Повторение изученого по теме «Причастие». Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГВ (с) ОУ «РЦО», Республика Коми, г. Сыктывкар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повторение изученного по теме «Причастие».. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
Advertisements

Повторение изученного по теме «Причастие».. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
Повторение изученного по теме «Причастие».. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
Интегрированный урок русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Юркова Анна Михайловна город Абакан.
Урок русского языка по теме:. 2 этап. Лексико-грамматические задания: 1 задание: найти лишнее слово. Почему оно лишнее? Осыпающийся, решенный, прочитанный,
Это удивительное прилагательное Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Интегрированное открытое занятие по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе.
Лингвистическая разминка добрый етишер у ж б ак о и мный л з ь д ный д н р е ы р й аостный ти в ный.
Простое осложнённое предложение Урок русского языка в 11 классе Учитель: Таранова В.А.
МБОУ «Таканышская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан 2012 год.
Русский пейзаж в поэзии и живописи Альбом 6 «Б» класса Презентация Субботина Георгия Школа 1173, Москва 2007 год.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,
Словарная работа Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей, - синее,
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях.
Вот и осень к нам пришла… Русские поэты о природе.
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе (урок 2)
По картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились.
1 класс Цветовой круг Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный.
Порядок работы Искатели Фотографы Искатели Фотографы Словесник и Словесник и Выступление группы Аналитиков Подведение итогов.
Осень в стихах поэтов Листопад. Листопад. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Березы желтою резьбой Блестят.
Транксрипт:

Повторение изученого по теме «Причастие». Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГВ (с) ОУ «РЦО», Республика Коми, г. Сыктывкар

Эпиграф к уроку: Меняющиася по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее. (И. А. Бунин)

Проверка домашнего задания I.Причастие как часть речи: 1) Общее значение. 2) Признаки глагола у причастия. 3) Признаки прилагательного у причастия. II.Действительные и страдательные причастия. III. Склонение причастий. IV.Образование причастий. V.Синтаксическая роль в предложении. План ответа:

Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий. 1. Я в холодный, обнаж _(н,н)ый сад войду. 2. А возле леса ещё тянется длиный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы. 3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавший _й листвы – и запах антоновских яблок. 4. И небеса, и без границы в них уходящ _е поля. 5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубке(н,н)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем. 6. Свернувш_ася и почерневшее_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее. 7. А лес стоит в оцепененье, Наполне(н,н) бледной лёгкой мглой. 8. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож _(н,н)ый тишиной.

Словарная работа Обнажёный – лишёный покрова, нагой. Оцепенеть – стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства. Заворожёный – очарованый, околдованый ворожбой.

Работа с эпиграфом Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясните расстановку запятых в предложении. Меняющиася по времени года неба, полей, лесов –, никогда ему не изменяющее. картины счастье

Задание 2. В даных предложениях вставьте пропущеные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание причастий. Составьте схемы предложений. 1)Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре __ ой на солнце. 2)На раней заре распахнёшь окно в прохладный сад напольные __ый туманом. 3) Окрестные поля усе__ые копнами голы и желты. 4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой. 5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно. 1)Передо мной серело пустыное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом. 2)Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не)обозримые поля вокруг. 3)Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни. 4)Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошеные луга. 5)Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграблеными. 6)В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы. 7)Он спал с (не) занавешеными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Задание 4. Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к даным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них. Картиная галерея

1)Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль. И. И. Шишкин «Рожь»

2. Прелестный, неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших на лазури. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

4) Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленым бежит. И. И. Шишкин «Родник в лесу»

5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им. Г. Г. Мясоедов «Косцы»

6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

7) Чуть показавшеася сзади солнце озаряло осыпаные золотом вершины белоствольных берёз. И. И. Левитан «Золотая осень»

Какую роль играют причастия в художественом тексте? Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. Сделаем вывод!

Задание 5. Восстановите предложения (можно пользоваться собраными материалами). Сравните полученый текст с авторским. 1) Высоко полный масяц стоит В небесах над туманой землёй, Бледным светом леса серебрит, ______________________ 2)Ты ждала меня в вашем ________________ саду. 3) Крепко пахнет грибной сыростью, _____________ листьями и мокрой древесной корой. Напоёные белою мглой. уже поредевшем перегнившими 4) На бугре, среди мокрой _________ листвы стояла изба. гниющей

Подведём итоги урока! Закончите предложения: 1. Сегодня на уроке я повторил(а) …. 2. Сегодня на уроке я узнал(а) ….

Спасибо за работу на уроке!

При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов: Государственая Третьяковская Галерея И. А. Бунин. Википедия свободная энциклопедия Иллюстрации, анимации