ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР РЕФОРМ ПЕТРА ПЕРВОГО. История. 10 класс с углублённым изучением предмета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реформы Петра I Реформы были подчинены интересам государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западно- европейской цивилизации.
Advertisements

Реформы начала 18 века Маргарита Римша 10 класс. ПЁТР ПЕРВЫЙ ( ) Выдающийся государственный деятель Царь-реформатор Самодержец.
Петр I ( 1672 – 1725 г.г.). Родился 1672 года, а умер в 1725 году. Русский царь с 1682 года и первый российский император с 1721 года. Великий государственный,
Внутренняя и внешняя политика Петра I.. Предпосылками реформ Петра 1 являются два важных аспекта: Объективное отставание России от стран Европы и личность.
Военные реформы Петра I Автор : Егоров Александр ученик 7 а класса Автор : Егоров Александр ученик 7 а класса Новосибирская область г. Татарск МОУ СОШ.
Презентация на тему: Выполнил: Рязанов Кирилл Ученик 10Б класса МОУ СОШ 9.
Эпоха Петра Великого «Хозяин – чернорабочий, самоучка, царь, мастеровой» В.О.Ключевский.
Реформы Петра I «Пётр – это вся Россия; её плоть и дух, характер и гений, воплощение всех её добродетелей и пороков…» К. Валишевский.
Реформы Петра I. Великий Петр! Твой каждый след для сердца русского Как памятник священный. И здесь, средь гордых скал, Твой образ незабвенный Встает.
Повторить и обобщить пройденный материал по теме 1.Образовательные: -повторить и систематизировать материал; -Развитие общеучебных умений и навыков, их.
( ). А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство. Б. Всероссийский рынок. Внешняя торговля. Политика.
Петр Iю Россия на рубеже веков. Петр I. Россия на рубеже веков.
Правление Петра I Необходимость преобразований. Основные реформы Соколова Ю.Е. ГОУ СОШ 1320.
Вводятся ремесленные цехи, на заводах не наемные рабочие, а приписные крестьяне, предприятия работают на армию Рост количества мануфактур (200), строительство.
Петр 1 ( гг) вошел в историю России как царь реформатор. При нем были осуществлены важнейшие преобразования, которые позволили России преодолеть.
Исторический проект. 1 этап – погружение в проект. Тема проекта: Российская империя при Петре I. Цель проекта: 1. Сформировать представления учащихся.
Принципы экономической политики Петра I В первой четверти XVIII в. в экономическом развитии России произошли крупные сдвиги: резко увеличилось количество.
Урок истории в 7 классе Ждановой Оксаны Владимировны МБОУ СОШ 4 городского округа Стрежевой Томской области.
Реформы Петра I Соколова Ю.Е. ГОУ СОШ Задание на урок Чем по вашему мнению была вызвана необходимость реформ в России? Чем по вашему мнению была.
Примеры информационных моделей объекта 7 класс Учитель: Щербинина М.В.
Транксрипт:

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР РЕФОРМ ПЕТРА ПЕРВОГО. История. 10 класс с углублённым изучением предмета.

Цели урока: вспомнить реформы Петра Первого; ознакомиться с позициями учёных в отношении реформ Петра I; Проанализировать их отношение к реформам; сравнить взгляды учёных разных лет;

сравнить положительные и отрицательные стороны реформ Петра Первого; сформировать собственное отношение к реформам Петра Первого. Цели урока:

Личность Петра I ( ) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Отношение к Петру и его реформам неоднозначное – это своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры.

РЕФОРМЫ ПЕТРА I - РЕФОРМЫ ПЕТРА I - Это – исторический подвиг народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформы Петра? Это – разрыв, распад религиозно-нравственного единства народа, сделавший дворян и чиновников иностранцами в собственной стране или переход в новое качество, требовавшее новых усилий на традиционном русском историческом пути развития? Споры не утихают и сегодня.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ. Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа; обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно; Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена пере д необходимостью коренных реформ;

Исторические условия и предпосылки петровских реформ. реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

ВОЕННАЯ-МОРСКАЯ ПЛЮСЫ:МИНУСЫ: Создание сильной регулярной армии Небывалый рост военных расходов, и как следствие –покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств за счет простого народа Появление целой плеяды талантливых полководцев и флотоводцев: А.Д.Меньшиков, Б.П.Шереметьев, Ф.М.Апраксин. Введенные рекрутские наборы тяжким бременем легли прежде всего на русскую деревню, так как срок службы не был определен, человек отправленный в армию не надеялся на возвращение к обычной жизни Создание мощного военно- морского флота

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПЛЮСЫ:МИНУСЫ: Особенностью коллегий ( гг.) по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер их деятельности, и, главное, совещательный «коллегиальный» порядок ведения дел. Введение должности фискалов (человека, следящего за деятельностью должностных лиц) напугало чиновников, а сами фискалы, небезгрешные по части взяток и злоупотреблений, вовсю пользовались своим положением Табель о рангах (1722 г.) обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры Значительно выросло число чиновников, которых к концу петровского царствования насчитывалось более 3тыс.чел., также выросли расходы на содержание управленческого аппарата. Фрагмент Табели о рангах.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И БЫТА ПЛЮСЫ:МИНУСЫ: Открытие первого высшего учебного заведения. Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились «сверху»,нередко путем навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций. Бритье бород не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его религиозные чувства. Петр I отправлял за границу для обучения немало молодых дворян, для овладения морскими науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными языками. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянства, то оно еще очень долго по происшествии Петровской эпохи не читало газет, не ходило в театр, не знало, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носило париков Издание первой газеты- «Ведомости…»,развитие театра, учреждение ассамблей. Кунсткамера в Санкт-Петербурге

ЦЕРКОВН АЯ ПЛЮСЫ:МИНУСЫ: Средства ранее принадлежащие церкви пошли и на поддержание огромной армии и флота. Святейший Синод стал своеобразным ведомством идеологического и религиозного контроля, а церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Монастыри стали использоваться в качестве своеобразных приютов для отставных и нищих. Церковь потеряла свою автономию.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМ ИКЕ ПЛЮСЫ:МИНУСЫ: Принятие таможенного тарифа. Петр стремился оградить молодую отечественную промышленность от конкуренции промышленности западноевропейской. В первые годы создания крупной Российской промышленности использовался наемный труд. Однако его резервы были невелики. Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на мануфактуры. Была создана промышленность,способная полностью обеспечивать все важнейшие военные и государственные нужды страны, ни в чем не зависящая от иностранного экспорта. Закон не определял размер крестьянских повинностей, он устанавливался самим помещиком Развитие промышленного и ремесленного производства, получение России выхода к Балтийскому морю способствовало росту внешней и внутренней торговли.

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ГЛАЗАМИ В.О.КЛЮЧЕВСКОГО Начнем с его высказываний относительно планомерности и естественности преобразований Петра I. «Насколько Петрова реформа была заранее обдумана, планомерна и насколько она исполнена по задуманному плану – вот вопросы, встречающие нас на пороге истории Петра Великого». «… самая программа Петра была вся начертана людьми 18-ого века. Но необходимо отличать задачи, доставшиеся Петру, от усвоения и исполнения их преобразователем». «… реформы Петра I направлялись условиями его времени, до него не действовавшими, частью созданными им самим, частью вторгнувшимися в его дело со стороны.

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ГЛАЗАМИ КЛЮЧЕВСКОГО «При первом взгляде на преобразовательную деятельность Петра она представляется лишенной всякого плана и последовательности». «Видны цели реформы, но не всегда уловим ее план; чтобы уловить его надобно изучать реформу в связи с ее обстановкой…» «Перестройка шла по разным областям одновременно…, и только к концу… стала складываться в нечто цельное». «Петр Великий и его реформы – наше привычное стереотипное выражение… Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя предварительными соображениями, …, и все, что он делал, он … считал своим текущим, очередным делом, а не реформой"

Особенно подкупает в лекциях Ключевского характерная для великих историков прошлого корректность высказываний, ибо «в умах минувших времен надобно осторожно искать своих любимых мыслей».

Михаил Васильевич Л ОМОНОСОВ

В одах Ломоносова создается образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и духовного роста своих подданных. В сознании передовых современников Ломоносова Петр I закрепился как царь-реформатор, обновитель России, а «дело Петрово» стало знаменем в борьбе за дальнейшее развитие страны.

Михаил Васильевич идеализировал личность правителя: он ни разу не сказал о том, какими тяготами легли петровские реформы на плечи народа. Но надо полагать, что отношение Ломоносова к Петру I было искренним. Пётр Первый. М.В. Ломоносов. Мозаика.