Стратегии развития и современные инструменты управления качеством образования П.Б. Бондарев Эксперт ИПОП «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия развития и современные инструменты управления Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика» Н.М.Шадрина Эксперт ИПОП «Эврика»
Advertisements

«Основные направления деятельности ФИП: новые экономические механизмы развития образования» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика» Н.М.Шадрина Эксперт ИПОП.
«Основные направления деятельности ФИП: новые экономические механизмы развития образования» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика» Н.М.Шадрина Эксперт ИПОП.
Содержание образования программ подготовки общественных оценщиков качества образования в условиях реализации ФГОС Бондарев Пётр Борисович 13 октября 2011.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
«Основные направления деятельности ФИП: новые экономические механизмы развития образования» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика» Н.М.Шадрина Эксперт ИПОП.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Инновационная деятельность учителя в контексте современной образовательной политики: требования времени и введение ФГОС Бондарев Петр Борисович
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
1 Первоочередные задачи на 2007/2008 учебный год Минобрнауки России сентябрь, 2007.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
«Развитие самостоятельности школ как способ комплексной реализации проекта» Н.М.Шадрина Заместитель директора АНО «Эврика»
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
Транксрипт:

Стратегии развития и современные инструменты управления качеством образования П.Б. Бондарев Эксперт ИПОП «Эврика»

Общее понятие стратегии Страте́гия (др.-греч. στρατηγία «искусство полководца») общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия направлена на поиск путей эффективного использования наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Стратегии в структуре системы управления

Образовательные стратегии Главный смысл образовательной стратегии - определение форм и методов перехода из нынешнего состояния системы образования в другое качественное состояние. Главные задачи образовательной стратегии - это осознанное и эффективное выполнение поставленных целей. Для этого требуется поиск ответов на сопряжённые вопросы - какими формами, методами и средствами можно добиться выполнения поставленных целей?

Религиозно-просветительская миссия школы как социального института XII век, Ярослав - Киевская школа «Учения книжного»: «Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери этих детей плакали о них: ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (Повесть временных лет») По свидетельству историка образования А.М. Цирульникова, до XVIII в. «Ни правительственных, ни общественных школ не было, зато имелось много мелких частных училищ. … Содержались они, как правило, вольными учителями, - мастерами», позже и «мастерицами». … Обучение было индивидуальным, в классе, как в малокомплектной школе, сидели отроки и отроковицы разного возраста».

Консервативно-охранительная миссия образования (в основе прусская модель, ХVIII в.) Николай I, из обращения к министру просвещения, 1826 г.: «Обозревая с особенным вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с особым сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение». От институтов - к инновациям

Консервативно-охранительная стратегия образования Направление, средства и цель умственного образования будут как лошади на вожжах, в руке главного начальника; захочет – поворотит вправо, влево, остановит, прибавит рыси и т.д. учитель же, отступивший произвольно от руководства, подвергается суду как государственный преступник. Я.И. Ростовцев Начальник штаба военно-учебных заведений, член Государственного совета с 1853 г.

Либерально-инновационная стратегия В конце концов, мы учимся не для школы, а для жизни, мы в ней желаем выступать деятелями. Если характерные и существенные свойства жизни разнообразие и изменчивость, то единообразие и необычайная тугость на реформы в образовательной сфере не согласны с тоном жизни. Рутинная школьная система, постоянно смотрящая назад, а не вперед, будет плохо подготовлять к жизни, к усвоению и правильной оценке ее новых приобретений г. П.Ф. Каптерев

Консервативно-охранительная миссия образования «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся» «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе» Постановление ЦК ВКП(б) от

Наше наследие: сталинский уклад образования в российской школе

Черты консервативно-охранительной стратегии в российской школе XXI в. - гипертрофированный принцип единоначалия в управлении образованием; - господство «единственно правильного» ответа, одномерность содержания, закрепленная в БУП; - представление знаний в готовом виде, система упражнений на его закрепление, контроль за исполнением предписаний; - репрессивное отношение школы к своим учащимся, обучение в соответствии с принципом «надзор- угроза-наказание»; - ориентация на гарантированность всеобщего обязательного минимума ЗУН.

Может, требованиям времени соответствует какая-то другая модель образования? «Знания ради экзамена» или «востребованные» жизнью знания? Миссия школы – сформировать ЗУНы, УУДы или содействие становлению личности? Общее как единое (одинаковое) образование или индивидуальное (разное)?

Современная школа не имеет представления о будущем, в котором предстоит действовать ее выпускникам Сегодняшним школьникам предстоит: 1.Работать по профессиям, которых еще нет. 2.Использовать технологии, которые не созданы 3.Решать задачи о которых мы можем лишь догадываться

Современная стратегия развития образования «Национальная образовательная стратегия "Наша новая школа", направленная на оптимальное развитие школьного образования…» Д.А. Медведев, 2010 г. 1.Расширение общественного участия в управлении образованием 2.Внешняя и независимая оценка качества образования 3.Компетентностно-ориентированный ФГОС 4.Вариативное и открытое образование, ИУП 5.Обучение как средство развития 6.Внедрение современных образовательных технологий 7.Пед. диагностика как средство учёта индивидуальных достижений

Соруководители рабочей группы «Образование»: Исаак Фрумин, Анатолий Каспаржак

ДОСТИЖЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ: 1.Преодолена ветхость школ (в 2006 г. 84% школ; в 2011 г. – 10% школ); 2.Все школы подключены к Интернету; 3.Средняя заработная плата учителей достигла 20 тыс. р. (2008 г. – 11 тыс. р.); 4.Повышена доступность образования детям-инвалидам; 5.В 84% школ созданы органы общественно-госуд. самоуправления. Созданы предпосылки преодоления архаичности российского образования

ВЫЗОВЫ: Разрыв между разными школами в уровне предоставляемых образовательных услуг усиливается; Нарастает отставание российского образования от лучших мировых систем в содержании общего образования; Школа теряет свою роль института социализации, растут показатели суицида, девиантного и деликвентного поведения (Доклад ЮНИСЕФ, февраль, 2012); Обостряется противоречие между модернизацией образования «сверху» и отсутствием реальных инициатив «снизу».

Ключевые меры: Особое внимание учебным и внеучебным достижениям школьников Единственный путь улучшить результаты – это повысить качество образовательной деятельности Сотрудничество учителей, школ, властей, общественности Концентрация на деятельности школьников и на том, какими методиками пользуется учитель. Оказание особой поддержки школам, находящимся в трудных обстоятельствах Развитие внутренней рефлексивности школ

Современные инструменты управления качеством образования Новые ФГОС всех уровней образования; ЕГЭ и ФЭПО (Федеральный экзамен профессионального образования) – какой контроль, такое и образование; нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений; новые системы оплаты труда, реализующие стимулирующие принципы: оплата за качество труда, а не только за часы; новый Порядок аккредитации ОУ и аттестации учителей.

Новые ФГОС: Требования к результатам образования (предметные, метапредметные, личностные) (самостоятельность, инициативность, ответственность); Требования к образовательной программе ОУ; Требования к условиям реализации ОП (в т.ч. – к психолого-педагогическим). Ключевая идея: уход от всеобщего минимума к индивидуальному максимуму.

Риски введения ФГОС Следовательно: необходимость наличия нескольких альтернативных программ ОУ не реализуют на практике ФГОС: расхождение слова и дела Противоречие: ФГОС – УМК Основной вид деятельности – урок (современное состояние) Понимание учителем : способы организации образовательного процесса могут быть различными Учитель на имеет собственного опыта учебной ДЕ

Нормативно-подушевое финансирование 1. Перераспределение средств на уровне муниципалитета. 2. Методика расчета норматива основана на БУП На уровне муниципалитета не приняты НПА по расчету норматива на содержание имущества. 4. Отсутствует стандарт качества образовательной услуги. 5. Не рассчитана стоимость услуги по ФГОС в полном объеме.

Новые системы оплаты труда 1. В стимулирующей части оплаты труда - оплачиваются все виды деятельности. 2. Положение об оплате труда не учитывает особенностей ООП образовательного учреждения. 3. В базовой части оплаты труда не учитываются все виды работ учителя.

Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» В.В. Путин, 7 мая 2012 г. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования: -в июле 2012 г. внести в ГД проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -разработать и утвердить в декабре 2013 г. Концепцию развития математического образования в Российской Федерации; -провести до конца декабря 2012 г. мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и оптимизации сети;

-до конца 2012 г. разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена; -разработать к июню 2012 г. комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи; -утвердить в июле 2012 г. федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования; -осуществить к июню 2013 г. переход к НПФ образовательных программ ВПО; -разработать и утвердить до конца октября 2012 г. план мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.