; -содействие экономической самостоятельности, занятости и предпринимательству молодежи; отсутствие навыков и знаний, желание иметь «сейчас» и «сразу все» создает предпосылки для дальнейшей криминализации; -поддержка молодой семьи, обеспечение жильем, создание условий, способствующих увеличению рождаемости; снижение рождаемости вследствие моральной, физической и экономической несостоятельности молодежи, недоступность жилья;

Оценка направлений ГМП на период до 2013 года -формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи; дальнейшее возрастание прагматизма, индивидуализма и эгоизма, снижение уровня нравственной допустимости, а реализация Болонской декларации модифицирует имеющиеся ценности в потребительский тип личности; -разработка, принятие и реализация национальных стандартов и программ воспитания духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи; -создание и развитие печатных и электронных средств массовой информации и игр, обеспечивающих позитивную социализацию молодежи; втягивание молодежи в виртуальное пространство стиля «action» не оставит место для позитивной социализации; -профилактика проявлений экстремизма, агрессии и асоциального поведения в молодежной среде; наблюдается рост национализма, отсутствуют государственные структуры, имеющие возможность постоянной и направленной профилактики, следовательно – уход значительной части молодежи из-под влияния государственной идеологии, отсутствует мониторинг этнонациональных и этноконфессиональных отношений; -работа по нейтрализации идеологии и проявлений социальной и национальной нетерпимости; -коррекция поведения, реабилитация молодых людей, склонных к агрессии, насилию, правонарушениям и их последующая интеграция в общество; -создание условий для социализации молодых граждан, лишенных родительского воспитания и опеки; увеличение числа детей, воспитывающихся в детдомах и интернатах;

Оценка направлений ГМП на период до 2013 года -включение потенциала социально значимой активности молодежи в процессы государственного и общественного строительства; выделение в молодежной среде элит разного уровня с целью обеспечения преемственности не только стиля и методов чиновничьей работы, но и ошибок присущих уходящему поколению, снижение возраста управленцев до 18 лет приведет к снижению уровня компетенции власти; -формирование и использование молодежного резерва для обновления и ротации кадров органов государственной власти и местного самоуправления; -интеграция российской молодежи в международное сообщество. эмиграция образованной молодежи в страны с развитой промышленностью и социальным обеспечением, принятие гражданства этих стран.

Оценка молодёжью политической ситуации в России Оценка молодёжью экономической ситуации в России Оценка молодёжью состояние культуры в России Оценка молодёжью эффективности социальных программ в России

Доминирующее настроение современной молодёжи

Схема координации работы молодёжных политических организаций Типовая структура эффективного взаимодействия политически активной молодёжи идеалисты практики членский балласт участники «порыва и действия» идеалисты теоретики Инфор мация, монито ринг карьеристы Реализационная база Теоретико-лоббистская база Проект мероприятий

Основными причинами неэффективности программы ГМП являются : несоответствие многих целей и задач в области государственной молодежной политики реалиям современного российского общества ; недостаточная научная обоснованность государственной молодежной политики ; отсутствие взаимосвязи между реализацией молодёжной политики и другими направлениями государственной деятельности ( социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения образования, социализации и воспитания и др.); противоречивость и недостаточная обработанность нормативной правовой базы ; отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающим потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы ; отсутствие должной координации со стороны властного аппарата, низкий уровень административной коммуникации ;

преобладание в реализации государственной молодежной политики одномоментного, разового подхода ; недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики ; отсутствие на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы ; отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и иных технологий работы с молодежью, соответственно – отсутствует контроль за подобными учреждениями и диагностика их состояния ; недостаточная разработанность методик привлечения молодёжи к содействию в выработке новых способов поддержки молодых людей и корректировки уже имеющихся ( неисполнение принципа участия ). Основными причинами неэффективности программы ГМП являются :

Комплекс концептуальных положений по совершенствованию ГМП 1. Политическая сфера : - повышение имиджа государства ; - создание позитивного имиджа бюрократа и бюрократии как системы ; - развитие методов и способов политического просвещения ; - создание системы информирования о деятельности государства в области молодёжной политики ; - реализация участия молодёжи в политической жизни общества через независимые организации и движения.

2. Экономическая сфера развитие производственной сферы для расширения рабочих мест ; обременение бизнеса квотами на рабочие места для молодёжи ; освобождение от всех видов налогов молодых людей, входящих на профессиональный рынок труда на первые 3-4 года ; предоставление возможности трудоустройства студентов старших курсов, ориентированного на совмещение трудовой и учебной деятельности, переориентирование учебного расписания, способствующего минимизации потерь в отношении получаемого образования ; оперативная и системная отладка действующих видов предпринимательской деятельности, развитие новых, таких как индивидуальное сезонное предпринимательство ; помимо курсов и программ обучения предпринимательскому делу, устраивать открытые семинары с представителями налоговых служб и представителей различных фондов, с целью устранения стереотипов « отбирающего » государства и устранении фактора страха перед государственными службами. Комплекс концептуальных положений по совершенствованию ГМП

3. Этнический фактор культурной сферы усиление внимание к национальным особенностям проживающих на территории нашей страны народов, вместо стремления уравнять представителей всех национальностей ; стимулировать интерес молодёжи к особенностям различных культур, как к богатству данной страны путём проведения открытых фестивалей, ярмарок, выставок - продаж и т. д.; сконцентрировать ответственность и основную долю участия в разработке программ по развитию социальной сферы в регионе вместо строго централизованного руководства со стороны высших эшелонов власти. Комплекс концептуальных положений по совершенствованию ГМП

4. Инновационная сфера информирование о тех проблемах, которые нужно решать на основе новых подходов ; стимулирование поиска новых идей по решению актуальных проблем современности ; активное включение молодежи в инновационно - внедренческую деятельность ; согласование всех программ ( национальных проектов ) с потенциалом и возможностями современной молодёжи, учитывая потребности населения не только в текущем времени, но и далёкой перспективе ; организация и проведение мониторинга мнений молодёжи по всем субъектам Российской Федерации с целью выявления тенденций в характере и скорости развития трудового потенциала страны. Комплекс концептуальных положений по совершенствованию ГМП

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !