Культура и искусство Архангельской области в электронной информационной среде: результаты пилотного исследования Гурьева Ирина Павловна, заведующая сектором, Рогачева Анна Юлиановна, главный библиограф сектора информации по культуре Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова сентября 2006 г. Архангельск
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Для справки: Электронный ресурс – электронные данные (информация в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач) или сочетание этих видов в одном ресурсе ГОСТ «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», п Электронный документ – документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно- издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения ГОСТ «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», п. 3.1 и 3.2
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Проблемы: отсутствие сводной информации об электронных ресурсах по культуре, создаваемых на территории Архангельской области; проблема ориентирования пользователей в электронной среде; проблема «видимости» сетевых ресурсов по культуре Архангельской области (проблема репрезентативности культуры области в Интернет)
Цель – изучение спектра электронных ресурсов (ЭР), создаваемых на территории Архангельской области. Целевые группы – руководители и специалисты учреждений культуры и учреждений дополнительного образования Архангельской области; руководители органов управления сферой культуры области. Методы: опрос сотрудников учреждений культуры с целью выявления возможных авторов/разработчиков ЭИ; анкетирование группы авторов/разработчиков ЭР и потребителей ЭР (профессионалы в сфере культуры); просмотр источников информации (каталоги, проспекты, сети Интернет и др.). «Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области»
Разослано – более 250 анкет Получено – 38 анкет, в т.ч. 17 – от пользователей ЭИ 17 – от пользователей ЭИ 15 - от авторов сетевых ресурсов 15 - от авторов сетевых ресурсов 6 - от авторов локальных ресурсов 6 - от авторов локальных ресурсов Выявлено самостоятельно – 115 ЭИ: 91 электронный ресурс в сети Интернет 91 электронный ресурс в сети Интернет 24 локальных электронных изданий 24 локальных электронных изданий «Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика анкет
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика ресурсов 136 электронных издания: 105 – сетевых (порталы, сайты, странички, каталоги и БД) 105 – сетевых (порталы, сайты, странички, каталоги и БД) 28 – локальных (CD-R, CD-DA, DVD) 28 – локальных (CD-R, CD-DA, DVD) 3 – комбинированных (в сети Интернет и на оптическом диске) 3 – комбинированных (в сети Интернет и на оптическом диске)
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика ресурсов По природе основной информации
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика ресурсов Год публикации
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика ресурсов Авторы / издатели ЭР
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика ресурсов Тематика (содержание ресурса)
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика ресурсов Тематика: сетевые и локальные ЭР сетевые и локальные ЭР
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Статистика ресурсов Целевое назначение
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Качество сетевых ресурсов Наличие показателей качества: Обратная связь – 92% Обратная связь – 92% Указан автор или авт. коллектив – 77% Указан автор или авт. коллектив – 77% Наполненность разделов – 76% Наполненность разделов – 76% Год публикации – 75% Год публикации – 75% Обновление – 54% Обновление – 54% Указан веб-дизайнер – 43% Указан веб-дизайнер – 43% Ссылки на родственные ресурсы – 28% Ссылки на родственные ресурсы – 28% Второй язык – 13% Второй язык – 13% Поиск по сайту – 12% Поиск по сайту – 12% Карта сайта – 6% Карта сайта – 6%
Рынок электронных продуктов в Архангельской области только начинает складываться; делаются первые робкие шаги Преобладают сетевые ресурсы Для электронных ресурсов по культуре нет региональной интегрированной системы представления их в сети Интернет Каталог обязательного экземпляра АОНБ выступает в качестве инструмента фиксирования и продвижения локальных электронных изданий Электронный продукт, в большинстве своем, – разовая акция Электронные издания слабо продвигаются на рынок (отсутствие маркетинговых стратегий) Практически нет профессиональных студий и организаций, которые целенаправленно бы занимались производством тематических электронных продуктов «Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Выводы
Интернет становится притягательным местом не только для организаций, но и творческих коллективов и личностей. Престижно иметь свой сайт Северодвинск - наиболее «продвинутая» территория, где создается много музыкальных сайтов, выпускаются оптические диски Соловки – форпост электронной культуры; имеет шесть сайтов, которые в целом дают полную картину о Соловках - в контексте богатейшей истории, духовного и природного богатства, современной насыщенной жизни АОНБ – серьезно занимается разработкой электронных продуктов: это и тематические веб-сайты, базы данных и каталоги, программные продукты, оптические диски «Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Выводы
Практически все муниципальные музеи области имеют веб- странички на портале «Музеи России»; самостоятельные интернет-представительства имеют всего три музея: Соловецкий ГИАПМЗ, АОКМ и ГМО Библиотеки области также начинают создавать свои веб- сайты. Благодаря проекту «Компьютерные библиотеки» опубликовано три сайта (Верхнетоемская, Вилегодская, Коношская БС) Другие учреждения сферы культуры также делают робкие шаги в Интернет (Шенкурская ДШИ); творческие коллективы и личности (скульпторы, художники, писатели) представляют себя в сети; первый архангельского интернет-магазина - Салон по продаже картин; начинают публиковаться периодические издания в электронном формате («Результаты», «Культура.Nord». Учреждения социо-культурной сферы не представлены в электронной среде «Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Выводы
«Анализ рынка электронных ресурсов по культуре в Архангельской области» Проблемы сетевых ресурсов Мало краеведческих электронных ресурсов по культуре при повышенном спросе Недостаточное выполнение Закона «Об обязательном экземпляре документов Архангельской области» (2003 г.) Разрозненность сетевых ресурсов, отсутствие координации между профильными серверами и веб- сайтами Слабое обновление ресурсов при быстром устаревании информации, много «мертвых» веб-сайтов Слабое продвижение ресурса (мало ссылок на ресурсы, слабый ссылочный аппарат, ссылки на авторство) Проблема создания научных ресурсов (нет сетевых музейных каталогов, виртуальных коллекций) Проблема доступа к электронным ресурсам, связанная с материально-технической базой учреждений культуры
Анализ рынка электронных ресурсов по культуре Архангельской области: результаты пилотного исследования Благодарим за внимание! Гурьева Ирина Павловна, заведующая сектором, Рогачева Анна Юлиановна, главный библиограф сектора информации по культуре Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова сентября 2006 г. Архангельск